Доклад Салиховой Натальи Николаевны, заместителя начальника департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области на тему: «Основные меры в сфере реализации антикоррупционной деятельности на муниципальном уровне»

Организация антикоррупционной деятельности на муниципальном уровне должна включать в себя, во-первых, меры общего характера, к которым относится формирование правовой базы и обеспечивающих реализацию всех остальных мер.

Во-вторых, меры работы с населением и гражданскими институтами по предотвращению проявлений коррупции.

Первая группа мер, включает в себя разработку нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, антикоррупционных программ, составление плана противодействия коррупции, проведение антикоррупционной экспертизы, формирование совещательных органов и другие.

Вторая группа включает в себя проведение профилактических мероприятий с различными категориями населения области с использованием различных форм (проведение семинаров, игр, квестов, применение наглядных материалов, разъясняющих основные аспекты данного направления и др.). Например, представители общественности должны входить в составы совещательных органов, на официальных сайтах ваших муниципальных учреждений должна быть размещена информация о способах обращения граждан по фактам коррупции, а также информация о проводимой и реализуемой вами антикоррупционной деятельности и другие.

Напомню, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по отдельным вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих (письмо Минтруда от 17.09.2019 № 18-2/10/В-4646. Ознакомиться с ними можно на сайте Минтруда РФпо ссылке https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/17.

По итогам проводимого нами антикоррупционного мониторинга возникают вопросы по нормативно-правовым актам, которые должны быть разработаны в ваших муниципальных образованиях.

В ваших муниципальных образованиях должны содержаться следующие НПА, которые утверждают:

1) перечень должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения одоходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) порядок уведомления муниципальными служащими представителянанимателя (работодателя) о фактахобращения к ним в целях склонения  к совершению коррупционных правонарушений.

В данном правовом акте должны содержаться, в том числе, положения, предусматривающие срок направления уведомления, а также возможность уведомления муниципальным служащим о ставшем ему известном факте подобного обращения к иным муниципальным служащим;

3) порядок уведомления главой администрации главы муниципального образования о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

4) порядок уведомления муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя) о выполнении им иной оплачиваемой работы (образец акта прилагается).

В данном правовом акте должны содержаться, в том числе, положения, предусматривающие срок направления уведомления, а также обязанность должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений в местной администрации, составлять заключение с отражением выводом о том, приведет ли выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы к возникновению у него конфликта интересов или нет;

5) порядок уведомления муниципальными служащими о получении подаркав связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями;

6) положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В данном правовом акте должны содержаться, в том числе, следующие положения, предусматривающие:

- в качестве основания заседания комиссии поступление материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

- возможность направления в комиссию заявления муниципального служащего, замещающего должность главы администрации по контракту, о невозможности выполнить требования Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты,или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли гражданского служащего или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,

а также порядок рассмотрения данного заявления и принятия по результатам рассмотрения соответствующего решения;

7) правовой акт об утверждении состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

8) порядок подачи обращений, заявлений и уведомлений в указанную комиссию.

Указанный порядок должен предусматривать также:

- порядок уведомления муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов . В данном акте должен быть указан срок направления соответствующего уведомления («как только ему станет об этом известно»);

- порядок подачи муниципальным служащим, замещающим должность главы администрации по контракту, заявления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересово невозможности выполнить требования Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открыватьи иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

9) порядок проведения проверки соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающей);

10) порядок уведомления лицом, замещающим должность главы администрации по контракту, о возникновении у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

11) порядок подачи руководителем муниципального учреждения работодателю уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

12) порядок подачи руководителем муниципального унитарного предприятия работодателю уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

13) порядок проведения антикоррупционной экспертизы НПА и проектов НПА органов местного самоуправления, который должен предусматривать возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов НПА путем их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет»;

14) порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Данный порядок должен, кроме прочего, предусматривать размещение сведений об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок (сумма такой сделки) превышает общий доход муниципального служащего, лица, замещающего муниципальную должность, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

15) перечень должностей муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с которой гражданин имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (см. ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»);

16) правила представления лицом, поступающим на работуна должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, /об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Данный правовой акт должен содержать порядок размещения сведений о доходах в сети «Интернет» (см. аналогичное постановление Правительства Ульяновской области от 12.04.2013 № 130-П);

17) правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, и лицами, замещающими эти должности;

18) правовой акт о создании и порядке деятельности комиссии, к ведению которой относятся вопросы соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

19) порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления мер ответственности, указанных в части 7.3-1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (см. Закон Ульяновской области от 23.12.2019 № 147-ЗО «О требованиях к порядку принятия решения о применении к депутату представительного органа, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в Ульяновской области, допустившему несущественное искажение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, мер ответственности»);

20) кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих;

21) порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Ещё одним проблемным вопросом является определение поступившего обращения от граждан и организаций к коррупционным.

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273, который говорит о том, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Соответственно, исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающих коррупционными признаками, относятся умышленные деяния, предусмотренные нормами уголовного законодательства,в частности они содержатся в главе 30 УК РФ.

Как итог, скажу, что к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

Также к коррупционным правонарушениям (то есть нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Деятельность всфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. Вслучае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, атакже подлежит тщательной проверке исбору дополнительной информации, копия обращения втечение семи дней со дня регистрации направляется всоответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Вслучае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

Процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. Втех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, очём сообщается заявителю втечение трех календарных дней смомента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, очём сообщается заявителю втечение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или вформе электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей: материалы, собранные входе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы; по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В заключение просим вас:

1. Провести мониторинг нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции, их актуальность. При необходимости внести соответствующие изменения.

2. Продолжить работу по реализации антикоррупционной политики  в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений, уделив первоочередное внимание:

работе по выявлению фактов, содержащих признаки возникновения конфликта интересов, выявлению скрытой аффилированности, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

организации просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения у государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и иных работников, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.