Памятка для потребителей при приобретении товара со скидками

 В связи с окончанием сезонов витрины магазинов, рекламные щиты и стенды пестрят объявлениями о «бешеных», «огромных», «рекордных» и просто «сезонных» скидках на различные изделия, в том числе из меха, кожи и прочие зимние и осенне-весенние изделия гардероба.

И вот идеальная возможность сэкономить и приобрести желаемую, но такую дорогую зимой, шубку. А дома после очередной примерки выясняется, что она не подходит по размеру или фасону, а также вдруг обнаруживается невидимый в магазине дефект.

У некоторых покупателей могут возникнуть проблемы: продавцы заявляют что товар, приобретенный со скидкой, возврату или обмену не подлежит!

Давайте разбираться.

В Налоговом кодексе о скидках упоминается не один раз - в статьях 40, 214, 265 и 280 НК РФ. Но определения понятия, термина «скидка» в документах российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в законодательстве о налогах и сборах, и в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) нет. В ГК РФ сказано только, что продавец товара свободен при определении цены на него. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 4 статьи 421, статья 424 ГК РФ). В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение продавцом ранее заявленной стоимости товара.

Следует различать причины предлагаемых скидок.

Одной из причин является распродажа. Распродажа – это ликвидация старой коллекции. При этом со скидкой продается качественный товар. Просто продавец решил снизить цены, чтобы быстрее распродать устаревшую коллекцию, или же распродает остатки товара. Сама суть от этого не меняется – это обычная купля-продажа качественного товара с сезонной скидкой, не связанной с недостатками товара.

Такой непродовольственный товар надлежащего качества, но не подошедший по цвету, размеру или фасону можно обменять или вернуть деньги в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки в соответствии со статьей 25 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1). При обнаружении производственных дефектов – права потребителя установлены в статье 18 Закона № 2300-1, несмотря на то, что товар продан «с сезонной скидкой».

Другой случай – это уцененный товар.

Если в товаре обнаружился какой-то дефект, который не влияет на свойства товара и возможность его использования по прямому назначению, то продавец может снизить на него цену и продать как уцененный товар со значительной скидкой.

В таком случае, продавец должен еще до покупки предупредить потребителя  о том, что в товаре есть недостаток и почему он уценен. Это предупреждение должно быть сделано не только устно, но и в письменном виде - в товарном чеке, договоре.

Вы, покупая данный товар, соглашаетесь с этими недостатками и не в праве в будущем предъявлять требования, связанные именно с этими недостатками.

В случае же, если возникнут другие проблемы, не оговоренные заранее продавцом, то в таком случае вы имеете полное право предъявлять требования, предусмотренные статьей 18 Закона № 2300-1, в соответствии с которой потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: 

- потребовать замены;

- потребовать соразмерного уменьшения цены;

-  потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков, обнаруженных в товаре, или возмещения расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные деньги.

Законом № 2300-1 не оговаривается форма заявления своих требований потребителем, однако подача претензии с указанием в письменном виде требований, значительно увеличит шансы на удовлетворение требований продавцом или восстановление своих прав в случае обращения в суд.

При получении отказа от продавца в удовлетворении требований, заявленных надлежащим образом и в установленные законом сроки, у потребителя возникает право обращения в суд.

Здесь и пригодится письменная претензия, свидетельские показания, товарный или кассовый чек, договор (если он есть).

Закон № 2300-1 требует от продавца в 10-дневный срок выполнить требования, выдвинутые потребителем. Продавец в этот же срок может дать мотивированный отказ. Получив отказ продавца в удовлетворении своих требований или не получив ответа вообще, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечено  судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Добавлено: 23 сентября 2013 года, 16:52