Выступление начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в области образования Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области Позапарьевой Татьяны Николаевны, с докладом по теме: «Современное состояние нормативно-правового регулирования в сфере образования»

05.12.2013

Правовое регулирование отношений в сфере образования предусмотрено в ст.4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п.1 ст.4 закона отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон) принят 29 декабря 2012 года (№ 273-ФЗ). Министерством образования и науки Российской Федерации с целью подготовки к реализации закона было направлено для использования в работе письмо от 01.04.2013 №ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с рекомендациями субъектам Российской Федерации.

Данный закон является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Принятым Федеральным законом обеспечивается формирование эффективных механизмов:

правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования;

реализации права на образование в полном объеме, государственных гарантий на получение качественного образования;

укрепления защиты интересов личности в области образования.

В нем интегрированы как общие положения, так и положения, регулирующие отношения по отдельным видам и уровням образования; закреплены основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации.

В соответствии с №273-ФЗ значимые изменения произошли в отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования. На этом подробнее остановимся далее. В связи с вступлением в силу нового закона существенной переработке должны были подвергнуты законы и нормативные правовые актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов по вопросам образования.

Как отмечено в письме, одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации вступившего в силу Федерального закона является развитие и конкретизация закрепленных им норм в законодательстве субъектов Российской Федерации. Реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.

И в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо было привести базовые законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования. Такой закон был принят и в нашей области (от 13.08.2013 №134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области»). Региональный закон регулирует отношения, возникающие в сфере образования, в том числе устанавливает полномочия органов государственной власти Ульяновской области в сфере образования и определяет дополнительные меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся, педагогических работников и иных лиц, в том числе предусматривает меры материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих находящиеся на территории Ульяновской области муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, а также дополнительные меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся. За счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области предусмотрено предоставление финансового обеспечения получения педагогическими работниками дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года в порядке, а также единовременные денежные выплаты за каждый полный год работы в указанных муниципальных образовательных организациях педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, имеющим статус молодых специалистов.

Кроме того, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось принять меры по внесению изменений в региональные законы в целях устранения противоречий, дублирования с Федеральным законом, декларативных предписаний, приведению используемых в них понятий и терминов в соответствии с принятым Федеральным законом.

Одновременно с принятием законодательных актов субъектам Российской Федерации рекомендовано в связи с принятием Федерального закона:

1) провести анализ всей региональной нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере образования;

2) признать утратившими силу устаревшие подзаконные нормативные правовые акты;

В настоящее время такой документ готовится Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно которому подзаконные нормативно-правовые акты будут признаны утратившими силу в связи с принятием новых актов, регулирующих различные направления деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении в связи с принятием Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015)

3) внести изменения в действующие подзаконные нормативные правовые акты в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством (как с новым Федеральным законом, так и принимаемым в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня);

4) принять новые подзаконные нормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом.

При признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утратившими силу необходимо учитывать положения статей 109 и 110 Федерального закона, которые отменяют действие ряда документов бывшего СССР и РСФСР.

Системные преобразования в правовом регулировании образования, обусловленные реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны быть обеспечены соответствующей информационной и методической поддержкой муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, которая заключается в первую очередь в разъяснение положений Федерального закона, а также направлена на оказание помощи в планировании мероприятий, которые необходимо провести указанным органам и организациям в целях приведения их деятельности в соответствие с Федеральным законом.

Субъектам Российской Федерации было рекомендовано разработать информационные и методические материалы с учетом задач по реализации Федерального закона для различных целевых аудиторий (специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей образовательных организаций, педагогических работников, родителей и обучающихся). Департамент по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области систематически организует такие обучающие семинары.

Для эффективной реализации положений нового закона №273-ФЗ необходимо организовать взаимодействие специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в том числе специалистов, разрабатывающих или участвующих в разработке региональных нормативных правовых актов в сфере образования, со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителями образовательных организаций.

В качестве рекомендаций Минобрнауки предлагает одновременно организовать в субъекте Российской Федерации ряд информационно-просветительских мероприятий по разъяснению широкой общественности основных положений нового Федерального закона (например, выпуск телевизионных передач и публикация в печатных СМИ статей, посвященных введению в действие нового Федерального закона, издание и распространение в образовательных организациях книг и брошюр для обучающихся и родителей (законных представителей), разъясняющих в доступной форме новеллы Федерального закона, права и обязанности основных участников образовательных отношений, вопросы их участия в управлении образовательными организациями).

Федеральным законом определен полный перечень полномочий в сфере образования, осуществляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также функций организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их учредителей. Рассмотрим более подробно полномочия органов местного самоуправления, функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их учредителей.

 

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:

-     организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (с 1 января 2014 года);

-     организуют предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

-     создают условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

-     создают, реорганизуют, ликвидируют муниципальные образовательные организации (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществляют функции и полномочия учредителей муниципальных образовательных организаций;

-     обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

-     осуществляют учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

-     закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

-     ведут учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований;

-     определяют случаи и порядок обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;

-     случаи и порядок обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов

-     имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

-     вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.

 

 

Функции организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, и их учредителей

 

Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации определены статьей 28 №273-ФЗ, а также предусмотрены другими статьями закона, как например, ст.30, ст.34, ст.47 и др. В соответствии с законом №273-ФЗ такие организации:

-     разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

-     определяют язык (языки) образования по реализуемым образовательным программам;

-     определяют формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения;

-     определяют учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования;

-     выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

-     определяют учебные издания при реализации профессиональных образовательных программ;

-     самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами;

-     открывают и закрывают филиалы представительств образовательной организации;

-     самостоятельны в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации;

-     свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам;

-     разрабатывают и принимают правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты;

-     осуществляют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

-     предоставляют учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования;

-     устанавливают штатное расписание, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-     осуществляют прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей;

-     осуществляют создание условий и организацию дополнительного профессионального образования работников;

-     разрабатывают и утверждают по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

-     осуществляют прием обучающихся в образовательную организацию;

-     определяют список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

-     осуществляют текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, устанавливают их формы, периодичность и порядок проведения;

-     осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

-     осуществляют использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

-     проводят самообследование, обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;

-     обеспечивают в образовательной организации, имеющей интернат, необходимые условия содержания обучающихся;

-     создают необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

-     осуществляют организацию питания обучающихся;

-     создают условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

-     осуществляют приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;

-     устанавливают требования к одежде обучающихся, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" или законодательством субъектов Российской Федерации;

-     содействуют деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

-     организуют научно-методическую работу, в том числе организуют и проводят научные и методические конференции, семинары;

-     обеспечивают создание и ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";

-     формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет";

-     принимают локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:

1) правила приема обучающихся;

2) режим занятий обучающихся;

3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

6) размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся, а также порядок предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии;

7) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;

8) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;

9) порядок и формы проведения итоговой аттестации;

10) порядок оформления документов об образовании и (или) квалификации на иностранном языке;

11) образцы документов об образовании и (или) квалификации, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию;

12) образец справки об обучении или о периоде обучения;

13) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;

14) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы;

15) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

16) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность;

17) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

18) размеры и порядок выплаты материальной поддержки обучающимся;

организуют охрану здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации);

формируют аттестационные комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям;

вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг;

вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

 

К полномочиям учредителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено:

-     обеспечение перевода совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, а также в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки);

-     организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями;

-     установление порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации;

-     осуществление аккредитации общественных наблюдателей в целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования за пределами территории Российской Федерации;

-     установление платы, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, и ее размер;

-     установление снижения размера родительской платы или освобождение от нее отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке;

-     установление платы, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в образовательной организации, а также за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня, и ее размер.

Добавлено: 11 декабря 2013 года, 12:25

Изменено: 26 января 2015 года, 12:06