Слово губернатора (статья Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова в журнале "Авиация общего назначения", август 2012)

Это первое за всю историю издания журнала «Авиация общего назначения» обращение госслужащего такого высоко­го ранга к авиационному сообществу. Первое, потому что раньше авиация общего назначения в СНГ не интересова­ла чиновников. Всероссийский Форум малой авиации показал, что в России отношение к АОН меняется. Губернатор – Председатель правительства Ульяновской области Сергей Иванович Морозов – во время работы Форума малой авиации участвовал в других мероприятиях Международного авиатранспортного форума. Но текст его обращения пе­редал редакции для публикации вице-губернатор Ульяновской области Вильдан Ханифович Зиннуров, открывавший конференцию по проблемам АОН в России.

 

Искренне рад приветствовать всех участников и гостей Первого Всероссий­ского форума авиации общего назна­чения!

Считаю совершенно правильным, что такое мероприятие проходит в рамках Международного авиатранспортного форума. Во-первых, потому что авиация общего назначения – это фундаменталь­ная основа существования и развития любых других видов авиационной деятельности. Это верно и в отношении авиастроения, и в отношении подготов­ки летных кадров, развития инфраструк­туры и всей авиатранспортной системы в целом.

Во-вторых, организуя Международный авиатранспортный форум, мы исходили из простых и понятных вещей: создать, с учетом мирового опыта и международ­ной практики, переговорную площадку для решения существующих проблем, сдерживающих развитие авиационной деятельности в нашей стране. В этом отношении миссии наших форумов совпадают. Тем более что проблем действительно немало, проблем острых, требующих серьезного обсуждения и принятия безотлагательных решений. В том числе, в свете решения главной задачи – повышения мобильности населения Российской Федерации, обеспечения доступности транспортных перевозок.

Как губернатор «авиационного» реги­она я хорошо понимаю, что развитие авиации общего назначения означает масштабное привлечение частных инвестиций в авиационную отрасль как таковую. Вместе с тем, достаточно ясно вижу те «барьеры», которые мешают АОН в полном объеме стать отраслью гражданской авиации. Это отсутствие в России массового производства воздушных судов авиации общего назначения. Это «сжатие» до минимума количества действующих аэродромов и взлетно-посадочных полос. Достаточно сказать, что в нашем регионе за 20 лет их число сократилось с 56-ти до четырех. Это чрезмерное государственное регу­лирование, высокие налоги и сборы. Наконец, это общие вопросы несовер­шенства законодательства, начиная с вопроса о том, что входит в понятие «авиация общего назначения», и закан­чивая темой привлечения имеющегося парка воздушных судов к решению народнохозяйственных задач.

Я достаточно внимательно ознакомил­ся с проектом резолюции Форума и хочу выделить отдельные моменты с точки зрения руководителя региона.

Первое. Не подлежит сомнению, что авиация общего назначения может и должна быть включена в сферу экономических интересов государ­ства. Здесь должны быть найдены конкретные стратегические решения и на федеральном, и на региональном уровне.

Полагаю, что магистральный курс в любом случае должен быть связан с либерализацией федерального законодательства и его гармониза­цией с международными нормами авиационного права тех стран, где авиация общего назначения наиболее сильно развита. Например, насколько мне известно, во всем мире разработ­ка, производство, испытание и ремонт авиационной техники для категорий легких и сверхлегких судов не требует лицензирования. Только сертификация. А у нас есть и лицензирование, а потом еще и сертификация. Зачем?

Естественно, что надо снять все из­лишние административные «барьеры», мешающие коммерческому использо­ванию авиации общего назначения. Мы в Ульяновской области уже убеди­лись, насколько сегодня это может быть востребовано и в сельском хозяйстве, и при мониторинге пожарной обстановки, и даже в поиске заблудившихся в лесах детей.

Далее, считаю особенно важным создание всех необходимых цивилизо­ванных условий для развития авиации общего назначения. Мы у себя в регио­не уже ввели нулевую ставку транспортного налога для всех владельцев легких и сверхлегких воздушных судов. Так что, по крайней мере, ставить на учет воздушное судно у нас в регионе уже выгодно. Но надо идти дальше.

Во-первых, создавать льготные условия для функционирования на­земной инфраструктуры. Возрождать наши аэродромы, в том числе и через механизмы государственно-частного партнерства, и через предоставление льгот по земельному налогу и арендной плате за землю в тех случаях, когда этот вопрос находится в компетенции реги­она и муниципалитетов. Обеспечивать частным владельцам воздушных судов особые условия для хранения и заправ­ки, чтобы цены были в разы ниже, чем для магистральных самолетов.

Во-вторых, за счет имеющихся возможностей нашей особой порто­вой экономической зоны привлекать российских и иностранных резидентов к строительству воздушных судов авиации общего назначения, обеспечивать для них необходимое техническое обслужи­вание и ремонт.

В-третьих, развивать проекты созда­ния так называемых «авиадеревень». Один из таких проектов, «Русский берег», в настоящее время уже реализуется у нас в регионе. Знаю, что и в ряде других субъектов Федерации интерес к подобным проектам довольно высок. Здесь нужно объединение усилий. Если частные аэроклубы Ульяновска, Сама­ры, Казани совместными действиями создадут условия для развития авиаци­онной туристской маршрутной сети, то мы сможем получить очень интересный бизнес-проект «Поволжское авиацион­ное кольцо».

Наконец, нуждается в особой либерализации вся коммерческая деятель­ность авиации общего назначения. Здесь я хочу привести один пример. Когда мы в Ульяновской области еще до кризиса занимались проблемой «входа» на рынок малого бизнеса, мы макси­мально расширили число разрешенных видов деятельности для предпринима­телей, работающих на основе патента, и установили минимальные ставки для первого года работы – 900 рублей. Это дало свой положительный эффект.

Отсюда, в порядке предложения: мо­жет быть, совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть подобную схему, давая возможность владельцам воздушных судов авиации общего на­значения регистрироваться в качестве индивидуальных частных предпринима­телей. Или ввести определенные виды авиационных услуг и авиаработ в ока­зываемые на основе патента, напри­мер, авиационно-химические работы, патрулирование и мониторинг лесов и акваторий или работы по подготовке пилотов легких воздушных судов?

Подведу итог сказанному. У так назы­ваемой «малой авиации» в России есть огромный и недооцененный потенциал. Ульяновская область готова реализовать на своей территории любые «пилотные проекты», направленные на поддержку и развитие авиации общего назначе­ния. От всей души желаю участникам Форума успешной работы, острых дискуссий и результативных решений.

Сергей Морозов

 

Журнал "Авиация общего назначения", август 2012 со статьей Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова

Добавлено: 5 сентября 2012 года, 14:54