Доклад "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики и формировании доходной части областного бюджета Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (на заседании комитета по бюджету, налогам и предпринимательству, к первому чтению, 18.10.2011)

Вступительное слово Т.А.Дейкун на заседание комитета по бюджету, налогам и предпринимательству по рассмотрению проекта закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Уважаемые депутаты!

 

Представленный на ваше рассмотрение проект областного бюджета Ульяновской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов сформирован на базе основных параметров социально-экономического развития Ульяновской области на 2012-2014 годы. При этом учтены основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации и Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2012-2014 годы.

Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.  Неотъемлемой частью бюджетной системы являются бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области.

Соответственно,  областной бюджет Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, создания условий для развития экономики, повышения уровня и качества жизни, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Исходя из этого основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2012-2014 годы являются:

- сохранение и развитие доходного потенциала Ульяновской области;

- государственная поддержка инновационного пути развития экономики Ульяновской области;

- повышение  эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Ульяновской области;

- совершенствование межбюджетных отношений.

 Всё это, в свою очередь, ориентировано на реализацию основной цели, определённой Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, – повышение качества жизни населения Ульяновской области за счёт создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

Областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым областным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения  новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени органами исполнительной власти Ульяновской области приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

Период 2011-2012 годов является также периодом подготовки к переходу на формирование программного бюджета, предусматривающего утверждение бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ и соответствующих подпрограмм.

Необходимо также активно реализовывать мероприятия Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ульяновской области на период до 2012 года, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 09.11.2010 №380-П.

Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Ульяновской области, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития области, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

В связи с положительной динамикой в показателях экономики области формирование проекта областного бюджета на 2012-2014 гг. базировалось на умеренно-оптимистичном сценарии прогноза социально-экономического развития  области на соответствующий период.

За основу расчёта был принят областной бюджет Ульяновской области на 2011 год с учётом изменений, принятых Законодательным Собранием области.

Расчёты доходной части областного бюджета Ульяновской области произведены исходя, из действующего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Ульяновской области, а также с учётом изменений, вступающих в силу с начала очередного финансового года.

 

Общие параметры проекта областного бюджета Ульяновской области на 2012-2014 годы представлены на слайде.

Доходы областного бюджета:
на 2012 год
сложились в объёме    27 403,5 млн. рублей,
2013 год26 639,5 млн. рублей,
2014 год 28 112,4 млн. рублей

 

Общая сумма финансовой помощи из федерального бюджета запланирована  в размере:

на 2012 год – 5 926,2 млн. рублей,
на 2013 год
3 024,4 млн. рублей,
на 2014 – 2 386,6 млн. рублей.

Суммы финансовой помощи определены в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году сумма безвозмездных перечислений Ульяновской области из федерального бюджета будет уточняться, в том числе на оказание поддержки сельскохозяйственного производства, реализацию федеральных целевых программ, включая федеральную инвестиционную программу и другие расходы.

 

Проектировки расходов определены  исходя из прогноза поступления доходов  и источников  покрытия дефицита. 

Расходы областного бюджета запланированы:

на 2012 год в сумме 30 625,1 млн. рублей,
на 2013 год – 29 578,2 млн. рублей
и на 2014 год – 31 872,4 млн. рублей.

При этом дефицит областного бюджета на 2012 год сложился в сумме 3 221,6 млн. рублей, что составляет 15,0 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов,

на 2013 год – 2 938,7 млн. рублей (12,4 процента),
на 2014 год – 3 760,0 млн. рублей (14,6 процента).

Прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета рассчитан исходя из оценки ожидаемого  поступления доходных источников в 2011 году и с учётом представленных Министерством экономики Ульяновской области основных параметров прогноза социально-экономического развития области на 2012-2014 годы.

  Основные параметры прогноза социально-экономического развития области

Показатель

Единицы измерения

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Валовой региональный продукт

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,5

104

104,3

индекс-дефлятор в % к предыдущему году

104,4

105,9

106,1

Фонд начисленной заработной платы всех работников

в % к предыдущему году

112,4

111,6

110,4

Темп роста прибыли прибыльных организаций

в % к предыдущему году

107

109

110

Среднегодовой сводный индекс потребительских цен

в % к предыдущему году

107,5

105,7

105,4

При формировании доходной части областного бюджета были учтены изменения налогового законодательства, вступающие  в силу с 01 января 2012 года.

В частности, в связи с переводом милиции общественной безопасности на финансовое обеспечение за счёт средств федерального бюджета, акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9 процентов в размере 60 процентов будут зачисляться в доход федерального бюджета, т.е. областной бюджет не будет получать акцизы через УФК по Смоленской области,  выпадающие доходы составят 354,1 млн. рублей.

По этой же причине государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств с 01 января 2012 года будет зачисляться в федеральный бюджет, в связи с чем местные бюджеты недополучат 251,5 млн. рублей.

В соответствии с  федеральным законодательством в части  передачи на уровень субъекта полномочий муниципальных образований по организации оказания медицинской помощи внесены изменения в Закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях  в Ульяновской области» в части снижения единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц:

по муниципальным районам -  с 10 до 5процентов,

по городским округам  - с 20 до 9 процентов.

В результате изменения нормативов областной бюджет дополнительно получит 1033,3 млн. рублей при соответствующем уменьшении поступлений в бюджеты муниципальных образований.

Кроме этого, законом Ульяновской области от 06.10.2011 №178-ЗО с 1 января 2012 года отменяются льготы по налогу на имущество организаций на сумму 869,8 млн. рублей, в том числе:

- органам государственной власти и местного самоуправления, а также созданным ими учреждениям - 357,6  млн. рублей,

- организациям в отношении автомобильных дорог общего пользования - 473,7 млн. рублей,

- прекращается действие льготной налоговой ставки для организаций авиационной промышленности - 38,7 млн. рублей. 

Кроме этого, учтены дополнительные поступления от контрольной работы налоговых органов, поступления  по графикам реструктуризации задолженности, погашения недоимки.

В ходе формирования проекта областного бюджета Министерством финансов области рассмотрены предложения главных администраторов доходов и кураторов доходных источников. Предварительное согласование проходило в несколько этапов. С главными администраторами и кураторами доходов проведены рабочие совещания по рассмотрению и согласованию параметров доходных источников, в том числе с участием УФНС России по Ульяновской области, которое является главным администратором основных видов налогов. Кроме того, в целях более точного прогнозирования поступления доходов были направлены запросы в адрес руководителей 15 - ти крупных предприятий - налогоплательщиков. Данная информация также была учтена при составлении прогноза. В результате чего приняты показатели, согласованные со всеми администраторами и кураторами доходов.

В результате совместной  работы проект доходной части областного бюджета по налоговым  и неналоговым  доходам на 2012 год определен  в сумме 21477,3 млн. рублей;  на 2013 год – 23615,1 млн. рублей2014 год – 25725,8 млн. рублей.

При этом прогноз на  2012 год превышает оценку 2011 года на 21,8 процента,  фактические поступления 2010 года на 32,2 процента и уровень докризисного 2008 года на 9167,3 млн. рублей или в 1,7 раза.

Объём областного бюджета по налоговым и неналоговым  доходам  ежегодно будет прирастать на 2,1 млрд. рублей.

Позвольте более подробно остановиться на особенностях планирования основных доходных источников областного бюджета.

Основным бюджетообразующим налогом на 2012 год является налог на доходы физических лиц, который запланирован в сумме 6380,4 млн. рублей  или 149,9 процента к факту 2010 года и 137,0 процента к оценке 2011 года.  К уровню  2008 года  поступления увеличатся на 2487,2 млн. рублей или в 1,6 раза.

Прогноз поступлений налога принят на основании данных, представленных главным администратором доходов - Управлением федеральной налоговой службы по Ульяновской области, исходя из ожидаемого поступления налога в 2011 году (4658,1 млн. рублей), а также прогнозных показателей темпа роста фонда оплаты труда (112,4 процентов), представленного Министерством экономики Ульяновской области.

Были учтены дополнительные поступления в областной бюджет на сумму  1033,3 млн. рублей за счёт увеличения нормативов отчислений, а также поступления в связи с реформированием денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на сумму 111,4 млн. рублей.

Поступления по контрольной работе, графикам реструктуризации задолженности и от погашения недоимки на 2012 год Управлением федеральной налоговой службы планируются на уровне текущего года.

Прогноз на 2013-2014 годы рассчитан аналогично и составил  соответственно 7120,5 и 7861,0 млн. рублей.

Вторым по значимости бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организаций, удельный вес которого составляет 28,1 процента в  общем объёме  поступлений.

Прогноз по налогу на прибыль рассчитан, исходя из оценки ожидаемого поступления налога в 2011 году (5628,9 млн. рублей), предварительных показателей темпов роста прибыли (107,0 процентов), представленных Министерством экономики области, дополнительных поступлений от контрольной работы налоговых органов, по графикам реструктуризации задолженности, погашения недоимки в сумме 11,3 млн. рублей, (превышение поступлений в 2012 году по сравнению с 2011 годом, общая сумма - 71,8 млн. рублей).

Таким образом, прогноз поступлений на 2012 год составил  6034,2 млн. рублей, что больше на 1943,5 млн. рублей или на 47,5 процента  фактических платежей 2008 года, на 663,3 млн. рублей или на 12,4 процента факта 2010 года, и на 7,2 процента ожидаемых  поступлений  2011 года. Прогноз поступлений на 2013 год составляет – 6577,3 млн. рублей, на 2014 год – 7235,0 млн. рублей.

Еще одним бюджетообразующим доходным источником  являются  акцизы на алкогольную продукцию.

При расчёте акцизов на пиво, акцизов на спирт этиловый и алкогольную продукцию учитывались объёмы производства и реализации указанных видов продукции от основных налогоплательщиков (филиал ООО «САБМиллер РУС» в г.Ульяновске, ООО «Арбат», ООО «Юпитер Продакшн»), ввод в эксплуатацию новой линии по производству пива в ООО «Трехсосенский», в результате чего производство продукции на предприятии увеличится  более чем в 3 раза,  а также учтена индексация ставок акцизов  на пиво на 20,0 процентов и на спирт на 10,0 процентов.

Прогноз поступлений  на 2012 год определён в сумме 3084,7 млн. рублей.  Это  в 1,9 раза больше  факта 2010 года  и на 33,5 процента или на 773,7 млн. рублей  больше оценки 2011 года. По сравнению с докризисным 2008 годом поступления увеличатся на 2569,4 млн. рублей или в 6 раз.

На 2013 год прогноз определён в сумме – 3369,3 млн. рублей, на 2014 год – 3650,5 млн. рублей.

На территории области нет предприятий, производящих облагаемые акцизом на нефтепродукты товары (бензин, дизтопливо). Названный налог поступает по коэффициенту через УФК по Смоленской области. Прогноз поступлений определён исходя из положительной динамики поступлений в текущем году, учтено изменение норматива зачисления с 70,0 до 77,0 процентов.

Прогноз на  2012 год составит – 1663,8 млн. рублей, это на 30,9 процента больше факта 2010 года и на 21,7 процентов больше оценки  2011 года, в 2013 году – 1714,7 млн. рублей, в 2014 году – 1886,2 млн. рублей.                                    

Прогноз поступлений налога на имущество организаций определён на основании данных, представленных главным администратором доходов - Управлением федеральной налоговой службы по Ульяновской области.  Расчёт произведён  исходя из оценки ожидаемого поступления налога в 2011 году (1548,4 млн. рублей), ожидаемого роста налоговой базы в 2012 году на 5 процентов за счёт ввода в эксплуатацию новых основных средств.

При планировании были учтены  дополнительные поступления налога, связанные  с отменой с 01 января 2012 года  налоговых льгот на общую сумму 869,8 млн. рублей. Также учтены  выпадающие доходы, в связи с предоставлением льготы общественным объединениям пожарной охраны (0,2 млн. рублей).

Таким образом, налог на имущество организаций на 2012 год запланирован в сумме  2539,1 млн. рублей, что больше факта 2010 года - в 1,7 раза, оценки 2011 года - на 64 процента (или в 1,6 раза)на  2013 год – 2970,6 млн. рублей, на  2014 год – 3119,1 млн. рублей.

Аналогичным образом рассчитан прогноз поступлений и по другим доходным источникам.

 

В результате изменений налогового и бюджетного законодательства и стабилизации экономики изменилась  структура доходов областного бюджета - удельный вес налога на доходы физических лиц в общей сумме доходов увеличился  с 26,4 процента в 2011 году до 29,7 процента в 2012 году, акцизов - с 20,9 процента до 22,1 процента, при этом доля налога на прибыль организаций уменьшилась с 31,9 процента до 28,1 процента.

Расходы областного бюджета на 2012-2014 годы формировались, исходя из сложившейся доходной части и основаны на выполнении действующих расходных обязательств, особенно перед населением, реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, устойчивом финансировании социально-культурной сферы и общественной инфраструктуры, финансировании мероприятий в сфере дорожного хозяйства в рамках территориального дорожного фонда, реализации программных мероприятий, создании условий для исполнения органами местного самоуправления закреплённых за ними полномочий.

Расходная часть областного бюджета на 2012 год в сравнении с первоначальным планом на 2011 год приросла на 7 195,1 млн. рублей и составляет 30 625,1 млн. рублей.

При формировании расходной части областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов учтено, что с 1 января 2012 года финансовое обеспечение полиции передаётся на федеральный уровень. При этом на уровень субъектов Федерации передаются дополнительные расходные полномочия. К ним относятся:

- полномочия по выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью;

- полномочия в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения.

Кроме того, предусмотрено, что в 2012 году на уровень Ульяновской области будут переданы полномочия по финансированию федерального учреждения Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и шести федеральных учреждений среднего профессионального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 01.01.2012 передаются полномочия по оказанию медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта.

В связи с внесёнными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующими правовые основы создания дорожных фондов, начиная с 2012 года, финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счёт средств областного бюджета осуществляется в рамках территориального дорожного фонда.

При планировании расходов областного бюджета произведена индексация заработной платы работников бюджетной сферы на 6,0 процентов с 01 октября 2012 года с одновременным снижением с 01 января 2012 года страховых взносов во внебюджетные фонды с 34,2 процента до 30,2 процента. При этом учтено повышение фонда оплаты труда педагогических работников и административно-управленческого персонала муниципальных и областных общеобразовательных учреждений в 2011 году на 30,0 процентов, а также повышение заработной платы других категорий работников бюджетной сферы с 01 октября 2011 года на 6,5 процента. На эти цели в 2012 году дополнительно предусмотрено 1070,3 млн. рублей.

Материальные затраты рассчитаны исходя из бюджетных ассигнований 2011 года и индексов инфляции на 2012 в размере 1,064; на 2013 год – 1,056; на 2014 год – 1,05. Расходы на социальную поддержку населения области запланированы с учётом индексации ежемесячных выплат, если это предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Также как и в прошлые годы в структуре расходов бюджета на 2012 год преобладают расходы социального блока и финансовая помощь муниципальным образованиям, которая также в основном направляется на осуществление расходных полномочий, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг населению. Их удельный вес в проекте областного бюджета на 2011 год составляет 78,6 процента.  

Была продолжена работа по внедрению программно-целевых методов бюджетирования. Предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию    29 областных целевых программ на 2012 год в общей сумме 4 257,2 млн. рублей, что в 1,8 раза больше средств, предусмотренных  первоначальным бюджетом на 2011 год. На выполнение мероприятий областной адресной инвестиционной программы на 2012 год запланировано 80,0 млн. рублей.

Вопросы формирования расходной части областного бюджета Ульяновской области в отраслевом разрезе более подробно рассмотрим во втором чтении бюджета.

Предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, территориального фонда обязательного медицинского страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год планируется в  объёме 9 668,6 млн. рублей. В общей сумме страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены в сумме 1620,2 млн. рублей, что почти в 2 раза больше бюджетных ассигнований 2011 года, средства будут перечисляться в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области будут перечислены средства в общей сумме 890,1 млн. рублей.  На возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации  на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно, за счёт субвенций из федерального бюджета  на 2011 год запланировано 36,1 млн. рублей.

Основной задачей при  формировании межбюджетных трансфертов  муниципальным образованиям области было  поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платёжеспособности местных бюджетов  путём усиления  составляющей финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, создания стимулов  для осуществления органами местного самоуправления ответственной финансовой политики и повышения качества управления бюджетным процессом.

 Объём межбюджетных трансфертов местным бюджетам (с учётом передаваемых федеральных и  региональных полномочий) на 2012 год  запланирован  в объёме 7 122,2 млн. рублей,

на 2013 год  - в сумме 7 189,6 млн. рублей;
на 2014 год  - 7 531,3 млн. рублей.  

Сформированный   таким образом проект областного бюджета на 2012 год является максимально возможным и достаточно напряжённым. Это обусловлено теми экономическими условиями, в которых мы сегодня находимся и потребностями населения в оказываемых государственных услугах.

В завершении хочу отметить, что в этом году впервые проект областного бюджета Ульяновской области на очередную трёхлетку был широко обсуждён рамках реализации проекта «Народный бюджет». Обсуждение проходило по трём направлениям: отраслевые слушания с общественными организациями, общественные слушания в рамках конкурсных проектов (ОЦП, ФЦП) и были проведены сходы граждан в поселениях. Привлечение граждан к формированию бюджета, на наш взгляд, способствует консолидации усилий общества и власти, а также организации обратной связи самых активных представителей общественности с органами государственной власти и местного самоуправления по формированию бюджета народных ожиданий, что даёт возможность решать действительно наиболее важные и актуальные проблемы регионов.