Доклад по теме: «Создание и актуализация нормативной базы по контрактной системе»

Контрактная система действует уже более 1,5 лет: она, безусловно, принесла свои плоды, сделано очень многое для того, чтобы сами закупочные процессы стали прозрачнее, чтобы все увидели результат в виде полученных качественных товаров, работ, услуг. При этом, как и всякая молодая развивающаяся система, она нуждается в постоянной поддержке и внесению определенных корректировок, направленных на повышение ее результативности. Так за период действия системы уже более 15 раз были внесены изменения и в ближайшее время также планируется внесение новых изменений. Однако не секрет сама система отличается большой сложностью, количество выпускаемых нормативных актов растет, чего нельзя сказать об их качестве.

Безусловно, и сам закон, и вносимые в него изменения, вызывают множество вопросов не только у участников закупок, но и у заказчиков. Так как обеспечение нормального и эффективного действия Закона 44-ФЗ зависит от принятия большого количества подзаконных нормативных актов, а также документов регионального и муниципального уровня. То есть должна быть сформирована нормативная база по контрактной системе, и от ее содержания и своевременности принятия нормативных документов будет напрямую зависеть как эффективность работы самой системы, так и эффективность закупок, проводимых в ней.

Таким образом, я считаю, что создание, актуализация и совершенствование нормативной базы как на региональном, так и на муниципальном уровне всегда будет являться основой для работы эффективной системы закупок.

Однако, создание такой системы не всегда зависит от желания или возможностей региона/МО. В связи с тем, что основная роль в подзаконном регулировании сферы закупок отводится Правительству РФ, которое согласно Плану мероприятий по реализации Закона 44-ФЗ должно было разработать и принять необходимые НПА, но на сегодняшний день еще далеко не все акты разработаны (принято около 70 актов).

Соответственно на эффективность закупок оказывает влияние целый ряд проблем:

1. Низкая оперативность принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Особенность этой проблемы состоит в том, что по целому ряду положений Закона 44-ФЗ соответствующие НПА должны быть приняты не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровне. Причем нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований должны при этом учитывать рекомендации, предложенные на федеральном уровне. Таким образом, без своевременного принятия федерального акта снижается эффективность регулирования контрактных отношений в регионе и МО.

2. Снижение качества правового регулирования

Другой важной проблемой нормативно-правового регулирования контрактных отношений является снижение качества принимаемых НПА. На практике некоторые акты по своему содержанию представляют собой дублирование положений Закона 44-ФЗ без устранения существующих недочетов (например, сведения по исполнению контракта и отчет об исполнении контракта).

Также на практике встречаются примеры некорректного определения самой формы издания НПА (например, в форме распоряжений, которые могут приниматься только по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера). Таким образом, НПА, имеющие обязательный характер и распространяющиеся на всех участников закупок, должны издаваться только в форме постановлений.

3. Придание юридической силы информационным письмам и разъяснениям федеральных органов.

Закон 44-ФЗ не предусматривает какого-либо отдельного механизма по даче разъяснений его положений и не определяет специальный орган, уполномоченный на официальное толкование норм закона. Кроме того, ни один федеральный орган (Минэкономразвития России, ФАС России, Минфин России и др.) не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства по контрактной системе.

Вместе с тем, на практике сложилось обыкновение по приданию неофициальным разъяснениям федеральных органов статуса нормативных документов, определяющих порядок реализации участниками контрактной системы своих прав и обязанностей.

Также существует проблема противоположных точек зрения различных федеральных органов по разъяснению одних и тех же положений Закона 44-ФЗ, что в свою очередь приводит к проблемам правильного правоприменения на региональном и муниципальном уровне (например, ФАС России и Минфин России – по вопросу включения в проект контракта положений об ответственности сторон).

4. Административная и судебная практика применения положений Закона 44-ФЗ.

За полтора года действия Закона 44-ФЗ успела возникнуть определенная административная и судебная практика по вопросам применения его положений. Однако анализ вынесенных решений УФАС и судов позволяет сделать вывод о том, что нет единообразия в применении антимонопольными органами и судами норм закона (например, относительно платежных поручений, распечатанных участниками из электронной системы Клиент-банк). Кроме того, слабая развитость на практике новых институтов контрактной системы влечет рассмотрение судебных дел по ранее сформированной позиции в рамках системы госзаказа в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ.

Таким образом, по результатам рассмотрения административной и судебной практики в сфере закупок можно сделать такой вывод – следует признать правоприменительную практику по Закону 44-ФЗ не до конца сложившейся и оказывающей значительное влияние на показатели эффективности закупок.

 

В заключение, считаю необходимым сделать следующие выводы и дать предложения относительно состояния нормативно-правового регулирования контрактных отношений и повышения эффективности закупочной деятельности:

  1. В целях обеспечения деятельности уполномоченных органов муниципальных образованиях области в рамках контрактной системы на муниципальном уровне должны быть разработаны и приняты соответствующие НПА (по установлению функций контрольных и уполномоченных органов, по планированию и нормированию закупок, общественному обсуждению, банковскому сопровождению контрактов, по установлению порядков реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, порядков принятия решений по части 3 статьи 72 БК РФ, а также по реализации постановлений Правительства РФ № 196, 198, 199).
  2. В целях повышения эффективности закупок необходимо разрабатывать муниципальные НПА в максимально сжатые сроки после принятия соответствующих федеральных/региональных НПА, а также организовать постоянную работу по актуализации муниципального законодательства в сфере закупок в связи с изменениями.
  3. В целях получения методической помощи при разработке и актуализации НПА рекомендовать муниципальным образованиям области использовать материалы «Библиотеки по контрактной системе», размещенной на сайте Минэкономразвития Ульяновской области www.econom73.ru/

 

Добавлено: 28 июля 2015 года, 11:45