Выступление заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.В. Девяткиной на «круглом столе»: «Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ульяновской области» по вопросу: «Об организации межведомственного взаимодействия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 26.05.2011

Уважаемые участники круглого стола!

 

Мы рады, что именно на нашей Ульяновской земле мы сегодня собрались, чтобы обсудить такую важную тему – тему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Убеждена, что сегодняшнее плодотворное и насыщенное общение обогатит всех участников новым опытом и нестандартными подходами к созданию межведомственной системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Детство – сложный многомерный феномен, который имеет важнейшее стратегическое значение для устойчивого развития любого общества. Данный феномен опосредован многими культурными, социально-экономическими, экологическими и прочими факторами. Воспитание растущего человека и формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Многополярность и многоплановость процесса взросления и вхождения ребенка во взрослую жизнь сопряжено с различного рода трудностями, с которыми приходится сталкиваться ребенку на пути вхождения в общество, а подчас и оставаться один на один с ними.

Сегодняшняя социально-экономическая действительность в России характеризуется как посткризисная. А, как известно, именно в кризисные и посткризисные периоды происходит обострение различных социальных «болезней», в т.ч. безнадзорности, следствием которой является зачастую рост количества правонарушений и преступлений.

Сегодня многие государственные, коммерческие и общественные организации и учреждения различных министерств и ведомств занимаются вопросами воспитания подрастающего поколения. Однако, эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов значительно ниже возможных результатов командной работы.

Создание системы взаимодействия субъектов профилактики с социальными партнерами должно быть обращено к личности ребёнка, направлено на её развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил, нивелирование негативных последствий влияния часто, враждебной социальной среды. Словом, проблем предостаточно, и над их разрешением нужно активно работать, используя открывающиеся возможности межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, экологических служб, различных общественных организаций. Кроме того, проблема профилактики безнадзорности и правонарушений должна рассматриваться во всей ее целостности. При разработке планов действий следует иметь в виду следующие группы населения и места их социального общения:

-       Учебные заведения (учащиеся и преподаватели).

-       Место жительства (район, администрация и правоохранительные органы, районное здравоохранение).

-       Рекреационная среда (рестораны, бары, дискотеки, клубы и т.д.)

-       Семья (родители и дети).

Комплексный подход и эффективная система взаимодействия, созданная в Ульяновской области, и основанная на объективности, своевременности, конструктивности, подкреплённая 50 законами Ульяновской области и др. нормативно-правовыми актами, даёт устойчивый положительный результат в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений в молодёжной среде нашего региона. Работа ведётся на трёх уровнях – региональном, муниципальном и институциональном (на уровне учреждений).

Координатором этой работы выступает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координирующая функция Комиссии реализуется за счет ее межведомственного состава, куда входят представители всех субъектов системы профилактики. Координация осуществляется также через рассмотрение тематических вопросов, касающихся организации профилактической работы по различным направлениям деятельности, которые выносятся на каждое заседание Комиссии.

В целом, следует отметить, что регионе сложилась система по профилактике преступлений среди несовершеннолетних и противодействию противоправной деятельности молодёжных группировок антиобщественной направленности, реализуется комплекс мер, отражённый в планах работы комиссии, органов системы профилактики. Отдельно разработан Межведомственный план мероприятий по профилактике групповых нарушений общественного порядка и групповой преступности среди несовершеннолетних на текущий год.

В регионе с 2005 года наблюдается стойкая тенденция к снижению преступлений, совершённых несовершеннолетними. За этот период снижение составило 53,4%. По итогам прошлого года мы в очередной раз зафиксировали снижение количества преступлений на 26%. На 36% снизилось количество преступлений, совершённых в группе. Количество рецидивов уменьшилось на 38%. Эта тенденция прослеживается и в этом году. За 4 месяца подростковая преступность уменьшилась на 24,6%. Снизилось число несовершеннолетних, состоящих на учёте в наркологических службах, больных алкоголизмом, с диагнозами «токсикомания» и «наркомания», причём несовершеннолетних, состоящих на учёте за злоупотребление алкоголем, сократилось на 67,7%. Однако особое беспокойство вызывает рост количества преступлений, совершённых в состоянии алкогольного опьянения. Их стало в этом году почти на 28% больше.

Сегодня на учёте в КДН всего состоит 2133 чел. Это на 14% меньше, чем на тот же период прошлого года (2010 г. – 2532).

Зачастую, как я уже говорила, причиной правонарушений является безнадзорность подростков со стороны семьи. Поэтому большую работу мы проводим с семьями, решаем вопросы летней занятости подростков.

На учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на конец прошлого года состояло чуть более 2.2 тыс семей, что на 7% меньше, чем в 2009 году. В этих семьях проживает около 3,6 тыс детей. Как показывает статистика, число таких семей также сократилось за последние 5 лет в 1,2 раза. Впервые за последние 5 лет в прошлом году наметилась положительная динамика по лишению родительских прав и ограничению в них. Их число сократилось на 13,2%.

Комиссии всех уровней проводят с этой категорией подростков и их родителями большую информационно-профилактическую работу. К этой работе привлекаются врачи, работники прокуратуры, суда. В течение 2010 года проведено более 2.7 тыс тематических бесед и лекций. С этой категорией ведётся большая индивидуальная профилактическая работа (с учётом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания, учебного или трудового коллектива).

Деятели культуры и искусства также вносят определённый вклад в дело профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Они принимают активное участие в межведомственных мероприятиях, а также организуются собственные.

Большую роль в организации профилактической работы играют общественные организации. Последние годы в Ульяновской области набирает силу волонтёрское движение «Равный равному», которое активно включилось в борьбу с наркоманией.

В настоящее время созданы центры волонтёров на территории 13 муниципальных образований Ульяновской области. На базе общеобразовательных школ создано 23 волонтёрских отряда, в которых работают 305 школьников-волонтёров. Работа по развитию волонтёрского движения продолжается и в остальных муниципальных образованиях Ульяновской области.

В 2010 году активно проводилась работа по развитию на территории Ульяновской области института наставничества и нормативно-правовому урегулированию данного направления деятельности. В феврале этого года принято Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения об общественном воспитателе несовершеннолетних в Ульяновской области и Положения о помощнике общественного воспитателя несовершеннолетних в Ульяновской области (для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования)».

Конечно, в целом тенденции хорошие, есть много интересных форм профилактической работы, но на это нас не успокаивает. Есть ещё много проблем в этой сфере, которые мы должны решать совместно. В чём причина отрицательных тенденций и что надо сделать?

Одной из причин снижения эффективности профилактической работы является «разрушение» службы школьных инспекторов. В прошлом году были сокращены 34 штатные единицы. Только по г. Ульяновску на 11 октября 2010 года их количество сократилось на 27, в Димитровграде – на 4, в Мелекесском районе – на 2, Чердаклинском – на 1. В Барышском и Инзенском районе их не осталось вообще. По данному вопросу мы направляли письмо в Министерство внутренних дел РФ, но там лишь сослались на сокращение кадров. Кстати, по итогам 4 месяцев наблюдается рост подростковой преступности в Чердаклинском районе на 14,3%, Инзенском на 16,7%, Димитровграде на 19%. Что касается Ульяновска, то тут в целом наблюдается снижение подростковой преступности, но при этом, в Железнодорожном районе её рост за 4 месяца этого года этот показатель вырос на 280%, а количество школьных инспекторов сократилось почти на 40%13 до 8).

Ещё одной причиной является сменяемость кадров. Так, например, в прошлом году в органах системы управления образованием на треть сменились специалисты, ответственные за воспитательную работу. В муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав пятая часть работников – новые люди, в органах опеки и попечительства – десятая. Зачастую причиной ухода является низкая заработная плата данных сотрудников. Например, если в городах Ульяновске и Димитровграде зарплата специалистов КДН составляет около 10 тыс. рублей, то в отдельных районах области она не превышает 4.05.0 тыс. рублей, а после выплаты налогов она составляет 3,3 тыс. В органах опеки и попечительства зарплата находится в пределах 5.0 – 8 тыс. В связи с этим нами продумывается система морального и материального поощрения деятельности этих специалистов. В основе такой системы будут лежать чёткие, ясные всем показатели и критерии оценки их работы.

Одним из шагов по созданию системы морального стимулирования и поощрения будет стать конкурс на лучшую систему организации воспитательной работы на уровне муниципального образования. Это нужно нам для обобщения и распространения передового опыта и распространения лучших практик. Учредителями конкурса могут выступить основные субъекты системы профилактики, оценка уровня воспитательной работы должна быть комплексной.

Казалось бы, что обозначенная мной кадровая проблема – это проблема чисто системы образования. Однако здесь нам тоже могут оказать помощь органы внутренних дел. В условиях реформирования полиции освобождаются кадры, которые вполне бы могли бы в дальнейшем работать в органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Давайте подумаем над этим вопросом!

Таковы основные проблемы и предлагаемые пути решения, от которых зависит дальнейшее совершенствование созданной, и успешно функционирующей системы профилактики преступлений среди несовершеннолетних и противодействию противоправной деятельности молодёжных группировок антиобщественной направленности в Ульяновской области.