Программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года

Утверждена
постановлением Губернатора
Ульяновской области

 

Паспорт программы 

Наименование программы

Развитие конкуренции в Ульяновской  области до 2012 года

Основание

для разработки программы

Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р

Заказчик программы

Правительство Ульяновской области

Координатор программы

Министерство экономики Ульяновской области

Основные разработчики
программы

Министерство экономики Ульяновской области
Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области
Министерство строительства Ульяновской области
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Министерство образования Ульяновской области
Министерство финансов Ульяновской области
Министерство труда и социального развития Ульяновской области
Департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области
Департамент модернизации и развития региональной экономики Правительства Ульяновской области
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»
Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области
Ульяновское УФАС России

Цель программы

Реализация государственной конкурентной политики, направленной на улучшение конкурентоспособности предприятий и уровня жизни населения области, создание необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках области

Основные задачи

- сокращение административных барьеров, препятствующих началу и ведению предпринимательской деятельности;
- обеспечение поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
- создание транспортно-логистической, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;
- реализация мер развития конкуренции в приоритетных для области сферах деятельности:
агропродовольственного комплекса;
розничной торговли;
строительства и строительных материалов;
здравоохранения;
образования;
информационно-коммуникационных технологий;
жилищно-коммунального комплекса;
пассажирских городских и междугородных перевозок

Основные мероприятия

- совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию рынков области;
- обеспечение мониторинга состояния товарных рынков области;
- повышение информационной прозрачности предоставления государственных и муниципальных услуг, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
- обеспечение информационной поддержки развития конкуренции в области;
- изучение состояния  конкуренции и реализация мер, направленных на её развитие в отдельных  сферах деятельности;
- поддержка производства товаров и услуг;
- обеспечение конкурентоспособности продукции региональных товаропроизводителей, в том числе субъектов малого бизнеса, стимулирование роста объёмов производимой продукции;
- развитие торговой инфраструктуры, расширение возможностей реализации продуктов питания населению области непосредственно сельхозтоваропроизводителями

Сроки реализации

2010-2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- создание развитой конкурентной среды на территории  области;
- обеспечение упрощённого «входа» на рынок;
- создание условий для оперативного пресечения фактов недобросовестной конкуренции;
- расширение рынка сбыта и насыщение его качественными товарами;
- ежегодное увеличение объёмов производства и реализации
продукции хозяйствующими субъектами;
- увеличение субъектов малого предпринимательства;
- снижение количества нарушений на потребительском рынке области;
- снижение в 2010 - 2012 годах темпов роста инфляции на продовольственные товары

 


1. Введение

В основе современной рыночной экономики лежит конкуренция – состязание хозяйствующих субъектов за обнаружение и использование возможностей получения прибыли.

Результатами успешного использования этих возможностей являются расширение уже имеющихся мощностей производства, появление новых бизнес-моделей, снижение издержек и повышение качества продукции (услуг), создание новых товаров, способов их производства и распространения.

Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (далее - Программа), разработанная на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 691-р и в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 № 352-пр «Об утверждении Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года».

Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры развития конкуренции в отдельных отраслях (приложение № 1 к Программе), которые являются перспективными с точки зрения развития для Ульяновской области. К Программе прилагается план мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей (приложение № 2 к Программе).

 

2. Цели и задачи развития конкуренции

Конкурентная политика является одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития региона.

Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для обеспечения потребностей граждан Ульяновской области в товарах и услугах экономически эффективным образом.

Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года:

во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития;

во-вторых, снижение инфляции;

в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;

в-четвёртых, развитие региональной конкурентоспособности.

Приоритетными и основными направлениями конкурентной политики на период до 2012 года являются:

1) общее улучшение конкурентной среды за счёт развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения её доступности для участников рынка;

2) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;

3) реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики региона путём использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.

Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:

упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности;

сокращение административных барьеров;

организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;

сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;

развитие государственного и муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа социальных (медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур;

развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.

 

3. Краткая характеристика конкурентной среды и угрозы конкуренции

Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.  К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.

Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует:

высокий уровень административных барьеров;

инфраструктурные ограничения конкуренции;

антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.

3.1. Административные барьеры

Одними из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.04.2009 № 183-П утверждён Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).

Внедряется система мониторинга результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Ульяновской области и исполнения ими своих полномочий, а также хода реализации приоритетных национальных проектов (региональный сегмент государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами (далее - ГАС «Управление»).

Кроме того принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный федеральный закон направлен на организацию комплексного предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты (для физических лиц) и других средств.

В то же время, несмотря на проделанную работу, система государственного управления Ульяновской области нуждается в дальнейшем совершенствовании с учётом основных направлений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р.

Результатом проведения административной реформы является целенаправленное формирование новых механизмов деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, которое возможно лишь в рамках эффективной системы управления, ориентированной на результат.

В рамках формирования новых механизмов деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области необходимо решить следующие проблемы:

1) осуществление централизованного планирования преобразований;

2) создание единого центра координации, контроля и оперативной корректировки хода преобразований;

3) организация эффективного управления и контроля использования ресурсов, направляемых на осуществление соответствующих мероприятий.

Именно поэтому наиболее целесообразным способом решения поставленных задач являются реализация Программы проведения административной реформы в Ульяновской области в 2009-2010 годах (утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 19.01.2009 № 15-П).

Важнейшими задачами, особенно в период финансового кризиса, являются:

сохранение условий развития  малого и среднего бизнеса, прежде всего за счёт обеспечения доступа к  кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка;

снижение непроизводственных затрат предприятий в виде различного рода административных, инфраструктурных ограничений и барьеров.

Также перспективным направлением в данной сфере является реализация разработанного на территории Ульяновской области проекта «Муниципальная бизнес-карта Ульяновской области».

Результатом реализации проекта является присвоение рейтинга муниципальным образованиям Ульяновской области. Сравнение муниципальных образований Ульяновской области будет проводиться по условным показателям бюрократической нагрузки на предпринимателей, доступности информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, формирования благоприятного инвестиционного климата, уровня социально-экономического развития и др.

Также будут рассматриваться такие административные процедуры, как: получение земельного участка под строительство, получение разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, регистрация нового предприятия, регистрация прав собственности на объекты недвижимости.

Таким образом, проект будет сфокусирован на оценке административных барьеров, создающих препятствие к повышению инвестиционной привлекательности отдельных муниципальных образований области.

Реализацию проекта предлагается осуществлять в ноябре каждого текущего года, с учётом поступления необходимых статистических данных.

 

3.2. Инфраструктурные ограничения конкуренции

Сдерживающим фактором развития конкуренции экономики Ульяновской области становятся инфраструктурные ограничения. К ним относятся:

незавершённость строительства транспортной инфраструктуры;

дефицит генерирующих энергомощностей;

газификация региона;

износ существующей инженерной  инфраструктуры.

 

3.2.1. Транспортная инфраструктура 

Основными ограничениями в развитии транспортной инфраструктуры являются:

незавершённость строительства второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волга в городе Ульяновске;

отсутствие автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск» на участке обхода г. Ульяновска, обходов р.п. Чердаклы и  г. Димитровграда на автомобильной дороге «Ульяновск-Димитровград-Самара». Строительство этой трассы предусмотрено в проекте «Волжский транзит», который пока не утверждён;

отсутствие электрифицированных участков железных дорог по направлениям Инза-Ульяновск-Димитровград-Нурлат и Ульяновск-Сызрань, что  является серьёзным препятствием для эффективной организации грузоперевозок железнодорожным транспортом.

Для устранения данных ограничений необходимо:

осуществить развитие транспортных коммуникаций «Север-Юг» и «Запад-Восток» федерального значения, что окажет существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Ульяновской области. Позитивный характер этого влияния в значительной степени обусловлен открывающимися возможностями в связи с созданием терминалов, а также с развитием транспортных и торговых услуг. Помимо этого, позитивное влияние ощутят и некоторые отрасли производства, в которых значительную роль играют межрегиональные обмены;

реализовать проект создания транспортно-логистического кластера «Волжский транзит», что позволит Российской Федерации получить новый транспортный коридор и разгрузить Московский транспортный узел, концентрация грузопотоков через который будет нарастать.

Основными задачами развития транспортно-логистического кластера Ульяновской области являются:

включение региона в систему евроазиатских транспортных связей (развитие транзитных перевозок, международных транспортных коридоров), в результате Россия может получить новый транспортный коридор «Восток-Запад»;

обеспечение крупных промышленных организаций региона требуемыми качественными транспортными услугами в нужном объёме;

обеспечение малого и среднего бизнеса, федеральных торговых сетей и иных субъектов качественным транспортно-логистическим сервисом.

 

3.2.2. Энергетическая инфраструктура

В целом, отрасль характеризуется низким уровнем конкуренции.

Во многом это обусловлено спецификой подключения к источникам тепла, электроэнергии и газа.

Для роста эффективности работы необходима модернизация действующих станций, а также расширение сетевой инфраструктуры.

В части газификации региона необходимо отметить, что потребление газа в Ульяновской области по состоянию на 01 января 2008 года составило              2,9 млрд. н.м³/год при проектной пропускной способности существующей газотранспортной системы 2,3 млрд. н.м³/год.

В результате реализации плана-графика синхронизации работ с открытым акционерным обществом «Газпром» (далее – ОАО «Газпром») по газификации населённых пунктов области и запуска ряда инвестиционных проектов в перспективе к 2015 году потребность в природном газе возрастёт в целом по Ульяновской области как минимум до 6 млрд.н.м3 в год.

В числе испытывающих недостаток объёмов природного газа и нуждающихся в их увеличении находится ряд крупных предприятий Ульяновской области.

Приоритетными направлениями конкурентной политики в энергетической инфраструктуре являются:

- стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг энергосервисных компаний;

- формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала. 

 

3.2.3 Информационная инфраструктура 

  Состояние конкуренции на рынке информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) обусловлено структурой рынка, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата в регионе. Одним из важнейших факторов, влияющих на состояние рынка ИКТ, является уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, доступность, полнота и достоверность экономической, финансовой и другой  информации, получаемой потенциальными инвесторами.

 Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, а также недостаточным объёмом требуемой для ведения и развития бизнеса информации, что обуславливает нынешнее недостаточно развитое состояние конкурентной среды, в том числе и в Ульяновской области.

 Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.      

В целях обеспечения развития конкурентной среды в Ульяновской области в сфере информатизации необходимо решить следующие задачи:

- повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за счёт обеспечения открытости работы органов власти, оптимизации процессов информационного взаимодействия органов власти между собой, с гражданами и организациями;

- повышение уровня информированности населения, организаций, всех хозяйствующих субъектов о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области;

- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, хозяйствующих субъектов;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма разработки и реализации проектов в сфере информатизации Ульяновской области.

Для решения указанных задач Программой должно быть предусмотрено:

- внедрение механизмов предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, организация интерактивного информационного обслуживания с использованием современных информационных технологий;

- обеспечение возможности информирования в электронном виде граждан и организации об оказании государственных услуг и выполнении государственных функций.

Целевыми показателями и индикаторами решения указанных задач могут быть приняты:

- количество разработанных в рамках мероприятия программно-технических решений, обеспечивающих открытость исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и обеспечение возможности предоставления информации об оказании государственных услуг;

- доля оказываемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области государственных услуг, информация о которых доступна для получения населением с использованием ИКТ.

Эффективность реализации мероприятия может быть рассчитана после утверждения объёмов финансирования и распределения расходов по статьям.

 

3.2.3.1. Оценка состояния отрасли «Связь» в Ульяновской области 

ИКТ и услуги, важной составляющей которых являются технологии и услуги отрасли «Связь», в настоящее время приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, развития экономики, обеспечения национальной безопасности, предоставления адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.

В структуре отрасли «Связь» на территории области присутствуют: местная, междугородняя и международная телефонная стационарная связь, мобильная связь, почтовая связь, передача данных, телематические услуги, телерадиовещание (ТРВ), которые обеспечиваются работой более 90 операторов связи.

Доля населения, охваченного стационарной телефонной связью составляет - 28%, однако уровень проникновения сотовых операторов составляет 113%. Уровень охвата населения покрытия территории областными телевизионными каналами:

         - ВГТРК – 94%;

         - ТРК «Репортёр» - 30%.

Предприятия отрасли «Связь», большинство из которых являются филиалами московских компаний, до настоящего времени не испытывают серьёзных финансовых трудностей.

Ульяновский филиал ФГУП «Почта России» отмечает увеличение объёма выполненных работ и услуг на 9,6% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

Операторы местной и зоновой связи в 2009 году отмечают рост увеличение объёма выполненных работ и услуг по сравнению с 2008 годом на 11,2%.

Операторами связи прогнозируется снижение объёмов инвестиций в модернизацию технических средств, что не будет иметь существенных социальных последствий.

 

3.2.3.2. Снижение инфраструктурных издержек путём развития отрасли «Связь»

Инфраструктурные ограничения в развитии промышленного комплекса способствуют низкому уровню развития телекоммуникационных сетей в сельской местности Ульяновской области.

С целью минимизации имеющейся диспропорции, учитывая социальную и экономическую значимость развития средств связи и расширения спектра современных телекоммуникационных услуг в интересах населения и промышленного комплекса, предполагается реализовывать план мероприятий, включённых в областную целевую программу «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, повышение качества государственных (муниципальных) услуг в Ульяновской области в 2010-2012 годах» (утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 № 27/303-П.

 

3.3. Антиконкурентные действия органов власти и их должностных лиц

 Антиконкурентные действия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области – это издание правовых актов и (или) совершение действий (бездействия) исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и их должностными лицами, которые имеют (либо могут иметь) своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Практика показывает, что количество подобных нарушений увеличивается. По данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в 2010 году в регионе было выявлено 35 нарушений, связанных с ограничением конкуренции. При этом наибольшее количество нарушений приходится на органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области – 25 нарушения. В актах и действиях исполнительных органов государственной власти Ульяновской области выявлено 6 нарушений, в территориальных органах федеральных органах государственной власти - 4.

Среди выявленных нарушений встречаются такие нарушения как: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, установление в нормативных правовых актах порядка предоставления муниципального имущества без торгов,  предоставление хозяйствующим субъектам земельных участков без публичных процедур.

На протяжении длительного времени выявляются нарушения антимонопольного законодательства в области организации транспортного обслуживания населения. Основной причиной подобного положения является злоупотребление со стороны органов власти при допуске хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом с использованием имеющихся пробелов в действующем законодательстве.

В складывающихся условиях особую значимость  и актуальность приобретает введение в практику государственного управления проведение антикоррупционной экспертизы, цель которой – выявление пробелов и ошибок в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, создающих благоприятную почву для коррупции.

Основная задача антикоррупционной экспертизы – ещё на стадии разработки нормативных правовых актов устранить нормы, создающие риск возникновения коррупции, поскольку значительная часть коррупционных деяний становится возможной благодаря дефектам законов и подзаконных нормативных правовых актов. Внедрение антикоррупционной экспертизы не позволит принимать законы и иные правовые акты, которые могли бы допустить двоякое толкование правовых норм.

Основания и порядок проведения антикоррупционной экспертизы закреплены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Ульяновской области от 05.06.2007   № 77-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области».

Проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в рамках проведения правовой экспертизы в Ульяновской области занимается Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, Прокуратура Ульяновской области, органы государственной власти Ульяновской области. Также учреждён институт Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.

Для изучения и пресечения распространённости коррупции в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области перспективным является проведение социологических опросов.

Так в 2009 году был проведён опрос среди наиболее заинтересованной в сокращении коррупции социальной группе – среди предпринимателей (опрошено 124 предпринимателя).

По данным социологического опроса, организованного совместно с ОГУ «Медиацентр», до сих пор значительная часть представителей бизнес-сообщества (а таких оказалось более четверти, 27%), убеждены, что нормы закона в принципе не позволяют вести нормальную предпринимательскую деятельность, и для того, чтобы их обходить, бизнес просто вынужден вступать в коррупционные связи с чиновниками.

Высокий уровень коррумпированности взаимоотношений власти и бизнеса подтверждается личным опытом предпринимателей. 40% опрошенных заявили, что за последние 1-2 года они оказывались в ситуации, когда какой-нибудь государственный служащий (должностное лицо) просил или намекал на неофициальную плату, услугу за свою работу.

 

4. Инструменты развития конкуренции и направления их совершенствования

Основной задачей макроэкономической политики региона является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая Правительством Ульяновской области экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции – комплексная задача, за решение которой несут ответственность все исполнительные органы государственной власти Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы, направленные прежде всего на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, – налоговая политика, государственные закупки и политика в отношении развития малого бизнеса – не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

 

4.1. Оценка инвестиционной и налоговой составляющей развития конкурентной среды Ульяновской области 

В результате реализации в Ульяновской области инвестиционной политики, направленной на привлечение инвесторов в регион, на региональных рынках появляются новые участники, что в свою очередь повышает уровень конкуренции на данных рынках. Определяющим условием привлечения инвесторов в регион является создание благоприятного инвестиционного климата.

В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата, принят Закон Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области». Вышеуказанным законом устанавливается статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области и статус особо значимого инвестиционного проекта.

Статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, направленный на привлечение в регион крупных инвесторов, успешно действует на протяжении нескольких лет и позволил привлечь в регион 6 крупных компаний-инвесторов, в т.ч. три транснациональные компании – компанию «Mars»,  реализовавшую  на территории области инвестиционные проекты строительства завода по производству кондитерских изделий и завода по производству кормов для домашних животных, а также компанию «SABMiller», реализовавшую  инвестиционный проект строительства пивоваренного завода, компанию «Quarzwerke GmbH», реализующую проект строительства фабрики по обогащению кварцевого песка.

Статус особо значимого инвестиционного проекта направлен на активизацию инвестиционной деятельности в период особых экономических условий (кризисного и посткризисного периода) в приоритетных для региона отраслях и муниципальных образованиях с низкой деловой активностью. Оба статуса предусматривают оказание государственной поддержки вновь созданным предприятиям.

Для организаций, созданных с целью реализации инвестиционных проектов, которым  присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, а также для организаций, зарегистрированных на территории иных субъектов Российской Федерации, создавших на территории Ульяновской области обособленные подразделения с целью реализации инвестиционных проектов, которым  присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, предусматриваются следующие меры государственной поддержки (на срок окупаемости инвестиционных затрат, но не более чем на 5 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором инвестиционному проекту присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта):

установление пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области в размере 13,5%;

установление налоговой ставки 0 процентов по налогу на имущество организаций.

Для организаций, созданных с целью реализации и реализовавших инвестиционные проекты, которым присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, а также для организаций, зарегистрированных на территории иных субъектов Российской Федерации, создавших на территории Ульяновской области обособленные подразделения с целью реализации и реализовавших инвестиционные проекты, которым  присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта, предусматриваются следующие меры государственной поддержки (сроком на 8 лет с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором завершена реализация инвестиционного проекта, факт завершения реализации которого подтверждён Правительством Ульяновской области):

установление пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, в части, подлежащей зачислению в областной бюджет Ульяновской области в размере 13,5%;

установление налоговой ставки 0 процентов по налогу на имущество организаций; 

освобождение от уплаты транспортного налога;

предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области.

В целях снижения налоговой нагрузки для предприятий малого и среднего бизнеса и обеспечения условий вхождения в бизнес начинающим предприятиям с  1 января 2009 года в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.03.2009 № 13-ЗО  «О налоговых ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, на территории Ульяновской области» установлены дифференцированные налоговые ставки (в размере 5 процентов и 10 процентов) в зависимости от категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В целях стимулирования расширения, модернизации и технического перевооружения действующих производств в приоритетных отраслях промышленности Ульяновской области в налоговом законодательстве Ульяновской области предполагается также предусмотреть специальные налоговые стимулы. Планируется установить налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для организаций, относящихся к приоритетным отраслям Ульяновской области, осуществившим в течение предшествующего календарного года капитальные вложения на сумму более 100 млн. рублей, направленные на расширение, модернизацию и техническое перевооружение производства, при условии, что доля основных средств, введённых в эксплуатацию в результате расширения, модернизации, технического перевооружения в общей стоимости основных средств организации составила не менее 25 процентов. При этом размер и срок предоставления налоговых льгот зависит от объёма капитальных вложений и доли введённых в эксплуатацию основных средств в общей стоимости основных средств. 

Не менее значимым фактором инвестиционного климата, наряду с наличием эффективной нормативной правовой базы, предполагающей в числе прочего предоставление государственной поддержки, является уровень развития инфраструктуры. Значимость инфраструктурного потенциала региона с точки зрения инвестора особенно возрастает в период кризиса, когда инвестор стремится максимально сократить затраты на реализацию проектов, в т.ч. исключить издержки, связанные со строительством объектов инфраструктуры.

В настоящее время при выборе площадки для инвестиций бизнес ориентируется либо на доступность уже имеющейся инфраструктуры, либо на возможность использования механизма государственно-частного партнёрства при создании инфраструктурных объектов.

Для развития инфраструктурного потенциала региона Правительство Ульяновской области намерено:

  1. Осуществлять формирование и развитие промышленных зон с целью обеспечения предложения инвесторам для промышленной застройки площадок, представляющих собой сформированный земельный участок, обеспеченный инженерной инфраструктурой. В настоящее время в области принята и действует областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области на 2008-2010 годы» (утверждена Законом Ульяновской области от 05.09.2007 № 121-ЗО), предполагающая создание промышленной зоны «Заволжье» и «Новоульяновск». В перспективе планируется создание промышленной зоны «Новоспасское». Также в области принята областная целевая программа «Формирование и развитие промышленных зон на территории Ульяновской области» на 2011-2014 годы (утверждена постановлением Правительства Ульяновской области от 26.10.2010 № 39/356-П).
  2. Содействовать расширению участия инвесторов Ульяновской области в реализации инфраструктурных проектов с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Проводить информационно-разъяснительную работу с инвесторами о перспективах и возможностях взаимодействия с Инвестиционным фондом Российской Федерации. В связи с тем, что порядок подготовки заявок в Инвестиционный фонд Российской Федерации предполагает необходимость наличия разработанной и имеющей положительное заключение госэкспертизы проектно-сметной документации, необходимо координировать работу муниципальных образований Ульяновской области по предварительной подготовке проектно-сметной документации на строительство необходимой для развития муниципальных образований Ульяновской области и области в целом инженерной инфраструктуры.

3. Реализовать мероприятия по созданию и развитию на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области портовой особой экономической зоны (на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный») – в соответствии с соглашением от 30.01.2010  № 1102-ОС/Д25 «О создании на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области портовой особой экономической зоны», заключённым Правительством Российской Федерации и Правительством Ульяновской области  во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны».

  1. Координировать работу муниципальных образований Ульяновской области по утверждению схем территориального планирования муниципальных образований Ульяновской области и иной градостроительной документации.

Таким образом, реализуемые на уровне области инвестиционная и налоговая политика направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата и привлекательных условий для развития бизнеса, что должно способствовать усилению конкуренции за счёт привлечения на региональные рынки новых предприятий – участников.

 

4.2. Государственные закупки

Система государственных закупок, действующая в Российской Федерации, направлена на повышение их эффективности, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Федеральный закон от 21.07.2005       № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) внёс существенные изменения в порядок размещения государственных и муниципальных заказов и принципиально изменил существовавшую ранее систему закупок на территории Ульяновской области.

В целях реализации положений Закона в Ульяновской области были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками – через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.

В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности закупок на территории Ульяновской области были приняты меры, которые позволили создать на уровне субъекта достаточно эффективную систему информационного обеспечения государственных закупок. Высокий уровень прозрачности созданной системы информационного обеспечения государственных закупок признан на федеральном уровне. В 2007 году на Третьем всероссийском форуме-выставке «Госзаказ-2007» сайт Ульяновской области www.gz.ulgov.ru вошёл в число 10 лучших сайтов по государственным закупкам и занял 4 позицию в национальном рейтинге прозрачности закупок из 89 регионов России с общим суммарным баллом 7.21 и присвоен рейтинг – «высокая прозрачность ПР с итоговым баллом 145.

Развитие системы государственных закупок направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного заказа о торгах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками.

В связи с этим информационные технологии, автоматизации процессов всего цикла закупок занимают особое место в области закупок и приобретают в последнее время все большее значение. На территории Ульяновской области приобретена система управления процессом организации государственных закупок (АЦК-ГОСЗАКАЗ) и начиная с 01 января 2009 года запущена в промышленную эксплуатацию, что позволило автоматизировать все стадии процесса размещения заказа; с августа 2008 года обеспечена возможность приёма заявок в форме электронного документа с использованием электронной цифровой подписи; с октября 2008 года осуществляется размещение заказов путём проведения открытых аукционов в электронной форме.

Данные нововведения способствуют увеличению количества участников размещения заказов, содействуют развитию добросовестной конкуренции, расширяют возможности для участия физических и юридических лиц из других регионов Российской Федерации.

Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры.

Во-первых, на федеральном уровне осуществление законодательной инициативы Ульяновской области в части создания единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам; объединение соответствующих информационных ресурсов на мощностях Федерального информационного центра.

Во-вторых, на региональном уровне – выбор приоритетным способом размещения заказов через открытые аукционы в электронной форме. Это позволит исключить рутинность «бумажных» процедур, сократить сроки, уменьшить трудозатраты, снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счёт обеспечения анонимности  участия в электронных аукционах), исключить субъективизм при определении победителей, обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через сеть Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона), а также будет способствовать предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повысит эффективность закупок в целом. 

В дальнейшем (с созданием единого сайта) для обеспечения ликвидности торгов информация об электронных аукционах также должна быть сконцентрирована на ограниченном количестве ресурсов.

 

4.3. Развитие малого и среднего предпринимательства

На протяжении всей истории мировой экономики в кризисные моменты руководство стран находило выход из создавшейся ситуации в развитии частного сектора.  Это обусловлено способностью малого и среднего бизнеса к быстрой переориентации на новые виды производства и быстрому обновлению ассортимента выпускаемой продукции.

Наличие развитой сети предприятий малого и среднего бизнеса создаёт препятствие к установлению монопольно высоких цен крупными предприятиями, как на рынках товаров, так и в сфере услуг.

Правительство Ульяновской области на протяжении последних 6 лет осуществляет политику создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса через осуществление ряда мероприятий:

упрощение налоговой отчётности и бухгалтерского учёта субъектов малого предпринимательства;

упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий;

обеспечение доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе обеспечение реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений;

расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и государственных корпораций;

обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о совершении необходимых действий и предоставлении перечня необходимой документации.

В 2009 году Правительством Ульяновской области в рамках работы антикризисных штабов по малому и среднему бизнесу согласно Закону Ульяновской области от 08.06.2005 № 042-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы» введены новые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

поддержка начинающих – гранты начинающим предпринимателям;

предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

поддержка ремесленной деятельности;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам и лизинговым договорам;

имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

поддержка молодёжного предпринимательства.

В 2009, 2010 годы созданы новые объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, такие, как Ульяновский региональный фонд поручительств и Ульяновский областной бизнес-инкубатор.

Существенно упрощены условия и порядок участия субъектов малого и среднего бизнеса в программах государственной поддержки предпринимательства. Это субсидирование затрат из расчёта ставки рефинансирования Центробанка России, а также части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым в российских кредитных организациях. Кроме того, значительно расширен перечень приоритетных видов деятельности.

Сохранены ранее действовавшие программы государственной поддержки: корпоративный университет, в рамках которого в проводится предпринимателей, и «скорая помощь» предпринимателю. Благодаря реализации последнего мероприятия предприниматели региона имеют возможность получать квалифицированную помощь юристов.

Также в Ульяновской области приняты следующие меры по поддержке предпринимательства:

принято решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощённой системы налогообложения на основе патента на территории Ульяновской области;

принят Закон Ульяновской области от 09.10.2008 № 168-ЗО «О предельном значении площади и сроке рассрочки оплаты арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, применяемых при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества»;

введены дифференцированные ставки налога при применении упрощённой системы налогообложения на территории Ульяновской области;

введён мораторий на повышение ставок по уже заключённым договорам аренды;

введён мораторий на увеличение корректирующего коэффициента K2 при применении  единого налога на вменённый доход.

Также в I квартале 2011 года будет принято постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011-2015 годы».

 

5.  Первоочередные меры по развитию конкуренции 

Ситуация в экономике в связи с мировым финансовым кризисом стремительно изменяется. Конкуренция становится более жёсткой и обретает новые черты. Обостряется борьба между хозяйствующими субъектами за финансовые ресурсы, удовлетворение снижающегося спроса на товары и услуги.

В связи с вышеизложенным Правительством Ульяновской области реализуются меры развития конкуренции в отдельных отраслях (приложение № 1 к Программе).

Конкурентная политика в условиях кризиса предусматривает реализацию следующих мер:

во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путём снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;

во-вторых, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти;

в-третьих, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путём:

обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования. Данная мера будет эффективной только в случае, если выделение государством средств будет осуществляться на максимально доступной, в том числе для малого бизнеса, и прозрачной конкурсной основе;

упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, и упрощения процедуры присоединения;

в-четвёртых, формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов государственных корпораций и естественных монополий, в том числе путём расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе;

в-пятых, проведение контрольных мероприятий Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления;

в-шестых, развитие конкуренции в муниципальных образованиях Ульяновской области.

 

6. Целевые индикаторы результативности Программы 

Целевые индикаторы разработаны на период действия Программы и предполагают анализ результативности её реализации в различных сферах экономики региона.

 

п/п

Наименование
показателя

Значение показателя

Ответственные

2010 год

2011 год

2012 год

1.

Показатели уровня развития конкуренции

1.1.

Уровень цен на социально значимые продукты питания

не выше среднероссийского уровня

не выше среднероссийского уровня

не выше  среднероссийского уровня

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области

1.2.

Доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте, %

15

15,5

16

Министерство экономики Ульяновской области

1.3.

Доля открытых аукционов в электронной форме, проводимых для государственных нужд, в общем количестве, %

4

40

45

Министерство экономики Ульяновской области

1.4.

Уровень конкуренции торгов - число участников на одну процедуру состоявшихся торгов:

-

-

-

Министерство экономики Ульяновской области

 

открытых конкурсов

2,38

2,80

3,10

 

открытых аукцио-нов 1

4,06

-

-

 

открытых аукционов в электронной форме

3,14

5,00

5,80

1.5.

Количество резидентов особых экономических зон регионального уровня туристко-рекреацион-ного типа

2

6

10

Министерство экономики Ульяновской области

1.6.

Количество муниципальных образований, где на рынке розничной торговли фармацевтической и         

 медицинской продукцией доминирующее положение занимает один хозяйствующий субъект

отрицательная динамика

отрицательная динамика

отрицательная динамика

Ульяновское УФАС России

 

1.7.

Интегральный показатель готовности единой интегрированной геоинформационной системы для управления развитием Ульяновской области, %

0

65

100

Департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области

1.8.

Количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства, связанных с ограничением доступа хозяйствующих субъектов к государственному заказу, иным ресурсам и правам, предоставляемым органами власти Ульяновской области

отрицательная динамика

отрицательная динамика

отрицательная динамика

Ульяновское УФАС России

1.9.

Доля продукции и услуг, производимых новыми участниками АПК, вошедшими на рынок в течение трёх лет, %

3

4

5

Министерство сельского хозяйства Ульяновской области

1.10

Уровень концентрации на рынках управления многоквартирными жилыми домами

низкоконцентрированный в географических границах города Ульяновска

низкоконцентрированный в географических границах остальных муниципальных образований области

низкоконцентрированный в географических границах остальных муниципальных образований области

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

2.

Показатели административных барьеров и инфраструктурных ограничений

2.1.

Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год, % 2

положительная динамика

положительная динамика

положительная динамика

Министерство экономики Ульяновской области, Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области

­    в организациях оптовой торговли

положительная динамика

положительная динамика

положительная динамика

­    в организациях розничной торговли

положительная динамика

положительная динамика

положительная динамика

­    в строительных организациях

положительная динамика

положительная динамика

положительная динамика

2.2.

Количество многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), использующих программное обеспечение деятельности МФЦ (максимально обеспечивающих перевод предоставления услуг в электронную форму: направление электронных запросов и получение электронных ответов, заверенных электронной цифровой подписью), шт

3

5

5

Департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области,

ООО «Региональный информационный центр»

2.3.

Подключение исполнительных органов государственной власти Ульяновской области к услугам информационного центра по обеспечению межведомственного информационного обмена и доступа к данным, содержащимся в государственных информационных системах, %

0

80

100

Департамент информационных технологий Правительства Ульяновской области

2.4.

Оценка населением и предприниматель-ским сообществом роста степени открытости и прозрачности дея-тельности органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправ-ления муниципаль-ных образований Ульяновской облас-ти (по данным социологических исследований), процентов

3

5

7

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области

2.5.

Оценка предприни-мательским сооб-ществом Ульянов-ской области уровня коррумпированности отношений бизнеса и власти в России как максимального или близкого к этому (по данным социологи-ческих исследова-ний), процентов

41

36

30

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области

2.6.

Снижение доли проектов норматив-ных правовых актов Ульяновской области, в которых по итогам антикор-рупционного анали-за, проводимого Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, были выявлены корруп-циогенные факторы, в общем количестве проектов нормативных правовых актов Ульяновской облас-ти, проходивших экспертизу, процен-тов

26

24

22

Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области

2.7.

Количество вновь привлечённых крупных инвесторов

2

3

4

Департамент модернизации и развития региональной экономики Правительства ульяновской области, ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»

 

3

Отраслевые показатели развития конкуренции

3.1.

Количество государственных (муниципальных учреждений здравоохранения, переведённых преимущественно на одноканальное финансирование (не менее 70 % от общего объёма финансирования за счёт средств обязательного медицинского страхования) через систему обязательного медицинского страхования, единиц

0

69

69

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.2.

Количество государственных (муниципальных) больничных учреждений, финансирование которых осуществляется по результатам деятельности по законченному случаю, единиц

0

46

46

Министерство здравоохранения Ульяновской области

3.3.

Доля утверждённых  схем территориального планирования муниципальных районов Ульяновской области, %

100

Министерство строительства Ульяновской области

3.4.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление домами посредством товариществ собственников жилья или жилищных кооперативов, %

15,2

18

20

Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области

3.5.

Количество созданных объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области

26

34

18

Министерство строительства Ульяновской области, Министерство экономики Ульяновской области

 

1- с 01.01.2011 процедура открытых аукционов проводиться не будет согласно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». 

2 – Данный показатель будет рассчитываться на основании опроса хозяйствующих субъектов, проводимого Экспертным Советом по развитию конкуренции в Ульяновской области, который будет создан в рамках реализации данной программы, совместно с Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Ульяновской области и с Департаментом развития предпринимательства Министерства экономики Ульяновской области. 

 

7. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации 

Министерство экономики Ульяновской области, как координатор Программы, организует управление Программой и получение от исполнителей программных мероприятий необходимой информации по реализации закреплённых мероприятий.

Координатор Программы  обеспечивает предоставление отчёта о ходе реализации Программы в Министерство экономического развития Российской Федерации до 01 марта и 01 октября года, следующего за отчётным.

 

Приложение 1 к Программе

Приложение 2 к Программе

Добавлено: 26 января 2011 года, 09:34

Изменено: 1 апреля 2015 года, 13:05