Доклад заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра информационных технологий Ульяновской области Опенышевой Светланы Владимировны на IV-V сессии Совета региональных и местных властей Ульяновской области

по вопросу «О реализации на территории Ульяновской области Федерального закона от 27 июля 2010 года «210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

210-й федеральный закон действует в России уже 2 года. Этот документ вобрал в себя основные направления, начатые в рамках проведения административной реформы, такие как стандартизации и регламентация предоставления услуг, развитие многофункциональных центров, внедрение универсальной электронной карты. Я не хотела бы сегодня останавливаться на тех направлениях, в которых мы достигли успехов. О них мы говорим достаточно часто, и сегодня они уже не требуют сверх усилий для того, чтобы их развивать. Регламенты разработаны и утверждены, сеть МФЦ расширяется до отделений почтовой связи, школ и библиотек.

Я хотела бы остановиться на важнейшем направлении – организации предоставления услуг на уровне межведомственного взаимодействия. Скажу сразу: это направление реализуется сегодня с пробуксовками. Для того, чтобы оно не буксовало, ещё до вступления в силу пресловутой 7-й статьи необходимо было провести тотальную ревизию законодательных актов Российской Федерации, подзаконных и ведомственных актов на предмет исключения положений, препятствующих организации межведомственного взаимодействия. Напомню, что само по себе межведомственное взаимодействие предусматривает беспрепятственный взаимный доступ для органов-участников предоставления услуг к информации и сведениям, которыми они обладают и которые нужны для предоставления услуг заявителям. А 7-я статья 210-го закона отдельно указывает, что с 1 июля 2012 года с заявителя не могут истребоваться документы и сведения, которые находятся в органах власти и местного самоуправления. Заявитель такие документы и сведения может и не предоставлять, когда идёт за получением услуги.

Дело в том, что во многих случаях такого доступа к сведениям ещё нет.

Сегодня, по истечении 11 дней с момента вступления в законную силу 7-й статьи, вводящий межведомственное взаимодействие, мы знаем, что межвед у нас работает не в полной мере. Сегодня он бумажный. Хотя идеальный вариант – когда запросы и обмен сведениями осуществляется в электронном виде. И здесь можно выделить 2 типа проблем, которые не дают в полной мере обеспечить электронное межведомственное взаимодействие: внешние и внутренние.

Внутренние проблемы:

1. отсутствие информационных систем в ИОГВ и ОМСУ, которые обеспечивали бы взаимодействие органов-участников предоставления услуг в СМЭВ;

2. отсутствие достаточных для внедрения межведомственного электронного взаимодействия средств. В соответствии с методиками межведа для перевода услуг в электронный вид требуется либо доработка имеющихся в органах власти информационных систем, либо установка и обслуживание новых. И тот, и другой вариант требует финансирования. Приведу пример: одно только внедрение решения ТКМВ-РУ ОАО «Ростелеком» для перевода государственных и муниципальных услуг Ульяновской области (их всего 104 штуки) необходимо 76,0 млн.рублей. Владельцам же действующих информационных систем (у нас такие можно пересчитать по пальцам) доработка своих систем также влетает в копеечку.

 

Внешние проблемы:

1. отсутствие возможности запрашивать документы у ФОИВ-участников МВ в связи с не внесением изменений в соответствии с 210-ФЗ в федеральные ведомственные нормативные правовые акты;

2. при предоставлении услуг в части сбора федеральных документов требуется предоставление подлинников с синей печатью (например, услуги соцзащиты. Документы можно запросить у их поставщика в электронном виде, но при проверках прокуратурой контролируется наличие в пакете подшитых документов подлинников с синей печатью);

3. сложность в точном подсчёте сервисов, которыми обмениваются участники межведа в связи с отсутствием типовых перечней муниципальных и государственных услуг (путаница в наименованиях услуг, отсюда неточные порядки предоставления сведений или документов, отсюда, в свою очередь, разное число сервисов. Пример: в Ульяновской области при подсчёте числа сервисов вместе с ОАО «Ростелеком» в рамках предоставления только 14 первоочередных услуг, сервисов оказалось 47. При уточнённом подсчёте число уменьшилось до 31-го);

4. несвоевременное опубликование на Едином портале государственных услуг информации из регионального реестра государственных услуг Ульяновской области.

Это главные, но далеко не все проблемы. Их полный перечень можно продолжать и дальше, но факт остаётся фактом: нерешённость проблем создаст препятствия на пути к организации МВ нашим органам власти и муниципальным образованиям.

Но можно сколько угодно жаловаться на судьбу, однако 1-е июля прошло, и требования 210-ФЗ необходимо исполнять.

Чтобы минимизировать влияние негативных причин на организацию предоставления услуг на уровне межведомственного взаимодействия, в том числе электронного, нами были предприняты несколько важных шагов.

Для решения проблемы «1 июля» по организации МВ Министерством информационных технологий Ульяновской области было проведено 3 совещания с участием представителей ИОГВ (09.06.2012), ОМСУ (видеоселектор, 14.06.2012) и ТОФОИВ (15.06.2012), а также отдельное совещание в Управлении Росреестра по Ульяновской области (14.06.2012), на которых обсуждались схемы и способы МВ.

Итогом проведения мероприятий по реализации 7-й статьи 210-ФЗ позволили нам определиться с организацией МВ в целом, когда обмен сведениями на уровне межведомственных запросов будет осуществляться в бумажном виде. Для оперативного обмена запросами сформированы и выложены на сайт административной реформы и электронного правительства Ульяновской области списки ответственных за принятие решения о выдаче документов и сведений. Принято также решение о необходимости предварительной отправки запросов на подготовку сведений и документов от органа-поставщика либо по факсу, либо (в виде скан-копии) по электронной почте по ранее полученным адресам и реквизитам.

Кроме того, в целях организации исполнения требований по переводу первоочередных услуг в электронный вид, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р, на период отсутствия полноценно действующей СМЭВ, принято решение об организации прямых web-сервисов по таким услугам без входа в Единую СМЭВ. Функцией этих сервисов будет возможность отправки заявителем с 01.07.2012 запросов в электронном виде в тот орган, с которого начинается предоставление услуги. Образцы действующих сервисов в Ульяновской области уже есть (по услугам «Содействие в поиске подходящей работы», «Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, а также информации из баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена», «Запись на приём к врачу»).

Для обеспечения возможности заявителям подать заявку на получение услуг разработан и выложен в сеть Интернет специальный ресурс epgu.gosuslugi.ru. Заявитель выбирает нужную ему услугу, и направляет заявку на электронный почтовый ящик органа, чью услугу заявитель хочет получить. По получению заявки специалисты органа перезванивают заявителю и согласуют с ним вопрос прихода для сдачи пакета документов.

Понимая, что работа с предоставлением услуг в новых условиях 7-й статьи требует постоянно внимания, на совещании 5 июля под руководством Губернатора – Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова рассмотрели и утвердили план выездов Губернатора в районы с целью отслеживать качество предоставления услуг.

И это – тоже неполный перечень работ, которые нами выполнены в целях организации беспрепятственного предоставления услуг гражданам.

Завершая своё выступление, хочу сказать, что бумажный межвед неизбежно сменится электронным. Да, это непростой, достаточно долгий и затратный путь, успешность прохождения которого зависит от массы внутренних и внешних факторов.

Но нам известны проблемы, которые необходимо решить. Нам известны механизмы их решения. У нас есть желание довести начатое до конца. Чтобы в конечном итоге каждый житель Ульяновской области смог получить услугу в электронном виде, сидя дома за компьютером.