Тезисы выступления заместителя Председателя Правительства Ульяновской области В.Х.Зиннурова на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по промышленности «О развитии промышленного комплекса Ульяновской области» 9 марта 2011 года

Ведущее место в экономике Ульяновской области занимает промышленность. Более 25 процентов занятого населения трудится на промышленных предприятиях. Основой промышленности является машиностроение, представленное автомобилестроением, авиастроением, приборостроением, станкостроением.

По итогам работы 2010 года индекс промышленного производства в Ульяновской области составил 123,1%. С мая 2010 года Ульяновская область по данному показателю является лидером в ПФО и опережает среднероссийский показатель (показатель по ПФО - 108,2% по РФ - 111,8%).

В январе-декабре 2010 года полным кругом организаций-производителей Ульяновской области отгружено продукции более чем на 144,2 млрд. рублей. По предприятиям обрабатывающих производств за этот период объём отгрузки составил 150,5% к уровню 2009 года (99,3 млрд. рублей).

Промышленные предприятия Ульяновской области условно разбиты на следующие отрасли, с удельным весом в валовом региональном продукте:

  1. производство автомобилей и автокомпонентов, формирующие автомобильный кластер - 35%;
  2. самолетостроение и производство авиакомпонентов, образующие авиационный кластер - 5,7%;
  3. оборонно-промышленный комплекс и приборостроение - 5,3%;
  4. металлообработка (производство металлоконструкций и оборудования) - 4%;
  5. легкая промышленность - 2,2% .

 

Актуальные вопросы развития промышленности в регионе

1. Стимулирование рынка продаж российской авиационной техники

В Ульяновской области расположен авиастроительный завод закрытое акционерное общество «Авиастар-СП», выпускающий магистральные воздушные суда Ту-204 и осуществляющий техническое обслуживание грузовых самолётов Ан-124 «Руслан». Предприятие оказывает большое влияние на социально-экономическое развитие Ульяновской области, так как  является крупнейшим промышленным объектом региона, на котором работает свыше 10 000 человек.

В настоящее время предприятие ведет подготовку производства изделия «476» (транспортный самолёт Ил-76), модифицированного Ту-204-СМ, а также заявляет о готовности реализации проекта по возобновлению на сохранённой технологической базе выпуска воздушных судов Ан-124 «Руслан».

Ан-124 «Руслан» – уникальный по своим характеристикам грузовой самолёт, не имеющий аналогов на отечественном рынке и успешно конкурирующий с воздушными судами зарубежного производства. Потребность в модифицированных Ан-124 «Руслан» подтверждается ведущими авиакомпаниями-грузоперевозчиками России, такими как «Волга-Днепр» и «Полёт». Кроме того, реализация проекта позволит добиться независимости России в сфере разработки и производства большегрузных транспортных самолётов, а также полного обеспечения потребности Вооружённых сил Российской Федерации.

В настоящее время сформирован стартовый портфель заказов на воздушные суда Ту-204СМ и Ил-76, но данного объема не достаточно для стабильной работы предприятия, а также реализации его перспективных проектов. ЗАО «Авиастар-СП» для дальнейшего развития необходима государственная поддержка и выработка мер, позволяющих российским воздушным судам занять лидирующую позицию на мировом рынке авиационной техники и авиаперевозок.

В связи с вышесказанным, считаем необходимым оказать содействие ЗАО «Авиастар-СП» в решении обозначенных проблемных вопросов и выйти с инициативой о разработке мер государственной поддержки по стимулированию рынка продаж российской авиационной техники, включающих:

-  таможенное регулирование при ввозе зарубежных гражданских воздушных судов и определение квот на воздушные суда иностранного производства для нужд российских авиакомпаний. Подход к новым и подержанным самолётам должен быть различным. Ввоз подержанной иностранной авиатехники должен сдерживаться мерами таможенно-тарифной политике в большей мере, чем новой авиатехники;

- разработку государственной лизинговой программы для воздушных судов отечественного производства; 

- разработку системы финансирования продаж авиационной техники в России, призванной обеспечить конкурентный финансовый пакет при продаже российских самолётов. Прототип – бразильская система поддержки экспорта PROEX. Основана на применении субсидии, выдаваемой в форме государственных ценных бумаг, периодические выплаты по которым субсидируют банкам, кредитующим покупателей российских самолётов, разницу между рыночной ставкой привлечения и ставкой кредита на всём сроке кредитования.  

   Принятие данных мер позволит предприятиям российской авиастроительной отрасли стабильно работать и реализовывать инвестиционные проекты, направленные на производство конкурентной продукции.

 

2. Развитие текстильной и легкой промышленности

Предприятия текстильной промышленности Ульяновской области являются одними из старейших предприятий текстильной отрасли России, некоторые из них насчитывают более 250 лет своего существования. Текстильные предприятия региона были ориентированы в основном на выпуск тяжёлых тканей для удовлетворения нужд Министерства обороны Российской Федерации и внесли ощутимый вклад в обеспечение вещевым имуществом Советской Армии, как в военные, так и послевоенные годы, вплоть до 90-х годов прошлого столетия.

В целом проблемы развития отраслевого промышленного комплекса Ульяновской области были связаны с адаптацией к изменениям экономической ситуации начала 90-х годов и отражают проблемы лёгкой промышленности России.

Изменение макроэкономической ситуации привело к тому, что многие предприятия перешли на выпуск технических тканей для автомобильной, строительной, нефтеперерабатывающей промышленности.

В дополнение к финансовому кризису предприятия в 2010 году столкнулись с проблемой несдерживаемого роста цен на сырьё. Если 2-3 года назад 90% сырья было отечественного производства и, как минимум, была возможность выбора альтернативного поставщика, что в условиях жесточайшей конкуренции позволяло удерживать цены на сырьё, то на сегодняшний день ситуация диаметрально противоположна.

Если производителем нитрона ранее являлось предприятие г. Саратова  и продавало сырьё по цене 65 руб./кг, то в настоящий момент его приходится приобретать в Белоруссии (г. Новополоцк) по 110 руб./кг. Та же ситуация сложилась и с приобретением полиэфирного волокна, цены на которое выросли с 53 руб./кг до 85 руб./кг.

Ранее поставщиками хлопчатобумажной пряжи являлись 5-6 российских производителей, сейчас осталось единственное предприятие в г. Ярославле, которое за последний год подняло цены с 80 руб./кг до 170 руб./кг.

Поставщиками полиамидного волокна в 2009 году являлись
4 предприятия, в начале 2010 года остался единственный поставщик в
г. Курске, и цены выросли с 65 руб./кг до 125 руб./кг.

Продолжение роста цен на сырьё неминуемо приведёт к остановке и банкротству ныне действующих предприятий.

Также немаловажной проблемой для лёгкой промышленности становится дефицит квалифицированных кадров. К сожалению, престиж профессий этой отрасли крайне низок, а уровень оплаты труда легковиков один из самых низких в регионе. При таком уровне заработной платы особенно острой становится проблема приобретения собственного жилья, даже использование системы ипотечного кредитования неэффективно без мер государственной поддержки - например, предоставление предприятиям налоговых льгот при условии направления ими высвобождаемых денежных средств на оплату первоначального взноса по ипотеке.

Правительство Ульяновской области крайне озабочено экономической ситуацией, складывающейся на предприятиях текстильной и лёгкой промышленности региона.

Считаем, что сохранение и развитие предприятий текстильной и лёгкой промышленности России возможно только при совместной работе – как на региональном, так и на федеральном уровне.

В качестве первоочередных мер предлагаем:

-     размещение госзаказа планировать на год (процесс оформления, начиная с даты объявления торгов, продолжается около 6 месяцев), что позволит также устранить негативное влияние фактора сезонности на производстве;

-     снизить нормативы затрат на энергоприсоединение, в том числе к газовым сетям и устранить административные барьеры связанные с выделением лимитов на газ;

-     в порядке налогового послабления: в критериях отнесения предприятий легкой промышленности к малым, предусмотреть увеличение численности с 100 до 200 человек;

-     рассмотреть вопрос оказания содействия в развитии сырьевой базы для обеспечения сырьем отечественного производителя текстильной   продукции;

-     в целях урегулирования роста цен на сырьё лёгкой и текстильной промышленности минимизировать налоговые пошлины на сырьё и увеличить пошлины на ввоз готовой продукции;

-     поддержать разработку и реализацию жилищных программ, направленных на привлечение и закрепление квалифицированного персонала на предприятия текстильной и лёгкой промышленности;

-     оказать содействие в повышении престижа рабочих профессий, в том числе работников текстильной и лёгкой промышленности, предусмотрев в программах общеобразовательных учебных заведений активизацию профориентационной работы.

 

3. Развитие автомобильной промышленности Ульяновской области через реализацию инфраструктурных проектов

В структуре обрабатывающих производств Ульяновской области на долю автомобилестроения приходится более 40%. Автомобилестроение для региона является бюджетообразующей отраслью, поэтому необходим системный подход к её сохранению и развитию.

Сформировавшийся на территории региона автомобильный кластер включает в себя более 143 предприятий-производителей автомобильной техники и автокомпонентов. География поставок автокомпонентов достаточно широка: это крупнейшие автопроизводители Российской Федерации: АВТОВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, СОЛЛЕРС.

Приоритетом развития автомобилестроения в Ульяновской области является размещение и локализация производств автокомпонентов, обусловленные наличием в ПФО крупных заводов-производителей автомобильной техники и их устойчивое обеспечение высокотехнологичными качественными автокомпонентами, отвечающими мировым  стандартам качества.

К основным проблемам отрасли в регионе можно отнести следующее:

- модельный ряд выпускаемых автомобилей, на который «исторически» сориентированы региональные предприятия-производители автокомпонентов, морально устарел. Наибольший потребительский спрос перемещается в сектор иномарок, промышленная сборка которых осуществляется за пределами Ульяновской области. Таким образом, основная задача региональных предприятий – в рамках программ локализации сконцентрироваться на производстве современных автомобильных комплектующих, востребованных рынком;

- в связи с ростом производств актуальной становится необходимость в подготовке  рабочих кадров, способных работать на современном высокотехнологичном оборудовании с использованием новых технологий.

Существуют и на практике отработаны решения подобных проблем, например, это формирование и развитие отраслевых региональных кластеров и перенос новых производств на территорию индустриальных парков – как это происходит в Калужской и Самарской областях, Республике Татарстан.

В свою очередь Правительство Ульяновской области уделяет большое внимание реализации инфраструктурных проектов направленных на формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций в производство современных автомобильных комплектующих. Во многом благодаря поддержке регионального правительства, в области осуществляется реализация ряда инфраструктурных проектов по производству автокомпонентов.

На сегодня в Ульяновской области можно выделить два типа инфраструктурных проектов:

- реализуемые на «свободной» территории, с организацией под неё необходимой инфраструктуры: дороги, коммуникации, транспортно-логистические комплексы и т.д. Примером является проект «Промышленная зона «Заволжье»;

- реализуемые на свободных площадях действующих производств, с готовой инженерной и транспортно-логистической инфраструктурой, ко всему прочему обеспеченные квалифицированным персоналом. Примером здесь может быть проект создания индустриального парка на площадке Димитровградского автоагрегатного завода.

Правительство Ульяновской области оказывает большое внимание поддержке инвестиционной деятельности в регионе. У нас создана прогрессивная нормативно-правовая база в сфере инвестиций, осуществляется система оперативного контроля реализации инвестиционных проектов на уровне Губернатора (Штаб по инвестициям).

За каждым крупным инвестиционным проектом закреплен куратор из числа членов Правительства области.

Функционирует уполномоченный орган по привлечению инвестиций и сопровождению инвестиционных проектов (Корпорация развития Ульяновской области) А также создан общественный орган – «Совет по инвестициям»

Все предыдущие проекты создания в Российской Федерации Индустриальных парков инициировались органами региональной или территориальной власти. Именно они получали федеральное финансирование проекта, решали вопросы планирования и реализации проекта, вели переговоры с потенциальными иностранными партнерами. Минусом данного подхода является отсутствие у государственных структур опыта ведения бизнеса, опыта промышленного производства. Данное обстоятельство затрудняет переговоры с партнерами, заинтересованными в первую очередь в создании совместного бизнеса, а не в освоении бюджетных средств.

Проект создания Димитровградского индустриального парка – первый проект инициированный непосредственно предприятием на основе механизма ГЧП и концессионных схем.

Предложения государственной поддержки индустриальных парков на федеральном уровне:

- создание специального Инвестиционного фонда для развития промышленных зон и индустриальных парков с передачей полномочий в части отбора проектов в регионы в пределах квоты, предоставляемой одному региону в течение одного финансового года;

- предоставление компаниям, управляющим индустриальными парками и промышленными зонами, налоговых льгот на землю, имущество, возможности льготного подключения к инженерным сетям, либо субсидирование подключения;

- продолжение политики государственной поддержки производителей автокомпонентов в части требований к локализации производства комплектующих для автосборочных производств на территории России. Ужесточение требования к локализации больших объемов – минимум 80% автокомпонентов должны производиться на территории РФ;

- повышение таможенных пошлин на ввоз импортных комплектующих (в настоящий момент в среднем 14%, сделать 20%-30%);

- государственное финансирование модернизации энергетического хозяйства, логистики и дорожного строительства индустриальных парков создаваемых на территории действующих предприятий;

- создание программы льготного кредитования банками РФ предприятий, в индустриальных парках, организованных на территориях действующих предприятий (под 5-6% годовых);

- субсидирование 50% НИРиОКР для предприятий-резидентов индустриальных парков за счет государственного финансирования.