Выступление начальника отдела анализа и планирования доходов Министерства финансов Ульяновской области Кузнецовой Н.В. на тему: «О формировании доходной части муниципальных образований на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Как известно, успех и эффективность развития любой территории предопределяется грамотным и качественным планированием бюджета.

 

В соответствии со статьёй 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы местного самоуправления являются участниками бюджетного процесса.

 Причём, активное участие представительных органов местной власти начинается уже с самых истоков формирования местных бюджетов на очередной финансовый год, ещё при рассмотрении прогноза социально – экономического развития территорий и основных направлений бюджетной и налоговой политики. Участие депутатского корпуса в рассмотрении и принятие этих документов позволяет повлиять на качество планирования доходной части будущего документа о бюджете и как следствие обоснованность формирования расходной его части.

В настоящее время продолжается работа по формированию проектов бюджетов всех уровней на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

Доходная часть областного бюджета уже сформирована и рассмотрена 26.07.2013 на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и 09.08.2013 - на совещании по финансово – экономическим вопросам.

Проекты доходной части бюджетов муниципальных образований также сформированы и представлены в Министерство финансов Ульяновской области с целью качественного формирования консолидированного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период.

В целях информирования муниципальных образований области об основных направлениях бюджетной политики, в т.ч. формирования доходной части местных бюджетов Министерством финансов Ульяновской области 19.07.2013 было проведено видеоселекторное  совещание в рамках совещания по финансово-экономическим вопросам  на тему: «О текущей финансовой ситуации в Ульяновской области и об основных направлениях бюджетной политики на 2014-2016 годы» с участием глав администраций и руководителей финансовых органов муниципальных образований Ульяновской области.

В дальнейшем с 1 по 6 августа текущего года Министерством финансов области совместно с представителями Министерства экономики и планирования области, Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Корпорацией по развитию предпринимательства Ульяновской области, было проведено рассмотрение доходной части бюджетов муниципальных образований на 2014-2016 годы с участием руководителей финансовых органов. Рассмотрены проекты доходной части консолидированных бюджетов всех муниципальных районов и городских округов в разрезе каждого доходного источника.

Итак, что нового и основного, что необходимо учесть при прогнозировании доходов бюджетов муниципальных образований на 2014 год:

Налоговые доходы:

 

Основным бюджетообразующим налогом в 2014 году останется налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объёме поступлений областного бюджета составляет  не менее  30%, а в бюджетах муниципалитетов более 50%.

С 1 января следующего года планируются изменения налогового и бюджетного законодательства, касающиеся данного налога, а именно:

1. Изменение бюджетного законодательства, касающееся, передачи на региональный уровень 10% налога на доходы физических лиц. Таким образом, поступление основного бюджетообразующего налога в консолидированные бюджеты муниципальных образований области в 2014 году будет составлять 30% (действующий норматив  на сегодня 40%). При этом распределение между бюджетами поселений и бюджетом муниципального района будет 15×15, вместо 20×20:

Бюджетный кодекс РФ, %

Бюджет поселений

Бюджет муниципального района

Бюджет городского округа

10

5

15

Закон «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области»  от 31.08.2013 года №171-ЗО, %

5

10

15

Итого,%:

15

15

30

Согласно законопроекта Правительством РФ предложены меры поддержки населения, связанные с предоставлением льгот по НДФЛ в части применения стандартных и имущественных налоговых вычетов. Это касается расширения перечня льготных категорий получателей вычетов, а также увеличения суммы вычетов.

 

Наиболее значимые  изменения – повышение размера стандартных налоговых вычетов для лиц, на обеспечении которых находятся дети, в т.ч. лиц, усыновляющих (удочеряющих) детей, оставшихся без попечения родителей; предусматривается расширение круга получателей этих вычетов на детей за счет включения в него супругов, усыновителей.

на первого ребенка- 1400 руб., т.е. как и в настоящее время;

на второго ребенка - увеличение на 600 рублей, с 1400 руб. до 2000 рублей;

на третьего ребенка и каждого последующего ребенка - увеличение на 1000 рублей, с 3000 рублей до 4000 руб.;

на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка-учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющего инвалидом 1 или 2 группы- увеличение на 9000 руб., с 3000 руб. до 12000 руб., т.е. в 4 раза.

Увеличивается на 25% - с 280 000 руб. до 350 000 руб. предельный размер дохода налогоплательщика в налоговом периоде, рассчитываемый с начала года нарастающим итогом, по достижении которого налоговый вычет не предоставляется.

По имущественным вычетам: Действующим законодательством установлен максимальный размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику при приобретении жилья в сумме до 2 млн. рублей применительно только к одному приобретаемому объекту имущества.

В случае принятия законопроекта физические лица, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета, т.е. 2 млн. рублей.

2. Еще одним нововведением в предстоящем 2014 году будет - передача 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты, производимые на территории Российской Федерации в местные бюджеты для формирования муниципальных дорожных фондов.

При этом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации должны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от указанного доходного источника.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты должны будут устанавливаться исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время Минфином области совместно с региональным Министерством промышленности и транспорта прорабатывается вопрос о Методике расчёта соответствующих нормативов отчислений и предполагаемых сумм акцизов на нефтепродукты в разрезе бюджетов муниципальных образований области.

Таким образом, по-прежнему продолжается тенденция формирования доходной части местных  бюджетов за счёт федеральных налогов (НДФЛ, ЕНВД), а местные доходные источники (земельный налог, налог на имущество физических лиц) в общей сумме фактических  поступлений занимают небольшую долю 10,9% и 1,4% соответственно (по итогам исполнения 2012 года).

Несмотря на низкую относительную долю поступлений указанных налогов в местных бюджетах, муниципалитетам в сегодняшних условиях необходимо активнее работать с земельными и имущественными ресурсами, тем самым пополнять доходную часть своих бюджетов и обеспечивать финансирование социально-значимых мероприятий.

 

Неналоговые доходы:

 

1. В целях повышения заинтересованности органов местного  самоуправления городских округов в эффективном распоряжении  земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также повышения бюджетной обеспеченности этих муниципальных образований, с 1 января 2014 года предусматривается увеличение с 80 до 100 процентов нормативов отчислений в бюджеты городских округов доходов от передачи в аренду и продажи земельных участков, расположенных в границах городских округов.

 

2. Начиная с 1 января 2016 года, сокращаются нормативы отчислений платежей за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет с 20 до 5%, и увеличиваются нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов с 40 до 55%. Норматив зачисления указанных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации остается неизменным-40%.

Помимо изменения налогового и бюджетного законодательства на объем доходной части бюджета оказывает влияние - предоставление налоговых льгот по местным налогам.

При их установлении в целях сокращения неоправданных выпадающих доходов необходимо проводить полный анализ предоставляемых льгот, обоснованность их предоставления, дать оценку бюджетной и социальной эффективности и целесообразности их предоставления (с учётом  эффективности их предоставления за предыдущие годы), обеспечить оптимальный выбор объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот. В настоящее время, это как никогда актуально.

В случае установления фактов нецелесообразного и неэффективного их предоставления, подготовить предложения и внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, с учётом их вступления в силу с 1 января 2014 года и в сроки, установленные  Бюджетным кодексом Российской Федерации, т.е. согласно ст.64 БК РФ до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования».

Таким образом, очень важно проводить  работу по оптимизации налоговых льгот. Информация об эффективности действующих льгот в обязательном порядке сопровождает представление проекта бюджета на очередной финансовый год.

Вот это основные изменения, которые необходимо учесть при формировании бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, т.е. тема грамотного и объективного формирования доходной части бюджета, а в дальнейшем ее исполнения актуальна всегда, в связи с этим наша общая задача - обеспечить мобилизацию запланированных доходов, по возможности привлечь дополнительные доходные источники (например, от работы с невостребованными земельными долями) в целях обеспечения исполнения первоочередных социальных расходных обязательств. В связи с этим, в каждом муниципальном образовании области должны исполняться разработанные планы межведомственных мероприятий по увеличению доходной части бюджета с указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения соответствующих мероприятий.

Добавлено: 20 сентября 2013 года, 11:12

Изменено: 26 января 2015 года, 12:09