Доклад заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Т.А.Дейкун «Об основных принципах формирования проекта областного бюджета Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (на «Часе правительства» в Городской Думе, 26.10.2011 г.)

Основные принципы формирования проекта областного бюджета Ульяновской области на предстоящий трёхлетний период обозначены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2012-2014 годы, которые в свою очередь сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах» и основаны на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации и закона Ульяновской области от 29.11.2005 № 130-ЗО «О бюджетном процессе в Ульяновской области».

Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.  Неотъемлемой частью бюджетной системы являются бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе и Ульяновской области.

Соответственно,  областной бюджет Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, создания условий для развития экономики, повышения уровня и качества жизни, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Исходя из этого основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2012-2014 годы являются:

- сохранение и развитие доходного потенциала Ульяновской области;

- государственная поддержка инновационного пути развития экономики Ульяновской области;

- повышение  эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных услуг в целях безусловного выполнения социальных обязательств перед гражданами. Переход на новые формы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Ульяновской области;

- совершенствование межбюджетных отношений.

В рамках реализации поставленных задач необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения;

- индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников областных учреждений;

 обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования.

 

 Всё это, в свою очередь, ориентировано на реализацию основной цели, определённой Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, – повышение качества жизни населения Ульяновской области за счёт создания условий для обеспечения граждан рабочими местами и доступными и качественными бюджетными услугами.

Областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым областным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения  новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

К настоящему времени органами исполнительной власти Ульяновской области приняты все необходимые для этого нормативные документы, в основном определена структура сети подведомственных им учреждений.

По предварительным данным, с 1 января 2012 года из 246 областных государственных учреждений 87 будут функционировать в качестве казенных учреждений, 114 – бюджетных учреждений (с расширенными полномочиями) и 45 – автономных учреждений.

Повышение эффективности бюджетных расходов будет реализовываться также путем совершенствования программно – целевых методов бюджетного планирования в деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления, обеспечение чёткой взаимосвязи между стратегическими целями и непосредственной деятельностью субъектов бюджетного планирования, определение результатов бюджетных расходов и проведение их мониторинга с целью своевременного принятия соответствующих управленческих решений.

Период 2011-2012 годов является периодом подготовки к переходу на формирование программного бюджета, предусматривающего утверждение бюджетных ассигнований в разрезе государственных программ и соответствующих подпрограмм.

Для внедрения программно-целевых принципов формирования бюджета в области в 2011 – 2012 гг. должны быть реализованы мероприятия, включающие в себя формирование и утверждение перечня государственных программ Ульяновской области; утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области.

К 1 апреля 2012 года каждый исполнительный орган государственной власти в области должен сформировать одну или несколько государственных программ, состоящих из подпрограмм и действующих областных целевых программ и охватывающих как текущие, так и капитальные расходы.

Областной бюджет Ульяновской области на 2013 год  и на плановый период 2014 и 2015 годов должен быть сформирован по программному принципу.

 

Необходимо также активно реализовывать мероприятия Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ульяновской области на период до 2012 года, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 09.11.2010 №380-П.

 

Что принципиально нового в сформированном проекте областного бюджета Ульяновской области на 2012-2014 годы?

1. При формировании расходной части областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов учтено, что с 1 января 2012 года финансовое обеспечение полиции передаётся на федеральный уровень. При этом на уровень субъектов Федерации передаются дополнительные расходные полномочия. К ним относятся:

- полномочия по выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью (с объёмом финансирования 11,2 млн. рублей);

- полномочия в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (с объёмом финансирования 207,8 млн. рублей).

Кроме того, предусмотрено, что в 2012 году на уровень Ульяновской области будут переданы полномочия по финансированию федерального учреждения Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и шести федеральных учреждений среднего профессионального образования (с объёмом финансирования 225,4 млн. рублей).

При этом Ульяновская область теряет 191,8 млн. рублей.

2. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 01.01.2012 передаются полномочия по оказанию медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта, что потребует (с учётом корректировки межбюджетных отношений) дополнительных ассигнований из областного бюджета на финансирование данных учреждений в объёме 1227,3 млн. рублей.

3. В связи с внесёнными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующими правовые основы создания дорожных фондов, начиная с 2012 года, финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счёт средств областного бюджета будет осуществляться в рамках территориального дорожного фонда. Объём бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2012 год прогнозируется в размере 2186,2 млн. рублей – на уровне прогнозируемого объёма поступлений от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и транспортного налога.

4. При планировании расходов областного бюджета произведена индексация заработной платы работников бюджетной сферы на 6,0 процентов с 01 октября 2012 года с одновременным снижением с 01 января 2012 года страховых взносов во внебюджетные фонды с 34,2 процента до 30,2 процента. При этом учтено повышение фонда оплаты труда педагогических работников и административно-управленческого персонала муниципальных и областных общеобразовательных учреждений в 2011 году на 30,0 процентов, а также повышение заработной платы других категорий работников бюджетной сферы с 01 октября 2011 года на 6,5 процента. На эти цели в 2012 году дополнительно предусмотрено 1070,3 млн. рублей.

Вот основные принципы, которые были положены в основу формирования проекта областного бюджета Ульяновской области на 2012-2014 годы.

 

Таким образом, бюджетная политика Ульяновской области ориентирована на то, что в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Ульяновской области, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития области, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.