Рекомендации по внесению изменений в уставы и иные акты муниципальных образований в связи с принятием Федеральных законов №136-ФЗ, 165-ФЗ и Закона Ульяновской области №100-ЗО (доклад А.Е. Озякова)

В соответствии с  частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ (в редакции Федеральных законов №136-ФЗ и №165-ФЗ) Законом Ульяновской области от 07.07.2014 №100-ЗО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Ульяновской области и порядке избрания глав муниципальных образований Ульяновской области» установлен порядок формирования представительных органов муниципальных районов, предусматривающий формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Указанный Закон Ульяновкой области №100-ЗО вступает в силу с 19 июля 2014 года.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона №136-ФЗ и частью 51 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы муниципальных районов приводятся в соответствие с ними.

Таким образом, до 19 октября 2014 года должны быть завершены процедуры по установлению в уставах муниципальных районов норм, предусматривающих формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Таким образом в муниципальных районах с численностью поселений от 5 до 7  (Базарносызганский, Вешкаймский, Кузоватовский,  Майнский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Старомайнский, Сурский, Тереньгульский, Ульяновский) рекомендуется определить в уставах, что в состав представительного органа района входят от одного поселения: 1 глава муниципального образования и 2 депутата Совета депутатов поселения.

         В муниципальных районах с численностью поселений от 8 до 10 (Барышский, Инзенский, Карсунский, Мелекесский, Николаевский, Цильнинский,Чердаклинский) рекомендуется определить в уставах, что в состав представительного органа района входят от одного поселения: 1 глава муниципального образования и 1 депутат Совета депутатов поселения.

Ориентировочный текст изменений в устав муниципального района предлагается следующий:

«1. Совет депутатов муниципального образования «________район» состоит из (_______) депутатов.

2. Совет депутатов муниципального образования «________район» формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального образования «______________район», и из депутатов Советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов поселений из своего состава. Советы депутатов поселений, входящие в состав муниципального образования «___________ район», избирают по (указывается число 1 или 2) депутату(а) в состав Совета депутатов муниципального образования «________район».».

 

Также необходимо внести дополнительное основание досрочного прекращения полномочия депутата представительного органа муниципального района (в соответствии с частью 10.2 статьи 40 ФЗ-131):

Ориентировочный текст изменений в устав предлагается следующий:

«Полномочия депутата Совета депутатов муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата Совета депутатов поселения в составе муниципального района.».

 

Кроме указанных изменений необходимо провести выверку и исключить из устава муниципального района нормы, которые касаются избрания депутатов на муниципальных выборах, а также норм по отзыву депутатов .

Установить срок полномочий Совета депутатов муниципального района - 5 лет

 

В части срока полномочий главы местной администрации муниципального района (в соответствии с частью 2 статьи 37 ФЗ-131) необходимо внести изменения, заменив формулировку «контракт заключается на срок полномочий Совета депутатов муниципального образования» на следующую: «Контракт с главой местной администрации заключается на 5 лет».

 

Кроме того, необходимо внести изменения в Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района в части количества и назначения членов комиссии. Предлагается следующая формулировка

«Общее количество членов конкурсной комиссии составляет 8 человек. При формировании конкурсной комиссии одна четвёртая её членов назначается Советом депутатов муниципального образования «_________ район», одна четвёртая - Советом депутатов муниципального образования «______________ городское поселение» (наименование городского поселения - административного центра муниципального района), а половина – Губернатором Ульяновской области».

Данные изменения не требуется вносить в Мелекесском районе, где нет единой администрации. 

Кроме того, Законом Ульяновкой области №100-ЗО установлен единый для всех муниципальных образований порядок избрания глав муниципальных образований Ульяновской области из состава представительного органа.

В связи этим в Новоспасском и Цильнинском районах, кроме вышеуказанных изменений по порядку формирования Советов депутатов необходимо внести изменения в порядок избрания глав, а также связанные с этим положения, касающиеся введения должности главы администрации и установления его полномочий.

 

Изменения в уставы должны также быть внесены в течение трёх месяцев после 19.07.2014.

При этом обращаем внимание, что изменения в уставы муниципальных образований вступают в силу по истечении срока полномочий либо в случае досрочного прекращения полномочий действующих составов Советов депутатов.

 

 

 

На уровне поселений:

         Необходимо урегулировать:

         1. Избрание депутатов в представительный орган муниципального района на первом заседании Совета депутатов поселения (в соответствии с частью 4 статьи 35 ФЗ-131).

Примерная формула:

         «На первом заседании Совета депутатов муниципального образования «_______________________ поселение» избираются (указывается количество – 1 или 2) депутат(а) в Совет депутатов муниципального образования «___________район». Указанные депутаты избираются открытым голосованием простым большинством от установленной численности Совета депутатов муниципального образования «___________________ поселение». Голосование проводится по каждой выдвинутой кандидатуре отдельно.». 

2. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов (в соответствии с частью 19 статьи 35 ФЗ-131).

Примерная формула:

«В случае досрочного прекращения полномочий Совета депутатов муниципального образования «___________район» на ближайшем заседании Совета депутатов муниципального образования «______________________ поселение», но не позднее, чем в течение одного месяца со дня досрочного прекращения полномочий Совета депутатов муниципального образования «___________район», избираются другие депутаты в Совет депутатов муниципального образования «___________район»».

3. В случае досрочного прекращения полномочий депутата поселения, избранного в состав представительного органа муниципального района,  в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района другого депутата.

Примерная формула:

«В случае досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «______________________ поселение», избранного в состав Совета депутатов муниципального образования «___________район», на ближайшем заседании Совета депутатов муниципального образования «______________________ поселение», но не позднее, чем в течение одного месяца со дня досрочного прекращения полномочий Совета депутатов муниципального образования «___________район», избираются другой депутат в Совет депутатов муниципального образования «___________район»».

 

Указанные нормы по согласованию с Управлением юстиции можно закрепить в Регламенте Совета депутатов поселения. Внесение данных норм в устав поселения не требуется.

 

 

Технические правки:

1. Исключить из устава, в случае наличия в уставе, нормы о том, что одним из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является «изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона» (п.11.1 ч.  6 ст.36 ФЗ-131)

2. Привести в соответствии с частью 1 ст. 38 131-ФЗ цели создания контрольного органа:

«В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля Совет депутатов муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования».

3. Привести устав в соответствии со ст.50 131-ФЗ (муниципальное имущество).

4. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом №165-ФЗ необходимо:

1) Внести изменения в наименование вопроса местного значения по бюджету, изложив его в следующей редакции:

«составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;».

Аналогичные изменения необходимо внести и в уставы муниципальных районов.

2) Привести устав в соответствии со ст.22 131-ФЗ (Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования)

3) Привести устав в соответствии с пунктом 2 части 7 ст.40 131-ФЗ (Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

«состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Ульяновской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией»).

4) По вступлению в силу муниципальных правовых актов, необходимо в уставе уточнить (ч. 2 ст. 47 131-ФЗ) «Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)».

5) Проверить наличие в уставах норм, определяющих «порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.9 части 1 ст.44 131-ФЗ), а также соответствие устава статьям 52, 53, 55, 57-59, 60 – 63.1, 65 131-ФЗ (Местные бюджеты).

6) Кроме того, обращаем внимание, необходимо внести изменения (в соответствии с частью 7.1 ст.40 131-ФЗ) «Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25  декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами».

 

Дополнительно обращаем внимание на следующие изменения:

136-ФЗ были внесены изменения, уточняющие порядок заключения соглашений между муниципальным районом и поселением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Установлено, что порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, необходимо определить в муниципальном нормативном правовом акте или в уставе порядок заключения таких соглашений.

 

Кроме того, для поселений необходимо внести изменения в перечень вопросов местного значения (в случае если ранее они не были внесены):

а) по присвоению адресов (изменения вступили в силу 01.07.2014, внесенные Федеральным законом № 443-ФЗ), изложив в следующей редакции:

«присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;».

б) по добровольным формированиям (изменения вступили в силу 02.07.2014, внесенные Федеральным законом от 02.04.2014 № 70-ФЗ), изложив в следующей редакции:

« оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;».

 

Добавлено: 30 июля 2014 года, 16:59