Доклад Министра промышленности и транспорта Ульяновской области Тюрина Андрея Сергеевича для выступления на заседании Законодательного Собрания Ульяновской области 27.01.2011


 

Уважаемый Борис Иванович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

 

Перед Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области в 2010 году одной из приоритетных задач стало достижение промышленным производством области докризисного уровня. Сегодня уже можно говорить о том, что поставленная задача выполнена – по итогам 12 месяцев индекс промышленного производства в области составил 123,1%. С мая прошлого года по этому показателю Ульяновская область является бесспорным лидером в ПФО и намного опережает среднероссийский показатель: 108,2% и 111,8% соответственно.

В январе-декабре 2010 года полным кругом организаций-производителей отгружено продукции более чем на 126,7 млрд. рублей. По предприятиям обрабатывающих производств за этот период объём отгрузки составил 150,5% к уровню 2009 года (99,3 млрд. рублей), увеличение налоговых  поступлений по налогу на прибыль организаций в консолидированный бюджет области за 2010 год составило 1,6 млрд. рублей (в 1,43 раза).

По итогам 12 месяцев 2010 года индекс промышленного производства составил 123,1%, по виду деятельности «Обрабатывающие производства» 126,3%, что значительно выше среднероссийских показателей (108,2% и 111,8% соответственно).

Решение этой задачи возможно было при условии реализации инновационных и инвестиционных проектов, направленных на обеспечение выпуска новой продукции, востребованной на рынке, модернизации производства, сокращением издержек.

На предприятиях Ульяновской области при поддержке Министерства в 2010 году был реализован ряд значимых инвестиционных проектов.

На Ульяновском автомобильном заводе:

- организован участок сборки колёс;

-  освоено производство автомобилей с двухтопливной системой питания на базе Патриота, Карго и старого грузового ряда;

-  организовано производство автомобиля УАЗ-3164;

-  реализован проект по выпуску малых лесопатрульных комплексов на базе серийного автомобиля УАЗ-Фермер, с доукомплектованием его пожарным оборудованием. Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области для своих нужд приобретён 21 автомобиль;

- vодель УАЗ Пикап стала лауреатом ежегодного конкурса «100 лучших товаров России».

Проведена сертификация автомобилей UAZ Patriot и UAZ Pickup с бензиновым двигателем ЗМЗ на соответствие нормам экологического класса «Евро-4».

Затраты Ульяновского автомобильного завода на реализацию инвестиционной деятельности в 2010 года составили 384,5 млн. рублей. Финансовый план 2011 года предусматривает затраты на инвестиционную деятельность в размере 556 млн. рублей. 

На «БАУ Мотор Корпорэйшн» началось производство малотоннажных грузовиков «TONIK» грузоподъемностью до 1 тонны.

Городской автомобиль для коммерческих грузоперевозок. Достоинства: гарантийный срок 80 000 километров или два года, маневренность и доступная цена (до 390 тыс. рублей за автомобиль с фургоном). По желанию владельца, на «TONIK» может быть установлено газобаллонное оборудование, способное значительно уменьшить расходы на топливо. В случае успешного вывода на рынок новой модели, в первый год производства завод выпустит до 1000 таких автомобилей.

В феврале 2011 года предприятие приступит к серийному выпуску автобусов малого класса «STREET» вместимостью 38 пассажиров, что почти втрое больше, чем у традиционных маршрутных такси. «STREET» отвечает всем необходимым требованиям к комфорту и безопасности пассажиров. Стоимость автобуса в среднем на 25% ниже основных аналогов.

Разработкой автобуса занимались ведущие специалисты компании БАУ Мотор. В производстве автобусов уже задействовано более 30 ульяновских предприятий-поставщиков комплектующих и услуг.

На моторном заводе завершена подготовка производственных мощностей к серийному выпуску обновленной версии моторов, соответствующих экологическому классу «Евро-4» для «ГАЗели-Бизнес».

Ульяновский моторный завод, как и ульяновский автомобильный завод, стал лауреатом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2010 года и награждён Дипломом. Победителем конкурса стали двигатели для автомобилей семейства «ГАЗель-бизнес» и «Соболь» УМЗ 4216-40 Евро-3 и УМЗ 42167 Евро-3, битовливный.

На Димитровградском автоагрегатном заводе реализуется инвестиционный проект по созданию индустриального парка по производству современных автомобильных компонентов, всего планируется создать более 10 совместных предприятий с суммарным объёмом выпускаемой продукции более 30 млрд. рублей к 2015 году.

На Криушинском судостроительно - судоремонтном заводе в октябре 2010 года в рамках контракта с голландской фирмой «Райвен» состоялся спуск на воду двух понтонов Ластдрагер 7 и (Кристина).

Одно из наиболее эффективных промышленных предприятий области – «КТЦ «Металлоконструкция», география поставок – вся территория России. Ни один крупный проект в дорожном строительстве не обходится теперь без дорожных ограждений, произведённых предприятием. Имея устойчивый портфель заказов, тем не менее, предприятие не остановилось в развитии и в течение 2010 года реализовало целый комплекс инвестиционных проектов:

- внедрена установка лазерной резки металла;

-  установлены прокатные станы для балок и дорожной стойки;

- внедрен роботизированный комплекс для сварки мостовых стоек.

В первом квартале 2011 года на предприятии будут запущены в эксплуатацию новый цех горячего цинкования и линия по раскрою металла итальянской фирмы.

На Авиастаре 29 декабря 2010 года проведены летные испытания первого образца модернизированного Ту-204СМ. Это результат почти трехлетнего напряженного труда коллективов КБ Туполева и ЗАО «Авиастар-СП», знаменательное событие для всей гражданской авиации России, успех и доказательство состоятельности российского авиапрома.

19 января 2011 года на межведомственном совещании у вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова обсуждался вопрос перспектив реализации проекта Ту-204СМ. По итогам данного совещания было принято долгожданное решение о продолжении программы. Первоначальный портфель заказов на самолет Ту-204СМ производства ЗАО «Авиастар-СП» составляет 44 самолета.

Ту-204СМ — среднемагистральный самолет, более легкая и экономичная модификация Ту-204, с двигателями ПС-90А-2, что позволит конкурировать самолету по техобслуживанию и экономичности с зарубежными аналогами. Модернизация коснется целого ряда систем самолета, что должно обеспечить его полное соответствие высоким международным требованиям предъявляемым к авиационной технике. Пассажировместимость 176-194 чел., крейсерская скорость 830-850 км/час, требуемая длина ВПП 1800 м (Ту-204, А-321, Боинг 757 -  2500 м).

Ульяновское конструкторское бюро приборостроения определено концерном «Авиаприборостроение» центром компетенции по разработке комплексов бортового оборудования гражданских вертолетов. Кроме того, УКБП является разработчиком и поставщиком двухместной кабины и основной части бортового радиоэлектронного оборудования на воздушные суда Ту-204СМ.

На текстильном предприятии «А и Радуга» (р.п. Карсун) активно ведётся строительство нового производства на 90 рабочих мест, объём инвестиций порядка 200 млн. рублей. В конце декабря введён в эксплуатацию новый цех, оснащенный итальянским вязальным оборудованием «Лонати».

Промышленно-торговая швейная фирма «Элегант» расширяет производство - создан швейный участок в городе Димитровграде. В 2011 году планируется создание участков (цехов) в городе Новоульяновске и р.п. Ишеевка Ульяновского района.

Хочу поблагодарить уважаемых депутатов за понимание и поддержку, оказанную промышленному комплексу области в сложный посткризисный период. Благодаря принятым Законам в 2010 году ряд предприятий получил льготу по налогу на имущество.

Высвобожденные денежные средства предприятия направили, прежде всего, на пополнение оборотных средств на оплату сырья и комплектующих для обеспечения бесперебойной работы производств, на приобретение современного оборудования, технологий, необходимых для освоения конкурентоспособной  продукции и развития предприятий.

Среди получателей льготы предприятия-производители автокомпонентов: площадка ДААЗ – более 26 млн. рублей, Ульяновский моторный завод – 10 млн. рублей, Мика-Мотор – 2,3 млн. рублей, Автодеталь-Сервис – 12 млн. рублей.

Кроме предприятий автомобилестроения в 2010 году налоговая льгота в виде пониженной ставки налога на имущество предоставлена Научно производственному объединению «Марс» (ставка 0,35%) и ЗАО «Авиастар-СП» (ставка 0,95%). Налоговая льгота, полученная НПО «Марс» в 2010 году, составила чуть более пяти млн. рублей, Авиастар - порядка 46,8 млн. рублей.

Ульяновскому автомобильному заводу на период 2010-2012 годов предоставлена льгота по налогу на землю – это порядка 26 млн. рублей ежегодно. Высвобождаемые средства предприятием направляются на социальную поддержку и оздоровление не только сотрудников, но и членов их семей и ветеранов. Финансирование корпоративных программ «Забота», «Семья» и «Молодежь» в 2010 году составило почти 3,5 млн. рублей.

В целом принятие Законов и реализация в 2010 году мер по облегчению налогового бремени способствовало сохранению градообразующих предприятий.

8 марта 2010 года в Российской Федерации стартовала экспериментальная программа утилизации старых легковых автомобилей. В данной программе по территории Ульяновской области участвует 32 организации, 26 из которых - это дилерские центры по продаже автомобилей 15 марок и 6 - пункты утилизации.

По программе утилизации в 2010 году дилерами принято заявок на участие – 11038, оформлено свидетельств – 5659, продано новых автомобилей - 3975. Пунктами утилизации принято старых автомобилей – 3590.

Дилерской сетью компании «СОЛЛЕРС» по утилизации автомобилей УАЗ: оформлено свидетельств – 5143, реализовано автомобилей – 4885, в том числе 634 в Ульяновской области.

В соответствии с приказами Минпромторга России ульяновским дилерам возмещено потерь в доходах на сумму порядка 132 млн. рублей, кроме того «УАЗ-Вторресурс», в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 29.03.2010 № 109-П и соглашением о сотрудничестве между Ульяновским автомобильным заводом и Правительством Ульяновской области за счет средств областного бюджета возмещено субсидий на сумму 25 млн. рублей.

Планом создания новых рабочих мест на территории Ульяновской области на 2010 год предусматривалось создание 1449 новых рабочих мест на промышленных предприятиях региона, их создано 3920.

Хорошими темпами с начала года велось создание новых рабочих мест на промышленных предприятиях Барышского района (243 рабочих места), Чердаклинского района (105 рабочих мест), Мелекесского (148 рабочих мест), города Ульяновска (2264 рабочих места), города Димитровграда (708 рабочих мест).

Новые рабочие места были созданы на таких крупных промышленных предприятиях как УАЗ, Контактор, Номатекс, НПО «Завод «Искра», Элегант, Димитровградхиммаш.

К концу 2010 года многие предприятия стали испытывать острую нехватку, прежде всего, квалифицированных рабочих кадров.

Совместно с руководителями кадровых служб предприятий, Министерством образования, представителями администраций муниципальных образований Ульяновской области мы проводим работу по выработке предложений для устранения недостатков существующей системы подготовки кадров для промышленных предприятий, а также по реализации мер по привлечению и закреплению персонала на предприятиях отраслей промышленности региона.

 

Основной целью Министерства на 2011 год в сфере промышленного производства является наращивание объёмов выпуска продукции и удержание темпов  роста промышленного производства на уровне, превышающем среднероссийские показатели.

Приоритетными направлениями являются:

Реализация проекта Ту-204СМ (в текущем году будут запущены в производство первые 10 самолётов).

Оказание поддержки реализации программы технического перевооружения и подготовки  производства изделия 476 на «Авиастар–СП».

В октябре 2011 года запланирована передача первого летного образца изделия «476» для летных испытаний.

Подготовка к реализации проекта конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/321 в грузовые.

Создание в городе Ульяновске производства авиационных изделий из композитных материалов.

Содействие в реализации инвестиционного проекта по созданию принципиально нового двигателя в версии Евро-4, -5 на Ульяновском моторном заводе.

Двигатель УМЗ-NGE – восьмиклапанный двигатель с верхним расположением распредвала, стандарт Евро-4, -5 (с перспективой достижения Евро-6), ресурс не менее 400 тыс. км, мощность до 150 л.с. По прогнозам предприятия он должен занять не менее 70% рынка двигателей с искровым зажиганием для легких коммерческих автомобилей в РФ.

Оказание поддержки реализации проекта создания сборочного производства коммерческих автомобилей на ООО «БАУ Мотор Корпорэйшн».

Поддержка реализации инвестиционных проектов создания на свободных площадях действующих промышленных предприятий Ульяновской области индустриальных парков, в первую очередь по производству современных автомобильных комплектующих.

Министерство является учредителем управляющей компании Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа». Выполнение мероприятий Программы деятельности Консорциума напрямую связано с реализацией конкретных проектов и программ. Областная целевая программа «Ульяновск – авиационная столица» является финансовым инструментом реализации авиационных проектов. Под контролем Минпрома завершен первый этап подготовки к Первому Международному авиафоруму, которой состоится в апреле 2011 года в Ульяновске.

Для дальнейшей реализации кластерной политики в конце 2010 года создана Автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Ульяновской области».

Другим немаловажным направлением деятельности Министерства является транспортный комплекс. Приоритетной задачей по отрасли было создание условий для стабильного роста и развития предприятий при условии сохранения доступности транспортных услуг для населения и повышения их качества. Поэтапное решение вопросов обновления подвижного состава, внедрения новых технологий, проведение конкурсов на организацию пассажирских перевозок позволили достичь поставленных целей.

По итогам года объём перевозок грузов увеличился на 11 % и составил 9 млн. тонн, грузооборот вырос на 19 % и составил около 6 млрд. тонн-километров.

Справочно:

 

2010

В % к  2009

Перевезено (отправлено) грузов предприятиями транспорта, тыс. т в том числе:

9095,9

111,4

железнодорожного

3388,1

115,6

      автомобильного

5224,6

108,3

      воздушного

85,6

101,5

      внутреннего водного

397,6

120,5

Грузооборот предприятий транспорта, млн. т-км                                 в том числе:

5760,5

119,2

железнодорожного

3396,0

136,0

      автомобильного

1542,6

105,0

      воздушного

500,1

94,8

      внутреннего водного

321,8

94,9

В области восстановлены докризисные объёмы перевозимых грузов. Однако, несмотря на существенный рост за прошедший период, грузооборот железнодорожного транспорта по прежнему остаётся на достаточно низком уровне. Это объясняется существенным снижением ОАО «РЖД» пропуска транзитных грузов через Ульяновское отделение КбшЖД из-за более высокой себестоимости (не электрифицированное направление). Для справки следует отметить, что грузооборот железнодорожного транспорта в 2009 году сократился на 60 %.

Транспортом перевезено свыше 129 млн. пассажиров. Пассажирооборот предприятий транспорта составил 2,4 млрд. пасс-км или 108,6 % к уровню 2009 года.

Справочно:

 

2010

В % к  2009

Перевозки пассажиров организациями отдельных видов транспорта, тыс. человек

129 135,6

97,3

 Железнодорожного

1192,4

84,2

      Автомобильного

91149,5

105,2

      Воздушного

57,7

76,2

      Внутреннего водного

39,6

126,5

     Трамвайный

28403,5

81,7

     Троллейбусный

8292,9

85,2

Пассажирооборот организаций отдельных видов транспорта, млн. пасс-км

2 444,8

108,6

 железнодорожный

535,1

109,1

      автомобильный

1656,1

113,4

      воздушный

134,5

86,2

      внутренний водный

0,8

138,5

     Трамвайный

84,9

81,7

     Троллейбусный

33,4

85,2

В статистических данных отмечается снижение объёмов перевозки пассажиров организациями воздушного транспорта, зарегистрированными на территории Ульяновской области т.к. они выполняют только чартерные перевозки. Однако же количество пассажиров, воспользовавшихся услугами воздушного транспорта в области в целом возросло на 118%. Столь стремительный рост показателей произошел в результате проведенной работы по привлечению авиакомпаний в регион и открытию новых рейсов, в т.ч. и запуском дополнительного низкобюджетного авиарейса Ульяновск - Москва.

Отмечается снижение количества перевезённых пассажиров электротранспортом связанное с выравниванием с начала 2010 года тарифов на электротранспорт и «маршрутные такси». В декабре 2010 года в связи с повышением тарифов на перевозку пассажиров на «маршрутных такси» произошёл рост пассажирооборота и количества перевезённых пассажиров электротранспортом на 33,5 %.  

 

Объём налоговых отчислений в консолидированный бюджет области от предприятий транспортного комплекса за 12 месяцев 2010 года составил 1 млрд. 642 млн. рублей, при этом суммарные бюджетные затраты на транспорт составили 807 млн. рублей. Вместе с тем перед предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки,  стоит ряд проблем не позволяющих выйти на безубыточный уровень. К таким проблемам развития относится, прежде всего, накопленный износ инфраструктуры и перенасыщение автобусного парка автобусами особо малой вместимости.

В связи с этим к приоритетным задачам Министерства в 2010 году относились:

- сохранение платёжеспособности предприятий;

- предупреждение массовых сокращений работников отрасли и создание новых рабочих мест;

- обновление парка пассажирского транспорта;

- сохранение доступности транспортных услуг жителям муниципальных образований области;

- расширение географии прямого воздушного сообщения.

В целях минимизации последствий кризиса Министерством разработаны адресные комплексы посткризисных мероприятий. В рамках государственной поддержки автотранспортным предприятиям перечислены субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования тарифов в размере 89,3 млн. рублей, субсидии на погашение лизинговых платежей за поставку в 2007 году автобусов – 45,1 млн. рублей. Результатом предпринятых мер является сокращение доли убыточных предприятий в данном секторе за год с 22 до 9 %.

Реализованы мероприятия по обновлению подвижного состава, так в  рамках соглашение между Правительством области и Министерством регионального развития Российской Федерации, было закуплено для транспортного обслуживания города Ульяновска 11 больших автобусов и 1 автобус для Кузоватовского района. Всего же в течение года приобретено 165 единиц транспорта на общую сумму 124,0 млн. рублей - это техника для нужд предприятий ЖКХ, дорожно-строительных предприятий, учреждений здравоохранения и милиции. Из указанной суммы 70% денежных средств были привлечены из федерального бюджета.

Министерством организована перевозка региональных и федеральных льготных категорий граждан во всех муниципальных образованиях области. Для обеспечения равной доступности транспортных услуг было заключено 120 договоров с транспортными предприятиями всех форм собственности. Правом приобретения ежемесячного единого социального проездного билета воспользовалось 326,3 тысяч граждан льготных категорий. В начале 2010 года организацию льготных перевозок значительно усложнило прекращение финансирования из федерального бюджета за перевозку федеральных льготников. Для решения проблемы Правительством области было принято решение о введении дополнительного финансирования из областного бюджета (22,152 млн. рублей).

С целью расширения возможности использования права льготного проезда на всех автобусных маршрутах в рамках областной целевой программы «Развитие информационного общества в Ульяновской области в 2010-2012 годах» Министерство совместно с другими ведомствами занимается разработкой системы электронных платежей на транспорте, включающей в себя и транспортное приложение социальная карты жителя Ульяновской области. Внедрение проекта даст возможность предельно достоверно определять реальные пассажиропотоки: ежедневно с точностью до минуты, до каждого автобуса, до каждого пассажира, а это в свою очередь позволит значительно повысить качество бюджетного планирования, связанного с компенсацией стоимости льготного проезда. Считаем, что данный проект имеет право на реализацию и просим поддержать его развитие.

Реализуя эффективную государственную политику проведены конкурсы на право заключения договоров на организацию пассажирских перевозок по 14 регулярным автобусным маршрутам, осуществляющим транспортное обслуживание населения Сурского, Сенгилеевского, Майнского, Тереньгульского районов. По их результатам Министерством заключены 5-летние договоры с перевозчиками различных форм собственности, что позволило организовать стабильные пассажирские перевозки автобусами вместимостью не менее 20 посадочных мест.

В целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров Министерством совместно с мэрией города Ульяновска в текущем году проведена большая работа по внедрению навигационных технологий ГЛОНАСС. В 2010 году навигационным оборудованием в Ульяновской области было оснащено 811 автобусов. Внедрение системы диспетчеризации на основе спутниковых технологий всего пассажирского транспорта позволяет существенно повышать регулярность перевозок, исключает нарушения скоростного режима водителями автобусов, а также повышает оперативность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации.

В сентябре 2010 года был проведен конкурс «Лучший водитель автобуса 2010». Его проведение уже стало доброй традицией в преддверии празднования дня работников автомобильного транспорта. Более 60 конкурсантов со всех районов области соревновались за право быть лучшим в 3 номинациях. Победители были награждены ценными подарками, а всем участникам были вручены памятные вымпелы. 

   Основными задачами Министерства на 2011 год в сфере пассажирского автомобильного транспорта являются:

1)                  продолжение реализации областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах»;

2)                  завершение оснащения автобусного парка ремнями безопасности и аппаратурой спутниковой навигации;

3)                  внедрение системы электронных платежей на пассажирском транспорте;

4)                  проведение конкурсов на обслуживание маршрутной сети.

В сфере воздушного транспорта 2010 год является переломным. Количество пассажиров воспользовавшихся услугами авиакомпаний увеличилось кратно. Через аэропорт Ульяновск перевезено 72 тыс. человек, Ульяновск-Восточный – 60 тыс. человек. Показатели 2009 года по центральному аэропорту увеличены на 35%, а по аэропорту «Ульяновск-Восточный» в 7,5 раз. Это явилось закономерным результатом активной работы по привлечению авиакомпаний в наш регион и открытию новых рейсов.        

В аэропорту «Ульяновск (Восточный)» с 28 марта 2010 года организованы регулярные низкобюджетные рейсы по маршруту «Москва-Ульяновск-Москва» авиакомпанией «Авианова» на самолётах Аirbus 320. В летний период 2010 года осуществлялись чартерные пассажирские рейсы по маршруту «Анталия-Ульяновск-Анталия» авиакомпаниями «Татарстан» и «Оренбургские авиалинии», полёты выполнялись самолетами Вoeing 737. Авиакомпанией «Газпромавиа» осуществлялись регулярные перевозки по маршруту «Сочи-Ульяновск-Сочи».

В рамках реализации областной целевой программы «Ульяновск –авиационная столица» увеличен уставный капитал открытого акционерного общества «Аэропорт Ульяновск», что в свою очередь позволило приступить к работам по реконструкции здания аэровокзала. Выполнена проектно-сметная документация, в настоящее время она проходит экспертизу и уже в этом году центральный аэропорт будет преображён.

Развитие речной отрасли в 2010 году сопровождается увеличением перевозки грузов на 22 %, несмотря на позднее открытие речной навигации (26 апреля 2010 г.).

            В течение последних лет количество пассажиров перевозимых внутренним водным транспортом стабильно увеличивается на 25-40% ежегодно и в 2010 году достигло 39,6 тыс. человек. Эти показатели являются результатом  успешной реализации инвестиционного проекта «Симбирская гавань», в рамках которого  вводятся в эксплуатацию комфортабельные теплоходы, на берегах реки Волга строятся «зелёные стоянки». В минувшем году завершено строительство  первой такой стоянки в селе Красный Яр, включающей в себя базу отдыха и игровые площадки. Кроме того, в рамках проекта для швартования и базирования судов маломерного флота в речном порту Ульяновска построен пирс.

Было заключено более 40 договоров с туристическими компаниями на стоянку в Ульяновском речном порту. В период навигации в Ульяновск заходило 240 туристических теплоходов.

В июле 2010 года, в целях повышения престижа профессии работников речной отрасли, выявления лучших по профессии среди судоходных кампаний, работающих в регионе, был проведен конкурс «Лучший по профессии - капитан (командир)».  Подобное соревнование проводилось впервые как в Ульяновской области, так и в России в целом и получило положительный отклик среди работников отрасли.

Для решения вопросов подготовки рабочих кадров для речного транспорта на базе Ульяновского железнодорожного техникума в течении года проведена большая подготовительная работа, результатом которой стало введение новых специальностей моторист, кормщик, судовой механик. Ранее данные специалисты подготавливались в других регионах.

Проводимое разделение грузовых и пассажирских перевозок в рамках реорганизации ОАО «РЖД» существенно сказалось на уменьшении объемов перевозок пригородным железнодорожным транспортом, в результате чего сократилось количество перевезённых пассажиров на 17% или до 1,1 млн. человек. Совместно со многими из вас была проведена большая работа по решению этой проблемы. Состоялось много встреч с населением и выездных совещаний. В результате этой многомесячной работы было сформировано оптимальное расписание движения пригородных пассажирских поездов, введены дополнительные рейсы и открыты новые автобусные маршруты с предоставлением всех льгот в Инзенском, Базарно-Сызганском, Барышском, Кузоватовском, Новоспасском и Николаевском районах. Не останавливаясь на этом, при заключении государственного контракта  на организацию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в 2011 году Министерство добились увеличения количества выполняемых рейсов по наиболее проблемным направлениям Инза-Сызрань, Сызрань-Кузнецк, Ульяновск-Инза на 1000 вагоно-километров, что составляет 50% от ранее планируемых пассажирских перевозок.

Перевозка грузов по Ульяновской области составила 3,4 млн. тонн, что на 15,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная номенклатура грузов это  цемент;  строительные грузы; лом черных металлов.

Для справки:

 - цемент - 920,0 тыс. тонн, увеличение на 35% , по причине расширение рынка сбыта ОАО «Ульяновскцемент»,

- строительные грузы - 111 тыс. тонн, увеличение на 219%

- лом черных металлов 256 тыс. тонн, увеличение на 45%.

При этом были снижены объемы перевозок зерна на 54%  или на 71,6 тыс. тонн и составили 61 тыс. тонн в связи с сильной засухой и связанной с ней низкой урожайностью.

В 2010 году в развитие и обновление пассажирского комплекса на территории Ульяновской области ОАО «РЖД» выделено 316,6 млн. рублей

Справочно:

В региональные и местные бюджеты Ульяновской области предприятиями КбшЖД внесено налогов на сумму 439,4 млн. рублей (на 15,7 % больше аналогичного периода 2009 года).

Действующий тариф 1 зоны в пригородном железнодорожном сообщении по Ульяновской области составляет 12 рублей с 01.01.2010 года, при себестоимости 33,35 руб./10 пасс-км.

В прошедшем году приобретено 7 новых плацкартных вагонов для замены в фирменном поезде № 21/22 «Ульяновск» на общую сумму 196 млн. рублей, в августе приобретен новый рельсовый автобус РА-2 в 3-х вагонном исполнении (101,8 млн. рублей), который курсирует на маршруте Ульяновск-Инза.

В рамках программы капитального ремонта пассажирских объектов проведен капитальный ремонт пассажирских зданий на 6 станциях (13,0 млн. рублей), произведен капитальный ремонт 7 пассажирских платформ на общую сумму 5,8 млн. рублей. В 2010 году на переездах Ульяновской области выполнены работы по улучшению их технического состояния на сумму 2,36 млн. рублей.

 

На 01 января 2011 года общая протяженность автомобильных дорог регионального значения Ульяновской области составляет 4579,4 км., количество мостовых переходов составляет 360.

В 2010 году на дорожное хозяйство из областного бюджета было выделено 512,6 млн. рублей, за счет которых выполнены следующие работы:

- начато строительство I этапа (Правый берег) второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу. В прошедшем году на строительство данного объекта выделено 135 млн. рублей, что позволило завершить подготовительные работы, для начала строительства;

А именно, вырублены лесонасаждения в полосе отвода под строительство объекта, начаты работы по устройству выемки, дренажного коллектора и переносу коммуникаций.

 

- в октябре получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство II этапа (Левый берег) второго пускового комплекса мостового перехода через реку Волгу, стоимость реализации проекта составит 1,9 млрд. рублей.

- произведен капитальный ремонт мостового перехода через реку Сокорь в Мелекесском районе на сумму 31 млн.рублей;

Мостовой переход находился в неудовлетворительном состоянии, при этом он обеспечивает транспортной связью 14 населенных пунктов, а это более 9 тысяч человек, которые там проживают.

- капитально отремонтирован участок автомобильной дороги Ульяновск – Ишеевка на сумму 25 млн. рублей;

Данный участок автомобильной дороги не соответствовал техническим параметрам автомобильной дороги с высокой интенсивностью движения, которая обеспечивает транспортную связь с санаторно-курортной зоной находящейся в селе Ундоры и республикой Татарстан.

 

- в целях обеспечения безопасности дорожного движения разработана проектная документация по устройству освещения на двух участках автомобильных дорог, от города Ульяновска до рабочего поселка Ишеевка и от города Ульяновска до поселка Мирный, общие затраты на разработку которой составили 1,6 млн. рублей.

При проектировании были заложены светодиодные лампы, которые дают значительную экономию электропотребления.

- отремонтировано 2 мостовых перехода, имеющих высокую социальную значимость для муниципальных образований. В Николаевском районе на автомобильной дороге «Славкино – Андреевка» и в Базарносызганском районе на автомобильной дороге «Сосновый Бор - Вороновка», общие затраты на ремонт которых составил 6,9 млн. рублей.

Основные дорожные работы выполнялись в рамках содержание действующей сети автодорог (4579 км) на которые было выделено 304 млн. рублей.

- 276 млн. рублей на сезонное содержание автодорог и мостов;

- 19 млн. рублей на оплату услуг по электроснабжению, охране нового мостового перехода;

- 9 млн. рублей на нанесение горизонтальной дорожной разметки.

В период с апреля по ноябрь прошлого года произведены работы по ямочному ремонту и ликвидации пучинистых мест на 264 автомобильных дорогах (из имеющихся 428 автодорог) на общей площади 190 тыс. м2.

Проведен ремонт аварийного участка автодороги «Ульяновск-Димитровград-Самара» в районе села Мулловка протяженностью 2,6 км. Проведены работы по фрезерованию, укладке выравнивающего слоя асфальтобетона с применением геосетки.

В Ульяновском, Радищевском, Инзенском и Барышском районах установлено 4 железобетонных автопавильона.

На территории области необходимо заменить более 50 автопавильонов.

Установлено 963 дорожных знаков и заменено 459 щитков. В первую очередь знаки устанавливались на школьных автобусных маршрутах и автомобильных дорогах регионального значения с большой интенсивностью транспортного потока.

Нанесена горизонтальная разметка на автодорогах общей протяженностью 1046 км.

В 2009-2010 учебном году насчитывалось 285 школьных маршрутов, а в учебном году 2010-2011 годов – уже 353. Стояла задача по приведению их в безопасное проезжее состояние к началу учебного года на всей территории Ульяновской области.

Стоит отметить, что в условиях оптимизации сети школ в сельской местности увеличились затраты на содержание автомобильных дорог, которые имеют школьные маршруты. В целях обеспечения безопасного проезда по ним, многие из которых имеют низкую интенсивность движения (10-15 автомобилей в сутки) обслуживались в первую очередь, а автомобильные дороги с более высокой интенсивностью движения, не имеющих школьных автобусных маршрутов обслуживались во вторую очередь. Ведь если положить на чашу весов норматив по очистке дороги, который может быть в диапазоне 6-12 часов после окончания снегопада и безопасность детей, то нет необходимости тратить время на принятие решения по выбору приоритета.

И так приоритеты понятны, но необходим ещё  и ресурс. В настоящее время имеющейся дорожной снегоуборочной техники явно недостаточно и при этом её износ составляет 90%.

Уважаемые депутаты позвольте мне на одну минуту отступить от доклада, чтобы обратиться к Вам с просьбой.

Сегодня на заседание Законодательного Собрания Ульяновской области будет рассматриваться вопрос о приобретение по лизинговой программе дорожной техники для ОГУП «Ульяновскавтодор». Можно бесконечно увеличивать средства на содержание дорог и эти средства будут крайне необходимы. Мы же предлагаем несколько иной путь за счет внедрения новой техники мы сможем не только снизить затраты на содержание и эксплуатацию, но и значительно повысить качество  и эффективность выполняемых работ.

Прошу Вас подержать данное начинание в закупке техники.

В 2010 году Министерству дополнительно выделялись 750 тыс. рублей из Резервного фонда Правительства Ульяновской области на ремонт и содержание колонного пути для вывоза боеприпасов с «Арсенала» на полигон для утилизации в Чердаклинском районе.

В декабре прошлого года на территории Ульяновской области сложилась чрезвычайная ситуация природного характера возникшая в связи с осадками в виде мокрого снега, дождя и снежными метелями. Министерством были приняты меры по обеспечению расчистки автомобильных дорог от снега и ликвидации гололедных явлений. В крайне тяжелом состоянии оказались Ульяновский, Чердаклинский, Старомайнский, Мелекесский и Новомалыклинский районы. В результате выпавших осадков в виде дождя и мокрого снега на дорогах указанных районов образовался снежно-ледяной накат.

В целях оперативного реагирования и принятия, своевременных мер в Министерстве был создан оперативный штаб с участием представителей Департамента автомобильных дорог, ГИБДД, Автовокзала, Ульяновскавтодора. Работа оперативного штаба проводилась ежедневно два раза в день в 8 часов утра и в 7 часов вечера. Затем мы работали в режиме областного штаба КЧС.

Для борьбы с образовавшимся накатом было принято решение о дополнительной россыпи пескосолянной смеси.

Фактический расход составил 38 тыс. тонн или трехмесячная норма.

Для электроснабжения заправок была проведена работа по обеспечению их 2-мя переносными электростанциями и 8-мью бензогенераторами, а для недопущения транспортного затора было организовано круглосуточное дежурство транспортных средств (тягачи, автогрейдеры и комбинированные дорожные машины) на участках дорог с крутым подъемом (Мулловская и Кондаратьская горы).

Оплата выполненных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на автодорогах была произведена за счет выделенных из резервного фонда 6 млн. рублей.

Подводя итоги доклада в целях обеспечения содержания дорог на минимально допустимом уровне затрат на 1 км автодороги в год должны составлять 240 тыс. рублей или 1 млрд. рублей на всю сеть автодорог.

В настоящее время межремонтные сроки не соблюдаются и превышены в 3-4 раза, для их соблюдения необходимо ежегодное выделение средств на ремонта и капитальный ремонт дорог из расчета на ремонт 1 км - 6 млн. рублей и на капитальный ремонт – 20,0 млн. рублей.

Сложившаяся ситуация в дорожном хозяйстве объясняется его недофинансированием. Если исходить из нормативов, то на федеральные дороги требуется 200 миллиардов рублей, на региональные и муниципальные - еще 650 миллиардов. В бюджетах же предусмотрены совсем другие средства. «Дефицит значительный», с чем согласился Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в 2010 году.

Правительством Ульяновской области в прошлом году данная проблема и предложения по её решению, с помощью возобновления дорожных фондов была озвучена на расширенном заседании в Совете Федерации.

09.12.2010 Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ в целях создания дорожных фондов» (до настоящего времени законопроект не принят).

После принятия Федерального закона, предусматривающего возможность создания региональных дорожных фондов Министерством будет разработан и внесен на согласование в Законодательное Собрание Ульяновской области проект Закона Ульяновской области «О дорожном фонде Ульяновской области», пользуясь возможностью, попрошу Вас при рассмотрении проекта закона о дорожном фонде, поддержать его принятие.

 

Хочу выразить слова благодарности депутатам законодательного собрания за поддержку и внимание, оказанное промышленно–транспортному комплексу. Уверен, совместная работа позволит реализовать проекты, направленные на развитие отраслей Ульяновской области.

 

Спасибо за внимание.

Добавлено: 11 октября 2011 года, 09:56