Доклад на тему: «Актуальные вопросы взаимодействия в сфере земельно-имущественных отношений»

В настоящее время ввиду существенных изменений гражданского и земельного законодательства требуется уделить особое внимание земельно-имущественной сфере, в том числе вопросам эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций в целях качественного оказания муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.

Напомним, что в марте 2015 года изменилось земельное законодательство: полномочия по распоряжению землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к городским и сельским поселениям в отношении земельных участков, расположенных в границах таких муниципальных образований.

Органы местного самоуправления зачастую сталкиваются со следующими проблемами в земельно-имущественной сфере при распоряжении земельными участками, обусловленными, в том числе отсутствием эффективной системы взаимодействия между органами власти, организациями.

1. Проблемы возникают на начальном этапе предоставления муниципальных услуг и связаны с неправильно избранной услугой, с заявлением на получение которой обращаются граждане, т.е. гражданин, не зная в какой последовательности должны осуществляться административные процедуры при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка, зачастую заполняет не ту форму заявления, не соответствующую требованиям закона, либо гражданин указывает не полные данные в заявлении, не представляет полный комплект документов. В итоге – гражданин, обратившийся с заявлением, получает отказ в предоставлении муниципальной услуги либо ему возвращаются документы.

Для решения проблемы должно быть четкое понимание органа местного самоуправления случаев, порядка предоставления той или иной услуги, необходимого комплекта документов, предоставляемого гражданами. В случае возникновения вопросов органы местного самоуправления должны иметь возможность обратиться за консультационной помощью иных органов и организаций, обеспечивая единообразный порядок оказания муниципальных услуг. Кроме того, сами граждане должны иметь возможность обратиться за консультационной помощью в органы власти и организации.

Так, действующее законодательство регламентирует исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов, в иных случаях предоставление осуществляется на торгах.

 Особый порядок предусмотрен при предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: в указанных случаях предоставление осуществляется через публикацию в СМИ сообщения о предстоящем предоставлении, в случае отсутствия заявлений иных граждан о намерении приобрести такой земельный участок земельный участок предоставляется без торгов; в противном случае – через аукцион.

Гражданам также предоставляется право, не дожидаясь инициативы органов власти, самим образовывать на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельные участки, которые будут выставлены на торги. Однако,  такое право распространяется только на земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов. Для образования земельного участка в границах населенного пункта требуется проект межевания территории, который должен обсуждаться на публичных слушаниях.

2. Особо болезненный вопрос – утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории.

Большое количество отказов в утверждении схемы расположения земельного участка вызвано несоответствием схемы требованиям, предъявляемым законом, зачастую не представляется возможным определить по схеме местоположение, территориальную зону образуемого земельного участка, схемы в ряде случаев допускают наложение границ на уже сформированные земельные участки.

В связи с чем, органы местного самоуправления уже при консультирование граждан должны разъяснять требования закона, предъявляемые к схеме расположения земельного участка, предоставляя образцы схем, информируя о предъявляемых требованиях, в том числе лиц, занимающихся изготовлением данных схем на договорной основе.

3. При предоставлении услуг через представителей, зачастую отсутствует доверенность, удостоверяющая право представителя на обращение с заявлением на оказание именно данной услуги (например, доверенность удостоверяет право представителя регистрировать право собственности, хотя с этой же доверенностью гражданин обращается с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в орган местного самоуправления), гражданами не предоставляется нотариально заверенное согласие супруга на приобретение объектов недвижимости.

Решение проблемы возможно путем оказания консультационной помощи органами местного самоуправления, нотариатом.

4. Отсутствие информированности граждан об изменениях в законодательстве, которые либо возлагают на граждан определенные обязанности либо предоставляют льготный порядок оформления прав, предоставления земельных участков.

Так, требуется уведомление граждан с помощью средств массовой информации о происходящих изменениях в законодательстве (например, вопрос об изменении порядка заключения договоров аренды земельных участков на новый срок, предоставление возможности бесплатного получения в собственность земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом, построенный до 1990 года, если  гражданин постоянно или преимущественно проживает в нем не менее 15 лет и который является  для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением).

5. Проблемным остается вопрос оформления права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли из состава земель сельскохозяйственного назначения. В большинстве случаев исковые заявления оставляют без рассмотрения ввиду отсутствия данных об ответчиках, что также вызвано отсутствием налаженного взаимодействия между органами власти, организациями.

Для решения указанной проблемы ОГКУ оказывает бесплатную юридическую помощь по представлению интересов муниципальных образований в судах общей юрисдикции по вопросам признания права собственности муниципального образования на невостребованные земельные доли.

На решение рассмотренных вопросов может повлиять несколько факторов:

1. В целях наведения порядка в сфере земельных и имущественных отношений необходимо продолжить развитие и совершенствование работы органов местного самоуправления, в том числе путем расширения территории взаимодействия между муниципальными образованиями области и ОГКУ Региональный земельно-имущественный информационный центр.

Совместная деятельность Регионального земельно-имущественного информационного центра с органами местного самоуправления осуществляется на основании заключаемых с муниципальными образованиями Ульяновской области соглашений о взаимодействии в земельно-имущественной сфере.

В рамках этих соглашений осуществляется:

- содействие органам местного самоуправления в реализации их полномочий,

- методологическая и техническая помощь в подготовке нормативных и распорядительных актов при управлении и распоряжении муниципальным имуществом (за исключением жилищного фонда) и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в ведении муниципальных образований, и в учёте муниципального имущества,

- обеспечение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате, представление интересов органов местного самоуправления в судебных инстанциях, соблюдение сроков оказания муниципальных услуг.

В настоящее время все больше и больше муниципальных образований, как районов, так и поселений осознают необходимость заключения соглашений.

Сотрудники Регионального земельно-имущественного информационного центра ежедневно дают разъяснения и консультации при оказании муниципальных услуг все муниципальные образования Ульяновской области, вне зависимости от наличия соглашения о взаимодействии.

Также Региональный земельно-имущественный информационный центр обеспечивает информационную поддержку Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, и Правительства Ульяновской области в части предоставления аналитической информации по вопросам имущественной и экономической сферы деятельности органов местного самоуправления, в части состояния налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области на территории муниципальных образований. Принимает участие в создаваемых для решения проблем в указанной сфере рабочих группах. Проводит анализ состояния дел при предоставлении земельных участков для льготных категорий граждан, при проведении муниципальными образованиями сплошной инвентаризации и выявлении нарушений земельного законодательства.

Кроме того, отметим, что создание подобного единого центра, позволит сформировать единообразную практику предоставления муниципальных услуг на территории всей Ульяновской области, обеспечивая гражданам равный доступ к материальным ресурсам. 

Ульяновской области подготовлен законопроект, в соответствии с которым распоряжение земельными участками и землями, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 января 2016 года будет осуществлять Ульяновская область в лице Департамент государственного имущества и земельных отношений, т.е. полномочия по распоряжению перейдут от поселений к субъекту, в связи с чем, особую значимость приобретает вопрос единообразия правоприменительной практики в земельно-имущественной сфере как дополнительной предпосылки к переходу полномочий по распоряжению.

ОГКУ подготавливает необходимую основу для принятия субъектом полномочий по распоряжению землями, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так для постановки целей и планирования работы на следующий год, ОГКУ осуществляет сбор информации от органов местного самоуправления о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых необходимо в 2016 году провести кадастровые работы по их формированию и постановке на кадастровый учет с последующим выставлением на торги.

2. Налаживанию взаимодействия с федеральными органами власти надзорными органами может послужить создание межведомственных комиссий по насущным вопросам (в настоящее время ведется работа по заключению соглашения о взаимодействии с ФССП Ульяновской области при взыскании задолженности за пользование муниципальным имуществом, принятие положений о взаимодействии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля).

Добавлено: 28 июля 2015 года, 11:47