«Потенциал авиапрома. Проблемы и пути решения». Доклад заместителя Председателя Правительства Ульяновской области В.Х.Зиннурова на «Евразийском транспортно-логистическом форуме». 11 апреля 2011 года (г.Москва)

Созданию авиационного кластера предшествовало ознакомление с деятельностью кластеров ведущих авиастроительных стран Европы.

Ядром кластера стал Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер Ульяновской области «Ульяновск – Авиа», объединяющий крупные промышленные предприятия, производящие авиатехнику, авионику, авиакомпаненты, авиакомпании, аэропорты, профильные научные учреждения и образовательные учреждения. Именно стремление пробудить мощный потенциал ульяновского авиакомплекса, его инфраструктуру, являющуюся серьёзным градообразующим фактором для ульяновского региона и стало причиной создания и реализации данного амбициозного проекта.

Деятельность Консорциума в нашем регионе обусловлена двумя основными факторами:  во-первых, приоритетностью стратегической задачи Правительства Ульяновской области развития в регионе авиастроительной отрасли, объединение разрозненного промышленного производства и создание новых рабочих мест, а во – вторых, наличием в регионе крупнейшего в России авиастроительного предприятия ЗАО «Авиастар-СП», авиатранспортного предприятия Гр. компаний «Волга Днепр» и созданием особой экономической зоны портового типа.

Крупнейшее в России предприятие по производству самолётов  ЗАО «Авиастар-СП» выпускает пассажирские самолёты ТУ-204 различных модификаций и самые большие в мире грузовые самолёты АН-124-100 «Руслан». ЗАО «Авиастар-СП» входит в состав ОАО «Объединённая  авиастроительная корпорация» и одновременно является бизнес - структурой ОАО «Корпорация «Иркут». В ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» входят два мощных предприятия авиаприборостроения: ОАО «УКБП» и ОАО «Утёс». Научный потенциал региона представлен филиалом КБ «Туполев», Ульяновским научно-техническим центром – филиалом Всероссийского НИИ авиационных материалов, НИИ авиационной технологии и организации производства, «Гипроавиапром»

Кооперация между участниками кластера требует выявления, и систематизации уже работающих предприятий малого и среднего бизнеса, а также выращивания нового инновационного бизнеса в сфере авиастроения. Особое внимание в деятельности кластера уделяется вопросам реализации инновационных проектов на предприятиях авиационного комплекса.

В подтверждение деятельности авиационного кластера в области принята областная целевая программа «Ульяновск –авиационная столица», которая предусматривает полномасштабное использование всего потенциала области и г. Ульяновска. А работа и расширение «Особой экономической зоны портового типа», привлечение резидентов и инвесторов придаст особый стимул в реализации авиационной темы на территории Ульяновского региона. С целью привлечения инвесторов, расширения влияния принятых программ и в рамках ОЦП  «Ульяновск – Авиационная столица» 22-23 апреля 2011 года пройдет Международный авиатранспортный форум.

Особого внимания заслуживает направление деятельности кластера по подготовке и переподготовке кадров для предприятий авиакластера. Данная работа была развёрнута управляющей компанией Консорциума совместно с предприятиями, ВУЗами и под эгидой Министерства промышленности и транспорта  Правительства Ульяновской области. Сформирована потребность отрасли  в кадрах с высшим образованием в разрезе специальностей  до 2013 года, проходят согласование с заказчиками учебные планы подготовки специалистов в ульяновских вузах, сформированы основные заказы на подготовку рабочих кадров на базе ульяновских учреждений СПО и НПО. Одновременно с решением производственных вопросов Правительством области оказывается серьёзная поддержка и в решении социальных программ предприятий авиастроительной отрасли.

Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем.  Ульяновск - единственный город  в Приволжском федеральном округе, на территории которого расположены два аэропорта класса «А»: «Аэропорт – Ульяновск» и международный аэропорт «Ульяновск – Восточный», оснащённые современным оборудованием, позволяющим принимать воздушные суда всех типов без ограничения лётной массы, в т.ч. АН – 124- «Руслан» и «Боинг – 747» и космические челноки.

Основная отрасль промышленности Ульяновской области – машиностроение. На её долю приходится свыше 43% от общего объёма производства. По этому показателю область занимает второе место среди субъектов РФ.

Среди приоритетных проектов, планируемых к реализации в авиационной отрасли, можно выделить следующие:

  1. Возобновление производства Ан-124 «Руслан»;
  2. Создание и развитие портовой особой  экономической зоны (ПОЭЗ);
  3. Строительство и ввод в эксплуатацию завода «Аэрокомпозит» по производству композиционных материалов и конструкций на территории Ульяновской области и обеспечения ввода в эксплуатацию не позднее 2014 года. Будет организовано производство по выпуску кессона крыла, центроплана, а также будет осуществляться сборка крыла МС-21.
  4. Производство модернизированного Ил 76 (проект «изделие 476»), первые образец для испытаний будет выпущен в 2011 году.
  5.  Реализация проекта конвертации на ЗАО «Авиастар-СП» пассажирских самолетов Airbus А320/321 в грузовые. Первый самолет должен пройти конвертацию в Дрездене не позднее 2012 года, а на 2013 год намечен запуск серийного производства в Ульяновске.
  6. Разработка программы по легкомоторной авиации совместно с чешской компанией Evektor по производству самолета EV-55.
    1. Создание предприятия по сборке самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400.

8. Развитие программы по аэростатическим термобалластируемым летательным аппаратам.

Расширяются международные связи, налаживаются деловые отношения с Германией и США по вопросам авиастроения. Недавно г. Ульяновск и Авиастар посетили Президент Федеративной Республики Германия Кристиан Вульф с делегацией и экономическая миссия США в рамках программы «Торговая миссия американских компаний – поставщиков для авиационной промышленности» во главе с заместителем министра торговли Мишель О Нилл, в составе которой были представители авиастроительных фирм, в т.ч. «Боинг», которые отметили повышенный интерес к инициативам Губернатора Ульяновской области  С.И.Морозова в расширении авиастроительной отрасли в области. Ожидается приезд французской делегации во главе с представителями Национального банка.

Ещё больше гостей и партнёров ожидается на анонсированном Авиатранспортном Форуме, который будет проходить в г. Ульяновске в апреле 2011 года.


Важным событием Международного авиатранспортного форума станет подписание соглашения на приобретение 44 самолетов Ту-204СМ авиакомпанией Red Wings. Непосредственным участником этой сделки выступает "Ильюшин Финанс Ко.", подписавшая предварительное соглашение на поставку этих машин на условиях лизинга.
Как отметил А.Рубцов, "в нашей истории это будет самая большая, самая сложная сделка. Нам впервые придется взять на себя ответственность не только за поставку самолетов, но и за сопровождение их в эксплуатации с точки зрения поддержания летной годности. Потому что Red Wings выдвинула условие, чтобы мы гарантировали не только стоимость воздушного судна через лизинговые платежи, но и стоимость поддержания летной годности, поскольку эти две составляющих являются основой затрат для авиакомпании, связанных с эксплуатацией воздушного судна.

И еще одна важная деталь - если мы модифицируем двигатели, и там не будет американских компонентов, то откроются рынки, которые проявляют большой интерес к этому самолету: Иран, Куба, Сирия. Есть интерес и со стороны Латинской Америки".

   Вопросы стимулирования рынка авиационной техники и новых форм господдержки сбыта авиатехники были обсуждены в рамках проведения Дней Ульяновской области в Государственной Думе РФ на Комитете по промышленности. Было принято решение:

1) ускорить разработку и согласование проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для функционирования системы государственной поддержки финансирования продаж авиационной техники, предусматривающей компенсацию части процентной ставки по кредитам, получаемым на ее приобретение, путем выпуска беспроцентных казначейских облигаций;

2) внести изменения в статью 103 Бюджетного кодекса РФ в части целевой эмиссии госбумаг для осуществления господдержки стратегических отраслей народного хозяйства;

3) создать и наладить регулярную работу Комиссии при Минпромторге РФ по кредитованию сделок продаж авиатехники;

4) дополнить Федеральный закон "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" новой статьей о том, что договор финансовой аренды (лизинга) воздушного судна не подлежит государственной регистрации;

5)  дополнить Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» новыми статьями: о повторном лизинге; о невозвратности лизинговых платежей; о расчетах при досрочном прекращении договора с учетом расходов на возврат и ремаркетинг предмета лизинга;  об изъятии предмета лизинга во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса; о расширении круга договоров, заключаемых лизингодателем,  договором подряда; о запрете удержания предмета лизинга кредитором лизингополучателя, у которого находится предмет лизинга или его часть, подлежащие возврату;

Задача, поставленная  Президентом России Медведевым Д.А по модернизации экономики не возможна без активного участия в этой работе регионов.

Экономика области стала пробуждаться после кризиса. Намечаемый подъём на предприятиях можно отнести только к экстенсивной составляющей , просто возрастает спрос большей частью на ставшую уже традиционную продукцию.

Необходим качественный сдвиг в инновационной сфере. Наличие достаточного числа научных, научно – образовательных организаций и учреждений в нашей области, создание технопарков и бизнес – инкубаторов пока кардинально не решает стоящих проблем в бизнесе, науке и технике. Работы пока мелкие и мало востребованные.

Наиболее значимой отраслью, которая может существенно повлиять на нашу экономику, но которая наиболее подвержена конкурентным коллизиям – это авиастроение.

С целью привлечения инвесторов, расширения влияния принятых программ 22-23 апреля 2011 года проводится Первый Международный авиатранспортный форум, посвященный гражданской авиации и авиатранспортной отрасли России.

 Форум призван стать дискуссионной площадкой федерального уровня для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта — важнейшей составляющей транспортной отрасли России. Вице-премьер РФ Сергей Иванов поддержал инициативу организации Международного авиатранспортного форума, и поручил Минтрансу и Минпромторгу совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией оказать содействие в его проведении.

Необходимость создания делового события, объединяющего лучших специалистов и консультантов, органы государственной власти и крупнейшие компании авиационного сектора России, возникла давно. Многие проблемы, связанные с грузовыми и пассажирскими авиаперевозками, подготовкой летного состава, обеспечением транспортной доступности удаленных регионов страны, требуют скорейших решений и их реализации на уровне как федеральном, так и региональном. Именно консолидация усилий центральной и местной власти при содействии специалистов и бизнесменов, позволит создать механизм для оперативного решения вопросов в области гражданской авиации. Таким объединяющим событием призван стать Международный авиатранспортный форум в Ульяновске.

Место проведения Форума было выбрано не случайно. Являясь одним из крупнейших авиационных центров страны, Ульяновская область демонстрирует хорошую динамику в части модернизации и развития отрасли. Здесь реализуются инвестиционные проекты, оказывается поддержка действующим предприятиям, организациям и учебным заведениям, составляющим основу авиационного кластера региона. Портовая особая экономическая зона, созданная в регионе, предоставляет отличные условия для инвесторов. Ульяновск идеально подходит для проведения крупномасштабного события в области гражданской авиации, демонстрируя на своем примере возможность создания необходимых для развития отрасли условий. Современная инфраструктура и равноудаленность от крупнейших городов России, а также стран Европы и Азии, делает город привлекательным для приема высокопоставленных гостей.

В рамках Международного авиатранспортного форума планируется проведение однодневного конгресса, который откроет пленарное заседание. Затем будут проведены тематические конференции и дискуссии в формате круглого стола.

На конгрессе будут обсуждаться задачи развития пассажирского и грузового авиатранспорта России, проблемы обновления парка воздушных судов авиакомпаний, перспективы развития грузовой и транспортной авиации, техническое обслуживание и ремонт авиатехники, методы стимулирования  развития региональных авиаперевозок и пути решения проблем подготовки кадров.

Составной частью Форума станет тематическая выставка. На внутренней площадке будут представлены авиационные технологии и материалы, бортовое и наземное оборудование для летательных аппаратов, конверсионные высокие технологии, техника для аэропортов, профессиональное обучение, системы навигации, системы связи и управления полетом и многое другое. На внешней площадке гости смогут увидеть самолеты российских и зарубежных производителей: Ан-124, Ил-76, Boeing, Diamond, Як-18, Ту-204 СМ и другие.

23 апреля для зарубежных и российских гостей Форума на территории аэропорта «Восточный» в рамках авиашоу состоятся демонстрационные полеты пилотажных групп, будет представлена статическая экспозиция летной техники. Вечером в центре Ульяновска пройдут праздничные мероприятия, а кульминацией Форума станет концерт звезд российской эстрады и мультимедийное лазерно-пиротехническое шоу.