Выступление начальника отдела обеспечения деятельности Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области Аббазовой А.М. «Изменения градостроительного законодательства в 2017 году»

02.11.2017

В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт дополнен с 27 ноября 2009 года Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ);

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, если привлекаемое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31-14.33, 19.3, 19.5,19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Агентством в настоящее время применяются положения вышеуказанной статьи КоАП РФ.

Так же в настоящее время в связи с внедрением риск-ориентировонного подхода при осуществлении контрольно надзорной деятельности значительное место в работе контрольно-надзорных органов должно занять проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.

профилактике нарушений хозяйствующими субъектами обязательных требований сосредоточено в новой статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Законодательным регулированием осуществления мероприятий по профилактике, в частности, предусматривается:

1)             ежегодная разработка органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля программ профилактики нарушений по конкретным видам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

2)             разработка и размещение органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

3)             осуществление органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. При изменении обязательных требований контрольно-надзорные органы должны готовить и распространять комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

4)      проведение ежегодного обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» результатов соответствующих обобщений в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими липами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Перечисленные мероприятия должны осуществляться каждым органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля на системной основе. Их реализация требует открытости деятельности контрольно-надзорных органов, их совместной работы с субъектами предпринимательской деятельности по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом роль органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля заключается в создании условий для соблюдения обязательных требований - обеспечения их доступности, системного и исчерпывающего изложения, единства и непротиворечивости правоприменительной практики.

Отдельного рассмотрения заслуживает новый институт предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережение - новая для большинства видов контроля форма осуществления контрольных мероприятий, которая заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении требований правовых актов.

Аналогичные институты известны отечественному законодательству. К ним можно отнести предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона, предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.

Новые положения Федерального закона № 294-ФЗ предоставляют возможность использовать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований всем контрольно-надзорным органам.

Введение института предостережения предоставляет контрольно-надзорному органу право отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения внеплановой проверки, а принятие необходимых мер по полученному предостережению, в свою очередь, позволит бизнесу избежать возможного административного наказания.

Основной принцип для нового инструмента - приоритет прекращения нарушения обязательных требований, принятие мер по устранению последствий нарушений вместо применения мер ответственности для подконтрольных субъектов за допущенные нарушения. Таким образом, данная мера будет способствовать снижению административной нагрузки на бизнес и позволит сконцентрироваться на профилактике правонарушений.

Основанием для направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требовании является наличие у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований. Указанные сведения должны быть получены в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо в ходе рассмотрения поступивших обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

Результаты реагирования подконтрольного субъекта на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не влекут непосредственных последствий, но будут учитываться в деятельности контрольно-надзорных органов, в основном при применении инструментов риск - ориентированного подхода.

Перечисленные профилактические мероприятия должны осуществлять все контрольно-надзорные органы. Вместе с тем в зависимости от особенностей видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время рассматривается вопрос о возможности заключения соглашения Агентства с органами местного самоуправления о предоставлении необходимых документов, для возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Вся необходимая информация размещена на сайте Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области (http://№adzor73.ulregio№.ru). Справочную информацию так же можно получить по телефону приемной агентства 44-52-19.

Добавлено: 8 ноября 2017 года, 15:14

Изменено: 25 декабря 2017 года, 12:28