Доклад Первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области С.В.Опенышевой «МФЦ для Бизнеса – новации в деятельности центров государственных и муниципальных услуг»

«Всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия,
нужно давать медаль за личное мужество».

В.В. Путин

 

1. Россия в рейтинге условий ведения бизнеса «Doing Business»

Россия в рейтинге условий ведения бизнеса «Doing Business» Всемирного банка в 2015 году поднялась на 30 позиций по сравнению с результатами прошлого года, заняв 62 место среди общего числа стран.

Такой взлет обусловлен снятием ряда административных барьеров в 2013-2014 гг. Особенно Всемирный банк отметил упрощение процедуры регистрации предприятий и процесса регистрации собственности.

Положительная динамика России выявлена также в области кредитования, получения разрешений на строительство, защиты прав миноритарных инвесторов, налогообложения и международной торговли.

В настоящее время методология рейтинга условий ведения бизнеса находится в процессе серьезных изменений. Впервые в рамках
«Doing Business 2015» помимо эффективности тех или иных процедур учитывается качество их предоставления. К примеру, при составлении рейтинга стран по индикатору «Получение разрешений на строительство», учитывается и эффективность самого процесса, и качество регулирующего законодательства, и квалификация персонала, который рассматривает и утверждает проекты строительства.

 

2. Ульяновская область в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в российских регионах представило Агентство стратегических инициатив по результатам работы субъектов в 2014 году.

Ульяновская область не первый раз оказывается на первых строчках инвестиционных рейтингов. Согласно рейтингу Doing Business, Ульяновск стал регионом России, в котором легче всего вести бизнес. В интегральном рейтинге Агентства стратегических инициатив Ульяновская область занимает второе место (после Калужской) по России.

Кроме того, в процесс принятия решений в регионе вовлечены главы местных администраций и муниципалитетов, эксперты и ассоциации предпринимателей. Однако местные бизнесмены жалуются, что Ульяновская область так же, как и Россия в целом, страдает от проблем с излишней бюрократией.

3. Взаимодействие бизнеса и государства (как есть)

Малый и средний бизнес играет особенную, очень важную, роль в экономике любой страны. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в большинстве развитых стран колеблется от 50% до 60%. В России предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают лишь 21%.

Несмотря на заметное улучшение условий ведение бизнеса и инвестиционной привлекательности нашего региона, перед нами стоит широкий спектр задач. Вектор этих задач детально прописан в Инвестиционном послании Губернатора Ульяновской области.

Одна из основных задач - это повышение доверия между государством и предпринимательством. Улучшение качества взаимодействия предпринимательства (особенно малого и среднего) с государственными и муниципальными органами при получении лицензий, разрешений, постановке на учет, участии в государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса, проведении в отношении предпринимателей контрольно-надзорных мероприятий.

 

4. Сервисное государство для всех!

Идея создания сервисного государства реализуется с 2007 года, когда были открыты первые центры предоставления государственных и муниципальных услуг. В современных МФЦ нет ограничений по пользователям - это могут быть как граждане, так и юридические лица, предприниматели. Однако спектр оказываемых услуг, условия предоставления и дополнительные сервисы в большей степени ориентированы на физических лиц.

Граждане неоднократно выступали с инициативой разделения потоков заявителей на физических и юридических лиц. Это связано с тем, что одним из наиболее востребованных блоков услуг в МФЦ являются услуги Росреестра. Юридические лица, как правило, обращаются в МФЦ по услугам Росреестра одновременно с несколькими объектами, что приводит к увеличению времени приема и как следствие времени ожидания в очереди.

В Ульяновских МФЦ уже выделены отдельные окна по предоставлению услуг государственной регистрации права для юридических лиц, но это не меняет ситуацию в целом.

Решение данного вопроса возможно с помощью организации специализированных центров предоставления услуг, ориентированных на бизнес. Учитывая эффект, достигнутый в ходе реализации проекта «Мои документы», а также рост удовлетворенности граждан получением услуг в МФЦ, создание таких центров наиболее выгодно (в том числе экономически) на базе действующих МФЦ с выделением отдельных залов.

 

5. Плюсы и минусы создания МФЦ для бизнеса

В пользу создания МФЦ для бизнеса можно отнести следующие аргументы:

–     Обеспечение свободного и равного доступа малого и среднего бизнеса ко всем ресурсам и преференциям государства, снижение административных барьеров, коррупционных рисков при взаимодействии бизнеса и государства;

–     Повышение качества взаимодействия бизнеса и государства;

–     Возможность для МФЦ максимально сосредоточится и развивать услуги и сервисы, оптимизировать процессы предоставления услуг, для той категории, которая входит в зону обслуживания (либо физические, либо юридические лица). Пример: почему мало востребованы услуги, ориентированные на бизнес. Потому что много людей, зачастую проще обратиться непосредственно в орган.

К отрицательным факторам можно отнести:

–     Формирование и содержание МФЦ для бизнеса наряду с Центрами «Мои документы» повлечет дополнительные расходы бюджетов субъектов РФ

–     Отсутствие нормативно-правовой и методической базы по вопросам создания и деятельности МФЦ для бизнеса

–     Возможные неудобства для индивидуальных предпринимателей. Ввиду того, что индивидуальные предприниматели – это физические лица и в настоящее время в МФЦ они могут одновременно решить вопросы по бизнесу, так и частные вопросы, разделение МФЦ по категориям может повлечь необходимость «двойного» обращения в МФЦ.

 

6. Основные сервисы МФЦ для БИЗНЕСА

6.1. Государственные услуги

Комплексное предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с «бизнес-ситуацией» предпринимателя в режиме «одного окна».

Это повысит качество и доступность предоставления государственных услуг (в том числе качество консультационных услуг) за счет:

       –       систематизации проблем предпринимателей и юридических лиц («бизнес-ситуации» в рамках которых будет предоставляться информация обо всех возможных способах поддержки);

       –       внедрения принципов эксведомственности и экстерриториальности (в режиме «одного окна» предприниматели и юридические лица смогут получить всю необходимую информацию независимо от места жительства, отраслевой принадлежности бизнеса и органа власти, предоставляющего услугу);

6.2. Госпрограммы

Информирование о действующих государственных программах поддержки малого и среднего бизнеса, иных преференциях государства, помощь в формировании необходимого пакета документов

6.3. Госзакупки

Информирование малых и средних предприятий о закупках, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

6.4. Госконтроль

Консультационная поддержка предпринимателей при осуществлении мероприятий в рамках Федерального Закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

 

6.5. Дополнительные сервисы

6.5.1. Банки и кредиты

Информирование и консультирование по банковским услугам для бизнеса

6.5.2. Недвижимость

Предоставление полного реестра государственного (муниципального), коммерческого имущества, сдаваемого в аренду или предлагаемого для покупки в собственность

6.5.3. Центры поддержки бизнеса

Информирование предпринимателей о действующих в субъекте РФ общественных организациях и центрах по вопросам поддержки и развития предпринимательства

6.5.4. Бизнес-омбудсмен

Обеспечение возможности защиты прав и законных интересов предпринимателя с использованием института Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ

 

7. Эффекты от создания МФЦ для бизнеса

Положительная оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности в Ульяновской области и деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе будет является самым важным показателем нашей работы в направлении создания МФЦ для Бизнеса.

Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в нашем регионе и прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области - это основные ожидаемые эффекты от создания МФЦ для бизнеса.

 

8. Правовое обеспечение создания МФЦ для бизнеса

Для обеспечения создания МФЦ для бизнеса, придания правового статуса этому процессу, необходимо на региональном уровне:

В первую очередь, разработать примерный план мероприятий («Дорожную карту») по созданию и организации деятельности МФЦ для бизнеса в субъектах РФ совместно с представителями бизнес-сообщества.

Сформировать рекомендуемый перечень услуг, предоставление которых целесообразно обеспечить на базе МФЦ для бизнеса. 

В данный момент, с целью апробации данного проекта, предлагаю запустить «пилотный» проект «МФЦ для бизнеса» на базе Центра предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» Железнодорожного района г. Ульяновска.

Добавлено: 7 апреля 2015 года, 15:43

Изменено: 7 апреля 2015 года, 15:44