Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 29.10.2019 по 14.11.2019»

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации Иные акты Российской Федерации

 

Федеральные законы Российской Федерации

 

1. Федеральный закон от 12.11.2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году». 

 

Приостановлено действие некоторых положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и определены направления использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2020 года.

Законом приостанавливается:

- до 1 января 2020 года - действие положений об особом порядке принятия законов (нормативных актов муниципальных образований), приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 59, пункт 2 статьи 64 и пункт 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года - действие положений абзацев девятого - одиннадцатого пункта 4 статьи 94 об использовании остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, и сокращение заимствований, а также пункта 6.1 статьи 132Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года - действие пункта 2 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации о коэффициенте 0,83, применяемом при установлении базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (размер коэффициента в 2020 - 2022 годах составляет 0,36).

Законом также установлены правовые основания использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2020 года, в том числе на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере нацобороны, нацбезопасности и правоохранительной деятельности; на предоставление дотаций по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; на реализацию нацпроектов.

2.Федеральный закон от 12.11.2019 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности». 

 

Установленные в период СССР гарантии женщинам, работающим в сельской местности, закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» (документ применяется в части, не противоречащей ТК РФ) женщинам, работающим в сельской местности, был установлен ряд дополнительных гарантий в сфере трудовых отношений.

Федеральным законом от 12.11.2019 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности»указанные гарантии закрепляются в новой статье Трудового кодекса Российской Федерации 263.1 и включают в себя, помимо одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы, предусмотренного ранее частью второй (указанным Законом признаваемой утратившей силу) статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, также:

установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

оплату труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части. Предусматривается, что установленный в этом случае размер повышения оплаты труда не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства РФ от 23.10.2019 № 1359 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реновацию региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры в рамках федерального проекта «Культурная среда»национального проекта «Культура» 

 

Регионы смогут получить федеральные трансферты на реновацию учреждений отрасли культуры.

При этом под реновацией понимаются мероприятия по реконструкции, строительству, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сохранению объектов культурного наследия.

Трансферт предоставляется на основании соглашения между Минкультуры России и высшим региональным исполнительным органом власти в системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Распределение трансфертов по объектам утверждается Правительством Российской Федерации, а также устанавливается соглашениями.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2019 № 1379 «Об утверждении Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов»

 

Установлен порядок отнесения водных ресурсов к категориям водных объектов.

Категорирование водных объектов осуществляется в целях установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов. Отнесение водных ресурсов к категориям осуществляется Росводресурсами.

Постановлением устанавливаются, в числе прочего:

основания и порядок изменения категории;

порядок внесения сведений о категориях водных объектов в государственный водный реестр;

требования к заявлению юридического лица о проведении категорирования водного объекта;

основания отказа в рассмотрении заявления о категорировании объекта.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2019 № 1393 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

 

Уточнен порядок подготовки докладов об осуществлении государственного и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

При подготовке доклада могут использоваться, наряду с данными соцопросов, данные иных опросов юрлиц и ИП, в отношении которых органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся проверки и контрольные закупки, а также данные, полученные в результате обобщения, анализа и сравнения данных этих опросов со сведениями
из единого реестра проверок и размещенные в АИС «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг».

Установлено, что в разделе доклада «Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля» приводится анализ ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности, устанавливаемых отдельными решениями Правительства Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, решениями высших органов исполнительной власти регионов для органов власти, уполномоченных на осуществление регионального контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и их значений.

Мониторинг эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля будет осуществляться также на основании названных ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности.

Кроме того, Корпорации МСП предоставлен неограниченный доступ
к информации, содержащейся в едином реестре проверок, в отношении плановых и внеплановых проверок и контрольных закупок.

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1400 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1084». 

 

Расширен состав сведений, включаемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

В реестр, в числе прочего, будет включаться информация о гарантийных обязательствах, сроках их предоставления и об обеспечении таких гарантийных обязательств (при наличии), их размере, об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о признании судом контракта недействительным (при наличии).

Уточнен порядок проведения Казначейством России проверок, предусмотренных Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Скорректирована информация, включаемая в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок» 

 

Утверждены типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, проводимых в рамках контрактной системы.

Типовая документация разрабатывается путем установления единой формы документации о закупке в соответствии с Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок».

 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417 «О внесении изменения в Правила пользования жилыми помещениями». 

 

В Правилах пользования жилыми помещениями закреплен ряд запретов, включая предоставление гостиничных услуг.

Постановлением устанавливается запрет:

на размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление миссионерской деятельности,
за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона
«О свободе совести и о религиозных объединениях»;

на использование жилого помещения в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг (аналогичная норма была внесена в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 15.04.2019 № 59-ФЗ и вступила в силу с 1 октября 2019 года).

 

7. Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» 

 

Правительством Российской Федерации установлены единые требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, относящихся
к сфере деятельности Минобрнауки России.

Необходимость установления единых требований обусловлена ликвидацией ФАНО России с передачей его функций и подведомственных организаций Минобрнауки России.

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия
по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся их правообладателями, а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.

Для установления дифференцированных требований к указанным объектам, с учетом степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий, при их вводе в эксплуатацию (а также в случае изменения их характеристик) проводится их отнесение к одной из трех категорий опасности. Для категорирования создается специальная комиссия.

Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня ее создания.

На каждый объект в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (его форма приведена в приложении), который согласовывается с руководителями территориальных органов безопасности, национальной гвардии, МЧС России, в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания.

Актуализация паспорта осуществляется не реже одного раза в 5 лет.

Утратившими силу признаются Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2017 № 239 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

 

Иные акты

 

1. Письмо Минфина России от 06.11.2019 № 09-07-07/85828 «О предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями» 

 

Минфин России разъяснил особенности заключения соглашений о предоставлении субсидий производителям товаров (работ, услуг) в 2019 году и начиная с 2020 года.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 № 1187 и № 1188 введены новые требования, предусматривающие установление в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах конкретных и измеримых результатов предоставления субсидий.

Приказами Минфина России внесены изменения в типовые формы соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, которые вступят в силу
с 1 марта 2020 года и должны применяться при заключении соглашений (дополнительных соглашений) на 2021 год.

Необходимо учитывать, что при заключении соглашений на 2020 год применяются типовые формы соглашений без внесенных изменений.

При этом значения результатов предоставления субсидий и отчет о достижении значений результатов необходимо указывать в приложении к соглашению, согласно приведенным рекомендациям.

 

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 № 33-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в связи с жалобами граждан М.С. Седовой и В.П. Терешонковой»

 

Предоставленные субъектам РФ полномочия по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, подразумевают недопустимость произвольного ограничения права на свободу мирных собраний

 

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ:

пункт 1 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» в той мере, в какой установленный им общий запрет проведения на Стефановской площади в городе Сыктывкаре собраний, митингов, шествий и демонстраций распространяется на все без исключения указанные публичные мероприятия без учета того, создает ли конкретное публичное мероприятие исходя из его целей и вида (характера), предполагаемого количества участников, планируемого времени (даты) проведения, а также иных обстоятельств действительную угрозу правам и свободам человека и гражданина, законности, правопорядку, общественной безопасности, в том числе функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, и без разрешения вопроса о соразмерности запрета его проведения степени такой угрозы;

пункт 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми», поскольку установленный им общий запрет проведения собраний, митингов, шествий
и демонстраций в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, государственными учреждениями Республики Коми, выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал на необходимость дифференциации правового режима проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений) по той причине, что не все они требуют от органов государственной и муниципальной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других лиц, а потому распространение на все публичные религиозные мероприятия общего запрета проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций на Стефановской площади в городе Сыктывкаре неизбежно порождает дополнительные риски отступлений от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов юридического равенства, справедливости
и соразмерности.

Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что общий запрет проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, расположенных в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами государственной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми
и государственными учреждениями Республики Коми, означает, по сути, введение непреодолимого барьера для реализации на территории этой Республики права на свободу мирных собраний вблизи любых (представительных, исполнительно-распорядительных, контрольных и др.) органов региональной и муниципальной власти, а также любых республиканских государственных учреждений по соображениям защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.

Такое законодательное регулирование, какими бы ни были его цели, не согласуется с частью 1 статьи 1 и частью 2.2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», однозначно ориентирующими субъекты Российской Федерации на то, что делегированное им полномочие по дополнительному определению в своих законах мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, предполагает их связанность при установлении соответствующих мест не общими, объявленными федеральным законодателем целями защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, а конкретными обстоятельствами, характерными для тех или иных субъектов Российской Федерации, и не наделяет их правом введения абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер, во всяком случае когда установленный федеральным законодателем запрет на проведение публичных мероприятий в местах, имеющих однопорядковые юридические свойства (территория, примыкающая к органам государственной власти и государственным учреждениям), принципиально не охватывает собой региональный и муниципальный уровни организации публичной власти.

Законодателю Республики Коми надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Впредь до внесения изменений отказ в согласовании проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций на Стефановской площади в городе Сыктывкаре во всяком случае не может оправдываться формальными ссылками на пункт 1 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» и в обязательном порядке должен содержать обоснование того, почему с учетом заявленных параметров конкретного публичного мероприятия его проведение вызовет реальную и неустранимую иным образом угрозу правам и свободам человека и гражданина, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, в том числе повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создаст помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям
или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

 

Информация Минтруда России «Об изменениях в законодательстве Российской Федерации, уточняющих ответственность депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления за коррупционные правонарушения»

 

 

Разъяснены изменения в законодательстве Российской Федерации в части ответственности выборных должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение антикоррупционных требований.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ предусмотрена возможность применения в отношении выборного должностного лица иной меры ответственности, отличной от досрочного прекращения полномочий за нарушение антикоррупционных требований.

К случаям, когда в отношении выборного должностного лица могут быть применены иные меры ответственности, относятся, например, случаи представления недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным.

За указанные правонарушения могут быть применены такие меры ответственности, как предупреждение, запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий и др.

Порядок принятия решения о применении указанных мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При разработке указанных законов и правовых актов необходимо исходить из того, что решение о применении указанных мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость.

 

II. Обзор изменений законодательства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 30.10.2019 № 541-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 13.06.2019 № 271-П»

 

Внести в распределение иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, обеспечивших увеличение объёма налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, по итогам 2018 года, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 13.06.2019 № 271-П «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций бюджета муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, обеспечивших увеличение объёма налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, по итогам 2018 года», изменение, изложив егов следующей редакции:

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  

иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в форме дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, обеспечивших увеличение объёма налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, по итогам 2018 года

 

№ п/п

Наименование муниципального района (городского округа), бюджету которого предоставляется дотация

Объём дотации,
тыс. рублей

 

1.

город Димитровград

14811,3

 

2.

город Ульяновск

124684,8

 

3.

город Новоульяновск

4602,8

 

4.

Базарносызганский район

540,5

 

5.

Майнский район

3867,5

 

6.

Николаевский район

1065,8

 

7.

Новоспасский район

2791,1

 

8.

Старокулаткинский район

739,9

 

9.

Ульяновский район

1257,8

 

10.

Чердаклинский район

2956,2

 

ИТОГО 

157317,7 

». 

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.10.2019 № 544-П «Об установлении даты перехода к проведению на территории Ульяновской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке»

 

Установить 15 ноября 2019 года датой перехода к проведению на территории Ульяновской области государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 31.10.2019 № 545-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 01.03.2019 № 90-П»

 

Внести в распределение субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, возникающих в связи с предоставлением единовременных выплат на приобретение жилых помещений работникам муниципальных учреждений, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 01.03.2019 № 90-П «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, возникающих в связи с предоставлением единовременных выплат на приобретение жилых помещений работникам муниципальных учреждений, постоянно проживающим на территории Ульяновской области», изменение, изложив его в следующей редакции:

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУБСИДИЙ,

предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, возникающих в связи с предоставлением единовременных выплат на приобретение жилых помещений работникам муниципальных учреждений, постоянно проживающим на территории Ульяновской области

 

п/п

Наименование муниципального образования

Ульяновской области

Объём субсидии,

рублей

 

1.

Муниципальное образование «Сурский район»

75000,00

 

2.

Муниципальное образование «Ульяновский район»

75000,00

 

Итого по районам

150000,00

 

3.

Муниципальное образование «город Димитровград»

525000,00

 

4.

Муниципальное образование «город Ульяновск»

5175000,00

 

Итого по городам

5700000,00

 

Всего по районам и городам

5850000,00

 ».

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 06.11.2019 № 553-П «О предоставлении иных межбюджетных трансфертовиз областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с установкоймалых архитектурных форм»

 

Предоставлять в 2019 - 2021 годах иные межбюджетные трансферты из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с установкой малых архитектурных форм.

Добавлено: 19 ноября 2019 года, 15:54

Изменено: 17 января 2020 года, 10:46