Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства промышленности,

строительства, жилищно-коммунального

комплекса и транспорта

 Ульяновской области

от  28.12.2017  50-од

 

 

 

 

 

Территориальная схема обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами,
на территории Ульяновской области

 

 

 

Ульяновск, 2017 год

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

15

2. Краткая характеристика объекта разработки территориальной схемы обращения с отходами  на  территории  Ульяновской области

19

3. Нахождение источников образования отходов на территории Ульяновской области

22

4. Количество образующихся отходов на территории Ульяновской  области

24

5. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов на территории Ульяновской области

62

6. Места сбора и накопления отходов на территории Ульяновской области

248

7. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области

255

8. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории Ульяновской области

325

9. Схема  потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории  Ульяновской области

328

10. Основания и порядок пересмотра территориальной  схемы

359

 

 

 

 

Приложения

1. Источники образования отходов по ОКТМО на территории Ульяновской области

2. Источники образования отходов от МКД на территории Ульяновской области

3. Данные об источниках образования и количестве образовавшихся отходов на территории Ульяновской области

4. Данные об адресе источников образования и местах накопления образовавшихся отходов на территории Ульяновской области

5. Количество накопления ТКО по садовым (дачным) некоммерческим товариществам на территории Ульяновской области

6. Расчетное количество накопления медицинских отходов на территории Ульяновской области

7. Сведения о целевых показателях на территории Ульяновской области

8. Реестр контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области

9. Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области

10.  Сведения о количестве и видах принимаемых отходов по объектам по обработке, утилизации, обезвреживания, размещению отходов

11. Балансовые характеристики отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

12. Сведения по переходу на вывоз ТКО с территории военных городков на территории Ульяновской области

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями на 28 декабря 2016 года) (редакция, действующая с   1 января 2017 года);

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 29 июля 2017 года);

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2016 года);

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 11 августа 2017 года);

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  (с изменениями на 29 июля 2017 года);

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (с изменениями на 29 июля 2017 года);

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года);

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (с изменениями на 1 октября 2013 года);

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами»;

  Постановление  Правительства Российской Федерации от 16.05.2016   № 424 «Об  утверждении порядка, разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических  значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» (за исключением статистической отчетности)» (с изменениями на 9 декабря 2010 года);

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов»;

СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы";

Закон Ульяновской области от 13.07.2004 № 043-ЗО (ред. от 29.12.2014) «О муниципальных образованиях Ульяновской области»(с изменениями на 30 мая 2017 года);

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.11.2012 № 564-п «Об утверждении схемы территориального планирования Ульяновской области» (с изменениями на 19 июня 2013 года);

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015  № 16/319-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года» (с изменениями на 13 декабря 2016 года).

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Муниципальное образование

городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения

Муниципальный район

несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Городской округ

городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Сельское поселение

один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Городское поселение

город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Населенный пункт

территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование

Административный центр сельского поселения, муниципального района

населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования

Твердые коммунальные отходы

отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Опасные отходы

отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами

Крупногабаритные отходы (мусор)

вышедшие из употребления предметы, имеющие размеры, не позволяющие осуществлять их удаление при помощи стандартных средств транспортирования отходов без использования ручной погрузки

Строительные отходы

отходы, образующиеся при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе зданий и сооружений, прокладке и замене инженерных коммуникаций, объектов дорожно-мостового хозяйства

Органические отходы

растительные отходы, образующиеся в результате осуществления работ по содержанию зеленых насаждений, а также листья после листопада

Жидкие отходы

отходы, в том числе фекальные, удаляемые из выгребов неканализованных зданий, и т.п.

Отходы лечебно-профилактических учреждений, медицинские отходы

материалы, вещества, изделия, лекарства, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства при осуществлении деятельности медицинских учреждений

Санитарная очистка территорий

комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию твердых коммунальных отходов и уборке территорий населенных мест

Обращение с отходами

деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов

Размещение отходов

хранение и захоронение отходов

Хранение отходов

складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения

Объекты хранения отходов

 специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Захоронение отходов

изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

Объекты захоронения отходов

- предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах

Обезвреживание отходов

уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Утилизация отходов

использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)

Объекты обезвреживания отходов

- специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

Сбор отходов

прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов

Транспортирование отходов

перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

Накопление отходов

временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

Объекты размещения отходов

специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов

Место временного хранения отходов

место, расположенное вблизи источников образования отходов и устроенное в соответствии с действующими «Санитарными правилами содержания территории населенных мест», предназначенное для накопления и хранения отходов в определенных количествах и на установленные сроки

Вид отходов

совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов

Норматив накопления твердых коммунальных отходов

среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

Вредное воздействие на человека

воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений

Санитарно-эпидемиологическое заключение

документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств

Окружающая среда

совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Благоприятная окружающая среда

окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

Негативное воздействие на окружающую среду

воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды

Загрязнение окружающей среды

поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг)

комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

Обработка отходов

предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку

Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

 - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор)

- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

Группы однородных отходов

- отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

Баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации

- соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Отходы от использования товаров

готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них

Норматив утилизации отходов от использования товаров (далее также - норматив утилизации)

- установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации"

Отходы производства и потребления

вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению

Межмуниципальный комплекс обращения с отходами

Совокупность объектов, на которых осуществляются процессы обработки и размещения отходов и/или: переработки, обезреживания отходов для  нескольких муниципальных  районов и городских округов

Муниципальный комплекс обращения с отходами

Совокупность объектов, на которых осуществляются процессы обработки и размещения отходов и/или: переработки, обезвреживания отходов для одного муниципального района или городского округа

 Участок обработки отходов

Место, где осуществляется предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

Приемно-заготовительное предприятие

Предприятие (имущественный комплекс), где осуществляется предварительная подготовка полезных компонентов отходов к дальнейшей утилизации, том числе посредством приема полезных компонентов отходов от населения и организаций

Мусоросортировочный комплекс(участок)

Объект, где осуществляется предварительная подготовка отходов посредством их разделения (ручным иили автоматизированным способом) на полезные компоненты с целью их дальнейшей утилизации и неутилизируемую часть для последующего захоронения

Мусороперегрузочная станция(комплекс)

Мусороперегрузочный пункт

Объект, где осуществляются технологические операции по перегрузке отходов из одного специализированного транспорта в другой с возможным изменением объемов (в кубических метрах) отходов

 

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

Муниципальное образование

 

МО

Твердые коммунальные отходы

 

ТКО

Жидкие коммунальные отходы

 

ЖКО

Крупногабаритные отходы(мусор)

 

КГО(КГМ)

Вторичные материальные ресурсы

 

ВМР

Очистные сооружения канализации

 

ОСК

Федеральный классификационный каталог отходов

 

ФККО

Государственный реестр объектов размещения отходов

ГРОРО

Приемно-заготовительное предприятие

ПЗП

Мусороперегрузочная станция

МПС

Мусоросортировочный комплекс

МСК

Межмуниципальный центр обращения с отходами

МЦОО

Административно-производственное объединение (зона деятельности 1 регионального оператора)

АПО

Нет данных

н/д

Так далее

т.д.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области (далее – Территориальная схема) определяет принципы, направления и механизмы реализации по созданию эффективной системы комплексного управления отходами на территории  субъекта Российской Федерации.

Одной из ведущих задач благоустройства является проведение мероприятий, обеспечивающих улучшение санитарного состояния  муниципальных образований (МО) и  создание благоприятной среды обитания.

Благоприятная среда обитания для жителей МО оценивается по состоянию основных составляющих природной среды: воздух, почва, качество водных объектов.

Недостаточность сооружений для обезвреживания коммунальных отходов,  несвоевременная очистка жилых массивов от коммунальных отходов, недостаточная укомплектованность предприятий занимающихся вывозом отходов специализированным автотранспортом, является причиной микробиологического и паразитологического загрязнения почвы на территории жилой застройки,  что приводит к загрязнению почвы и  в конечном итоге создаёт реальную угрозу здоровью населения.

Организация и совершенствование эффективной системы управления отходами – длительный и сложный процесс. Реализация данной Схемы позволит заложить основы для создания современной технологичной системы обращения с отходами, ориентированной в направлении максимального использования и минимального захоронения отходов.

Территориальная схема разработана АО «Центр благоустройства и обращения с отходами» на основании технического задания к государственному контракту от 21.09.2015 № 23 с Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области осуществлена корректировка положений Территориальной схемы: осуществлен пересчет количества образования твердых коммунальных отходов с применением установленных для Ульяновской области нормативов накопления  твердых коммунальных отходов.

Территориальная схема подготовлена на основании материалов, полученных от:

1) органов местного самоуправления;

2) сведений, представленных специалистами органов исполнительной власти Ульяновской области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, а также ведомств и организаций, имеющих отношение к охране окружающей среды и обеспечению санитарной и экологической безопасности, системе санитарной очистки и обращению с отходами.

Согласно статьи 6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» к  полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

 

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА РАЗРАБОТКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск.

Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере.

Ульяновская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в Среднем Поволжье. С севера на юг область протянулась на 250 км (52o 31' — 54o 53' с.ш.), с запада на восток — на 290 км. (45o 48' — 50o 15' в.д.). Общая площадь региона составляет 37,2 тысячи км². По территории она занимает 59 место в России и последнее среди 8 регионов Поволжья. В Приволжском федеральном округе Ульяновская область по территории на 11 месте из 14 регионов.

Река Волга делит территорию области на возвышенное Правобережье и низменное Левобережье (Заволжье).

Правобережная часть занята Приволжской возвышенностью (высота до 363 м) с выходящими к Волге Ундорскими, Кременскими и Сенгилеевскими горами. Поверхность левобережной части — полого-увалистая равнина.

Основная река — Волга (Куйбышевское водохранилище) с притоками Сура, Свияга, Большой Черемшан. Часть Радищевского района области омывается водами Саратовского водохранилища.

Сведения о численности постоянно проживающего населения на территории Ульяновской области по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области представлены в таблице 2.1.

 

 

 

Численность постоянно проживающего населения на территории 

Ульяновской области

                                                                                              Таблица 2.1

Муниципальное образование

Ульяновской области

Численность населения на 01.01.2017

(человек)

всего

городское

сельское

Ульяновская область

1252887

939949

312938  

Базарносызганский район

  8516  

4966

3550

Барышский район

39808

25655

14153

Вешкаймский район 

17163

7833

9330

Инзенский район

30145 

19747 

10398 

Карсунский район

22727 

11246 

11481 

Кузоватовский район

19915

7620

12295

Майнский район

22989

8313

14676

Мелекесский район

34684

11615

23069

Николаевский район

24050

5994

18056

Новомалыклинский район

14162

-

14162

Новоспасский район

21282

10702

10580

Павловский район

13421

5232

8189

Радищевский район

12472

4096

8376

Сенгилеевский район

21936

13370

8566

Старокулаткинский район

11907

4959

6948

Старомайнский район

16993

6290

10703

Сурский район

17001

6409

10592

Тереньгульский район

17669

5039

12630

Ульяновский район

36885

10856

26029

Цильнинский район

25432

3793

21639

Чердаклинский район

42110

11477

30633

ГО "город Димитровград"

116055

116055

-

ГО "город Новоульяновск"

18140

14164

3976

ГО "город Ульяновск", в т.ч.

647425

624518

22907

Железнодорожный район

84997

75702

9295

Заволжский район

219746

218650

1096

Засвияжский район

224274

218309

5965

Ленинский район

118408

111857

6551

Административно территориальное деление Ульяновской области.

Административным центром Ульяновской области является город Ульяновск. Законом Ульяновской области № 043-ЗО от 13.07.2004 г. «О муниципальных образованиях Ульяновской области» были установлены границы (в виде картографического описания) и определен статус муниципальных образований.

Общее число муниципальных образований первого и второго уровня в Ульяновской области составляет 167, из них:

Муниципальные образования первого уровня — 3 городских округа и 21 муниципальный район;

Муниципальные образования второго уровня — 31 городское и 112 сельских поселений.

Городские округа:

1.Городской округ Димитровград

2.Городской округ Новоульяновск

3.Городской округ Ульяновск

Муниципальные районы:

Базарносызганский район

Барышский район

Вешкаймский район

Инзенский район

Карсунский район

Кузоватовский район

Майнский район

Мелекесский район

Николаевский район

Новомалыклинский район

Новоспасский район

Павловский район

Радищевский район

Сенгилеевский район

Старокулаткинский район

Старомайнский район

Сурский район

Тереньгульский район

Ульяновский район

Цильнинский район

Чердаклинский район

 

Ульяновск является областным центром Ульяновской области. Географические координаты города 54°с.ш. 48°в.д. Город расположен на водоразделе 2-х рек: Волги и Свияги. Это определяет выделение западной правобережной возвышенной части (Предволжье) и восточной левобережной низменной части (Заволжье). Для правобережья характерно наличие оползневых процессов, особенно вдоль улиц Среднего Венца, в районе филармонии, напротив улицы Тухачевского. Низменное Заволжье имеет аллювиальные (наносные) террасы. Почвы – черноземы, серые лесные, пойменные, дерново-карбонатные. Средняя глубина промерзания грунта – 1,5м.

Климатгорода  умеренно-континентальный с выраженными сезонами года. Продолжительная и довольно суровая зима начинается обычно с середины ноября и кончается в начале апреля.  Переходные сезоны года сокращены. Климатические условия определяются влиянием, с одной стороны, Атлантического океана (смягчение климата, увеличение осадков), с другой – Азиатского материка (жаркие потоки воздуха летом и холодного зимой).

 

3. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Твердые коммунальные отходы от населения

 

Согласно постановлению Правительства РФ № 197 от 16.03.2016 года «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» под источником образования отходов понимается территория поселения, на которой образуются твердые коммунальные отходы.

Наименования населенных пунктов, на территории которых в результате хозяйственной и иной деятельности образуются отходы, представлены в приложении 1 «Источники образования отходов по ОКТМО на территории Ульяновской области». Под источником образования отходов понимается населенный пункт, как часть территории поселения.

Согласно  постановлению  Правительства РФ № 197 от 16.03. 2016 года «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» с учётом «Рекомендаций по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами» (письмо руководителя Росприроднадзора РФ № АС-03-03-36/10394 от 31.05.2016 года) под источниками образования отходов  понимаются многоквартирные дома (МКД). Перечень данных источников представлен в приложении 2 «Источники образования отходов по МКД на территории Ульяновской области».

 

 

Отходы производства и потребления (кроме твердых коммунальных отходов от населения и предприятий, не сдающих форму 2-ТП отходы)

 

Согласно определению представленному в Постановлении Правительства РФ № 197 от 16 марта 2016 года «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» под источником образования понимается  объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные  единым назначением и(или) неразрывно связанные  физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Данные об источниках образования и количестве образовавшихся отходов от предприятий и организаций  с разбивкой по видам и классам опасности на территории Ульяновской области представлены в приложении 3 «Данные об источниках образования и количестве образовавшихся отходов от предприятий и организаций на территории Ульяновской области».

Данные об адресе источников образования и местах накопления образовавшихся отходов от предприятий и организаций  на территории Ульяновской области представлены в приложении 4 «Данные об адресе источников образования и местах накопления образовавшихся отходов от предприятий и организаций  на территории Ульяновской области».

 

4. КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Твердые коммунальные отходы от населения

К твердым коммунальным относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (Федеральный закон    от 29.12.2014 № 89-ФЗ ).

Юридической основой для классификации отходов, образованных до 2017 года, служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Классификация отходов, образованных с 24 июня 2017 года, осуществляется в соответствии с  ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

ФККО классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин «Отходы коммунальные твердые» код раздела 73000000000.

Твердые коммунальные отходы относятся к 4-5 классам опасности.

Группа «Твердые коммунальные отходы» включает в себя следующие основные подгруппы отходов согласно ФККО:

- отходы из жилищ (группа 7 31 100 по ФККО);

- отходы от уборки территории городских и сельских поселений (группа
7 31 200 по ФККО);

- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками (группа 7 31 300 по ФККО);

- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (группа
7 33 000 по ФККО);

- отходы при предоставлении транспортных услуг населению (группа
7 34 000 по ФККО);

- отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли (группа
7 35 000 по ФККО);

- отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания (группа 7 36 000 по ФККО);

- отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта (группа 7 37 000 по ФККО);

- отходы при предоставлении прочих видов услуг населению (группа
7 379000 по ФККО).

Согласно данным формы статистического наблюдения 2-ТП (отходы) по Ульяновской области, образование твердых коммунальных отходов в 2016 году составило 132795,48 т. Данная величина отражает образование отходов в организациях, представляющих статистическую отчетность. Образование ТКО у населения и лиц, не участвующих в формировании статистических данных, этот показатель не содержит.

Объем образования ТКО, образующихся от жилого фонда муниципальных образований, определен расчетным путем на основании исходных данных по численности жителей Ульяновской области и приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.07.2017 № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».

В таблице 4.1 приведены расчетные данные по образованию ТКО от жилого фонда, суммированные по муниципальным районам и городским округам Ульяновской области, в разрезе ТКО, образованных в МКД (норматив накопления 2,3 куб.м/год, плотность ТКО 153,19 кг/куб.м) и индивидуальных жилых домах (норматив накопления 2,33 куб.м/год, плотность ТКО 146,21 кг/куб.м). Объемы образования твердых коммунальных отходов от источников образования населенных пунктов суммированы в один муниципальный район, в котором они расположены.

Объемы образования ТКО в объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях и других организациях рассчитан исходя из сравнительного анализа процентного соотношения объема образования ТКО в организациях, представляющих статистическую отчетность (132795,48 т), к объему образования ТКО, образующихся от жилого фонда, которое составляет 30 %. Учитывая разную деловую активность в городах и сельских поселениях области, для расчета количества образования ТКО в объектах общественногоназначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях и других организациях Ульяновской области применено следующее процентное соотношение: 25 % от объема образования ТКО, образующихся от жилого фонда в городских округах, и 15 % - в остальных муниципальных образованиях  Ульяновской области.

В таблице 4.2 приведены расчетные данные по образованию ТКО с учетом жилого фонда, объектов общественного назначения торговых и культурно-бытовых учреждений и садовых (дачных) товариществ.

Сведения об объемах  образования ТКО от садовых (дачных) товариществ в соответствии с существующим положением приведены в приложении 5.

Общее количество образования ТКО с разделением на зоны деятельности региональных операторов приведено в таблице 4.3.

Общий объем образованных отходов от всех источников образования отходов складывается из следующих составляющих:

- количества образования отходов (ТКО) от поселений (в том числе МКД и индивидуальных жилых домов), садовых (дачных) товариществ и организаций, не сдающих 2-ТП  - 549 886,93 т/год;

- количества образования отходов от предприятий и организаций, сдающих форму-2ТП отходы -  686 233,461  т/год.

Общее количество отходов от всех источников образования отходов – 1236120,391 т/год.

 

Количество образования ТКО в жилом фонде по муниципальным образованиям

 

Таблица 4.1.

 

Муниципальное

образование

 

Всего объем, м3/год

 

Всего масса, т/год

В том числе по категориям объектов

Объем, м3/год

Масса, т/год

МКД

(*2,3)

частный сектор

(*2,33)

МКД

(*0,15313)

частный сектор

(*0,14621)

Базарносызганский р-н

19693,3

2959,08

11421,8

8271,5

1749,71

1209,38

Барышский район

91982,99

13860,70

59006,5

32976,5

9039,21

4821,49

Вешкаймский район

39754,80

5938,30

18015,9

21738,9

2759,86

3178,80

Инзенский район

69645,44

10499,88

45418,1

24227,3

6957,60

3542,28

Карсунский район

52616,53

7873,61

25865,8

26750,7

3962,38

3911,22

Кузоватовский район

46173,35

6873,34

17526,0

28647,4

2684,81

4188,53

Майнский район

53314,98

7928,64

19119,9

34195,1

2928,98

4999,66

Мелекесский район

80465,27

11951,29

26714,5

53750,8

4092,39

7858,90

Николаевский район

55856,68

8263,03

13786,2

42070,5

2111,91

6151,12

Новомалыклинскийр-н

32997,46

4824,56

0

32997,5

0

4824,56

Новоспасский район

49266,00

7374,99

24614,6

24651,4

3770,71

3604,28

Павловский район

31113,97

4633,17

12033,6

19080,4

1843,43

2789,74

Радищевский район

28936,88

4296,62

9420,8

19516,1

1443,17

2853,45

Сенгилеевский район

50709,78

7628,92

30751,0

19958,8

4710,75

2918,17

Старокулаткинский р-н

27594,54

4114,21

11405,7

16188,8

1747,24

2366,97

Старомайнский район

39404,99

5862,38

14467,0

24938,0

2216,20

3646,18

Сурский район

39420,06

5866,50

14740,7

24679,4

2258,13

3608,37

Тереньгульский район

41017,60

6078,08

11589,7

29427,9

1775,43

4302,65

Ульяновский район

85616,37

12692,25

24968,8

60647,6

3824,97

8867,28

Цильнинский район

59142,77

8708,16

8723,9

50418,9

1336,41

7371,74

Чердаклинский район

97771,99

14479,49

26397,1

71374,9

4043,77

10435,72

ГО "город Димитровград"

266926,50

40890,47

266926,5

0

40890,47

0

ГО "город Новоульяновск"

41841,28

6345,0

32577,2

9264,1

4990,5

1354,5

ГО "город Ульяновск", в том числе

1489764,71

227844,51

1436391,4

53373,3

220040,8

7803,71

Железнодорожный р-н

195771,95

29839,14

174114,6

21657,4

26672,62

3166,52

Заволжский р-н

505448,68

77411,86

502895,0

2553,7

77038,49

373,37

Засвияжский р-н

516009,15

78950,43

502110,7

13898,5

76918,34

2032,09

Ленинский р-н

272534,93

41643,08

257271,1

15263,8

39411,36

2231,72

Итого по области 

2891028,24

437787,18

2161882,7

729145,5

331178,81

106608,37

 

 

Количество образования ТКО по муниципальным образованиям с учетом жилого фонда, объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений и садовых (дачных) товариществ

Таблица 4.2.

 

Муниципальное

образование

Жилой фонд и  объекты общественного назначения

СНТ, ДНТ

Всего ТКО

объем, м3/год

масса, т/год

объем, м3/год

масса, т/год

объем, м3/год

масса, т/год

Базарносызганский р-н

22647,30

3402,94

-

-

22647,30

3402,94

Барышский район

105780,44

15939,80

-

-

105780,44

15939,80

Вешкаймский район

45718,02

6829,05

-

-

45718,02

6829,05

Инзенский район

80092,26

12074,86

-

-

80092,26

12074,86

Карсунский район

60509,01

9054,65

-

-

60509,01

9054,65

Кузоватовский район

53099,35

7904,34

-

-

53099,35

7904,34

Майнский район

61312,23

9117,94

3511,2

363,51

64823,43

9481,45

Мелекесский район

92535,06

13743,99

15415,4

1595,96

107950,46

15339,95

Николаевский район

64235,18

9502,49

-

-

64235,18

9502,49

Новомалыклинскийр-н

37947,08

5548,24

-

-

37947,08

5548,24

Новоспасский район

56655,90

8481,24

70,4

7,29

56726,3

8488,53

Павловский район

35781,07

5328,14

-

-

35781,07

5328,14

Радищевский район

33277,41

4941,11

-

-

33277,41

4941,11

Сенгилеевский район

58316,25

8773,26

-

-

58316,25

8773,26

Старокулаткинский р-н

31733,72

4731,34

-

-

31733,72

4731,34

Старомайнский район

45315,74

6741,74

8170,8

845,92

53486,54

7587,66

Сурский район

45333,07

6746,47

-

-

45333,07

6746,47

Тереньгульский район

47170,24

6989,79

7735,2

800,82

54905,44

7790,61

Ульяновский район

98458,83

14596,09

10043

1039,75

108501,83

15635,84

Цильнинский район

68014,19

10014,38

5445

601,34

68014,19

10014,38

Чердаклинский район

112437,79

16651,42

58808,2

6088,41

171245,99

22739,83

ГО "город Димитровград"

333658,13

51113,09

20697,6

2142,8

354355,73

53255,89

ГО "город Новоульяновск"

52301,60

7931,25

19606,4

2029,85

71908,0

9961,1

ГО "город Ульяновск", в том числе

1862205,89

284805,64

38726,6

4009,36

1900932,49

288815,0

Железнодорожный р-н

244714,94

37298,92

9020,0

933,84

253734,94

38323,76

Заволжский р-н

631810,85

96764,82

6006,0

621,8

637816,85

97386,62

Засвияжский р-н

645011,44

98688,04

13866,6

1435,61

658878,04

100123,65

Ленинский р-н

340668,66

52053,86

4389

416,77

345057,66

52470,63

Итого по области 

3504535,73

530963,26

182784,8

18923,67

3687320,56

549886,93

               

 

Общее количество образования ТКО с разделением на зоны деятельности региональных операторов, полученное расчетным способом

 

Таблица 4.3.

Зона деятельности регионального оператора

Муниципальное

образование

Объем, м3/год

Масса, т/год

% от Ульяновской области

 
 

Зона деятельности регионального оператора 1

(ЗДРО №1)

Базарносызганский район

22647,30

3402,94

35,26

 

Барышский район

105780,44

15939,80

 

Вешкаймский район

45718,02

6829,05

 

Инзенский район

80092,26

12074,86

 

Карсунский район

60509,01

9054,65

 

Майнский район

64823,43

9481,45

 

Сурский район

45333,07

6746,47

 

Ульяновский район

91402,08

13204,27

 

Цильнинский район

73459,19

10615,72

 

ГО "город Ульяновск"

700754,48

106555,73

 

Итого по ЗДРО №1

1290519,28

193904,94

 

Зона деятельности регионального оператора 2

(ЗДРО №2)

Сенгилеевский район

58316,25

8773,26

20,58

 

Тереньгульский район

54905,44

7790,61

 

Ульяновский район

17099,75

2431,57

 

ГО "город Новоульяновск"

71908,0

9961,1

 

ГО "город Ульяновск"

555577,01

84202,21

 

Итого по ЗДРО №2

757806,45

113158,75

 

Зона деятельности регионального оператора 3

(ЗДРО №3)

Старомайнский район

53486,54

7587,66

23,24

 

Чердаклинский район

171245,99

22739,83

 

ГО "город Ульяновск"

637816,85

97386,62

 

Итого по ЗДРО №3

863888,53

127783,21

 

Зона деятельности регионального оператора 4

(ЗДРО №4)

Мелекесский район

107950,46

15339,95

13,48

 

Новомалыклинский район

37947,08

5548,24

 

ГО "город Димитровград"

354355,73

53255,89

 

Итого по ЗДРО №4

500253,27

74144,08

 

Зона деятельности регионального оператора 5

(ЗДРО №5)

Кузоватовский район

53099,35

7904,34

7,44

 

Николаевский район

64235,18

9502,49

 

Новоспасский район

56726,3

8488,53

 

Павловский район

35781,07

5328,14

 

Радищевский район

33277,41

4941,11

 

Старокулаткинский район

31733,72

4731,34

 

Итого по ЗДРО №5

274853,03

40895,95

 

Итого по Ульяновской области

3687320,56

549886,93

100

 

 

Прогноз изменения количества образования ТКО

 

Прогнозирование накопления отходов в объемных и весовых единицах проводилось на основе использования коэффициента годового прироста по объему 1,5%, по массе 0,5%. Коэффициент годового прироста взят в соответствии с рекомендациями «Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник» /Под редакцией А. Н. Мирного, М., 2009 г., стр. 84.

Прогнозное количество образования твердых коммунальных отходов  с разделением на зоны деятельности региональных операторов, полученное расчетным способом, на каждый год действия территориальной схемы представлены в таблице 4.4.

 

 

Далее см. файл ниже

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области  (в формате .docx, 5 730 Кб)

 

Добавлено: 28 декабря 2017 года, 16:02

Изменено: 29 декабря 2017 года, 15:06