Анализ рейтинга муниципальных районов Ульяновской области за январь-ноябрь 2013 года

Министерством экономики и планирования Ульяновской области произведён расчёт рейтинга социально-экономического развития муниципальных районов области  за январь-ноябрь 2013 года по 28 показателям.

Первые позиции в рейтинге по итогам 11 месяцев вполне предсказуемо занимают Новоспасский и Чердаклинский районы, которые являются лидерами по многим показателям. В группу территорий с уровнем развития выше среднего входят также Ульяновский, Кузоватовский, Цильнинский и Мелекесский районы.

 

По сравнению с результатом рейтинга прошлого месяца лидирующая группа осталась практически неизменной. Среди ведущих районов, в основном территории с развитой сырьевой и обрабатывающей структурой промышленного сектора. Причём эти муниципалитеты наряду с промышленностью развивают аграрный сектор, наращивая пополнение муниципальных бюджетов. Если говорить о внутреннем распределении позиций лидеров, то можно отметить рост на 4 позиции Кузоватовского района, который улучшил показатели сельского хозяйства, нарастив тем самым оборот организаций по видам экономической деятельности.

В нижней части рейтинговой таблицы – группа районов с уровнем развития ниже среднего: Базарносызганский, Тереньгульский, Радищевский, Карсунский и Старокулаткинский. Это районы, устойчивость развития которых нестабильна и они пока не обладают достаточным уровнем собственных доходов.

Анализируя районы, замыкающие рейтинг, в положительном ключе можно выделить Базарносызганский район, который поднялся на 2 позиции в рейтинге к предыдущему периоду. Все остальные либо снизили, либо не изменили своих позиций. Среди них усугубилось положение Карсунского района, где сложилась негативная тенденция роста просроченной задолженности по заработной плате, являющейся одним из главных показателе­й качества жизни района. Это крайне негативно сказалось на рейтинге района в целом. Традиционно замыкает рейтинг Старокулаткинский район. Однако, при неизменно «шатком» положении в нём имеются позитивные изменения развития, в частности, отмечен рост оборота организаций по видам экономической деятельности, увеличение почти в 3 раза объёмов строительства, выросло производство мяса, растёт реальная зарплата.  

 

Устойчивые середняки: Сенгилееевский и Старомайнский, Майнский и Сурский районы, разрыв суммарного результата которых составляет минимальную разницу.

  

 

Если за месяц результат рейтинга существенно не изменился, то в целом за год 9 районов улучшили свои позиции, 2 – не изменили и 10 – снизили.

В числе районов, которые за год продемонстрировали максимальный прогресс – Новоспасский, поднявшийся на 12 позиций и ставший лидером и Николаевский район, прибавивший 10 позиций и занявший 7 место. Важнейшим фактором, определившим позитивную динамику районов в рейтинге стало увеличение позиций в «промышленно-строительном» секторе, в блоке «доходов населения» и «социальной  сфере», на что повлияло увеличение объёмов промышленного производства и строительных работ, рост уровня зарплаты и позитивная динамика демографических показателей.

Существенное снижение рейтинговых позиций за год произошло у Сурского (-12) – максимальный спад в промышленно-строительном блоке и социальной сфере, Майнского (-11) – снижение темпов в сельском хозяйстве, Сенгилеевского (-7) – замедление динамики строительной отрасли и отрицательные результаты деятельности предприятий, Тереньгульского (-6) – сложилась отрицательная динамика в строительстве. Из них можно выделить Сурский и Тереньгульский, где процесс снижения фиксируется как к уровню прошлого года, так и предыдущему месяцу. Снижение вызвано как падением объёмов в строительстве, так и негативными тенденциями оборота организаций по видам экономической деятельности.

В заключение отмечу, что при формировании рейтинговой оценки по итогам года вряд ли произойдут существенные изменения в верхних и нижних строках рейтинга. Однако в середине рейтинга возможно перераспределение муниципалитетов. Важным будет каждый набранный муниципальным районом балл. Поэтому, предлагаю главам администраций сконцентрировать усилия и обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики территорий и достижение социально-экономических целей муниципальных районов.

Добавлено: 6 февраля 2014 года, 15:41