Стратегия действий по реализации региональной социальной инициатива Ульяновской области

ПРОЕКТ

1. Общие положения

Региональная социальная инициатива – это комплекс приоритетных управленческих действий (шагов), направленных на обеспечение высокого качества жизни на территории Ульяновской области, внедрение современных стандартов услуг в социальной сфере, смягчения влияния экономического и демографического кризисов.

Социальная инициатива охватит все сферы социальных отношений, а главное, в ней заключается огромный гуманистический заряд. Настоящее время очевидно, что действия власти должны определяться гуманистическими установками, направленностью на достижение общественных благ и интересов граждан. Гуманистические установки во многом противоположны экономизму, то есть действиям только на основе экономической выгоды. Разработка и реализация социально-гуманистической инициативы – это задачи уже другого порядка, более тонкие, требующие, системного, сферического видения того, как нам развивать человеческий потенциал в Ульяновской области.

Вопросы повышения эффективности социальной политики, обеспечивающей социальный консенсус по ключевым вопросам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, становятся приоритетными для Ульяновской области на ближайшие три года.

Региональная социальная инициатива является частью программы реформ системы регионального управления «30 шагов». 18 первых шагов представляют собой программу перехода к эффективному госуправлению. А 12 шагов являются программой региональной социальной инициативы.

Характер вызовов определяет и горизонты программы. Она рассчитана на два горизонта – 2020 год и 2030 год.

2. Вызовы, на которые призвана ответить региональная социальная инициатива Ульяновской области

Первый вызов связан с демографическими тенденциями. Ульяновская область прошла локальный пик численности населения в трудоспособном возрасте в 2008-2011 годах (порядка 700 тысяч человек в трудоспособном возрасте или 54% от населения региона). Сокращение числа и доли лиц в трудоспособном возрасте происходит за счет достижения пенсионного возраста достаточно массовой когортой лиц, родившихся в 60-ых годах XX века. Соответственно, доля населения старше трудоспособного возраста в регионе только за период 2012-2016 годы выросла с 24,8% до 27,5%. При этом доля детей и подростков составляет лишь порядка 16%. Следует отметить, что эта тенденция характерна для России в целом - в ближайшие 15 лет прогнозируется снижение числа населения в трудоспособном возрасте на 8,5% (6,6 млн человек).

При этом следует учитывать значимость демографического фактора в обеспечении экономического роста в России. В 2000-2008 годах, когда российская экономика росла со средней скоростью 7% в год, численность занятых выросла на 6 млн человек или на 9%, т.е. на 1% ежегодно. Вклад демографического фактора в этот период оценивался примерно в дополнительные 1% роста экономики. Соответственно, переход от тренда на рост численности работоспособного населения к тренду снижения этой численности примерно аналогичными темпами будет давать 1% замедления экономического роста. А это, в свою очередь, определяет более низкие бюджетные возможности.

Второй вызов тесно связан с первым и заключается в необходимости роста качества и объема предоставляемых государством сервисов и услуг в социальной сфере при наличии значительных бюджетных ограничений.

Следует отметить, что в течение 2006-2016 годов социальная сфера была в приоритете у государства. В частности, расходы на социальную сферу из федерального бюджета РФ в 2006-2016 годах выросли в 9,5 раз при том, что общие расходы бюджета выросли лишь в 3,8 раз. Аналогичная тенденция прослеживается на уровне областного бюджета Ульяновской области: при росте объемов расходов бюджета в 3,4 раза финансирование социальных сфер выросло в 7,1 раз. При этом подушевое консолидированное бюджетное финансирование соцсферы к 2014 году достигло уровня стран Восточной Европы (90% от них).

Однако, начиная с 2012 года темпы роста расходов на социальный сектор существенно замедлились. Так, если расходы федерального бюджета в социальной сфере в 2007-2011 годах включительно росли в среднем на 64% ежегодно, то в следующие пять лет, в 2012-2016 годах – на 6,8% в среднем ежегодно. Аналогичная тенденция отмечается и на региональном уровне, хоть и не так ярко выраженная: в 2012-2016 годах средний ежегодный рост социальных расходов областного бюджета составил 11,7%, при том, что в 2007-2011 годах составлял более 34% ежегодно.

Параллельно, с учетом демографических изменений, достаточно значительно меняются запросы населения в отношении социальных услуг и сервисов, предоставляемых государством. Причем эти изменения многофакторны – начиная от простой структурной перестройки традиционных отраслей социальной сферы (растущая доля населения в старших возрастах определяет перераспределение ресурсов в пользу здравоохранения и пенсионного обеспечения за счет образования и спорта) и заканчивая необходимостью формирования новых, интегрированных видов услуг (например, современные услуги по ведению хронических больных сочетают в себе медицинские, социальные и образовательные аспекты).

Наконец, третий вызов вытекает из первых двух и заключается в необходимости ухода от патерналистской модели предоставления социальных услуг практически исключительно (как минимум – преимущественно) государством и восприятию их как расходов к субсидиарной модели, подразумевающей человеческий капитал как фактор социально-экономического развития, а значит – объект инвестирования, в том числе со стороны бизнеса и общества. Этот вызов усиливают стабильно сокращающиеся начиная с 2014 года в Ульяновской области (в России – с 2013 года) реальные доходы населения. Фактически, по итогам 2016 года реальные доходы населения вернулись к уровню 2010-2011 годов. Эта негативная тенденция отражает стабильное снижение покупательной способности – а значит снижающуюся готовность населения дополнительно что-либо оплачивать.

Наличие этих трех вызовов во многом определяет начало нового этапа развития социальной политики в России в целом и в Ульяновской области в частности. При этом в качестве основного сценария модернизации социальной сферы называется инерционный. Однако данный вариант развития событий лишь усилит социальную стратификацию общества и может привести к формированию двух сегментов социальных услуг: платного (формально или неформально), который будет предоставлять услуги приемлемого качества и доступного менее, чем трети населения, и второго, массового сегмента, где услуги оказываются по остаточному принципу, на минимальном базовом уровне качества или хуже.

Следует отметить, что перечисленные вызовы носят экзогенный характер и, следовательно, не могут быть устранены с регионального уровня. В то же время, на уровне отдельного субъекта Федерации могут быть реализованы меры по нивелированию данных вызовов. Региональная социальная инициатива призвана определить ключевые направления для реализации этих мер.

Характер вызовов определяет и горизонты реализации социальной инициативы. Демографический вызов актуален для ближайших как минимум 10-15 лет, бюджетный – для ближайших 5-7 лет. Вызов, связанный с переходом на новый этап развития социальной политики имеет горизонт как минимум в 3 года.

3. Цели реализации региональной социальной инициативы

Региональная социальная инициатива представляет собой специальную программу действий, которая призвана:

- обеспечить позитивную трансформацию социальной сферы к новой модели, в основе которой лежит понимание человеческого капитала как фактора социально-экономического развития;

- достичь значительных изменений по отдельным, наиболее критичным направлениям развития социальной сферы;

- объединить усилия общества, бизнеса и власти для формирования согласованного ответа на демографический, бюджетный и социальный вызовы.

Региональная социальная инициатива позволит достичь три ключевые цели и перейти к новому качеству социальной политики.

1. Повышение качества и доступности социальных услуг населению путем целенаправленного формирования в Ульяновской «доброжелательной», партнерской модели взаимодействия  органов власти и местного самоуправления, жителей региона, общественных организаций, бизнеса в сферах занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта.

2. Всемерное развитие социального предпринимательства, создание благоприятных условий для частного инвестирования в социальную сферу.

3. Повышение результативности бюджетных расходов в социальной сфере путем перехода к адресности в социальной политике. Усилия, в том числе и бюджетные, должны быть направлены на обеспечение конкретных интересов конкретных социальных групп.

4. Принципы реализации региональной социальной инициативы

1. Принцип справедливости. Региональная социальная инициатива Ульяновской области направлена на создание достойных условий жизни для всех граждан региона независимо от их социального положения и места проживания, на снижение социального неравенства и повышение социальной сплочённости.

2. Принцип солидарности. Региональная социальная инициатива направляет совместные усилия общества и государства на преодоление возникших у отдельных групп населения и жителей региона трудностей, создаёт условия для оказания гражданами и организациями региона эффективной взаимоподдержки в целях общего социального прогресса.

3. Принцип государственно-частного партнёрства. Региональная инициатива аккумулирует множество частных инициатив, которые реализуются через сотрудничество государства, органов местного самоуправления, бизнеса, гражданского общества и исследовательских организаций в целях развития социального сектора.

4. Принципы стабильности, последовательности и устойчивого развития. Действия партнёров в рамках региональной социальной инициативы направлены в первую очередь не на решение сиюминутных социальных проблем, а на создание стабильных институтов, амортизирующих социальные проблемы, предотвращающие их появление или углубление в будущем.

5. Принципы результативности и эффективности. Действия в рамках региональной социальной инициативы направлены на достижение конкретных социально значимых результатов и на повышение общей результативности социальной политики в Ульяновской области за счёт привлечения для её реализации дополнительных ресурсов и более эффективного использования уже существующих в области ресурсов и инфраструктуры.

6. Принцип адресности. Действия в рамках региональной социальной инициативы носят адресный характер, то есть направленны на решение проблем конкретных жителей Ульяновской области, конкретных населённых пунктов и территорий.

7. Принцип использования лучшего опыта и самообучения. При реализации региональной социальной инициативы будет использоваться зарубежный и российский опыт лучших социальных практик. Готовые решения будут адаптироваться под запросы жителей и специфику Ульяновской области и тиражироваться во всех муниципальных образованиях региона.

8. Принцип стандартизации. Одним из важных результатов реализации региональной социальной инициативы станет выработка и применение стандартов качества и условий жизни граждан, оказываемых в регионе социальных услуг. Стандартизация является важнейшей основой государственно-частного партнёрства и социального предпринимательства.

9. Принцип инновационности. В рамках региональной социальной инициативы используются качественно новые способы и походы к достижению тех целей социальной политики, которые не могут быть достигнуты с помощью уже применяемых инструментов.

10. Принцип межведомственного взаимодействия. Органы государственной власти и местного самоуправления при реализации региональной социальной инициативы действуют совместно, преодолевая межведомственные разграничения полномочий и осуществляя сотрудничество в рамках межведомственного взаимодействия.

11. Принцип дополнительности (комплементарности). Региональная социальная инициатива не подменяет уже действующие меры социальной политики, а эффективно дополняет их в тех случаях, когда оказываемая государственная поддержка не решает всех проблем или решает их не в полной мере.

5. Шаги реализации региональной социальной инициативы

Для реализации амбициозной задачи перехода к новой модели социальной политики предлагается запустить программу Региональной социальной инициативы.

Шаг 1. Проведение региональной Недели социальных инициатив с выходом на систематическую практику.

Регулярное проведение Недели социальных инициатив (НСИ) начиная с муниципального уровня станет уникальным инструментом конструктивного взаимодействия всех агентов социальной политики региона, обеспечит открытость и гласность принятия тех или иных решений, позволит сформировать действенный механизм поиска социальных активистов и гражданских лидеров. Неделя социальных инициатив – это встречное движение двух потоков: с одной стороны, поиск низовых инициатив, предложений и наказов, актуальных для населения региона. А с другой стороны,  мероприятия недели позволят довести позицию власти до населения. 

Реализация данного шага будет проходить в три этапа:

- первый этап (2017 год) – поиск и отработка разнообразных форматов проведения НСИ, проведения весенней и осенней сессии НСИ;

- второй этап (2018) – проведение трех НСИ, формирование механизмов обобщения собранных инициатив и предложений и включения их в систему управленческих решений;

 - третий этап (2019 год) – выход на формат проведения ежеквартальных НСИ с последующей

Шаг 2. Создание областного реестра и картирование социальных дефицитов на территории Ульяновской области.

Данный шаг является необходимым этапом повышения эффективности деятельности  региональной власти в социальной сфере и переходу к адресности. Его реализация позволит сформировать проблемные и территориальные кластеры социальных дефицитов и уязвимостей, привязать их к конкретным социальным группам и общностям. Предполагается, что стартом реализации данного шага станет масштабное комплексное общеобластное социологическое исследование (2017 год). Затем предстоит не просто создать реестр социальных дефицитов для всех социальных сфер применительно к социальным группам, но и проранжировать (рейтинговать) его по критериям актуальности для населения, достижимости, бюджетной обеспеченности, социальной эффективности (2018 год). И, наконец, после создания региональной карты социальных дефицитов, сформировать областную государственную программу действий, всторитв в нее бюджетный процесс (2019).

Шаг 3. Развитие социального предпринимательства.

Перед российским обществом стоит очень серьезный вызов – сокращение государственного финансирования социальной сферы. Прежняя патерналистская модель социального государства себя в настоящих условиях практически исчерпала. Следует признать, что государство уже не в состоянии обеспечить достойную старость, равный доступ до равных по качеству медицинских и образовательных услуг, равенство различных групп в приобщении к культурным ценностям и так далее. На региональном уровне выход – в консолидации усилий и возможностей различных акторов социальной политики: государства, бизнеса, общественных организаций и объединений.

Данный шаг направлен на создание институциональных и инфраструктурных условий развития социального предпринимательства – ключевого инструмента, способного в партнерстве с государством обеспечить сохранение и повышение качества социальных услуг. Результат социального предпринимательства – изменение качественного состояния общества или каких-либо социальных групп, совершенствование каких-либо процессов, коммуникаций и взаимодействий, рост социального сотрудничества, партнерства и понимания. Иными словами, выгодополучателем становится не социальный предприниматель, а все общество.

Развитие социального предпринимательства предполагает движение по нескольким направлениям

- формирование регионального заказа на негосударственные услуги в сфере социальной политики. Реализация предыдущего шага («Создание областного реестра и картирование социальных дефицитов на территории Ульяновской области») позволит сформировать нечто вроде регионального заказа на решение социальных проблем и повышение качества социальных услуг. На этой основе будут выделены приоритетные направления и первоочередные проблемы

- создание институциональной среды и обеспечение благоприятного административного климата для развития социального предпринимательства.

- пропаганда социального предпринимательства.

Шаг 4.  Создание регионального Фонда целевого капитала с целью привлечения частных инвестиций в решение социальных проблем.

Региональный фонд целевого капитала – должен стать ключевым региональным инструментом развития социального предпринимательства в Ульяновской области. Фонд будет создан, как некоммерческая организация с целью формирования целевого капитала для поддержки предпринимательской деятельности в социальной сфере. Он будет обладать характеристиками как эндаумент-фонда, так и венчурной компании. Механизм работы фонда – принятие пожертвований от физических и юридических лиц, и инвестирование этих средств по договору доверительного управления с наиболее надёжными управляющими компаниями и доход от доверительного управления направляется на реализацию программ и проектов развития социальной сферы. 

Предполагается в 2017 году подготовить все учредительные документы и открыть фонд, а также определить основные источники пополнения фонда. 

Шаг 5Внедрение и развитие социального партнерства. Расширение возможности доступа на рынок социальных услуг негосударственных организаций.

В настоящее время данный шаг находится в активной фазе реализации на территории Ульяновской области. Развитие социального партнёрства путём расширения доступа на рынок социальных услуг некоммерческому сектору является ещё одним действенным механизмом перехода к новой партнёрской модели социальной политики и повышения социального доверия в обществе. Направления реализации следующие

- обеспечение готовности со стороны государственных структур и ведомств: создание областного реестра социальных услуг, передаваемых на аутсорсинг НКО; по необходимости внесение изменений в нормативную базу; обеспечение преференциальности для некоммерческого сектора; организация системы подготовки кадров; информационное сопровождение.

- готовность со стороны некоммерческих организаций: включение в областной реестр организаций, предоставляющих социальные услуги, подготовка и обучение кадров; проведение форумов и семинаров для НКО и социальных предпринимателей, создание областной ассоциации исполнителей социальных услуг

Очень важно, что в 2017 году будут уже получены первые результаты реализации этой задачи. 

Шаг 6. Создание новой модели прогноза рынка труда и становление современных Центров занятости.

Реализация этого шага станет важнейшим условием качественного перехода от стихийно развивающегося регионального рынка труда к управляемой и прогнозируемой модели занятости. Это очень сложная, но необходимая задача.

Сейчас наблюдается явный избыток специалистов с невостребованными рынком специальностями. Анализ вакансий из базы данных центров занятостипоказывает, что предлагаемые рабочие места чаще всего неактуальны для жителей с не самым плохим образованием и с соответствующими притязаниями на качество жизни и условия труда.

Предлагается:

- Апробация и запуск электронной системы прогноза потребности в кадрах на рынке труда Ульяновской области. При этом, чтобы программные продукты, моделирующие рынок труда, не создавали артефакты следует повысить уровень надёжности и качества статистических и опросных баз данных.

Надёжное прогнозирование возможно только при полноправном диалоге трёх основных акторов: государственных и муниципальных органов управления, бизнеса и системы образования. Приоритет в этой «большой тройке» у работодателей, поскольку все начинается с компаний и организаций. «Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её пить».

- Целесообразно на условиях частно-государственного партнёрства создавать организацию (агентство), которая бы профессионально занималась прогнозом.

- Перенастройка государственных служб занятости. Соединение спроса и предложения, прогнозирование рынка труда, работа на опережение, помощь в поиске работы, в том числе и для граждан из других регионов. Повышение уровня трудовой мобильности граждан, модерирование интересов  системы профессионального образования в зависимости от прогноза потребностей работодателей, Организация опережающего обучения. Выстраивание индивидуальных трудовых траекторий. Обеспечение адресности.

Шаг 7. Развитие трудовой мобильности различных социальных групп.

Одной из важных характеристик спроса на человеческий капитал является замещение старых рабочих мест новыми, что и создаёт спрос на человеческий капитал. Экономисты говорят о правиле 15%: примерно столько новых рабочих мест создаётся в год в развитых экономиках, из которых примерно 2/3 приходится на действующие и 1/3 на вновь создаваемые предприятия.

Таким образом, трудовая мобильность является краеугольным камнем развития человеческого потенциала региона. Она определяется двумя группами факторов. Во-первых, субъективной готовностью граждан к изменениям внутри собственной трудовой траектории. В-вторых, условиями (организационно-административными, финансовыми, образовательными, и т.д.) в которых происходит или не происходит трудовая мобильность.

Для Ульяновской области важно:

- контролировать направление территориальной мобильности (из региона или в регион)

- повысить трудовую активность граждан пожилого возраста и инвалидов

- обеспечить условия различным категориям граждан для непрерывного профессионального обучения

- создать систему социальных лифтов для карьерного продвижения.

- управлять ситуацией с трудовой мобильностью в моногородах и населённых пунктах с недифференцированной занятостью.

Шаг 8. Поддержка и развитие креативных индустрий.

Наряду с экономикой знаний, фундаментальным трендом современности является борьба за преумножение и развитие творческих ресурсов общества. Творчески, креативно ориентированный социум оказывается и экономически успешным. Развитие креативных индустрий следует рассматривать:

- как культурный ресурс развития экономики Ульяновской области,

- как сектор успешного бизнеса,

- как способ культурного выравнивания территории региона.

-как важный механизм формирования региональной идентичности.

Сектор креативных индустрий – это музыкальное творчество, изобразительное искусство, кинопроизводство и кинопрокат, выставочная и галерейная деятельность, мода, издательское дело, рекламу, дизайн, урбанистические технологии, культурный туризм.

В настоящее время Ульяновская область находится только в самом начале развития креативных индустрий. И при этом обладает значительным, но пока в недостаточной степени реализованным потенциалом их развития.

Основные направления деятельности:

- Формирование благоприятных условий, способствующих появлению и реализации творческой инициативы, обеспечение конкурентной и свободной творческой среды. Необходимо создавать условия для эффективного взаимодействия представителей креативных индустрий, площадки диалога и творческого поиска как на уровне области, так и в муниципальных образованиях. Должна быть создана инфраструктура взаимодействия и обмена опытом, в том числе и мировым. Для этого надо создавать многообразные креативные пространства, в том числе и на базе трансформации невостребованных технических и промышленных объектов.

- Создание системы поддержки креативных проектов жителей региона, организация различных конкурсов, развитие грантовой поддержки.

- Правовая, административная поддержка организации творческих индустрий, создание льготных условий налогообложения и арендной платы для творческих организаций.

- Развитие частно-государственного партнёрства в сфере творческих индустрий, привлечение негосударственного финансирования.

- Широкая просветительская работа среди населения, приобщение к современному, актуальному искусству. А на этой основе – продвижение продукции креативных индустрий.

- Дальнейшая кластеризация сектора творческих индустрий.

Целевой показатель – к 2021 году доля креативных индустрий в ВРП области должна составлять не менее 1,5%.

Шаг 9. Дополнительное образование для взрослых. Расширение культурного предложения для целевой группы 25 – 50 лет.

В настоящее время региональная система дополнительного образования ориентирована главным образом только на детей, подростков и учащуюся молодёжь, с одной стороны, а с другой, на пенсионеров и лиц пожилого возраста. Возрастная группа 25-50 вообще не рассматривается в качестве целевой группы для дополнительного образования. Аналогичная ситуация и с культурной афишей, культурным предложением, исходящих от государственных и муниципальных учреждений культуры.

Данный шаг призван восполнить этот пробел.

Предполагается, что помимо бюджетных организаций в формировании пакета предложений примут участие социальные предприниматели и некоммерческие общественные организации. Только общими усилиями удастся воспитать культуру самообразовывающегося досуга (культуру «третьего времени»). Важным также представляется обеспечить принцип дополнительности при определении источников финансирования дополнительного образования и культурного предложения «для взрослых»

Данный шаг полноценно следует реализовать в течение трёх лет, последовательно решая следующие задачи:

- формирование перечня потребностей и реестра возможностей;

- синхронизация усилий бюджетных организаций, социальных предпринимателей, бизнеса, НКО по формированию образовательных и культурных предложений, формирование банка идей для развития предпринимательства в сфере активного отдыха людей трудоспособного возраста.;

- организация широкой просветительско-информационной кампании, создание групп по интересам, проведение тематической вставки «Третье время»;

- полноценный запуск проекта.

Шаг 10. Стандартизация социальных услуг и сервисов, создание комфортной среды в учреждениях социальной сферы доброжелательной к человеку.

В Ульяновской области будет продолжена разработка и апробация стандартов для учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта. 

Стандарт – это совокупность характеристик, требований к процессу, результату, объему, условиям получения услуги. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на получение услуг в социальной сфере надлежащего качества и с приемлемыми издержками, а также право на безопасность и комфортность труда производящего услуги и взаимодействия производителя услуги и ее потребителя. Цели стандартизации с точки зрения интересов потребителя услуг заключаются в создании системы гарантирования качества, как соответствия стандартам качества услуг.

Внедрение стандартов на региональном уровне и контроль за соблюдением стандартов, закреплённых на федеральном уровне, позволят привлечь в социальную сферу социально ориентированные некоммерческий организации и социальный бизнес, а также обеспечить минимально гарантированный уровень качества услуг в социальной сфере.

Стандартизация предполагает изучение и распространение лучшего опыта в учреждениях социальной сферы. Стандартизация требует соответствующего финансового, нормативного и организационного обеспечения.

При выработке региональных стандартов учреждения социальной сферы ориентируются не только на международные и национальные стандарты, но и на запросы потребителей конкретного типа учреждений.

Наряду с распространением стандартов поликлиник стандартизация охватит учреждения и организации образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта.

Внедрение стандартов предполагает следующие этапы:

- определены области стандартизации, которые не охвачены федеральными стандартами, разработаны по одному стандарту в каждой из отраслей социальной сфер, а также изучен международный и российский опыт внедрения стандартов;

- проведено обучение по направлениям стандартизации для руководителей государственных и муниципальных учреждений, а также руководителей частных компаний и социально ориентированных некоммерческих организаций;

- реализованы пилотные проекты внедрения стандартов;

- с учётом апробации стандартов они подвергнуты корректировке и распространены на все учреждения отраслей социальной сферы;

- процесс разработки и внедрения новых стандартов и корректировки действующих входит в штатный режим.

Шаг 11. Внедрение менеджмента качества в социальной сфере.

Для повышения эффективности в социальной сфере необходимо повысить качество управления в государственных и муниципальных учреждениях и организациях. Менеджмент качества – это специальная деятельность руководства и сотрудников учреждений и организаций, направленная на планирование, целеполагание, обеспечение, контроль и улучшение качества оказываемых услуг.

Система менеджмента качества оказания социальных услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания основывается на показателях результативности процесса предоставления социальных услуг и направлена на постоянные улучшения деятельности учреждений и предприятий социального обслуживания населения.

Задачами, на которые направлено внедрение системы менеджмента качества, являются:

повышение конкурентоспособности учреждений и организаций,

повышение качества услуг, ориентация на интересы потребителей;

эффективнее распределение внутренних ресурсов, ответственности и полномочий персонала;

использование тщательно продуманных и документально оформленных процедур;

снижение непродуктивных затрат времени и труда на решение множества организационных вопросов;

систематизация документооборота и управленческой деятельности.

Для решения этих задач в государственных и муниципальных учреждениях и организациях Ульяновской области будут реализованы следующие мероприятия:

анализ системы управления качеством учреждений и организаций со стороны руководства;

проработка политики и целей учреждений и организаций в области качества;

определение перечня процессов в учреждениях и организациях и их взаимодействия;

определение или уточнение полномочий должностных лиц и их ответственности за систему менеджмента качества в учреждениях и организациях;

разработка или уточнение структуры системы менеджмента качества в учреждениях и организациях отраслей социальной сферы;

создание службы и комиссий по контролю за качеством в учреждениях и организациях;

обучение должностных лиц и персонала, привлекаемого к разработке и внедрению системы менеджмента качеством в учреждениях и организациях;

проведение комплексного анализа существующей модели управления социальными услугами, основными объектами которого являются организационная структура учреждений и организаций, деятельность подразделений по обеспечению качества, положения о подразделениях и должностные регламенты, в которых устанавливаются ответственность и полномочия;

проведение систематического мониторинга удовлетворённости потребителей.

Шаг 12. Развитие социальной инклюзии.

Следует констатировать, что сейчас социальное пространство региона пока не обеспечивает равных возможностей для всех граждан. Доминируют практики исключения, а традиционные формы социальной поддержки уязвимых групп населения не дают ожидаемого эффекта. Тогда как эксклюзия (исключение) должно быть правом и возможностью для любого представителя социально уязвимых групп, но не навязываемой социумом и государством необходимостью.

Данный шаг направлен прежде всего обеспечение полноценного включения инвалидов в культурные, образовательные, досуговые, трудовые отношения, в любые публичные пространства. Хотя в дальнейшем, по мере решения, «вопиющих» проблем, инклюзию следует рассматривать в более широком смысле как социализацию любых групп, относящихся к меньшинствам, и их интеграцию в культурные и социальные пространства.

Развитие инклюзии, это не только создание условий для включения в социумы инвалидов иных. Инклюзия предполагает готовность здоровых людей не дистанцироваться, а взаимодействовать ними.  

Реализация данного шага включает несколько направлений.

- инклюзия маломобильных граждан, обеспечение им прежде всего физических равных возможностей в городских пространствах, на транспорте, государственных и муниципальных организациях, в досуговой сфере, сфере услуг, в сфере занятости.

- инклюзия граждан с нарушениями зрения и слуха.

- инклюзия детей и взрослых аутистов, создание системы полного цикла (детский сад, школа, профессиональное учебное заведение, трудоустройство), профессиональное и компетентное тьюторство на всех этапах.

Реализация данного шага предполагает аудит и картографирование социального пространства людей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование банка лучших практик расширение социальной инклюзии. Сбор предложений по реализации проектов создания «маршрутов» маломобильных групп граждан и расширения социальной вовлеченности людей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение Форума равных возможностей.  Необходима огромная просветительская работа.

6. Этапы реализации региональной социальной инициативы

1. Этап формирования нормативной, исследовательской и организационной основы для реализации социальной инициативы, вовлечение граждан и организаций в реализацию социальной региональной инициативы – 2017 год:

Запуск проведения региональных Недель социальных инициатив, поиск и отработка разнообразных форматов её проведения. Осуществление в рамках Недели формирования банка инновационных идей и проектов для реализации в рамках региональной социальной инициативы. Сбор предложений по устранению барьеров для развития социального предпринимательства и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Формирование нормативной базы социального партнерства, расширяющей возможности доступа на рынок социальных услуг негосударственных организаций.

Проведение масштабного комплексного общеобластного социологического исследования в целях формирования первичного областного реестра социальных дефицитов.

Формирование реестра услуг и продукции в социальной сфере для размещения соответствующего регионального заказа для негосударственного сектора.

Проведение мониторинга субъектов социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, организация форумов социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Создание регионального Фонда целевого капитала, определение основных источников его финансирования и направлений деятельности, отбор пилотных проектов для финансирования.

Запуск и апробация электронной системы прогноза потребности в кадрах на рынке труда Ульяновской области.

Формирование институтов и инструментов повышения трудовой мобильности различных социальных групп. Определение партнёров, заинтересованных в повышении трудовой мобильности. Запуск пилотных групп по новым направлениям переобучения и повышения квалификации для отдельных групп населения области.

Аудит возможностей и потребностей в сфере дополнительного образования для целевой группы жителей региона в возрасте 25 – 50 лет. Формирование культуры «третьего времени», создание групп по интересам. Формирование банка идей для развития предпринимательства в сфере активного отдыха людей трудоспособного возраста. Проведение тематической вставки «Третье время».

Проведение анализа потенциала развития креативных индустрий Ульяновской области, создание нормативной и организационной базы формирование креативной экосистемы.

Разработка и апробация пилотных стандартов для учреждений в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта.

Анализ возможностей внедрения различных систем менеджмента качества в учреждениях и организациях социальной сферы. Запуск пилотных проектов в учреждениях и организациях здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта.

Аудит и картографирование социального пространства людей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных жителей Ульяновской области. Формирование банка лучших практик расширение социальной инклюзии. Сбор предложений по реализации проектов создания «маршрутов» маломобильных групп граждан и расширения социальной вовлеченности людей с ограниченными возможностями здоровья. Проведение Форума равных возможностей. 

Проведение масштабной информационной кампании, направленной на освещение шагов в рамках региональной социальной инициативы и вовлечения в её реализацию широкого круга участников из числа граждан, общественных организаций и предприятий.

Формирование организационной структуры реализации региональной социальной инициативы в системе исполнительных органов государственной власти.

Корректировка проекта бюджета на 2018-2019 гг. в соответствии с потребностями финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках региональной социальной инициативы.

2. Этап достижения результатов региональной социальной инициативы, формирование на её основе постоянно действующих практик – 2018-2019 гг.

Систематическое проведение региональных Недель социальных инициатив в целях консолидации общества вокруг реализации региональной социальной инициативы и поиска качественно новых проектов в социальной сфере.

Создание механизма устранения социальных дефицитов за счёт использования возможностей государственно-частного партнёрства через размещение регионального заказа для негосударственного сектора. Проведение систематического мониторинга появления новых социальных дефицитов с целью оперативного их устранения. Пополнение реестра инвестиционных проектов в социальной сфере муниципальных образований Ульяновской области.

Расширение участников партнерства в рамках реализации региональной социальной инициативы за счёт привлечения к сотрудничеству общероссийских и международных социально ориентированных организаций, крупных кампаний, инвестирующих в социальную сферу.

Систематическое проведение форумов-ярмарок социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций с целью максимального согласования спроса и предложения на рынке социальных услуг. 

Увеличение годового оборота Фонда целевого капитала региональной социальной инициативы до 100 млн. рублей за счёт всех источников финансирования. Финансирование за счёт средств Фонда целевого капитала проектов в рамках реализации региональной социальной инициативы.

Корректировка контрольных цифр набора в образовательных организациях профессионального образования, профилей учреждений предпрофессионального и дополнительного образования, а также привлечение негосударственных организаций в сферу подготовки кадров в соответствии с актуальным прогнозом потребностей рынка труда Ульяновской области. Формирование постоянно действующих механизмов профориентации и поддержки переобучения и повышения квалификации для отдельных групп населения региона.

Создание портала в сети Интернет для размещения организациями  и учреждениями информации о возможностях активного отдыха и дополнительного образования людей трудоспособного возраста в Ульяновской области. Систематическое проведение вставок «Третье время».

Открытие в Ульяновской области не менее двух креативных пространств, создание на их основе сетевой системы поддержки креативных проектов жителей региона. Формирование кластера креативных индустрий. Включение креативного кластера в экономические связи с организациями и учреждениями социальной сферы.

Внедрение разработанных в рамках реализации региональной социальной инициативы стандартов во всех учреждениях и организациях здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта, независимо от формы собственности. Запуск региональной акции повышения доброжелательности персонала учреждений и организаций к получателям социальных услуг.

Формирование и внедрение во всех государственных и муниципальных учреждениях и организациях здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, физкультуры и спорта региональной системы менеджмента качества. Проведение регионального мониторинга результативной составляющей качества предоставляемых услуг и условий их предоставления в социальной сфере в целях выявления проблемных учреждений и отраслей по внедрению системы менеджмента качеством.

Внедрение стандартов качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных жителей в населённых пунктах Ульяновской области. Обеспечение полной доступности объектов в учреждениях одной из отраслей социальной сферы. 

Увеличение финансирования, выделяемого из бюджетных и внебюджетных источников на мероприятия, осуществляемые в рамках региональной социальной инициативы. Проведение ежегодного анализа объёма и эффективности выделяемого финансирования и привлечённых инвестиций в социальной сфере Ульяновской области.

Внедрение проектной деятельности в самых проблемных секторах социальной сферы.

3. Этап стабильного роста человеческого потенциала как фактора устойчивого развития  Ульяновской области – 2020-2030 гг.

Формирование в регионе постоянно действующих государственных и муниципальных институтов реализации социальных инициатив граждан и организаций в рамках государственно-частного партнёрства.

Полное устранение проблем, включённых в реестр социальных дефицитов за 2017-2019 гг. Оперативное реагирование на появление новых социальных дефицитов в рамках процессной и проектной деятельности в социальной сфере.

Разработка и реализация инвестиционной стратегии в социальной сфере Ульяновской области на 2020-2030 годы.

Реализация на территории Ульяновской области социальных проектов международного уровня. Превращение региона в ведущую российскую площадку по вопросам устойчивого социального развития регионов.

Продвижение услуг социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций Ульяновской области за пределами региона.

Большинство крупных работодателей региона присоединяются к соглашению социально ответственного бизнеса, все крупные компании региона реализуют собственные социальные инициативы на территории Ульяновской области.

Ежегодный оборот Фонда целевого капитала в социальной сфере достигает размера свыше 200 млн. рублей.

Рынок труда на основе реализованного прогноза потребности в кадрах получает на выходе из учебных заведений специалистов с необходимой квалификацией и в необходимом количестве. 

Не менее половины жителей Ульяновской области трудоспособного возраста каждые пять лет получают дополнительное образование.

Кластер креативных индустрий вносит в ВРП Ульяновской области не менее 1,5%, включает в себя организации, действующие во всех отраслях социальной сферы.

В учреждениях и организациях Ульяновской области разрабатываются и внедряются стандарты качества оказания услуг, которые становятся ориентиром для других субъектов Российской Федерации.

Региональная система менеджмента качеством в социальной сфере переходит на один из признанных мировых систем стандартов.

Доступность общественных пространств и объектов в населённых пунктах Ульяновской области достигает уровня выше среднероссийского. Регион входит в число самых приспособленных для жизни маломобильных граждан.

 

Стратегия действий по реализации  региональной социальной инициатива Ульяновской области (в формате .doc, 54 КБ)