Выступление Председателя Правительства Ульяновской области Смекалина А.А. на пленарном заседании форума «Россия – спортивная держава»

11 октября 2018

Уважаемый Павел Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поприветствовать вас и поблагодарить за визит в Ульяновскую область и участие в форуме!

Для нашего региона право принимать Международный спортивный форум «Россия – спортивная держава» - большая честь. Я вижу в этом решении высокий уровень доверия и признания, к которому мы стремились, и много работали для его достижения.

Ульяновскую область можно по праву назвать территорией, где богатые спортивные традиции соединяются с современными трендами здорового образа жизни, модой на спорт.

В региональной политике поддержки спорта нам удалось совместить два этих вектора:

- сохранить и приумножить лучшие чемпионские традиции в базовых видах спорта

- и создать условия для роста массового интереса к спорту и здоровому образу жизни. По второму направлению, к примеру, ежегодно увеличивается количество жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Так, за 2017 год этот показатель вырос почти на 4%, и сегодня приближается к 40%.

Решающим фактором для всех этих результатов, безусловно, стали крупные государственные инвестиции в развитие спорта. В первую очередь – инфраструктуры.

Если говорить об Ульяновской области, за последние 10 лет мы совершили настоящий прорыв в развитии спортивной инфраструктуры, существенно расширив сеть спортучреждений по всему региону, с особым вниманием к сельским территориям.

В результате – за это время на территории нашего края построено спортивных объектов больше, чем за всё советское время. Построено и капитально отремонтировано более 50 крупных объектов, в том числе 30 ФОКов. В стадии строительства и реконструкции еще 20 объектов. К 2024 году во всех муниципальных образованиях будут работать физкультурно-оздоровительные ФОКи и бассейны.

Мы каждый год увеличиваем бюджетные расходы на спорт. Если сравнить нынешние объёмы финансирования спорта с уровнем 2005 года – они выросли в 20 (!) раз. Большая часть этих расходов направляется на развитие инфраструктуры.

В масштабах страны спортивная стройка последних лет впечатляет ещё больше. На сегодняшний день в России более 300 тысяч спортивных сооружений, включая новейшие футбольные стадионы и олимпийские объекты. Из них более 90% находятся на балансе государства (муниципальных образований).

А значит, проблема содержания спортивных сооружений актуальна для всех регионов. Ульяновская область не исключение.

Мы активно ищем механизмы снижения нагрузки для бюджетов по эксплуатации спортивных объектов. В то же время ищем возможность продолжать с прежней интенсивностью строить новые объекты, поскольку обеспеченность ими населения всё ещё серьёзно отстаёт от целевых показателей, установленных в Указе президента.

В обоих случаях самым очевидным решением представляется привлечение частных инвестиций, разделение с бизнесом ответственности за развитие спорта.

В Ульяновской области накоплен успешный опыт применения механизмов государственно-частного партнёрства в социальной сфере. Наибольшее количество успешных примеров представлено в сфере здравоохранения. В результате взаимодействия с компанией «Фрезениус» в регионе созданы и успешно функционируют 3 диализных центра данной компании. В рамках подписанного концессионного соглашения реализуется проект по созданию стационарного отделения скорой медицинской помощи, которое будет принимать пациентов по экстренным показаниям в соответствии с новейшими технологиями медицинской сортировки пациентов по степени тяжести состояния их здоровья.

Наш главный успех государственно-частного партнёрства в спортивной отрасли – это спортивный комплекс с искусственным льдом на 5 тысяч мест «Волга-Спорт-Арена». Всего за 2 года с момента заключения концессионного соглашения мы получили этот современный объект, который стал главной площадкой для проведения матчей и торжественных церемоний Чемпионата мира по хоккею с мячом. Также он служит базой для наших местных спортсменов. Кроме того, часто используется для проведения культурных массовых мероприятий.

Сложность применённой схемы концессии высоко оценивается экспертами. Проект занял первое место во всероссийском конкурсе на присуждение премии «Investor Awards – 2014» в номинации «Государственно-частное партнерство: сделка 2013 года».

Это далеко не единственный пример участия частного капитала в развитии спортивной инфраструктуры. Благодаря инвесторам в Ульяновской области появились такие объекты, как крытый картодром, легкоатлетический манеж, парк приключений «Адреналин», многофункциональный спортивный стрелково-стендовый комплекс «Золотая пуля». В настоящий момент идёт реконструкция спортивного комплекса «Авангард».

Особо хотел бы представить проект «Университет футбола». Он будет построен за счёт средств инвестора рядом со спортивным комплексом «Волга-Спорт-Арена». Основой будущего Университета выступит Футбольный Клуб «Университет».

В рамках проекта предполагается строительство 2 футбольных полей, детского-спортивного лагеря. Таким образом, будет создана круглогодичная база для воспитания и обучения будущих профессиональных футболистов, а также для подготовки детских тренеров. Уверен, что на волне возросшего интереса к футболу после Чемпионата мира проект окажется востребованным и успешным. И мы очень признательны инвестору, взявшемуся за его реализацию.

Что ещё мы со своей стороны делаем, чтобы повысить привлекательность спортивной отрасли для бизнеса и частного капитала?

Во-первых, в настоящий момент меняем схему управления спортивной инфраструктурой. Создаём АНО «Корпорация развития физической культуры и спорта Ульяновской области».

Одной из её главных задач станет эффективное управление спортивными объектами, разработка стратегии развития объекта и дальнейшего его использования в наиболее эффективных формах, в том числе не менее 30% - за счёт механизмов инвестиционной активности бизнеса.

Для достижения наибольшей эффективности будет проводиться комплексное изучение территории с выявлением интересов управления на основании частно-государственных механизмов. Конечной целью является максимальная нагрузка объекта с поступательной динамикой сокращения затрат бюджетов на техническое обслуживание и содержание спортивных сооружений.

Также итогом работы должна стать разработка приоритетного регионального проекта развития инфраструктуры здорового образа жизни и спорта до 2030 года, соответствующего в том числе требованиям Национального проекта по развитию предпринимательства, для достижения показателей, установленных в майском Указе.

За счёт изменения принципов управления объектами, привлечения механизмов частно-государственного партнерства мы намерены до 2021 года войти в 10 лучших регионов страны по данному показателю и повысить удовлетворенность людей доступностью объектов спорта c 35% до 55%.

Во-вторых, в спортивной сфере мы намерены пойти по пути кластерного развития, который хорошо зарекомендовал себя в реальном секторе экономики.

Например, здесь, вокруг комплекса «Волга-Спорт-Арена» уже вырисовываются контуры будущего Засвияжского спортивного кластера. Университет футбола, спорткомплекс «Торпедо», восстановленная база профилактория, ледовая арена вместе с благоустроенной территорией, экологическим парком «Чёрное озеро» образуют огромную территорию спортивной активности и здорового образа жизни для крупнейшего района города.

Соответственно для бизнеса территория с высокой посещаемостью и проходимостью станет более привлекательной. Следовательно, сюда подтянутся сопутствующие бизнесы и услуги.

Аналогичный подход мы применим при развитии спортивного кластера в Заволжском районе. В настоящий момент найден инвестор, обсуждается проект обустройства спортивной территории площадью более 20 Га.

В-третьих, в качестве пилотного региона Ульяновская область участвует в реализации приоритетного проекта «Развитие спортивной экономики с использованием сектора МСП».

Как регион с одним из лучших предпринимательских климатов мы готовы применить имеющийся опыт государственной региональной поддержки предпринимательства в спортивной отрасли, принять участие в разработке предложений по совершенствованию нормативного регулирования деятельности МСП в спортивной отрасли.

Все направления этого проекта представляют для нас большой интерес. Будем рады включиться в эту работу и первыми применить новые механизмы регулирования участия МСП в развитии спорта.

И четвёртое. Одним из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность спортивной отрасли, является несовершенство правового регулирования.

Приходится констатировать, что федеральный закон о государственно-частном партнёрстве, с даты принятия которого прошло уже более трёх лет, так и не стал значимым инструментом развития, хотя потенциал его применения для проектов создания социальной инфраструктуры огромен. Во взаимодействии с экспертным сообществом ещё предстоит проанализировать весь спектр причин, по которым данный федеральный закон не стал  по-настоящему востребованным и привлекательным как для государства, так и для бизнеса. Однако уже сейчас можно говорить о целесообразности его упрощения, в том числе с процедурной точки зрения.

Также развитию инфраструктуры будет способствовать задействование в интересах спортивной отрасли объектов казны имущественного комплекса субъектов и казны Российской Федерации. Базовые инвестиции, сделанные ранее государством при создании имущественного комплекса, должны стать основой для создания на их базе спортивных объектов, школ и других учреждений отрасли.

Для этого необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и порядок регулирования предпринимательской деятельности в спорте.

И в завершении хочу отметить, что все существующие проблемы во взаимодействии государства и бизнеса по вопросам спорта решаемы. Мы видим, что со стороны бизнеса есть интерес к спортивной сфере, который обусловлен не только перспективами получения прибыли, но и растущей социальной ответственностью и направленностью делового сообщества. А значит, вместе мы сможем добиться значительных успехов в укреплении здоровья нации и преумножении спортивной славы нашего государства.

Благодарю за внимание!

Добавлено: 25 октября 2018 года, 10:53

Изменено: 25 октября 2018 года, 10:58