«О программах развития вузов Ульяновской области»

Официальная справка. Докладчик: Т.В.Девяткина. Заседание Правительства 11.07.2011 г.

В условиях модернизации российской экономики большая ставка делается на высшую школу, т.к. на ее базе решается несколько задач:

-       проведение фундаментальных исследований для получения новых знаний;

-       проведение прикладных исследований, инновационная деятельность;

-       воспроизводство научных кадров;

-       подготовка кадров для экономики.

На территории Ульяновской области располагаются 5 крупных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 7 филиалов госвузов и 5 филиалов негосударственных высших учреждений. Во всех этих учреждениях обучается 59 384 человека.

Сегодня мы рассматриваем программы таких вузов как Ульяновский государственный университет, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт). Три из них имеют статус «федеральных». Это УГСХА, УлГПУ и УВАУГА.

УлГУ, УВАУГА(И), УлГТУ, УГСХА имеют в своей структуре образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Все перечисленные образовательные учреждения имеют утверждённые нормативные документы, определяющие перспективы их развития.

В УлГУ реализуется «Концепция и приоритетные направления развития Ульяновского государственного университета на 2008-2012 гг.» и «Программа развития ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет на период 2011-2020 гг.».

В УлГТУ – Программа «Развитие инновационной инфраструктуры вуза, ориентированной на ресурсосберегающие и инфокоммуникационные технологии городской среды на базе частно-государственного партнерства».

В УГСХА – «Программе развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» на период 2011-2015 гг.

В УлГПУ – «Стратегия развития университета на период 2008-2013 гг.

УВАУГА заканчивает в этом году реализацию «Плана-программы стратегического развития УВАУ ГА (И) на 2006 – 2011 гг.».

Как видно уже из названия документов в их названии нет единообразия, хотя это не существенно. Существенно то, что все стратегические документы имеют разные сроки окончания реализации. Напомню, УлГУ – 2011 – 2020 гг.; УлГТУ – 2010 – 2017 гг., УГСХА – 2011 – 2015 гг.; УлГПУ – 2008 – 2013 гг.; УВАУ ГА(И) – 2006 – 2011 гг.

С одной стороны можно предположить, что большинство этих документов (кроме программы УлГУ) принимались на срок полномочия ректора. С другой стороны это также свидетельствует о том, что они слабо соотнесены со «Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года», которая утверждена ещё в 2008 году. Этот документ не указан в перечне основополагающих документов, использованных при разработке программ (концепций) развития вузов. В связи с этим предлагаем нашим вузам пересмотреть свои программы, придав им долгосрочный характер и соотнеся со стратегией развития региона до 2020 года. Кроме того, руководству УВАУГА необходимо разработать новую программу стратегического развития, соотнеся её с новыми задачами по развитию авиационной отрасли. Это первое.

Второе. Анализ структуры программ развития показал, что они также разнородны и не унифицированы. Вместе с тем, хочу отметить, что программы УлГУ и УГСХА имеют почти идентичную структуру (Приложение 1). Объём программ (концепций) различен и колеблется от 13 страниц у УлГПУ до 95 страниц у УГСХА. Соответственно почти все эти документы имеют различную содержательную структуру. В концепции УлГПУ – 3 раздела, программе УлГТУ – 4, план-программе УВАУГА – 6, программах УлГУ и УГСХА по 8. Примечательно, что у УГСХА отдельно прописана программа развития Димитровградского филиала.

 

Справочно

 

Анализ программ развития двух крупнейших федеральных вузов – Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов показал, что на 90% идентичны по структуре. В программе первого вуза 7 разделов, второго – 6 и по 2 приложения «Объем финансового обеспечения», «Целевые индикаторы» (Приложение 2).

В программах УлГТУ, УлГУ, УГСХА показано их ресурсное обеспечение. Чего нельзя сказать о документах двух остальных вузов. Кроме того, в концепции УлГПУ отсутствует план мероприятий по её реализации и конкретные целевые индикаторы. Нет и индикаторов в план-программе УВАУГА. Все эти недостатки затрудняют работу с этими документами. Поэтому предлагаем вузам «сесть за стол переговоров» и унифицировать структуру своих программных документов. Это можно сделать в рамках Совета ректоров или предлагаю создать при Правительстве области рабочую группу.

Наличие выше перечисленных проблем не позволили в полной мере и качественно проанализировать содержательную сторону предоставленных нам документов. Вместе с тем, нам удалось выявить общую проблематику всех программ. Давайте посмотрим на неё.

Современные условия предъявляют новые требования к вузам, от соблюдения которых зависит их долгосрочное и успешное функционирование. Сегодня вузам уже недостаточно выполнять традиционные функции, о которых я говорила в начале своего выступления. Сегодня от вузов требуется активная социальная позиция, включённость и интегрированность в социальную, экономическую и культурную жизнь своего города, региона. Преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей региона, а не всей страны является доминирующей тенденцией развития высшего образования во всем мире. Это обеспечивается за счёт следующего:

-       через установление связей и объединения усилий с партнёрскими вузами и другими заинтересованными партнёрами как внутри региона, так и за его пределами;

-       через содействие рынку труда не только посредством переобучения, повышения квалификации, но и через создание новых рабочих мест;

-       через вклад в социальное и культурное развитие городов, регионов;

-       через стимулирование инновационной активности молодежи, научно-технического и технологического творчества школьников и студентов.

В блоках задач всех программ, кроме УВАУГА, присутствуют задачи, которые в той или иной степени ориентируют деятельность вузов на решение некоторых региональных проблем.

Принципиальным является связь высшего образования с культурой. В высшем образовании воспроизводится интеллигенция. Поэтому в условиях реализации нами мегапроекта «Ульяновск – культурная столица» в стратегических документах вузов должно найти отражение их участие в культурном развитии города, региона.

Наиболее чётко задачи содействия региональному развитию прописаны в программе УлГУ, УГСХА и УлГТУ. В концепции УлГПУ есть лишь одна задача: «Расширение системы дополнительного образования, реализация программ по переподготовке и повышению квалификации работников образования, культуры и социальной сферы региона». Вместе с тем, в планах мероприятий программ (концепций) отсутствуют разделы, в которых бы нашли отражение мероприятия, направленные на решение региональных проблем.

Что касается установления связей и объединения усилий с партнёрскими вузами и другими заинтересованными партнёрами как внутри региона, так и за его пределами то лишь из программы УлГTУ видны его внутрирегиональные, внутрироссийские и международные связи с вузами, предприятиями реального сектора экономики. В программах УлГУ, УГСХА эти аспекты носят лишь описательный характер. В двух остальных документах эти аспекты вообще не просматриваются.

Содействие рынку труда не только посредством переобучения, повышения квалификации, но и через создание новых рабочих мест осуществляется через создание малых инновационных предприятий. Хотя их количество пока не велико, чтобы говорить о существенном влиянии на рынок труда. Хотя вузы планируют увеличение их количества. Так, например, в УлГУ по целевым индикаторам в 2011 году должно быть 2 малых предприятия, на 2020 год их должно быть – 11. В УГСХА – 1 предприятие, в 2015 году – лишь 2. Количество хозяйственных обществ, созданных УлГТУ в этом году должно достичь – 5, а к 2017 году – 18. Общее количество рабочих мест за этот же период увеличится с 19 до 120. Что касается двух остальных вузов, то этой проблемой, судя по предоставленным документам, они не занимаются.

Проведённый анализ выявил ещё одну важную проблему. В блоках задач программ прописывается внутрирегиональная межвузовская кооперация. Однако она носит лишь декларативный характер. Приведу пример. У УлГТУ есть лишь 2 договора о совместной деятельности с УГСХА. Думаю, что точек соприкосновения у вузов намного больше. Поэтому и тут нужно объединение усилий вузов, концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов. Это также можно и нужно обсуждать на Совете ректоров Ульяновской области. Если это невозможно в условиях существующего Совета, то надо думать о перестройке системы его деятельности. Для этого у нас есть много положительных примеров. Это система работы советов ректоров Москвы, Нижнего Новгорода, Тольятти, Санкт-Петербурга, Томска. В этих городах существуют не просто советы, а созданы консорциумы, работа которых нацелена на координацию, интеграцию усилий вузов для решения задач инновационного развития регионов.

У сложившейся ситуации есть объективные причины. С одной стороны – это нежелание вузов вести диалог между собой. Низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики, с другой. Поэтому здесь можно подумать о мерах стимулирования таких предприятий. Кроме того, министерствам и ведомствам Правительства области необходимо определить первоочередной перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, необходимых для решения социально-экономических проблем региона, и которые могли бы разрабатывать наши вузы. Всё это может найти отражение в программах развития отраслей. А вообще нам необходима отдельная Стратегии развития высшего образования Ульяновской области.

Есть у ещё один аспект у выше названных проблем – управленческий. Причём со стороны Правительства региона.

Например, в Департаменте модернизации и развития региональной экономики есть отдел развития науки и инноваций. В его задачи входят:

-       подготовка предложений по формированию региональной инновационной политики;

-       обеспечение административной поддержки инновационным проектам;

-       повышение уровня информационной прозрачности инновационной деятельности.

В положении об отделе нет ни слова о взаимодействии с вузами, вузовской наукой. Т.е. отдел опосредованно влияет на инновационную деятельность вузов. Однако сфера инноваций – это лишь часть большой деятельности наших вузов. Так, вот, по остальным отдельным направлениям с вузами контактируют различные министерства и ведомства. И каждый затрагивает только свою сферу интересов. Поэтому получается, что целенаправленно и системно с вузами никто не работает. В связи с этим нам нужно подумать о создании в структуре Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних отдела по взаимодействию с образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными сообществами и центрами инновационных технологий.

В заключение своего выступления хотелось бы сказать, что спектр проблем социально-экономического развития региона широк и разнообразен. И вузы должны принимать активное участие в их решении, оперативно реагировать на потребность (прогноз) регионального рынка труда и на конъюнктуру рынка в сфере образовательных услуг, на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Только в этом случае мы совместными усилиями сможем содействовать инновационным процессам и повышению конкурентоспособности региона.

 

Заместитель
Председателя Правительства                                              Т.В. Девяткина