Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период со 11.07.2018 по 17.07.2018»

За период с 11 июля по 17 июля 2018 года вынесено 14 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

- Решение Совета депутатов муниципального образования «О порядке проведения публичных слушаний и учета предложений граждан по проектам муниципальных правовых актов в муниципальном образовании»подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены требования, предъявляемые к проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 

Между тем в нарушение, регламентируемого статьей 5.1 ГрК РФ порядка проведения публичных слушаний, Положение «О порядке проведения публичных слушаний и учета предложений граждан по проектам муниципальных правовых актов в муниципальном образовании, утвержденное решение Совета депутатов муниципального образования (далее - Положение) не соответствует требованиям действующего законодательства. 

В нарушение частей 6-10 статьи 5.1 ГрК РФ пункта 5.1 Положения не содержит информации о местах и сроках размещения сообщения о проведении публичных слушаний, содержание самого сообщения о проведении публичных слушаний регламентировано не в полном объеме. 

Кроме того Положение не содержит требований, установленных частями 18-20 статьи 5.1 ГрК РФ‚ о содержании протокола проведения публичных слушаний, о документах приобщаемых к протоколу.

Положением не регламентированы требования закона о том, что участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

Изучение Положения показало, что оно также не содержит требований частей 22-23 статьи 5.1 ГрК РФ о составлении заключения по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний, его форме и содержании.

 

- Постановление администрации муниципального образования  «Об обеспечении устойчивой работы объектов водоснабжения»подлежит отмене по следующим основаниям.

Пунктом  данного муниципального нормативного правового акта населению муниципального образования запрещено использовать воду из водопровода для полива огородов прямым потоком и наполнять ёмкости с 17.00 до 22.00 часов.

Однако согласно статье 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения является целью государственной политики в сфере водоснабжения.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 условия холодного водоснабжения определяются соответствующим договором.

Тем самым исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления не вправе ограничивать использование воды гражданами. Пунктом  постановления исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления предписал гражданам незамедлительно принять меры к заключению договоров на водопользование и подключение к водопроводным сетям.

Между тем, согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны B заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Изложенное также противоречит требованиям части 2 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, поскольку администрация муниципального района. B данном случае не является стороной правоотношений в сфере водоснабжения.

Пунктом постановления ООО рекомендовано проводить рейды по выявлению и устранению незаконных врезок с применением административного наказания и штрафов за данное правонарушение.

Однако ООО в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органом административной юрисдикции не является.

Изложенное свидетельствует не только о противоречии федеральному законодательству, но и наличии в нём коррупциогенного фактора, определенного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выборочное изменение объёма прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Кроме того, в силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования.

Однако из пункта  постановления следует, что он вступает в силу с момента подписания. Следовательно, нарушен срок вступления нормативного правового акта в силу.

 

- Решение Городской Думы муниципального образования«Об установлении стоимости ежедневного горячего одноразового питания обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования»необходимо  привести в соответствие с требованиями действующегозаконодательства.

Так, подпункт  решения установил, что стоимость ежедневного горячего одноразового питания для родителей (законных представителей) устанавливается в размере 0 рублей на одного обучающегося в день для семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время часть 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ)устанавливает, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Следовательно, меры социальной поддержки для таких детей, к числу которых относятся дети-инвалиды, существенно ограничены, по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством.

Кроме того, устанавливая стоимость ежедневного одноразового питания для ряда категорий родителей в размере 0 рублей, им же предусмотрена дополнительная мера поддержки в виде обеспечения питанием на сумму 45 рублей и 20 рублей. То есть из буквального толкования решения следует, что таким родителям предусмотрено и одноразовое бесплатное питание, и питание на сумму 45 рублей или 20 рублей для соответствующей категории родителей.

Также из требований вышеуказанной статьи Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ следует, что мерами социальной поддержки в виде бесплатного питания обеспечиваются обучающиеся, а не их родители как то предусмотрено решением Городской Думы.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы Деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В нарушение вышеуказанной нормы, в отсутствие полномочий, в том числе предусмотренных Уставоммуниципального образования, пунктомрешения установлена, в числе прочего, стоимость ежедневного горячего одноразового питания для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций муниципального образования.

 

- Постановление администрации муниципального образования«Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги выдача разрешений на право организации розничного рынка на территории муниципального образования»необходимо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям.

Несмотря на то, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» изменены предмет и порядок досудебного обжалования, структура административного регламента, соответствующие изменения в регламент не внесены.

Так, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»(далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) стандарт предоставления услуги, установленный разделом  регламента, не предусматривает оснований для приостановления услуги.

В нарушение статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разделом  регламента не предусмотрена возможность обжалования действий должностных лиц при нарушении срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги и в случае приостановления предоставления муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, постановление противоречит требованиям закона, a потому подлежит изменению.

Кроме того, в ряде административных регламентов предоставления муниципальной услуги, утвержденных постановлениями иных муниципальных образования, выявлены следующие замечания.

Так, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «стандарт предоставления услуги, установленный разделом 2 регламента, не предусматривает оснований для приостановления услуги.

В нарушение статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ разделом 5 регламента не предусмотрена возможность обжалования действий должностных лиц при нарушении срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления муниципальной услуги и в случае приостановления предоставления муниципальной услуги. Если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами.

Утвержденный регламент нарушает права инвалидов на доступ к муниципальным услугам. В частности‚ в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в регламенте отсутствуют требования к помещениям, в которых предоставляются муниципальные услуги, обеспечивающие их доступность для инвалидов.

Ряд положений административных регламентов предоставления муниципальной услуги нарушает права инвалидов на доступ к муниципальным услугам. В частности, в нарушение статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ в них отсутствуют требования к помещениям, в которых предоставляются муниципальные услуги, обеспечивающие их доступность для инвалидов.

 

- Устав муниципального образования, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования, необходимо  привести в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом  статьи  Устава, к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, нумерации домов, в то время как перечень объектов адресации, отнесенный к вопросам местного значения сельского поселения пункт 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ значительно шире.

В нарушение пункта 12 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ до настоящего времени устав предоставляет право органам местного значения поселения на создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

До настоящего времени Устав не предоставляет органам местного самоуправления права, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также полномочия, предусмотренные пунктом 4.4. части 1 статьи 17.

Пункт 6 части 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Часть  статьи  Устава не предусматривает требования о подписании в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайства всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума, чем нарушены требования части 3 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие B референдуме граждан Российской Федерации».

В нарушение части 5 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»в части  статьи  Устава не приведены основания для отказа в регистрации инициативной группы.

В нарушение статьи 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ администрация поселения освобождена от обязанности по обязательному рассмотрению проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан в течение трех месяцев со дня его внесения.

В нарушение пункта 2.1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в статье  Устава не предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту стратегии социально- экономического развития муниципального образования. При этом до настоящего времени требуется проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.

Часть  статьи  Устава в нарушение части 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ распространяет свое действие на все виды публичных слушаний, проводимых в муниципальном образовании.

В нарушение статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Совету депутатов не предоставлено право на установление местных сборов, а также на утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования и утверждение правил благоустройства территории муниципального образования. Аналогичное нарушение допущена вaбзаце  статьи  Устава.

Основания досрочного прекращения полномочий представительного органа, установленные частью  статьи 2 Устава, противоречат статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ статьей  Устава администрации предоставлено полномочие по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, а также осуществлению лесного контроля, определение метода регулирования тарифов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Статьей Устава Совет депутатов наделён правами по созданию контрольно-счетного органа, однако решение о его создании, которое может быть принято лишь в уставе, не принято.

Статьей  Устава в систему правовых актов включены акты представительного органа, однако какие именно акты правомочен издавать Совет депутатов не определено.

Установленные статьей  Устава определения конфликта интересов и личной заинтересованности противоречат статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Установленные пунктом 3, 5 части 3 статьи 40 Устава запреты в связи с прохождением муниципальной службы противоречат запретам, указанным статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Основные права муниципального служащего, установленные частью  статьи  Устава противоречат статье 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

В нарушение статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ статьей  Устава не установлен запрет на прохождение муниципальной службы в случаях: представления сведений, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ; признания муниципального служащего не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Частью  статьи  Устава муниципального образования в нарушение статьи 21 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальным служащим предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней, вместо 10.

Положения о составлении бюджета поселения, перспективного плана поселения, содержания бюджета и необходимых документах к нему, исполнение бюджета по доходам и расходам, установленные статьей  Уставапротиворечат главе 20 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей Устава не предусмотрено установленное пунктом 5 части 4 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ основание для удаления главы поселения в отставку.

В нарушение статьи 36Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ статьей  Устава избирательной комиссии предоставлено право на проведение выборов главы муниципального образования.

В нарушение статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  частью  статьи  Устава органы местного самоуправления наделены полномочиями по изданию распоряжений и постановлений.

 

 

Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период со 11.07.2018 по 17.07.2018» (в формате .docx, 27 Кб)

 

Добавлено: 20 июля 2018 года, 14:11