Тезисы доклада заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – председателя рабочей группы Приволжского федерального округа по совершенствованию правовой базы в области авиационной деятельности В.Х.Зиннурова. 18 ноября 2011 года

Начать встречу и доклад, наверное, уместно с напоминания о том,  что является наиболее актуальным сейчас, что решено руководством страны, какие даны поручения Правительству.

В срок до 15 ноября правительство должно было «разработать комплекс мер по прекращению деятельности в Российской Федерации авиаперевозчиков, не способных обеспечить безопасность полетов» и это решение, как мы видим,  выполняется. Ряд компаний лишились сертификатов Эксплуатанта,  некоторым из них приостановлено действие сертификатов.  Еженедельно  Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) фиксируются до 200 с лишним нарушений, далее выписываются предписания  и взимаются штрафы.

К этому же сроку Президент  поручил правительству подготовить и внести в Госдуму законопроекты о приведении Воздушного кодекса к международным стандартам и о реализации госпрограммы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Упомянутая президентом госпрограмма утверждена распоряжением правительства в 2008 году и рассчитана на срок до 2015 года.

С повышением статуса этого документа до федерального закона значение его, возможно, и изменится, но содержание — нет. К примеру,  в надзоре за обучением летчиков отраслевые власти и сейчас руководствуются рекомендациями Международной организации гражданской авиации ООН. 

К 1 января 2012 года  предписано «активизировать работу по оборудованию гражданских воздушных судов системами предупреждения столкновения с землей и системами предупреждения самолетов в воздухе».  Минтранс обозначил как крайний срок, - 1 января 2012 года,  к которому все самолеты, летающие на регулярных маршрутах в России, должны быть оснащены вышеуказанными системами.

И наконец, к апрелю 2012 года должны быть подготовлены мероприятия по развитию малой и  региональной авиации.

Если идти по пути конкретики, до сейчас уже собрано достаточно много экспертных мнений по основополагающим для авиации документам, в частности касательно: несовершенства нормативной правовой базы гражданской авиации, где до сих пор действуют свыше 2500 «устаревших» документов Министерства Гражданской авиации, Департамента Воздушного транспорта, Государственной службы гражданской авиации, Федеральной авиационной службы, Федеральной службы Воздушного транспорта, которые не соответствуют современным требованиям и формально не отменены.

Есть вопросы и приведения нормативной правовой базы гражданской авиации к рекомендациям ИКАО.

Есть конкретные предложения экспертов по совершенствованию Воздушного Кодекса Российской Федерации, где приведены ссылки на федеральные авиационные правила (далее – ФАП), которые не разработаны и не введены в действие в полном объёме, часть из имеющихся правил не отвечают современным требованиям. Отсутствуют ФАПы, регламентирующие процедуры сертификации и правила поддержания лётной годности воздушных судов (далее – ВС), требования к посадочным площадкам и аэродромам авиации общего назначения, требования к метеорологическому обеспечению полётов воздушных судов гражданской авиации и другие, которые прекрасно знают эксперты.

Есть мнение, что в новом Воздушном кодексе вопросы регулирования внутренней и международной перевозочной деятельности должны стать центральными, а не второстепенными, как это выглядит сейчас в действующем Воздушном кодексе. С этой точки зрения главной фигурой в перевозочном процессе должен стать пассажир – потребитель услуг авиаперевозчиков. Именно защита его прав и законных интересов должна стать центральной задачей нового Воздушного кодекса.

Уточнение степени государственного вмешательства в рыночные отношения в сфере воздушного транспорта и перевозок должно сопровождаться расширением открытости и доступности российского рынка авиаперевозок для всех тех, кто умеет соблюдать и уважать рыночные правила, обеспечивать безопасность полетов и перевозок на должном техническом уровне.

Коротко остановлюсь на предложениях по основным направлениям авиационной деятельности, где в первую очередь имеется необходимость в совершенствовании нормативных документов, регламентирующих деятельность, оказывающую прямое влияние на безопасность полётов.

В частности:

-  по Поддержанию лётной годности воздушного судна, где эксперты считают что целесообразно переработать и издать Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации НТЭРАТ ГА – 93 в виде ФАП, 

- усовершенствовать ФАП «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145), введенные в действие приказом ФАС России от 19.02.1999 № 41, ввести изменения в ФАП №147,

- внести изменения в Положение о ведомственной охране Минтранса России (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743) в части финансирования подразделений ведомственной охраны за счет средств федерального бюджета;

- внести изменения в ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры», утверждённых Приказом Федеральной службы воздушного движения Российской Федерации от 24.04.2000 № 98;

- внести изменения в процедуры сертификации экземпляра воздушного судна и гармонизации ФАП-132 с международным воздушным законодательством.

И наконец, одно из главных направлений – нужно создать условия  для развития авиации общего назначения

В настоящее время термин «малая авиация» отсутствует в законодательстве о гражданской авиации. Для того, чтобы данный вид авиации мог осуществлять коммерческие перевозки, необходим определённый и четкий правовой контур новой отрасли - «малой авиации». Для чего необходимо внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты по обеспечению функционирования малой авиации в России – в Воздушный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, принять Федеральный закон «О развитии малой авиации в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации о развитии малой авиации должен установить правовые основы и порядок использования малой авиации, законодательно закрепить права и ответственность владельцев воздушных судов.

Недостатки в воздушном законодательстве Российской Федерации в различной мере сдерживают развитие авиации в России. В докладе озвучена малая часть предложений по их устранению. Для дальнейшего совершенствования правовой базы необходимо вести дальнейшую совместную работу по внесению соответствующих предложений на рассмотрение в Правительство Российской Федерации с представителями авиационно-транспортной системы, профильными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.