Концепция областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области» на период с 2012 по 2020 годы

 

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области» на период с 2012 по 2020 годы приоритетам развития, закреплённым в концепции долгосрочного социально-экономического  развития
Российской Федерации до 2020 года

 

Концепция областной целевой программы  «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области»  на период с 2012 по 2020 годы  (далее – Концепция)  разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического  развития Российской Федерации до 2020 года, утверждённой  распоряжением Правительства Российской Федерации  от 17.11.2008 № 1662-р (далее – Концепция социально-экономического  развития России),  в которой установлены следующие  задачи в сфере обеспечения  соответствия  объёма комфортного жилищного фонда  потребностям  населения:

создание  условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию  в среднесрочной  перспективе  аварийного и ветхого жилья;

содействие самоорганизации  населения на жилищном рынке, совершенствование нормативной  правовой и методической базы и содействие в организации товариществ собственников  жилья, совершенствование  налогового законодательства для эффективного  управления многоквартирными домами;

внедрение  ресурсосберегающих технологий и создание  условий для более широкого использования  малой энергетики и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов;

модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для  всего  населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом  и его обслуживании, привлечение субъектов  частного  предпринимательства  к управлению и инвестированию  в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики  и развитие механизмов  частно-государственного партнёрства в сфере предоставления коммунальных услуг.

Согласно Концепции  социально-экономического развития России в результате  реализации  новых стратегических  направлений  государственной  жилищной политики к 2020 году  должен сложиться качественно новый уровень состояния  жилищной сферы, соответствующий мировым стандартам и характеризуемый следующими  целевыми  ориентирами:

отсутствие ветхого и  аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого  фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;

  приведение  жилищного фонда  к состоянию,  отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также  потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи,  пожилые  люди, инвалиды  и т.д.).  

Основой преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является реорганизация системы управления отраслью, основывающаяся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного привлечения собственников помещений в многоквартирном доме (далее – собственники помещений) к управлению и содержанию  жилищного фонда.

В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, на территории Ульяновской области  должны быть созданы условия для управления многоквартирными домами.

В Ульяновской области насчитывается 7176  многоквартирных домов, собственники помещений  в которых должны выбрать способ управления.

Наиболее значимыми препятствиями при выборе способа управления многоквартирными домами является их неудовлетворительное техническое состояние в связи с длительным отсутствием капитального ремонта.

В связи с невыполненным капитальным ремонтом значительное количество многоквартирных домов в Ульяновской области  и  их отдельных конструктивных элементов  пришло в неудовлетворительное  состояние.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991  № 1541-I «О приватизации жилищного фонда  в Российской Федерации»  (далее – Закон о приватизации) большая часть помещений многоквартирного дома  перешли в собственность физических и юридических лиц. При этом  на основании статьи 16   Закона о приватизации  бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений.

Невыполнение обязательства по капитальному ремонту многоквар-тирных  домов является основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников  помещений или выбору  управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления  многоквартирными домами собственниками помещений может быть решён  после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту этих домов.  В противном случае  большинство граждан, ставшие собственниками  помещений после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно и в полном объёме выполнить   капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и, следовательно,  будут вынуждены нести большие затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

По состоянию на 01 января 2011 года  в Ульяновской области комплексный капитальный ремонт (отдельные его виды) выполнен в 1328 домах, что составляет  меньше 1/3 от количества многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области, в которых  требуется  выполнить  капитальный ремонт. Так, на сегодняшний день  в регионе в капитальном ремонте  нуждаются более 5000 многоквартирных домов.

В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации собственники помещений, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в многоквартирных домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов многоквартирных домов. Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 28.09.2010 № 768 «О федеральных стандартах оплаты  жилого помещения  и коммунальных  услуг на 2011-2013 годы» установлен  федеральный стандарт  оплаты капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц (далее – федеральный стандарт).

Учитывая значительный износ  конструктивных элементов многоквартирных домов, а следовательно, значительные затраты на проведение капитального ремонта,  данную  проблему  необходимо решать комплексно с привлечением  средств из  следующих источников:

средства собственников помещений;

средства  из областного бюджета Ульяновской области;

средства из иных не запрещённых законом источников.

Комплексное решение  указанных проблем  возможно  с применением  программно-целевых методов в рамках областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области» на период с 2012 по 2020 годы (далее – Программа).

 

2. Обоснование  необходимости  решения проблемы, заявляемой в Концепции,  программно-целевым методом

 

Учитывая  значительный износ жилищного фонда в Ульяновской области, а также высокую стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, привести  жилищный фонд в соответствие со стандартами  качества, устранить  неисправности изношенных конструктивных элементов, восстановить или заменить их долговечными материалами невозможно  только за счёт средств собственников помещений или только за счёт средств областного бюджета Ульяновской области или бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Характер проблемы требует  концентрации  организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых механизмов привлечения как средств собственников помещений, так и  средств  областного бюджета Ульяновской области, средств из иных не запрещённых законом  источников.

При применении  программно-целевого метода будет осуществляться:

софинансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов из областного  бюджета Ульяновской области в размере 40 процентов от потребности при условии финансирования  не менее 40 процентов  от стоимости работ из средств иных не запрещённых законом  источников и привлечения средств собственников помещений в размере не менее 20 процентов от стоимости работ, определённой проектной документацией;

формирование эффективного механизма накоплений средств собственников помещений для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;

мониторинг проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;

формирование  условий для  создания  объединений собственников  помещений в многоквартирных домах, фактического управления  многоквартирными домами  собственниками помещений.   

 

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода,  включающие сведения о действующих расходных обязательствах Ульяновской области и муниципальных образований Ульяновской области в  сфере организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

 

Жилищным кодексом Российской Федерации  предусмотрена обязанность  собственников помещений  в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества такого дома. Общая потребность в денежных средствах на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в Ульяновской области составляет 9248186,88  тыс. рублей. Таким образом, используя только средства собственников помещений  капитальный ремонт  удастся завершить через 14,6 года при условии, что  все собственники помещений примут решение   о перечислении денежных средств на проведение капитального ремонта  в размере не ниже федерального стандарта.

В случае  принятия решения о проведении капитального ремонта с привлечением средств из областного бюджета Ульяновской области, средств из иных не запрещённых законом источников, средств собственников помещений капитальный ремонт многоквартирных домов  в объёме 100 процентов будет завершён в течение 9 лет.

Наиболее эффективным  способом  выделения средств из областного бюджета Ульяновской области  на проведение работ по капитальному ремонту является финансирование  мероприятий Программы, так как посредством реализации Программы   обеспечивается:

1)                отбор участников Программы в соответствии с предусмотренными Программой критериями;

2)                контроль за расходованием бюджетных средств, оценка эффективности реализации мероприятий, с помощью целевых индикаторов, предусмотренных Программой;

3)                стимулирование фактического управления собственниками  помещений общим имуществом, которое должно быть  выражено в  самостоятельном  принятии решения о способе управлении многоквартирным домом,  сроках  и видах капитального ремонта, об утверждении  перечня работ, выполняемых в рамках тарифа «содержание и текущий ремонт общего имущества»,  и  размера такого тарифа, а также решении других вопросов, связанных с содержание, текущим и капитальным ремонтом общего имущества.

С 2008 года   софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов осуществлялись за счёт средств  федерального бюджета  и областного бюджета Ульяновской области в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде  реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

 

4. Возможные варианты решения проблемы и оценка как преимуществ, так и возможных негативных последствий каждого из них

 

Исходя из анализа ситуации, сложившейся в сфере  содержания и эксплуатации  многоквартирных домов в Ульяновской области, можно  выделить  два варианта  решения проблемы:

1) без применения программно-целевого метода возможно формирование  системы накопления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов только за счёт средств собственников помещений. В этом случае  процесс капитального ремонта многоквартирных домов будет растянут на 14,6 года, соответственно будет затянут и процесс  формирования фактического управления общим имуществом собственниками.

Кроме того, в связи с большим объёмом расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома  существует опасность отказа значительной части собственников помещений от перечисления денежных средств  на проведение капитального ремонта  многоквартирного дома в размере федерального стандарта либо  перечисления в значительно меньшем объёме. Это приведёт к увеличению процента износа  конструктивных элементов  многоквартирного дома, инженерных сетей, что, в свою очередь,   приведёт к тому, что собственники помещений не смогут самостоятельно выполнить капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и будут вынуждены нести значительно  большие расходы, связанные с текущим содержанием общего имущества многоквартирного дома;

2) с применением  программно-целевого метода, что позволит  привлечь к проведению капитального ремонта многоквартирных домов средства из областного бюджета Ульяновской области, средства из иных не запрещённых законом источников и средства собственников помещений, что позволит завершить   капитальный ремонт многоквартирных домов в течение 9 лет, что на 5,6 года быстрее, чем в первом варианте.

Кроме того,  при  втором варианте бывший наймодатель  выполнит  свои обязательства по проведению капитального ремонта перед собственниками помещений.

 

5. Предложения по цели Программы и целевым индикаторам Программы, позволяющим оценивать ход реализации Программы в соответствии с установленным отчётным периодом на вариантной основе с обоснованием выбора этих индикаторов

 

Целями  Программы является выполнение комплексного капитального ремонта 3534 многоквартирных домов и создание эффективной системы  накопления денежных средств  собственников помещений для выполнения последующего капитального ремонта многоквартирных домов без участия  средств областного бюджета  Ульяновской области.

Задачи Программы:

создание безопасных и благоприятных условий  проживания граждан  в многоквартирных домах;

внедрение  ресурсосберегающих и  энергоэффективных технологий;

снижение среднего уровня износа жилищного фонда до нормативного;

создание  условий для  эффективного  управления собственниками помещений общим  имуществом многоквартирного дома;

 создание эффективного механизма накопления  денежных средств  собственников помещений на проведение капитального ремонта общего имущества  многоквартирных домов.

Достижение вышеуказанных целей и  решение поставленных задач  будет осуществляться за счёт комплексного  выполнения мероприятий Программы и муниципальных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Для оценки эффективности  реализации Программы  будут использованы  следующие целевые индикаторы:

количество  многоквартирных домов, в которых проведён капитальный ремонт на условиях, предусмотренных Программой, единиц;

доля многоквартирных домов,  в которых  проведён капитальный ремонт, от общего количества многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, процентов;

доля  израсходованных средств  на реализацию Программы от общего объёма денежных средств, предусмотренных Программой, процентов;

доля многоквартирных домов, собственники помещений которых  приняли решение о проведении  капитального ремонта и перечислении  денежных средств на проведение капитального ремонта в размере не ниже федерального стандарта, от общего количества многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, процентов.

 

6. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы

 

Предполагаемый  объём  финансирования работ по выполнению капитального  ремонта многоквартирных домов   составит 9248186,88 тыс. рублей, или 1027576,32 тыс. рублей  ежегодно в течение          9 лет, в том числе:

средства областного бюджета Ульяновской области, выделяемые на реализацию Программы,  – 3699274,752 тыс. рублей, или 411030,528 тыс. рублей ежегодно в течение 9 лет;

средства из иных не запрещённых законом источников – 3689274,752 тыс. рублей, или 411030,528  тыс. рублей ежегодно в течение 9 лет;

средства собственников помещений – 1849637,376  тыс. рублей, или 205515,264  тыс. рублей ежегодно в течение 9 лет.

Таким образом,  в Программе предлагается установить следующие пропорции софинансирования работ по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов:

средства из областного бюджета Ульяновской области – 40 процентов;

средства из иных не запрещённых законом источников – 40 процентов;

средства собственников помещений – 20  процентов.

Перечень  мероприятий Программы и  объёмы финансирования  следует уточнять и планировать ежегодно при разработке  прогнозов  регионального  социально-экономического  развития в  соответствии  с законодательством.

Следует учитывать, что  приведённый расчёт содержит данные о максимальном финансировании за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, а фактическое  финансирование предполагается в значительно меньшем объёме, так как условием включения многоквартирного дома  в программные мероприятия   станет  принятие решения собственниками  помещений о перечислении денежных средств на проведение капитального ремонта   в размере не ниже  федерального стандарта.  

Предполагается, что средства областного бюджета Ульяновской области на софинансирование  расходных обязательств, связанных  с проведением  капитального ремонта многоквартирных домов, будут предоставляться бюджетам  муниципальных  образований  Ульяновской области в виде субсидий  при соблюдении  муниципальными образованиями Ульяновской области следующих  условий:

наличие  муниципальной  целевой программы, в соответствии с которой осуществляется отбор многоквартирных домов  для проведения капитального ремонта;

финансирование  выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов за счёт средств местных  бюджетов в размере не менее 40%  стоимости таких работ;

финансирование выполнения  работ  по капитальному  ремонту многоквартирных домов за счёт средств собственников  помещений в таких домах в размере не менее 20 процентов стоимости таких работ.

 

 

7. Предварительная оценка  ожидаемой эффективности   предлагаемого варианта решения проблемы

 

По результатам реализации Программы планируется достичь следующих результатов:

формирование эффективной системы  организации капитального ремонта  многоквартирных домов;

проведение комплексного капитального ремонта 3534 многоквартирных домов;

к 2020 году выполнение  капитального ремонта всех многоквартирных домов, собственники помещений которых приняли решение о перечислении денежных средств на проведение капитального ремонта   в размере не ниже  федерального стандарта;

выполнение бывшим наймодателем  обязательств по капитальному ремонту многоквартирных домов перед собственниками помещений;

снижение среднего уровня  износа жилого фонда до нормативного уровня.

 

8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

 

Государственным заказчиком  Программы  является Министерство энергетики и жилищно-коммунального  комплекса Ульяновской области.

Основными разработчиками Программы  являются Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,  Областное государственное учреждение «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса и энергоэффективности Ульяновской области».

 

9. Предложения по возможным вариантам форм и методам управления реализацией Программы

В целях  организации управления  и контроля за реализацией Программы  муниципальные образования Ульяновской области  ежемесячно направляют  в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области отчёт о расходовании  субсидий, предоставленных из областного бюджета  на софинансирование  расходных обязательств, связанных  с проведением  капитального ремонта  многоквартирных домов.

Министерство энергетики  и жилищно-коммунального комплекса  Ульяновской области  осуществляет:

отбор муниципальных  образований, претендующих  на получение  из областного бюджета Ульяновской области  межбюджетных субсидий  на софинансирование  расходных обязательств,  связанных  с проведением  капитального ремонта  многоквартирных домов.

проверку отчётов муниципальных образований  о расходовании  субсидий, предоставленных из областного бюджета  на софинансирование  расходных обязательств, связанных  с проведением  капитального ремонта  многоквартирных домов;

выборочную проверку  объёмов работ, выполненных в рамках реализации мероприятий Программы, на предмет  соответствия  проектной документации;

выборочную оценку качества работ, выполненных в рамках реализации мероприятий Программы;

ежеквартально направляет в Министерство  экономики Ульяновской области и в Министерство финансов  Ульяновской области отчёт  о реализации мероприятий Программы.

В случае выявленных нарушений  Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области  вправе  приостановить  или прекратить дальнейшее финансирование мероприятий Программы.

 

 

___________________________

Добавлено: 5 декабря 2011 года, 16:55