Концепция общественной безопасности в Ульяновской области

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Обеспечение общественной безопасности в Ульяновской области (далее – общественная безопасность) является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности жителей региона, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта
и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.

Вопросы общественной безопасности находятся в центре внимания территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, руководителей организаций, предпринимателей и собственников, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области (далее – силы обеспечения общественной безопасности). Крайне важно, чтобы деятельность всех сил обеспечения общественной безопасности осуществлялась на основе единых взглядов, подходов и общих принципов,
с взаимным учётом их интересов, в тесном взаимодействии. С целью достижения такого единения в понимании основ и принципов общественной безопасности разработана настоящая Концепция общественной безопасности в Ульяновской области (далее – Концепция).

Существующие и потенциальные опасности и угрозы общественной безопасности, оказывающие деструктивное воздействие на различные сферы жизни и деятельности жителей Ульяновской области (далее – угрозы), находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии друг с другом. В ходе этого взаимодействия возникает комплекс угроз, который не является простой их совокупностью.

В связи с этим обеспечить эффективное противодействие угрозам можно только при учёте особенностей каждой из них, а также специфики их проявления в единой системе деструктивных факторов. Отсюда вытекает вывод, что меры по обеспечению общественной безопасности должны иметь комплексный и системный характер.

1.2. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как составной части национальной безопасности Российской Федерации.

1.3. Настоящей Концепцией определяются основные источники угроз, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области для обеспечения устойчивого развития региона, сохранения жизни и здоровья населения, его прав и свобод в условиях угроз. Настоящая Концепция разработана на основе Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 года (далее – Концепции общественной безопасности в РФ).

1.4. Настоящая Концепция является основополагающим документом, определяющим политику Ульяновской области в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, жителей Ульяновской области, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих (пребывающих) на территории Ульяновской области.

1.5. Обеспечение общественной безопасности является одним из основных направлений государственной политики Ульяновской области в сфере национальной безопасности.

1.6. При обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Ульяновская область исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, а также другими преступными посягательствами на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Ульяновской области;

б) по профилактике социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной, транспортной и продовольственной безопасности;

д) по развитию межрегионального сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

1.7. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) общественная безопасностьнеотъемлемая часть национальной безопасности, охватывающая общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей и их имущества. Она органически связана с личной безопасностью граждан и общественным порядком;

б) угроза общественной безопасностипрямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

в) обеспечение общественной безопасности –  реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) средства обеспечения общественной безопасноститехнологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии общественной безопасности и мерах по её укреплению;

д) система обеспечения общественной безопасностисилы и средства обеспечения общественной безопасности;

е) система мониторинга состояния общественной безопасности единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности,
а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности.

1.8. Правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон
от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Устав Ульяновской области, законы и иные нормативные правовые акты Ульяновской области, уставы и иные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области.

 

2. Жизненно важные интересы и ценности Ульяновской области

 

2.1. Жизненно важные ценности и интересы Ульяновской области представляют собой совокупность жизненно важных ценностей и интересов каждого отдельного жителя, социальных групп, общественных объединений и области в целом.

Жизненно важные интересы жителя Ульяновской области состоят в реальном обеспечении его конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и высокого качества жизни.

Жизненно важные интересы социальных групп и общественных объединений состоят в обеспечении определённых законами условий функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по достижению своих целей.

Интересы Ульяновской области заключаются в установлении политической, экономической и социальной стабильности, соблюдении законов и поддержании правопорядка, создании нормальных условий жизнедеятельности граждан на территории области.

2.2. В конкретных сферах проявления интересы Ульяновской области заключаются:

1) в сфере общественной безопасности:

а) в соблюдении конституционных прав граждан на жизнь и безопасность, в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности государственной власти и её институтов;

б) в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности;

в) в максимальном ослаблении криминогенных факторов и своевременном противодействии их проявлениям;

г) в нейтрализации причин распространения политического, религиозного и межнационального экстремизма и их последствий: социальных, межэтнических и межрелигиозных конфликтов;

д) в снижении уровня экономической преступности и коррупции;

е) в предотвращении распространения и потребления наркотиков, опасной для здоровья людей алкогольной и пищевой продукции;

ж) в поддержке и совершенствовании системы обеспечения  правопорядка;

з) в обеспечении безопасности дорожного движения;

и) в создании условий для развития инициативы граждан и их объединений в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;

к) в развитии системы областного законодательства, обеспечении строгого выполнения требований законов;

2) в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, реализации мероприятий гражданской обороны:

а) в дальнейшем развитии научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) в создании эффективной системы профилактики чрезвычайных ситуаций и пожаров совместно с органами, осуществляющими надзор в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций и пожаров;

в) в развитии прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций путём внедрения автоматизированных систем сбора информации от источников опасностей;

г) в повышении эффективности системы оповещения жителей Ульяновской области о возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) в модернизации автоматизированных систем управления, совершенствовании систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

е) в совершенствовании материально-технического обеспечения сил, осуществляющих деятельность по снижению рисков и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

ж) в совершенствовании системы подготовки руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в сфере управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и при пожарах;

з) в поддержании в состоянии готовности органов управления, сил, средств и  имущества гражданской обороны, защитных сооружений и иных объектов;

и) в создании подразделений пожарной охраны в населённых пунктах Ульяновской области, не обеспеченных своевременным прибытием пожарной охраны;

3) в техногенной сфере:

а) в обеспечении безопасности производственных структур, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;

б) в повышении надёжности работы объектов и систем жизнеобеспечения;

в) в обеспечении устойчивого функционирования производств, транспорта и инфраструктуры Ульяновской области в условиях воздействия опасностей и угроз;

г) в соблюдении технологических требований на производственных и обеспечивающих объектах;

4) в оборонной сфере:

а) в создании условий для эффективной деятельности предприятий оборонного профиля;

б) в создании и устойчивом функционировании системы гражданской обороны;

в) в укреплении связей Ульяновской области и военных учреждений Министерства обороны Российской Федерации;

г) в проведении активной военно-патриотической работы среди молодёжи;

д) в эффективной подготовке граждан к военной службе;

е) в своевременном, полном и качественном планировании и выполнении мероприятий мобилизационной подготовки;

5) в экологической сфере:

а) в повышении защищённости населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов, улучшении санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности;

б) во внедрении передовых природоохранных мер и технологий;

в) в учёте факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов;

г) в усилении мер по контролю за загрязнением окружающей среды со стороны промышленных предприятий, хозяйствующих субъектов и граждан;

д) в развитии природобезопасных технологий в промышленности, энергетике и организациях;

6) в сфере духовной жизни, культуры и науки:

а) в духовном возрождении общества, утверждении высокого уровня нравственности, гуманизма и культуры, развитии многовековых духовных традиций, изучении и сохранении исторического наследия;

б) в создании условий для свободного функционирования и развития национальных культур, формировании в сознании жителей уважительного отношения к каждому человеку независимо от его национальности и вероисповедания;

в) в развитии у жителей Ульяновской области патриотизма, любви к своей Родине и к своему родному краю.

 

3. Основные источники угроз общественной безопасности

 

3.1. Состояние общественной безопасности характеризуется как стабильное. Прилагаемые правоохранительными органами, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, профилактику правонарушений, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, в целом обеспечивают необходимый уровень общественной безопасности.

3.2. Вместе с тем в Ульяновской области сложилась непростая криминогенная обстановка, характеризующаяся ростом отдельных составов и видов преступлений, которые определяют специфику проявления угроз общественной безопасности в различных сферах.

3.3. Наиболее характерными для Ульяновской области являются следующие группы угроз общественной безопасности: террористические, экстремистские, криминальные, в сфере транспорта, техногенные, природные, экологические, эпидемиологические.

Эти угрозы являются взаимосвязанными, в связи с чем необходим комплексный подход к обеспечению общественной безопасности.

3.3.1. К основным угрозам террористического характера относятся:

1) деятельность международных террористических и экстремистских организаций, привлечение в их ряды наёмников и боевиков из числа жителей Ульяновской области;

2) террористические акты в местах массового скопления людей, проведения культурно-массовых и общественно-политических мероприятий, в жилом секторе, на объектах транспорта всех видов, в отношении потенциально опасных объектов, крупных объектов экономики и объектов жизнеобеспечения населения, объектов органов государственной власти, государственных и общественных деятелей, объектов политических партий и общественных движений;

3) вывод из строя государственной системы управления, систем управления железнодорожным и авиационным движением, общественным транспортом: силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерных сетей, техники и других электронных приборов (электронный терроризм) в результате несанкционированного вмешательства;

4) отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

5) искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

3.3.2. К основным угрозам экстремистского характера относятся:

1) экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, координация ими противоправной деятельности;

2) возникновение экстремистских политических течений и группировок, противоправная деятельность некоторых политических и общественных объединений, использующих насилие как средство политической борьбы, распространение экстремистских настроений среди молодёжи;

3) конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве;

4) использование новых технологий, средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для провоцирования социальной, межнациональной, религиозной напряжённостей, для распространения экстремистских материалов, привлечения в ряды экстремистских организаций и структур новых членов и координации противоправной деятельности;

5) недостаточная согласованность действий всех государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и слабое взаимодействие их с институтами гражданского общества по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

3.3.3. К основным криминальным угрозам относятся:

1) обострение криминогенной обстановки, рост числа совершаемых преступлений в отношении граждан и их имущества;

2) деятельность организованных преступных сообществ и групп;

3) стремление представителей общеуголовной и организованной преступности наладить тесные связи с представителями органов государственной власти, вовлечь их в преступную деятельность;

4) коррупционные преступления, совершаемые против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, сращивание интересов бизнеса и чиновников, включение в коррупционные схемы должностных лиц органов государственной власти, руководителей организаций и учреждений, представителей бизнеса;

5) ущерб, причинённый преступлениями в сфере экономики;

6) рост количества преступлений в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ;

7) рост количества преступлений и правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетними, лицами, ранее преступавшими закон, не имеющими постоянного источника дохода, иностранными гражданами или лицами без гражданства и в отношении их, с использованием оружия;

8) повышение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;

9) незаконная миграция, незаконное пребывание в Ульяновской области и незаконное осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой;

10) формирование организованных преступных групп по этническому признаку;

11) преступления, совершаемые на почве межнациональной и межконфессиональной розни.

3.3.4. К угрозам в сфере транспорта относятся следующие риски:

1) ухудшения технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанного с их износом; 

2) появления длительных перебоев в работе наземного транспорта в масштабах области или на значительной части её территории;

3) использования транспорта как объекта террористических атак, а также как средства совершения террористических актов, доставки сил и вооружения террористов;

4) совершения аварий транспорта на автодорогах, аварий поездов, речных судов, авиакатастроф, аварий на магистральных трубопроводах, в том числе с образованием обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;

5) незаконного вмешательства в систему управления транспортным комплексом Ульяновской области.

3.3.5. К основным техногенным угрозам относятся:

1) задымление и массовые пожары в лесах, пожары на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, на транспорте, в жилых и административных зданиях;

2) обрушение элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

3) аварийное и ненадлежащее состояние ряда гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотины, запруды, дамбы и др.);

4) аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

5) аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

6) аварии с розливом нефтепродуктов;

7) аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

8) аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях.

3.3.6. К основным природным угрозам относятся:

1) естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов, возможность подтопления территорий;

2) появление в ряде районов деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

3) появление оползней;

4) вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов.

3.3.7. К основным экологическим угрозам относятся:

1) критическое состояние атмосферы, рост до опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида, диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве, недопустимый уровень загрязнённости воздуха;

2) загрязнение гидросферы до критического уровня сточными водами и вредными выбросами, опасные загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод;

3) техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промышленных и бытовых отходов;

4) превышение допустимой концентрации опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжёлые металлы, консерванты и др.) в продуктах питания;

5) угроза воздействия аварий и стихийных бедствий, происходящих на территориях Ульяновской и соседних областей, на окружающую среду городов и населённых пунктов региона.

3.3.8. К основным эпидемиологическим угрозам относятся:

1) ухудшение санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки;

2) вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи;

3) рост кожно-венерологических заболеваний и заболеваний СПИДом;

4) рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулёзом и вирусным гепатитом;

5) рост распространения алкоголизма и наркомании среди населения;

6) ухудшение здоровья населения вследствие возрастания объёма  потребления алкоголя, табака и наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

7) возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний.

3.4. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с пожарами, происшествия на водных объектах, а также техногенные аварии являются основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики региона и, как следствие, для устойчивого развития Ульяновской области.

 

4. Приоритетные цели обеспечения общественной безопасности

 

4.1. Главной стратегической целью обеспечения общественной безопасности является создание благоприятных условий для экономического, социального, политического и духовного развития личности, общества и региона, при которых существующие угрозы и риски снижены до минимально приемлемого уровня, что позволит превратить Ульяновскую область в один из самых безопасных регионов.

4.2. Для достижения главной стратегической цели необходимо добиться достижения ряда приоритетных целей обеспечения общественной безопасности, важнейшими из которых являются:

1) неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;

2) высокий уровень правопорядка, недопущение преступлений террористического и экстремистского характера, уменьшение количества совершаемых в Ульяновской области преступлений, прежде всего тяжких и особо тяжких уголовных преступлений, наркопреступлений, преступлений на улицах и в общественных местах, преступлений, совершаемых организованными преступными группами, несовершеннолетними и лицами, ранее преступавшими закон, а также лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;

3) высокий уровень безопасности на дорогах региона;

4) высокий уровень защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз, способность минимизировать социально-экономический ущерб и в короткие сроки ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций и пожаров;

5) политическая и социальная стабильность, устойчивое и эффективное функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления в интересах Ульяновской области и её жителей;

6) высокий уровень развития общественных отношений, главными качествами которых являются межнациональная гармония, уважение к культуре и религиозным ценностям различных групп населения Ульяновской области, высокая степень консолидации граждан в вопросах развития демократии, осуществления экономических преобразований, патриотизм;

7) урегулирование проблем, связанных с нелегальной миграцией, контрабандным ввозом товаров, противоправной деятельностью иностранных граждан;

8) оздоровление и стабилизация социально-экономической обстановки, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства, выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции, широкое внедрение прогрессивных наукоёмких технологий;

9) высокий уровень и качество жизни всех категорий граждан, решение жилищной проблемы, достаточное количество рабочих мест и низкая степень безработицы, приемлемый уровень заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий;

10) высокое качество и уровень доступности образования и здравоохранения;

11) благополучная экологическая обстановка и высокое качество среды обитания населения;

12) высокая степень надёжности и устойчивости систем жизнеобеспечения городов и населённых пунктов;

13) благоприятный нравственный и психологический климат в обществе, низкий уровень информационных опасностей и угроз;

14) сохранение и развитие культурных и духовных ценностей различных групп населения.

 

5. Основные задачи обеспечения общественной безопасности

 

5.1. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

5.2. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:

1) совершенствование системы обеспечения общественной безопасности в Ульяновской области;

2) выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;

3) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития, информирование руководства региона, органов государственной власти Ульяновской области, общественности и населения о положении дел в данной сфере;

4) снижение уровня смертности населения от неестественных причин;

5) содействие росту рождаемости, защита материнства и детства;

6) обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущественных интересов;

7) снижение уровня криминализации в обществе;

8) принятие и сопровождение комплексных государственных программ Ульяновской области, направленных на обеспечение общественной безопасности, профилактику правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

9) постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Ульяновской области;

10) превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического, транспортного и лесного комплексов Ульяновской области, а также объектов жизнеобеспечения населения;

11) повышение уровня безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение степени тяжести их последствий;

12) формирование консолидированной позиции всех органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, институтов гражданского общества по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов, совершенствование профилактических мер по снижению риска и противодействию террористической и экстремистской деятельности;

13) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

14) развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности;

15) совершенствование системы мониторинга состояния безопасности
в Ульяновской области;

16) активное взаимодействие с федеральными органами государственной власти, общественными и научными организациями, негосударственными структурами безопасности, населением в вопросах противодействия существующим угрозам Ульяновской области и её жителям;

17) развитие мониторинга, прогнозирования и предупреждения существующих угроз на территории Ульяновской области;

18) совершенствование подготовки населения Ульяновской области
к действиям в кризисных ситуациях;

19) усиление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечению и реабилитации наркозависимых граждан;

20) пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

21) формирование эффективной региональной системы борьбы с коррупцией;

22) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;

23) внедрение новых технологий и систем обеспечения безопасности;

24) повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищённости их сотрудников;

25) выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий по обеспечению общественной безопасности;

26) совершенствование координации деятельности сил и средств обеспечения общественной безопасности, контрольных органов и общественных организаций по противодействию угрозам общественной безопасности;

27) повышение уровня ответственности руководителей, собственников потенциально опасных объектов, расположенных на территории Ульяновской области, за обеспечение безопасности персонала и населения, проживающего вблизи таких объектов;

28) формирование общественного мнения и активной позиции общественности и населения в вопросах обеспечения общественной безопасности;

29) переход на новые принципы градостроительства с учётом уровня террористических угроз, техногенного и природного рисков;

30) проведение активной природоохранной деятельности;

31) развитие региональной нормативной правовой базы в области общественной безопасности.

 

6. Принципы обеспечения общественной безопасности

 

6.1. Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов: 

1) соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) законности;

3) системности и комплексности применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;

4) приоритета профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;

5) взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.

6.2. Разработка и осуществление мероприятий по достижению целей, обеспечивающих общественную безопасность, должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами:

1) научно обоснованного сочетания политических, социально-экономических, информационно-пропагандистских, правовых, технических, специальных и иных мер обеспечения общественной безопасности в целях устойчивого развития, формирования необходимых условий жизнедеятельности в пределах территории Ульяновской области;

2) дифференцированности – характер, объём, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению общественной безопасности  должны соответствовать особенностям каждого муниципального образования, каждой организации и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

3) необходимости и достаточности – соблюдение соразмерности принимаемых мер обеспечения общественной безопасности характеру и степени существующих угроз;

4) гласности и достоверности информации о существующих угрозах и достигнутых уровнях общественной безопасности на конкретных территориях и объектах;

5) превентивности – организация прежде всего профилактических мероприятий по обеспечению общественной безопасности, заблаговременное предупреждение угроз в сочетании с оперативным наращиванием объёма и интенсивности указанных мероприятий;

6) всеобщей обязательности – обеспечение общественной безопасности должно являться обязательной функцией всех органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, организаций различных организационно-правовых форм, общественным долгом каждого жителя региона;

7) правовой обусловленности – обеспечение общественной безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и правовыми актами Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации, Уставом Ульяновской области и законодательством Ульяновской области;

8) универсальности – мероприятия по обеспечению общественной безопасности организуются и осуществляются с учётом возможности возникновения любого из вероятных видов угроз;

9) разграничения функций – обеспечение общественной безопасности строится на разделении полномочий между силами обеспечения общественной безопасности.

 

7. Основное содержание деятельности сил обеспечения общественной безопасности

 

7.1. Территориальные органы федеральных органов государственной власти решают задачи общественной безопасности в соответствии со своим предназначением на основе законодательства.

7.2. Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в пределах своих полномочий:

1) осуществляют общее руководство решением проблем общественной безопасности, а также областной территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывают основные направления её развития и совершенствования;

2) определяют направления, пути и способы повышения уровня безопасности личности, населения, экономики, окружающей среды Ульяновской области в целом;

3) принимают меры для совершенствования и развития нормативной правовой, методической базы, регулирующей деятельность в области общественной безопасности, в соответствии с компетенцией;

4) создают, совершенствуют и задействуют экономические, правовые, административные и прочие механизмы, обеспечивающие деятельность в области общественной безопасности;

5) принимают меры к созданию, развитию и совершенствованию материально-технической базы для решения задач обеспечения общественной безопасности;

6) принимают необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.3. Законодательное Собрание Ульяновской области:

1) принимает законодательные акты по вопросам общественной безопасности;

2) утверждает объёмы ассигнований и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мер общественной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики Ульяновской области;

3) входит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными инициативами по вопросам общественной безопасности;

4) создаёт из числа депутатов постоянные и временные комиссии по конкретным проблемам общественной безопасности.

7.4. Правительство Ульяновской области:

1) осуществляет общее руководство решением проблем общественной безопасности, а также областной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, разрабатывает основные направления её развития и совершенствования;

2) создаёт, организует и координирует деятельность специальных органов управления обеспечением общественной безопасности, в том числе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области и других;

3) в пределах своей компетенции принимает нормативные акты в области общественной безопасности и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их Законодательным Собранием Ульяновской области;

4) обеспечивает мероприятия по исполнению на территории Ульяновской области федерального и регионального законодательства в области общественной безопасности, эффективное применение правовых и экономических механизмов в этой сфере;

5) принимает меры, направленные на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

6) предусматривает при разработке проекта областного бюджета Ульяновской области объёмы финансирования на содержание и деятельность органов управления силами обеспечения общественной безопасности, ответственных за вопросы общественной безопасности, проведение запланированных мероприятий по обеспечению общественной  безопасности и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, экономики и окружающей среды; организует контроль за эффективным расходованием этих средств;

7) обеспечивает подготовку областного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;

8) утверждает и координирует исполнение мероприятий  государственных программ Ульяновской области в области обеспечения правопорядка и  безопасности жизнедеятельности;

9) принимает меры к повышению уровня безопасности населения и экономики Ульяновской области в процессе разработки и реализации государственных программ Ульяновской области, направленных на решение экономических и социальных проблем;

10) осуществляет оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

11) создаёт резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

12) осуществляет меры по развитию и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств системы обеспечения общественной безопасности и областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

13) организует и обеспечивает подготовку органов управления, сил и средств системы обеспечения общественной безопасности на территории Ульяновской области.

7.5. Руководители организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области:

1) планируют и осуществляют необходимые мероприятия по защите работников, сотрудников и иных граждан от существующих рисков и угроз;

2) разрабатывают, согласовывают и утверждают паспорт безопасности и антитеррористической защищённости объекта;

3) разрабатывают, создают и обеспечивают функционирование инженерно-технических систем безопасности, систем связи, аварийной и тревожной сигнализации, систем контроля за штатным протеканием технологических и других процессов, противопожарной безопасности, физической охраны, соблюдения установленного режима работы;

4) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в состоянии     готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы;

5) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

6) дополнительно на потенциально опасных объектах:

а) разрабатывают и реализуют программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объектов;

б) разрабатывают и реализуют меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды;

в) поддерживают на должном уровне квалификацию работающего персонала, осуществляют подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;

г) своевременно информируют органы управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, общественные организации и граждан о состоянии и мерах обеспечения безопасности на подведомственных объектах и прилегающей территории;

д) проводят работы по оценке риска и прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

8. Силы обеспечения общественной безопасности

 

К силам обеспечения общественной безопасности относятся:

территориальные органы федеральных органов государственной власти в соответствии со своим предназначением;

подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области, исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, администрации городских округов и муниципальных районов Ульяновской области, работники городских и сельских поселений Ульяновской области, осуществляющие функции по организации и координации деятельности в сфере комплексного обеспечения общественной безопасности;

службы контроля за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов, санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдения установленных норм в области природопользования, градостроительства, функционирования систем жизнеобеспечения и других;

частные охранные организации;

профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

нештатные аварийно-спасательные формирования;

подразделения государственной противопожарной службы, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны;

народные дружины по охране общественного порядка.

В интересах комплексного обеспечения общественной безопасности могут привлекаться и другие имеющиеся на территории Ульяновской области силы организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм. 

 

9. Основные направления деятельности сил обеспечения общественной безопасности

 

Основными направлениями деятельности сил обеспечения общественной безопасности в пределах их компетенции являются:

1) в области противодействия терроризму:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности;

б) идеологическое, информационное, административное, организацион-ное противодействие терроризму;

в) оказание информационного и воспитательного влияния на население, отдельные его группы, являющиеся объектами экстремистской пропаганды террористических и иных экстремистских структур;

г) правовое, информационное, административное и оперативное противодействие созданию и деятельности террористических групп и организаций;

д) разработка и принятие мер по пресечению проникновения на территорию Ульяновской области террористов и террористических групп, ввоза средств террористической деятельности (боеприпасов, взрывчатых веществ, опасных химических веществ и др.);

е) подготовка населения, персонала организаций и учреждений к рациональным действиям в условиях возникновения террористической угрозы и совершения террористического акта;

ж) проведение комплекса специальных мер режимного и технического характера по антитеррористической защите потенциально опасных, критически важных объектов и мест, а также объектов с массовым пребыванием людей;

з) совершенствование системы кризисного управления на период возникновения угрозы террористического акта, его совершения и ликвидации последствий;

и) чёткое разграничение функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности и определение приоритетов в решении поставленных перед ними задач;

к) организация эффективного взаимодействия всех федеральных, областных и муниципальных структур, участвующих в контртеррористической деятельности;

л) совершенствование технического оснащения сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов;

м) совершенствование систем мониторинга по обнаружению радиоактивных и химических веществ и биологических агентов;

н) повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма;

2) в области противодействия экстремизму:

а) принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов;

б) противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности;

в) противодействие распространению экстремистских материалов      через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

г) выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путём осуществления мер по предупреждению такой деятельности;

д) совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц;

3) в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам, общественной безопасности и охраны правопорядка:

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

б) совершенствование системы профилактики правонарушений;

в) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению;

г) реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов;

д) привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения;

е) выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих наркоманией и алкоголизмом, лиц без определённого места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств;

ж) мониторинг уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявление новых препаратов, обладающих психоактивным действием, злоупотребление которыми создаёт угрозу здоровью населения;

з) развитие системы мер по пресечению наркобизнеса, транзита и распространения наркотиков;

и) сокращение смертности от противоправных посягательств, злоупотребления алкоголем и наркотиками;

к) проведение планомерной работы по противодействию организованной преступности, ликвидации криминальных и антиобщественных группировок, изоляции от общества преступных авторитетов;

л) проведение планомерной работы по предупреждению и снижению уровня безнадзорности, беспризорности, сокращению количества правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, а также по недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;

м) развитие системы профилактического учёта лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними;

н) совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;

о) профилактика преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту;

п) оптимизация мест и объектов, реализующих алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

р) профилактика дорожно-транспортных происшествий, снижение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;

с) совершенствование системы обучения населения правилам дорожного движения и вождения транспортных средств;

т) обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, незамедлительное реагирование на правонарушения и принятие необходимых мер по их пресечению;

у) развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный регион» и «Безопасный город», установка комплектов видеонаблюдения в местах массового скопления людей, криминогенных местах, на магистралях и развязках дорог; сопряжение этих систем с системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и обеспечение передачи данных в автоматическом режиме соответствующим службам;

ф) сокращение времени формирования и передачи оперативной информации на нештатные ситуации оперативными дежурными;

х) осуществление охраны общественного порядка, обеспечение общественной безопасности при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных публичных мероприятий;

ц) активная работа с населением по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

ч) изъятие незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств у населения;

ш) развитие парковочного пространства на территории Ульяновской области;

щ) информационное сопровождение мероприятий по противодействию преступным и иным противоправным посягательствам;

4) в области противодействия коррупции:

а) проведение планомерной работы по искоренению коррупции, срастания преступных сил с властными структурами;

б) выявление и последующее устранение причин коррупции и условий её возникновения;

в) разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений;

г) обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;

д) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

5) в области противодействия незаконной миграции:

а) совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции;

б) формирование автоматизированной системы оформления и выдачи миграционных карт с одновременным внесением информации, содержащейся в них, в государственную информационную систему миграционного учёта;

в) развитие инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы территории Российской Федерации, депортации, а также процедуры реадмиссии;

г) совершенствование информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;

д) совершенствование взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, национальными диаспорами в сфере профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

е) развитие механизмов общественного контроля за расследованием преступлений, общественного мониторинга, независимой экспертизы в целях предотвращения роста уровня ксенофобии, социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

ж) сокращение количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства и в отношении данных категорий граждан;

6) в области транспортной безопасности:

а) всесторонний учёт состояния и развития транспортного комплекса в градостроительной политике;

б) реализация мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности;

в) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

г) реализация требований по обеспечению безопасности объектов транспорта;

д) профилактика происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых на транспорте, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;

е) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

ж) осуществление контроля и надзора в области соблюдения требований безопасности на транспорте;

з) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

и) обеспечение улучшения состояния улично-дорожной сети;

к) совершенствование организации управления дорожным движением;

л) повышение эффективности деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области;

м) обеспечение развития городского пассажирского, железнодорожного, воздушного, речного транспорта;

н) дальнейшее развитие технических систем видеонаблюдения в городском транспорте, средств связи и оповещения;

7) в области военной безопасности:

а) поддержание системы гражданской обороны населённых пунктов на уровне, обеспечивающем эффективную защиту населения, материальных и культурных ценностей от военных опасностей и угроз;

б) активная реализация положений и норм Федерального закона
от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 26.02.1997
№ 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Ульяновской области по вопросам обороны;

в) поддержание мобилизационной подготовки на необходимом уровне;

г) принятие мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время;

д) организация тесного взаимодействия с органами военного управления, оказание им содействия в выполнении возложенных на них функций;

е) активное проведение военно-патриотической работы среди населения, особенно среди молодёжи;

8) в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природной и техногенной безопасности:

а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшение размера ущерба и потерь при чрезвычайных ситуациях, ликвидация чрезвычайных ситуаций;

б) осуществление мероприятий по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

в) переход на новые принципы градостроительства, обеспечивающие реализацию требований комплексной безопасности на этапах проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

г) вывод с территории населённых пунктов, перепрофилирование или снижение степени опасности взрыво-, химически и пожароопасных объектов и производств;

д) освобождение от застройки санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов, запрет и санкции против их дальнейшей застройки;

е) ужесточение порядка перевозки опасных грузов;

ж) учёт при промышленно-гражданском строительстве геологических аномалий с вероятными катастрофическими проявлениями;

з) сокращение применения опасных веществ на объектах, использующих их в технологическом цикле;

и) радиационно-экологический мониторинг территории Ульяновской области и радиационное обследование объектов, проведение радиационно-аварийных работ по дезактивации выявленных участков радиоактивного загрязнения, сбор, транспортировка, переработка и кондиционирование радиоактивных отходов;

к) учёт возможных аномальных природных явлений при развитии коммунально-энергетических и транспортных структур;

л) запрет на строительство новых и расширение существующих производств, представляющих потенциальную опасность для населения;

м) обеспечение функционирования общей системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»;

н) совершенствование мероприятий в целях прогнозирования и профилактики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

о) подготовка населения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

п) подготовка специалистов для оказания психологической помощи людям, пострадавшим при террористических актах, в чрезвычайных и иных критических ситуациях;

9) в области экологической и эпидемиологической безопасности:

а) совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью, природоохранительного законодательства и экологических стандартов;

б) постоянный мониторинг за состоянием окружающей среды и контроля за источниками загрязнения и незамедлительное устранение угроз в области экологической и эпидемиологической безопасности;

в) снижение техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

г) увеличение площади зелёных насаждений в черте городов и населённых пунктов;

д) обеспечение широкого участия общественности в принятии и реализации решений, оказывающих влияние на состояние окружающей среды.

 

10. Механизмы реализации настоящей Концепции

 

10.1. Реализация настоящей Концепции, которая организуется и осуществляется органами управления и силами, входящими в систему обеспечения общественной безопасности, предполагает:

1) формирование системы мониторинга состояния общественной безопасности, предусматривающей:

а) установление критериев оценки угроз общественной безопасности, показателей и индикаторов её состояния;

б) получение, обработку, анализ данных об угрозах общественной безопасности, а также о деятельности сил обеспечения общественной безопасности;

в) составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития криминогенной ситуации, социальных и межнациональных конфликтов, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также иных возможных угроз в сфере общественной безопасности;

г) проведение мониторинга наркоситуации;

2) совершенствование региональной нормативной правовой базы в области обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности и профилактики правонарушений;

3) укрепление правопорядка на основе комплексного анализа оперативной обстановки;

4) развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего на борьбу с пьянством и алкоголизмом, наркоманией, незаконной миграцией, а также на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

5) предупреждение и профилактику преступлений и правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах;

6) стимулирование и поддержку гражданских инициатив по организации охраны общественного порядка и другой правоохранительной направленности;

7) использование технических средств контроля за ситуацией на улицах и в общественных местах, в жилом секторе, повышение уровня оперативности реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях;

8) создание экономических механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий в области обеспечения общественной безопасности, внедрение практики страхования ответственности за причинённый ущерб;

9) разработку и внедрение мер экономического стимулирования мероприятий по обеспечению общественной безопасности в Ульяновской области;

10) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

11) повышение уровня межведомственного взаимодействия, эффективное использование средств массовой информации и общественных объединений в сфере противодействия идеологии терроризма, профилактики правонарушений;

12) оказание содействия в трудоустройстве лицам, освобождённым из мест лишения свободы, социальную реабилитацию данной категории граждан, а также лиц без определённого места жительства;

13) активизацию работы Центра подготовки граждан к военной службе;

14) реализацию комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков;

15) выработку мер противодействия наркотрафику (организации незаконных поставок, транзитных перевозок наркотиков) на территорию региона, адекватных существующей наркоугрозе;

16) обеспечение надёжного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков;

17) обследование территорий муниципальных образований Ульяновской области в период вегетации, своевременное выявление и уничтожение очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений;

18) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

19) наиболее полный охват обучающихся всех образовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области, с целью добровольного тестирования на предмет своевременного выявления немедицинского потребления наркотиков;

20) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

21) совершенствование организационного, нормативного правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности;

22) организацию комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при получении от населения вызовов (сообщений о происшествиях) посредством развёртывания в Ульяновской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

23) создание основы для внедрения автоматизированных средств контроля критически важных объектов, инженерной инфраструктуры, объектов и средств транспорта и реагирования на срабатывание аварийной сигнализации;

24) обеспечение исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области объективной информацией о происшествиях и степени реагирования на них;

25) создание комплексной системы экстренного оповещения населения;

26) создание территориального страхового фонда документации Ульяновской области;

27) информационное сопровождение хода реализации настоящей Концепции.

10.2. Правительство Ульяновской области намерено решительно и твёрдо осуществлять реализацию системы мер для обеспечения общественной безопасности.

Превращение Ульяновской области в безопасный регион является стратегической целью реализации настоящей Концепции.

10.3. Оценка эффективности реализации настоящей Концепции проводится на основе системы целевых показателей и индикаторов, установленной в государственной программе Ульяновской области «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/413-П
«Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2018 годы» (далее – Программа). При этом учитываются общественное мнение, бюджетная обеспеченность Программы, показатели социально-экономического развития Ульяновской области.

 

11. Этапы реализации Концепции

 

11.1. Реализация настоящей Концепции будет проходить в два этапа.

11.2. На первом этапе (2015-2016 годы) предполагается реализация следующих мероприятий:

1) внесение изменений в существующее законодательство Ульяновской области, принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Ульяновской области, направленных на достижение целей, выполнение задач и определение основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности;

2) корректировка Программы.

11.3. На втором этапе (2017-2020 годы) предполагается выполнение следующих мероприятий:

1) разработка и утверждение новых государственных программ Ульяновской области, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других;

2) реализация и мониторинг выполнения мероприятий государственных программ Ульяновской области;

3) обобщение и анализ правоприменительной практики федеральных и региональных законодательных и иных нормативных правовых актов в области общественной безопасности.

 

12. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

12.1. Реализация настоящей Концепции будет способствовать:

1) укреплению правопорядка, сохранению гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;

2) повышению эффективности защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Ульяновской области;

3) дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;

4) усилению роли государства как гаранта безопасности граждан, прежде всего несовершеннолетних;

5) повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности;

6) снижению уровня криминализации общественных отношений;

7) повышению уровня защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма;

8) совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма.

12.2. Реализация настоящей Концепции предполагает достижение следующих результатов:

1) недопущение террористических и экстремистских акций, групповых нарушений общественного порядка, в том числе на межнациональной и межконфессиональной почве, со стороны несовершеннолетних и молодёжи;

2) уменьшение общего количества зарегистрированных преступлений;

3) уменьшение количества тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против личности, а также преступлений, совершённых в составе организованных преступных групп;

4) уменьшение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах;

5) снижение уровня потребления населением алкоголя в чистом виде;

6) уменьшение количества преступлений, совершаемых лицами в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, ранее судимыми лицами, несовершеннолетними;

7) увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее трёх лет, в общей численности больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;

8) выполнение планов по призыву граждан в Вооружённые Силы Российской Федерации в размере 100%;

9) увеличение численности населения Ульяновской области, оповещаемого комплексной системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (до 97% в городских округах Ульяновской области, до 88% в районных центрах муниципальных районов Ульяновской области, до 85% в сельских поселениях);

10) увеличение численности населения Ульяновской области, охваченного социальной рекламой (до 0,5 млн. просмотров и прослушиваний информации населением);

11) повышение уровня полноты мониторинга чрезвычайных ситуаций по отношению к 2012 году до 150%;

12) повышение уровня достоверности прогноза состояния окружающей среды по отношению к 2012 году до 150%;

13) увеличение количества населённых пунктов, прибытие пожарных частей к месту вызова в которых осуществляется в течение нормативного времени, и численности населения, проживающего в указанных населённых пунктах;

14) снижение количества погибших вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, пожаров и происшествий на водных объектах до 5%;

15) сокращение времени прибытия экстренных оперативных служб по вызовам (сообщениям о происшествиях) от населения к месту происшествия до 10%;

16) полный перевод обработки вызовов (сообщений о происшествиях) с ручного режима на автоматический;

17) создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в полном объёме в 24 городских округах и муниципальных районах Ульяновской области;

18) замена индивидуальных средств защиты, сроки хранения которых превысили сроки годности, для обеспечения населения, проживающего в зонах вероятного возникновения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах, до 10%;

19) сокращение до 15% времени проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, восстановления производства, технологических процессов, оборудования в соответствии с проектной технической документацией территориального страхового фонда документации Ульяновской области. 

 

____________________

Добавлено: 3 марта 2015 года, 13:16