Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Ульяновской области - Министра промышленности и транспорта Зиннурова Вильдана Ханифовича «Об итогах 2009 года, о фактическом состоянии и перспективах на 2010год»

 Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

 

В  прошлогоднем отчёте в Законодательном собрании Министерством промышленности и транспорта были обозначены и в течение 2009 года реализованы приоритетные задачи развития курируемых отраслей.

Необходимым условием  обеспечения выхода промышленности Ульяновской области из финансового кризиса и её перехода на посткризисное развитие является реализация инновационных и инвестиционных проектов направленных на обеспечение выпуска новой продукции, востребованной в посткризисный  период, а также на модернизацию производства с целью сокращения издержек, в том числе затрат на энергоносители.

Несмотря на ограниченность денежных средств в течении 2009 года на предприятиях Ульяновской области при поддержке Министерства были реализованы значимые инвестиционные проекты.

Реализация инвестиционных проектов на ОАО «Ульяновский автомобильный завод»  с одновременным сокращением издержек в производстве позволило предприятию выйти из кризисного состояния и стать практически единственным в отрасли прибыльным предприятием. Инвестиционная программа предприятия в 2009 году составила 229 млн. руб.

Реализация  проекта адаптации двигателя УМЗ-4216 под весь модельный ряд лёгких коммерческих автомобилей «ГАЗель» и «Соболь», с улучшенной топливной экономичностью и сокращение затрат на производство позволило ОАО «УМЗ» стать единственным поставщиком бензиновых двигателей для всего модельного ряда лёгких коммерческих грузовиков ОАО «Группа ГАЗ». Это обеспечило заказ на 2010 год в объёме 70 тыс. двигателей.

На ЗАО «Авиастар-СП»  реализовывались три основных инвестиционных проекта: подготовка производства изделия-476 и ТУ-204СМ, программа технического перевооружения, объем финансирования составил 860,9 млн. руб.

На ОАО «Контактор»  создано сборочное производство электро - установочной аппаратуры фирмы «Легранд», которое  было открыто в конце мая 2009 года. На вновь организованном производстве до конца года будет работать  74 основных рабочих.

В октябре 2009г. года осуществлён запуск новой фабрики по производству мебели компании «Добрый стиль» Производственная мощность фабрики - 1200 комплектов в месяц (в денежном выражении – 54 млн. руб.), дополнительно организовано 280 рабочих мест.

В 2009 году создана управляющая компания ОАО «Ульяновсктекстильлегпром», определяющая единую маркетинговую и экономическую политику для фабрик Барышского района Ульяновской области: ЗАО «Румянцевская мануфактура», ООО «КО «Октябрь», ООО «Барышская швейная фабрика» и предприятия по первичной обработке шерсти, расположенного в городе Элиста (Республика Калмыкия).

ОАО «Ульяновский технопарк» продолжил работу по реализации на территории Ульяновской области инновационных проектов в области энергетики.

В сентябре, на левом берегу Волги, введена в строй вторая малая ГЭС, преобразующая кинетическую энергию сточных вод МУП «Ульяновскводоканал» в электрическую энергию.

В 2009 году создано структурное подразделение в составе
ОАО «Ульяновский технопарк» по развитию нанотехнологий в Ульяновской области.

Объем научных исследований и разработок в 2009 году составил
4,6 млрд. рублей. Это на 17 % больше, чем за 2008 год (в фактически действовавших ценах), в том числе внутренние затраты на исследования и разработки составили 4,3 млрд. рублей, что на 19 % больше чем в 2008 году.

Существенно возросла активность научных подразделений и организаций по привлечению федерального финансирования. Из федерального бюджета на исследования и разработки было получено 1,5 млрд. рублей, что  в 1,5 раза больше уровня 2008 года.

В целях повышения конкурентоспособности Ульяновской области проводились работы по формированию авиационного кластера. Подписано соглашение «О создании консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа». Создана управляющая компания –  областное государственное учреждение «Развитие авиационного кластера Ульяновской области».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 сентября 2009 г. N 35/342-П утверждена областная целевая программа "Ульяновск - авиационная столица" на 2009 - 2011 годы.

В целом работа Министерства в 2009 году была направлена на сохранение производственного потенциала и трудовых коллективов основных промышленных предприятий региона. В рамках решения этой задачи по программе поддержки занятости населения Ульяновской области приняли участие 61,4 тыс. работников обрабатывающих отраслей с общим объёмом финансирования  414,3 млн. рублей.

Совместная работа с руководством компании «Соллерс» позволила реализовать только для государственных нужд около 7 тыс. автомобилей марки «УАЗ». Соответственно опосредованный заказ получили более 100 предприятий Ульяновской области.

Несмотря на то, что объём отгруженных товаров, работ и услуг в 2009 году по обрабатывающим производствам  всего  75% к уровню 2008 года, увеличение налоговых  поступлений в консолидированный бюджет области за 2009 год составило 1,3 млрд. рублей, которые были направлены на решение социальных вопросов.

Транспортный комплекс и дорожное хозяйство

2009 год прошёл под знаком экономического кризиса, который, конечно же, отразился и на работе транспорта. С учётом этого перед транспортным комплексом области в 2009 году стояли следующие основные цели:

создание условий для сохранения доступности транспортных услуг для населения и организаций Ульяновской области;

создание условий для повышения качества транспортных услуг.

За 2009 год объём перевозок грузов по Ульяновской области сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,7% и составил 8,9 млн. т., грузооборот сократился на 37 % и составил 5,1 млрд. т-км.

Пассажирским транспортом перевезено 88,9 млн. человек, что ниже показателей аналогичного периода прошлого года на 8,0%. Пассажирооборот предприятий транспорта также сократился, он составил 2,2 млрд. пасс-км или 97,5 % к уровню 2008 года. Снижение показателей связано с простоями либо снижением объёмов производства на промышленных предприятиях и, как следствие, снижения мобильности населения. Единственный вид транспорта который существенно увеличил выполняемую транспортную работу – внутренний водный. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию дополнительных пассажирских прогулочных судов.

В целях минимизации последствий кризиса Министерством совместно с предприятиями разработаны адресные комплексы антикризисных мероприятий. В рамках государственной поддержки автотранспортным предприятиям перечислены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов в размере 76,1 млн. рублей, субсидии на погашение лизинговых платежей за поставку в 2007 году автобусов – 59,7 млн. рублей.

Объём выполненных работ и услуг собственными силами за 2009 год по предприятиям транспортного комплекса и дорожного хозяйства области составил 22,7 млрд.руб. или 111 % к соответствующему периоду прошлого года. Доля предприятий транспорта в общем объёме валового регионального продукта составляет около 10%.

Объём налоговых отчислений в консолидированный бюджет области от предприятий транспортного комплекса за 12 месяцев составил 1 млрд. 737 млн. рублей. Здесь мы наблюдаем существенный рост – 34 %.

Сокращения уровня оплаты труда работников на основных системообразующих предприятиях не допущено. Массовых сокращений персонала также не произошло – оптимизация организационно-штатных структур происходила главным образом за счёт естественной убыли, увольнения по соглашению сторон лиц пенсионного возраста. С использованием механизма общественно-оплачиваемых работ в 2009 году ежемесячно привлекалось порядка 800 человек с месячным фондом оплаты труда 3,4 млн. рублей.

Среднемесячная заработная плата работников отрасли за 12 месяцев сложилась на уровне 18 тыс. 893 рубля, рост к уровню прошлого года составил 6,9%.

В 2009 году Министерством в сфере транспортного обслуживания населения решены следующие задачи:

- в сфере автомобильного транспорта – совершенствование транспортного обслуживания населения за счёт организационно-технических преобразований.

1. Впервые в 2009 году проведен конкурс на право заключения договора на организацию пассажирских перевозок по пригородным сезонным садоводческим маршрутам. Отмечу, что данная работа дала весьма существенный результат – количество обращений жителей области по организации садоводческих перевозок сократилось кратно.

2. На основе полученного опыта по реализации пилотного проекта начато внедрение диспетчеризации пассажирского автомобильного транспорта на основе спутниковой навигации. В 2009 году навигационным оборудованием оснащено 152 автобуса, в I квартале 2010 года в рамках ФЦП «ГЛОНАСС» получено необходимое программное обеспечение для функционирования диспетчерской службы.

3. В сфере пассажирских автомобильных перевозок улучшение транспортного обслуживания населения Ульяновской области осуществляется путем обновления подвижного состава. В рамках областной целевой программы для государственных автотранспортных предприятий приобретено 50 автобусов различного класса на общую сумму 48,1 млн. рублей.

- в сфере воздушного транспорта в 2009 году закончен процесс передачи в государственную собственность Ульяновской области пакета акций аэропорта «Ульяновск». В целях развития воздушных перевозок в прошедшем году разработана областная целевая программа «Ульяновск – авиационная столица». К перевозочному процессу привлечены авиакомпании «Газпромавиа», «Ютейр», «Регионавиа», «Авианова».

- в сфере внутреннего водного транспорта поставленные на 2009 год цели достигнуты: грузооборот составил 607,8 млн. тонно-км (рост в 1,7 раза), увеличение перевозки пассажиров составило 45 % (перевезено 31,3 тыс. пассажиров). 2009 год для работников внутреннего водного транспорта был ознаменован рядом событий: спуск на воду после модернизации прогулочного судна «Герой Юрий Эм», открыта зелёная стоянка в селе Красный Яр, начато строительство пирса для маломерных судов.

Основным событием 2009 года и не только в дорожном хозяйстве безусловно является ввод  в эксплуатацию первого пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске, завершение реконструкции автомобильных дорог «Инза – Оськино – граница области» протяженностью 13,2 км и «Казань – Ульяновск» – «Ульяновск – Самара» протяжённостью 3,7 км.

В прошедшем году закончен капитальный ремонт мостового перехода через реку Канадейка в р.п. Николаевка,  отремонтирован участок автомобильной дороги «Жадовка-Павловка» Барышского района Ульяновской области протяженностью 5,3 км и др.

 

Задачи на 2010 год, текущее состояние и их реализация в 2010г.

Губернатор-Председатель Правительства Ульяновской области Сергей Иванович Морозов в своём отчёте Законодательному Собранию Ульяновской области 25.02.2010г. определил стратегические направления развития региона, нашедшие отражение в «Программе посткризисного социально-экономического развития Ульяновской области на 2010 год».

Стратегической целью Министерства промышленности и транспорта являются повышение темпов  роста промышленного производства до уровня, превышающего среднероссийские показатели.

Задачи:

 – достижение индекса по виду деятельности обрабатывающие производства –   125%;

– создание 1932 рабочих мест, в том числе 1449 в промышленности и 483 в транспорте.

                Приоритетными направлениями работы Министерства являются:

Оказание поддержки реализации программы технического перевооружения  и подготовки  производства изделия 476 на ЗАО «Авиастар–СП».

Реализация программы деятельности консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» и областной целевой программы "Ульяновск - авиационная столица" на 2009 - 2011 годы.

Оказание поддержки в реализации инвестиционных проектов по созданию производства автомобильных комплектующих на ОАО «ДААЗ» для ОАО «АвтоВАЗ»  и ОАО «Соллерс».

Содействие в реализации инвестиционного  проекта по созданию двигателя NGE в версии Евро Евро-4, 4,-5 (New Gasoline Engine) на ОАО «УМЗ».

Оказание поддержки реализации проекта создания сборочного производства коммерческих автомобилей «БАУ МОТОР КОРПОРЭЙШН» на площадях бывшего завода УЗТС. Придание проекту статуса приоритетного.

Создание в г. Ульяновске производства авиационных изделий из композитных материалов.

Создание «Российского центра по конвертации (переоборудованию) пассажирских самолётов А320/321 в грузовой вариант».

Вхождение Криушинского судостроительно-судоремонтного завода в ОАО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) — российский государственный судостроительный холдинг.  Создание вокруг предприятия специализированной судостроительной зоны.

Создание новых предприятий по переработке шерсти и производства тканей в Барышском и Карсунском районах.

Принятие участия в эксперименте по стимулированию реализации новых автотранспортных средств взамен старых, передаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы утилизации транспортных средств. Увеличение объёмов переработки лома и отходов на предприятиях Ульяновской области.

В целом для обеспечения поддержки инновационного развития Ульяновской области в 2010 году нам необходимо разработать ОЦП «Развитие нанотехнологий и наноиндустрии Ульяновской области на 2010-2012 годы» и ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2010-2015 годы».

Итоги работы промышленности Ульяновской области в 1 квартале 2010 года показали правильность выбранных направлений развития.

Индекс промышленного производства за три месяца составил  119,4%, а по виду деятельности обрабатывающие производства (всего)– 120,9%, по производству транспортных средств и оборудования – 122,7% , по производству машин и оборудования – 212,3%, что значительно выше средне российских показателей. 

К проблемам развития транспортного комплекса области относится прежде всего накопленный износ инфраструктуры: вокзалы, административные здания, аэродромная инфраструктура, системы водо-, тепло-, энергоснабжения. В сфере автомобильного транспорта дополнительной проблемой является и перенасыщение автобусного парка автобусами особо малой вместимости.

К приоритетным задачам Министерства в сфере транспортного и дорожного хозяйства на  2010 году относятся:

- сохранение платёжеспособности предприятий за счёт реализации пакета посткризисных мер;

- предупреждение массовых сокращений работников отрасли и создание новых рабочих мест;

- обновление парка пассажирского автомобильного транспорта;

- сохранение доступности транспортных услуг жителей муниципальных образований области;

- расширение географии прямого воздушного сообщения Ульяновской области с другими городами России;

- развитие системы грузоперевозок воздушным транспортом;

- развитие системы обслуживания населения с использованием внутреннего водного транспорта.

Для решения проблем дорожного хозяйства региона в 2010 году планируется направить 2,2 млрд. рублей, в том числе 565 млн. руб. из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, бюджетный кредит из федерального бюджета – 660 млн.руб.,  банковский кредит – 1,0 млрд.руб. (300 млн. руб. г. Ульяновск, 200 млн. руб.            г. Димитровград, 500 млн. руб. Ульяновская область), что в комплексе позволит выполнить следующее:

1). Начать строительство I этапа (правый берег) второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске.

2). Провести капитальный ремонт:

- мостового перехода через реку Сокорь на автомобильной дороге «Димитровград - Чувашский Сускан» в Мелекесском;

- водопропускной трубы на автомобильной дороге «Казань –  Буинск – Ульяновск» –  Ишеевка – Ундоры –  граница области  в Ульяновском районе.  

3). Провести ремонт более 80 км автомобильных дорог: «Ульяновск-Димитровград - Самара», «Верхняя Маза – Ореховка – ст.Рябина», «Бестужевка – Барыш – Николаевка – Павловка».

4). Привести в нормативное состояние улично - дорожную сеть г. Ульяновска, г. Димитровграда и провести ремонт автомобильных дорог местного значения.

Для реализации приоритетных направлений развития транспорта и дорожного хозяйства Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области  С.И. Морозовым поставлена задача привлечь из разных источников около 2-х млрд. рублей.

Хочу выразить слова благодарности депутатам законодательного собрания за поддержку и внимание, оказанное в промышленно – транспортном комплексе. Уверен, совместная работа позволит реализовать проекты, направленные на развитие отраслей Ульяновской области.              

Спасибо за внимание.

Добавлено: 3 сентября 2010 года, 10:28