Выступление директора ОГАУ «УО ЦСНК» Т.В.Ашлаповой на видеоселекторном совещании с руководителями МОУО 03.02.2011 «О результатах реализации проекта по независимой оценке качества образования»

 

Уважаемые коллеги!

         В 2010 году продолжена реализация проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования».

         В рамках реализации данного проекта проведены  мероприятия по контролю качества образования в рамках преданных полномочий по государственному контролю качества и государственной аккредитации в общеобразовательных учреждениях: начальных,  основных и средних школах с использованием технологии Интернет-тестирования с привлечением таких общественных структур как:

ü Ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области» и Совет директоров учреждений НПО-СПО (опорные образовательные учреждения);

ü Сетевое объединение общественных методистов (составители-комплектовщики единой региональной базы КИМ);

ü Электронное СМИ «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).

        Всего протестировано 23406 обучающихся из 318 образовательных учреждений всех муниципальных образований Ульяновской области.

        По результатам мониторинга составлены:

рейтинг активности муниципальных образований в реализации проекта,

рейтинг показателей степени обученности в образовательных учреждениях региона (в период реализации проекта.).

       Эффективность реализации подтверждается:

ростом активности органов управления образованием муниципалитетов, школ в организации компьютерной диагностики в рамках внутришкольного мониторинга;

востребованностью результатов диагностики не только педагогами и администрацией школы, но и учащимися и их родителями.

Рейтинг активности образовательных учреждений муниципальных образований Ульяновской области в  проведении независимой оценки качества обучения

 

№ п/п

Муниципальное образование

Количество учреждений, принявших участие в тестировании

1

Барышский район

23

2

Г.Ульяновск

18

3

Новомалыклинский район

15

4

Инзенский район

14

5

Цильнинский район

14

6

Мелекесский район

14

7

Павловский район

13

8

Ульяновский район

13

9

Старокулаткинский район

12

10

Радищевский район

12

11

Николаевский район

11

12

Г.Дмитровград

11

13

Кузоватовский район

10

14

Новоспасский район

9

15

Сурский район

9

16

Старомайнский район

8

17

Чердаклинский район

8

18

Вешкаймский район

8

19

Карсунский район

7

20

Базарносызганский район

6

21

Сенгилеевский район

6

22

Тереньгульский район

5

23

Г.Новоульяновск

4

24

Майнский район

3

 

    Каковы же результаты мониторинга по контролю качества образования, проведённого в рамках внутришкольного мониторинга с использованием независимой оценки качества образования за 2010 год?

1. В целом по муниципальным образованиям степень обученности по русскому языку составила 51,8%. При этом только в 66,6% муниципальных образований достигнут среднерегиональный показатель. 

Степень обученности  (СОУ) обучающихся и выпускников  в муниципальных образованиях Ульяновской области  по русскому языку 

№ п/п

Муниципальное образование

СОУ

1

Сурский район

66,54

2

Барышский район

60,97

3

Новоспасский район

59,7

4

Инзенский район

59.02

5

Кузоватовский район

58,54

6

Цильнинский район

57,19

7

Старокулаткинский район

56,66

8

Вешкаймский район

56,08

9

Г.Ульяновск

55,86

10

Николаевский район

55,3

11

Чердаклинский район

54,99

12

Павловский район

54,97

13

Старомайнский район

54,22

14

Г.Дмитровград

52,8

15

Базарносызганский район

50,74

16

Сенгилеевский район

50,72

Сренерегиональный показатель (50%)

17

Карсунский район

49,72

18

Ульяновский район

48,38

19

Радищевский район

48,08

20

Новомалыклинский район

46,99

21

Г. Новоульяновск

42,73

22

Мелекесский район

42,42

23

Тереньгульский район

38,36

24

Майнский район

35,16

 

2. 1. Степень обученности по муниципальным образованиям по математике составила 51,2%.

При  этом только в 70,8% муниципальных образований достигнут среднерегиональный показатель.

 

Степень обученности  (СОУ) обучающихся и выпускников в муниципальных образованиях Ульяновской области по математике 

№ п/п

Муниципальное образование

СОУ

1

Кузоватовский район

63,94

2

Новоспасский район

63,29

3

Старокулаткинский район

61,15

4

Вешкаймский район

60,9

5

Цильнинский район

60,47

6

Инзенский район

60.34

7

Майнский район

59,47

8

Барышский район

58,47

9

Базарносызганский район

55,91

10

Сурский район

55,5

11

Новомалыклинский район

54,81

12

Чердаклинский район

54,18

13

Павловский район

53,61

14

Старомайнский район

52,79

15

Г.Дмитровград

52,12

16

Николаевский район

51,53

17

Г.Ульяновск

51,00

Среднерегиональный показатель (50%)

18

Радищевский район

49,64

19

Сенгилеевский район

48,15

20

Ульяновский район

45,48

21

Мелекесский район

44,7

22

Карсунский район

41,44

23

г. Новоульяновск

41,31

24

Тереньгульский район

39,97

 

 Достижение данного результата обеспечено за счёт показателей степени обученности на ступени начальной школы, который составил по русскому языку 56,69%. В 23 муниципальных образованиях показатель выше средне регионального. В Тереньгульском районе данный показатель не достигнут и  составил 45,38%.

По математике на ступени начальной школы средне региональный  показатель значительно выше-72,2%. Все муниципальные образования и все школы достигли по результатам тестирования уровень средне регионального показателя.

На ступени основной школы по русскому языку средерегиональный показатель в 2010 году составил 50,57%.  В 8 (33,3%) муниципальных образованиях данный уровень не достигнут:

Базарносызганский район - 48,3%

Ульяновский - 45,81%

Радищевский - 45.56%

Сенгилеевский - 45,39%

г.Новоульяновск - 39,29%

Тереньгульский - 38,74%

Мелекесский - 37,14%

Майнский - 36,07%

 

По математике на ступени основной школы среднерегиональный показатель ставил 49,32.

В 9 муниципальных образованиях (37,5%) среднерегиональный показатель не достигнут:

Николаевский - 49,04%

Карсунский - 46,36%

Чердаклинский - 46,17%

г. Ульяновск - 42,61%

Мелекесский - 44,54%

Сенгилеевский район - 42,24%

г. Новоульяновск - 37,57%

Радищевский - 34,31%

Майнский - 33,74%

 

    На ступени средней школы (10 класс) по русскому языку средне региональный показатель составил 48,9%. В 10 муниципальных образованиях  (41,7%) он не достигнут:

Старокулаткинский - 49,27%

Радищевский - 46,01%

Сенгилеевский район - 44,63

Ульяновский район - 43,08%

Мелекесский - 43,05%

Карсунский район - 41,75 %

Старомайнский район - 41,33

Новомалыклинский - 38,43%

г. Новоульяновск  - 38,4%

Тереньгульский район - 24%

 

На ступени средней школы (10 класс) по математике среднерегиональный показатель составил 42,2%. В 22 муниципальных образованиях  (91,7%) он не достигнут. Только Павловский район вышел на средне региональный показатель.

Следует понимать, что средне региональный показатель - показатель, с которым работает Комитет по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Это основание для принятия решения в рамках переданных полномочий.

Образовательные учреждения по результатам тестирования получают конкретные данные о степени обученности и усвоении содержания каждым учеником, классом, по конкретным предметам.   Как показывают результаты  проведённых проверок по контролю качества образования образовательные учреждения в большей своей части  не используют полученные результаты для анализа ситуации и принятия решений, направленных на достижение качества образования. В годовой аналитической отчётности, в планирующей документации эти результаты не отражаются. Не определяется система мероприятий направленная на решение возникших проблем. Отсюда тенденции к снижению качества обучения от ступени к ступени. Данная тенденция прокомментирована   в интервью заместителя  министра образования Максима Дулинова  Учительской газете, в котором сказано,  что  «среднее звено проваливается, в 10-11 всех уже натаскивают на выпуск и опять нормальный результат». И в его же интервью отмечено, что сейчас активно обсуждают новую федеральную целевую программу, в которой одной из трёх задач определена задача по становлению и развитию системы оценки качества и управления качеством образования.

В 2011 году реализация проекта продолжается: сформированы графики внутришкольного мониторинга с использованием независимой оценки качества обучения, определяются эффективные механизмы взаимодействия участников проекта, вопросы независимой оценки качества в образовательных учреждениях Ульяновской области являются предметом обсуждения на совещаниях различного уровня, запланирована серия информационных семинаров для муниципальных образований по вопросам оценки качества. Одним словом, всё направлено на решение проблем,  и в конечном итоге - на качество образования.

Опыт создания и реализации региональной системы оценки качества образования на всех ступенях образования

В основу  реализации  одной из актуальных проблем - проблемы развития человеческого  капитала ключевое звено должна занять конкурентоспособная и гибкая система образования. В  настоящее время особое внимание уделяется вопросу общественно-государственной независимой оценке качества образования в образовательных учреждениях Ульяновской области.

В рамках реализации данного направления  Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области  создано областное государственное автономное учреждение «Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования» (Распоряжение Правительства Ульяновской области от 10.02.2010 г. №66-пр).

Целью деятельности Учреждения является создание и функциональное обеспечение независимой  (региональной) системы оценки качества образования и условий осуществления образовательной деятельности.

В 2010 году продолжена реализация проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования».

В рамках реализации данного проекта проведены  мероприятия по контролю качества образования в общеобразовательных учреждениях: начальных,  основных и средних школах с использованием технологии Интернет-тестирования с привлечением таких общественных структур как:

- Ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области» и Совет директоров учреждений НПО-СПО (опорные образовательные учреждения);

- Сетевое объединение общественных методистов (составители-комплектовщики единой региональной базы КИМ);

- Электронное СМИ «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).

1 этап тестирования  обучающихся проведен в период с ноября 2009 по 1 июня 2010 года.

В тестировании  приняли участие 19266 обучающихся из 240 школ из всех муниципальных образований Ульяновской области,  что составляет 47% от общего числа образовательных учреждений региона.

Средний показатель степени обученности по русскому языку составил 53,2%, по математике- 55,54% (приложение №1).

2 этап мониторинга проходил в период с октября по декабрь 2010 года. На данном этапе  главное внимание было уделено  апробации тестовой диагностики в рамках проверок проводимых Комитетом по  государственному контролю качества. (Приложенпие №2) 

По результатам мониторинга составлены:

- рейтинг активности муниципальных образований в реализации проекта,

- рейтинг показателей степени обученности в образовательных учреждениях региона (в период реализации проекта.).

Эффективность реализации подтверждается:

- ростом активности органов управления образованием муниципалитетов, школ в организации компьютерной диагностики в рамках внутришкольного мониторинга;

- востребованностью результатов диагностики не только педагогами и администрацией школы, но и учащимися и их родителями.

Ограничения в реализации: отсутствие бюджетного финансирования проведения мероприятий по независимой оценке качества образования.

Ошибки, зафиксированные в ходе реализации: нормативно-правовые акты муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений  не отражают вопросов обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений через развитие системы независимых рейтингов и участия в них образовательных учреждений.

Добавлено: 5 марта 2011 года, 15:27