Методические рекомендации по составлению протокола об административном правонарушении

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Ульяновской области от 28.02.2011 № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», Законом Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях». 

2. Методические рекомендации определяют единые требования к реализации должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области  полномочий по  составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях (далее – Кодекс). 

3. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях, определяется муниципальным правовым актом. 

4. В соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в Положения о структурных подразделениях и должностные регламенты муниципальных служащих, указанных в Перечне, вносятся соответствующие изменения. 

5. Составление протокола об административном правонарушении  осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

II. Порядок составления протокола об административном правонарушении

 

1. О совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом,   составляется протокол (Приложение № 2).

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются основания, указанные в статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При совершении лицом одновременно нескольких административных правонарушений, по факту совершения правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции судьи, составляются отдельные протоколы.

С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Протокол об административном правонарушении составляется при наличии надлежащего уведомления физического лица (его представителя), законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении (Приложение № 3).

Некоторые разъяснения по вопросу надлежащего уведомления законных представителей юридических лиц, перечень которых установлен ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  даны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10.

Подтверждением надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись на соответствующем уведомлении, а также выданная им доверенность на представление интересов  юридического лица при участии представителя при составлении протокола об административном правонарушении по конкретному делу  (Приложение № 1).

Надлежащим уведомлением физического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись в получении уведомления (в том числе, почтового), телефленограмма, оформленная надлежащим образом, отметка в журнале исходящих телефонограмм.

 

2. Требования к протоколам об административных правонарушениях содержатся в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

- для физического лица: фамилия, имя, отчество, дата рождения,  адрес регистрации, место работы;

- для юридического лица: полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адреса, ИНН,

 свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица (его представителя), или  представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (при проведении административного расследования).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда от 23.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

3. При описании события административного правонарушения обязательно указываются:

дата совершения административного правонарушения;

место совершения административного правонарушения;

лицо, совершившее административное правонарушение;

сущность административного правонарушения (подробное описание). Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

В протоколе также указываются время рассмотрения дела об административном правонарушении (в пределах 15 дней), которое указывается по согласованию с органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях) и место рассмотрения дела об административном правонарушении: наименование органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, адрес.

 

4. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 25), о чем делается запись в протоколе.

Интересы физических и юридических лиц при возбуждении дела об административном правонарушении могут представлять доверенные лица (представители) на основании надлежащим образом оформленной доверенности, с учётом особенностей, указанных в пункте 1 настоящего раздела  методических рекомендаций.

При отсутствии доверенности доверенное лицо не может быть привлечено в качестве представителя физического либо юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении. 

 

5. Физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При отсутствии таковых в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая отметка.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом (его представителем) или представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 6 настоящих методических рекомендаций, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается физическому лицу (его представителю), представителю юридического лица под расписку.

 

6. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Документы, подтверждающие факт направления протокола об административном правонарушении (реестры отправки, почтовые квитанции об отправке заказной почты, обратные уведомления), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

При  направлении протокола об административном правонарушении факсом, об этом делается отметка в журнале исходящих факсограмм, а также в протоколе об административном правонарушении

Отметка в протоколе «отправлено почтой» без соответствующих подтверждающих документов не является фактом направления протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.

 

7. Регистрация протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, осуществляется в журнале учёта протоколов об административных правонарушениях.

Структурное подразделение, осуществляющее учёт протоколов, определяется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа.

8. В случае, если административное правонарушение выявлено не уполномоченным на составление административных протоколов должностным лицом органа местного самоуправления, в ходе исполнения своих должностных обязанностей, составляется акт о выявлении фактов административного правонарушения, который направляется должностному лицу органа местного самоуправления, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.    

 

 

III. Сроки составления протокола об административном правонарушении

 

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях установлены в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

 

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, о чём лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении направляется уведомление.

Уведомление составляется в виде письма на бланке муниципального образования в двух экземплярах.

 

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года  N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что установленные в  статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

 

IV. Сроки направления дела об административном правонарушении в  орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях 

 

В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении должно поступить в орган, уполномоченный его рассматривать, в пределах сроков, установленных статьями 4.5 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом сроков для уведомления лиц, участвующих в деле.

 

 

Протокол об административном правонарушении (шаблон) (в формате .xls, 43 Кб)

Уведомление о составлении протокола (шаблон)  (в формате .doc, 81 Кб)

Доверенность (форма) (в формате .doc, 14 Кб)

Разъяснение (шаблон) (в формате .xls, 31 Кб)

Добавлено: 5 декабря 2013 года, 15:20

Изменено: 5 декабря 2013 года, 15:48