Интервью Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова журналу «Импульс» Российско-Германской внешнеторговой палаты

Обращение Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова к читателям журнала

Уважаемые читатели!

Рад приветствовать вас на страницах этого уважаемого издания и представить вам регион России, известный во всем мире как центр отечественного гражданского авиастроения, родина легендарного самолета АН-124 «Руслан» и место, где создан крупнейший центр подготовки кадров для гражданской авиации.

Ульяновская область – динамично развивающийся регион, один из крупнейших в стране центров автомобиле- и авиастроения. По итогам прошлого года по индексу промышленного производства мы заняли первое место в Приволжском федеральном округе и четвертое в России. Отмечу, что за последние пять лет в экономику области вложено более 4,5 млрд. евро инвестиций. Реализовано 37 крупных инвестиционных проектов, в ходе которых создано более 8700 новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Нашими «очками роста» являются создание авиационного кластера, в первую очередь, развитие гражданской авиации, формирование ядерно-инновационной кластера, развитие энергетики и энергосбережения, модернизация культурной сферы. По этим и другим направлениям мы готовы к сотрудничеству с нашим ключевым партнером – Германией, с которой наш регион имеет очень давние и тесные контакты. За последние пять лет внешнеторговый оборот между Ульяновской областью и ФРГ вырос более чем в пять раз. На территории региона уже реализовали свои проекты такие компании, как «Хенкель Баутехник», «Кварцверке», «Фрезениус», «Роберт Бош», «МЕТРО Кэш энд Керри». Готовятся разместить свои предприятия компании «Таката-Петри» и «Гильдемайстер». Также отмечу, что ульяновские предприятия для реализации своих проектов активно применяют немецкие технологии, немецкое оборудование и немецкие финансовые инструменты.

Более подробно с одним из прорывных направлений развития Ульяновской области – авиационной столицы России – приглашаю ознакомиться на страницах этого издания. Надеюсь, представленная здесь информация будет вам интересна и полезна. Мы будем рады видеть вас на ульяновской земле в качестве гостей и деловых партнеров.

 

Сергей Морозов
Губернатор-Председатель Правительства Ульяновской области

 


 

От Волги до Рейна

В последние годы на федеральном уровне заговорили о необходимости возрождения российской авиации. В этой ситуации Ульяновская область оказалась очень востребованной. А ее центр – Ульяновск – теперь по праву носит имя авиационной столицы России. Интервью с губернатором и председателем правительства Ульяновской области Сергеем Морозовым.

 

- Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о вашей области.

- Ульяновская область расположена в самом центре европейской части России на берегах Волги. Столица региона – город Ульяновск – с населением в 625 тыс. человек является 19-ым по численности городом в России. В области проживает 1,3 млн человек Область находится на перекрестке путей с запада на восток и с севера на юг. Развитая инфраструктура составляет одно из наших весомых конкурентных преимуществ. В 2010 г. по индексу промышленного производства мы заняли первое место в Приволжском федеральном округе и четвертое место в России. Отмечу, что за период с 2005 г. в экономику области инвестировано более 4,5 млрд евро. Реализовано 37 крупных инвестиционных проектов, в ходе которых создано более 8700 новых, высококвалифицированных рабочих мест.

Люди, знакомые с историей, знают, что с нашим регионом связаны такие имена, как Иван Гончаров и Николай Карамзин, Владимир Ленин и Александр Керенский. Благоприятная культурная среда формировала талантливых людей в самых разных сферах деятельности, в том числе в технике, во многом определяющей развитие прогресса. Поэтому, когда на государственном уровне появлялся вопрос, где разместить высокотехнологичное производство, Ульяновская область была в числе приоритетных регионов. С учетом всех обстоятельств, именно в Ульяновске в 70-е годы прошлого века решили строить авиационно-промышленный комплекс.

 

- Так возникли предпосылки для создания авиационной столицы?

- Они появились еще раньше. В Ульяновске уже давно работает приборостроительный завод «Утес». Его специализация – продукция для авиационной промышленности. Здесь же в течение многих десятилетий существует Школа высшей летной подготовки, ныне Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, единственное в России, подготовившее тысячи летчиков и авиаработников для стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Сейчас реализуется совместный проект с Оксфордской авиационной академией. После завершения строительства Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (ныне «Авиастар»), наш регион стал крупнейшим центром отечественного гражданского авиастроения, родиной всемирно известного самолета АН-124 «Руслан». Помимо ЗАО «Авиастар-СП», крупнейшего в Европе и одного из крупнейших в мире авиазаводов, и целого конгломерата других предприятий авиационого направления, Ульяновск располагает двумя большими эропортами, способными принимать любые типы самолетов. Один из них, Ульяновск-Восточный, имеет статус международного. Здесь базируется международная группа компаний «Волга-Днепр», контролирующая более половины мирового рынка авиаперевозок сверхтяжелых и уникальных грузов. Такой же бизнес у расположенной на Ульяновск-Восточном

авиакомпании «Полет». В Ульяновске сосредоточены институты и конструкторские бюро, профильные учебные заведения, от авиационного колледжа до университетских факультетов. Все эти активы, а также то обстоятельство, что в свое время на строительство авиапрома в Ульяновск приехали лучшие специалисты из всех республик СССР, мы решили использовать для динамичного социально-экономического развития региона авиационную тематику. Конечно, наша область – это не только авиация. У нас мощный автомобильный кластер, более сотни фирм и хорошо известный во многих странах завод внедорожников «УАЗ». Атомная индустрия, на базе НИИ атомных реакторов в Димитровграде сейчас создается ядерно-медицинский инновационный центр. Развиты и имеют хороший потенциал также машиностроение, легкая и пищевая промышленность, динамично развивается крупный строительный комплекс.

 

- Но Вы все же делаете ставку на авиацию?

- Ульяновская область является единственным регионом в Российской Федерации, которая очень серьёзно занялась «ребрендингом» региона и первой реализовала проект по разработке бренда с соблюдением всех классических технологий бренд-менеджмента. Вот наш новый логотип, который одновременно похож и на букву «У» и на взмывающий вверх самолёт и наш слоган: «Ульяновск. К взлёту готов». Он подчёркивает роль авиационной составляющей как главного «прорывного направления» в развитии региона в нашей готовности к экономическому «взлёту». Осознавая все возможные риски, мы все же решили: будущее Ульяновской области будет неразрывно связано с авиацией.

 

- В короне авиационной столицы много драгоценностей, но главной жемчужиной, несомненно, является «Авиастар».

- Совершенно верно. Объединенная авиастроительная корпорация рассматривает Ульяновск как главную площадку по развитию гражданской авиации. При поддержке государства, в рамках федеральной целевой программы, мы сегодня ведем работу по подготовке производства нового грузового самолета Ил-476. Потребность в таких машинах сейчас ощущается очень сильно. В конце 2011 г. ЗАО «Авиастар-СП» планирует передать на сертификационные испытания один лайнер и один ресурсный образец. Готовится к реализации и проект по возрождению производства грузовых самолетов АН-124 «Руслан», а пока с 2010 г. осуществляется их модернизация по правительственному заказу. Ведутся переговоры по созданию транспортного самолета в рамках российско-индийского сотрудничества. Ульяновские предприятия готовятся к интеграции в проект нового самолета МС-21. Продолжается выпуск самолетов семейства ТУ. Наконец, Объединённая авиастроительная корпорация приняла решение о размещении в Ульяновске завода по производству композитного крыла. Строительство этого предприятия уже началось. Помимо крыльев, на заводе будет организовано изготовление и сборка центропланов и хвостового оперения из композиционных материалов для семейства самолетов МС-21, самолета SSJ-100 и других перспективных воздушных судов.

 

- Насколько нам известно, в Ульяновской области сейчас активно создается еще одна важная составляющая авиакластера – авиационная портовая экономическая зона.

- Да, мы выиграли конкурс Правительства РФ на создание данной площадки с особым юридическим статусом и экономическими льготами для инвесторов. Это единственная авиационная портовая зона в стране. Она создается на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный», обладающего уникальной взлётно-посадочной полосой длиной более пяти километров и шириной 105 метров, способного принимать до сорока воздушных судов в час без каких-либо ограничений по взлётной массе.

Хочу отметить два преимущества нашей зоны для инвесторов. Во-первых, за счёт государственных инвестиций создаётся вся необходимая инженерная и транспортная инфраструктура: дороги, электросети, газ, водопровод, аэродромные рулёжные дорожки для самолётов. Бюджетные инвестиции в создание инфраструктуры уже в ближайшие два года составят около 30 млн евро. Во-вторых, налоговые, земельные и таможенные преференции. Резиденты зоны освобождаются от таможенных пошлин, уплаты налога на добавленную стоимость по основной деятельности и акцизов, налога на имущество, земельного налога. Ставка по налогу на прибыль для резидентов снижена на 4,5 %. То есть создаётся практически почти «безналоговое» пространство, крайне выгодное инвесторам. Строительство объектов инфраструктуры первого пускового комплекса площадью в 120 га завершится к концу 2012 г. Второй пусковой комплекс будет введен к 2015 г.

Первым резидентом портовой зоны станет компания «Волга-Днепр Техникс». Она создает первый в России центр техобслуживания и ремонта широкофюзеляжных и рамповых воздушных судов взлётным весом до 450 т, как российских, так и иностранных. В июне этого года, в рамках авиасалона Ле Бурже, мы подписали рамочное соглашение с Avia Solutions Group по сотрудничеству при реализации инвестиционного проекта по созданию Центра технического обслуживания и ремонта самолётов Boeing, Airbus и других типов в Портовой зоне. Ещё одним перспективным направлением деятельности портовой зоны является логистика, оказание транспортно-грузовых услуг. Также здесь будет производиться авиатехника и авиакомплектующие. В сентябре прошлого года мы подписали соглашение о создании в Ульяновской области сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 канадской корпорации Viking Air. Уникальность нашей портовой зоны состоит в том, что в радиусе 7-15 километров сконцентрированы все виды транспортного сообщения. Такого нет нигде в России! Убеждён, что Ульяновск может стать одним из крупнейших грузовых хабов не только в нашей стране, но и в международном масштабе.

 

- Предприниматели и эксперты отмечают весьма благоприятный инвестиционный климат, созданный в вашем регионе.

- Мы сформировали всю необходимую инфраструктуру поддержки инвестиций. Для наиболее эффективной работы с инвесторами создали особый институт – Корпорацию развития в форме акционерного общества со 100% участием Правительства области. Корпорация полностью обеспечивает поиск и привлечение инвесторов, подбор и предоставление им сформированных земельных участков, административное сопровождение проектов в режиме «одного окна», предоставление сервисных услуг по набору персонала, поиску партнёров и подрядчиков и так далее. В Корпорации развития сосредоточены и все компетенции по созданию инвестиционного климата в регионе. Это даёт нам возможность системно и целенаправленно повысить инвестиционную привлекательность. Принято прогрессивное инвестиционное законодательство, значительные налоговые послабления. Перешли к понятной и прозрачной системе отбора, то есть определили чёткие критерии, и если проект отвечает им, то он гарантированно получи государственную поддержку. Одними из первых в России мы разработали и приняли инвестиционную Декларацию региона, которую подписали представители власти, бизнеса, гражданского общества.

 

- Как развиваются отношения с бизнесом Германии?

- Германия – один из наших главных внешнеэкономических партнеров. Мы уже реализовали ряд крупных проектов: «Метро Кэш энд Керри», первый в России диализный центр «Фрезениус», завод сухих строительных смесей «Хенкель». Строятся предприятия компаний «Кварцверке» и «Таката-Петри». Обсуждаем и другие проекты, связанные с магистральными путями развития региона.

У нас интенсивный и плодотворный диалог не только с бизнесом, но и на уровне гражданского общества, муниципалитетов. В мае этого года ульяновская делегация участвовала в конгрессе породненных городов, праздничная программа была приурочена к 90-летию установления наших торговых отношений. В 2013 г. делегации всех породненных городов Германии и России соберутся на конгресс в Ульяновске.

Также укрепляются не только торгово-экономические, но также и социально-культурные и научные связи. В 2010 г. состоялся визит Федерального Президента ФРГ Кристиана Вульфа в Ульяновскую область. Господин Вульф высоко оценил экономический и инвестиционный потенциал региона и подчеркнул важность дальнейшего развития двусторонних отношений. А первого июля этого года по приглашению господина Вульфа я прибыл на летний праздник в президентский дворец «Бельвю» в г. Берлине, в рамках которого состоялась наша очередная встреча и переговоры. Скоро мы станем еще ближе друг к другу. В настоящий момент ведутся переговоры с рядом немецких авиакомпаний об открытии регулярного авиасообщения между Ульяновском и одним из городов Германии.

 

- Ваш авиатранспортный форум вызвал резонанс в мире авиации, каковы дальнейшие планы?

- В апреле этого года в Международном авиатранспортном форуме приняли участие более тысячи специалистов из 12 стран мира. Это только первый, но очень важный шаг в создании серьёзной переговорной площадки с участием международного экспертного сообщества, объединяющей авиастроителей, перевозчиков, инвесторов, представителей государственной власти и науку. Форум в Ульяновске будет проводиться раз в два года, чередуясь с МАКСом.

 

- Сергей Иванович, Ваши пожелания германским бизнесменам?

- Думаю, что в результате нашего общения бизнес Германии получит немало полезной информации о нашем регионе, некоторых его проектах и перспективах, инвестиционном климате, одном из лучших в России. Областное правительство открыто для диалога, и оказывает бизнесу, инвесторам всестороннюю поддержку. Мы всегда рады гостям и партнерам.

Приезжайте в Ульяновск и увидите все своими глазами. Добро пожаловать!

 

 

"Импульс". Журнал Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Август 2011 года.

Интернет-версия журнала http://russland.ahk.de/fileadmin/ahk_russland/Dokumente/Publikationen/Impuls/2011/1104_IMPULSE_web.pdf

Добавлено: 13 сентября 2011 года, 11:56

Изменено: 13 сентября 2011 года, 12:22