Доклад Рейц Марины Николаевны, директора департамента по регулированию контрактной системы Агентства государственных закупок Ульяновской области на тему: «Об отдельных вопросах актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок»

Контрактная система в России создана и действует уже более девяти лет.

И на протяжении всех этих лет законодательство о контрактной системе мобильно, находится в постоянном развитии и совершенствовании, вносятся корректировки и изменения, главный тренд которых – это переход на полный цифровой формат закупочной деятельности (например, структурированное описание объекта закупки, цифровой контракт и др.).

Поэтому ключевая задача нас, как регионального регулятора, и вас, как уполномоченных органов на местах, оперативно реагировать на такие изменения:

во-первых, знать о них и своевременно доводить информацию по изменениям до заказчиков, а если необходимо разъяснять и обучать;

во-вторых, принимать новые или актуализировать действующие правовые акты;

в-третьих, обеспечивать организацию закупочной деятельности в целом как в регионе, так и в муниципалитетах, с учетом всех нововведений.

Все эти действия, безусловно, направлены на реализацию одной из наших и ваших основных функций в сфере закупок – методологического обеспечения деятельности государственных/муниципальных заказчиков.

Агентством работа в данном направлении налажена:

- осуществляется на постоянной основе мониторинг законодательства о закупках и последующее информирование ГРБС и глав муниципальных образований обо всех изменениях и нововведениях, в том числе необходимости разработки и актуализации муниципальных правовых актов;

- региональная нормативная база правовых актов в сфере закупок поддерживается в актуальном состоянии, также принимаются необходимые типовые и методические документы для заказчиков;

- на системной основе проводятся различные обучающие мероприятия (вебинары, семинары, совещания, круглые столы, проекты «Школа заказчика» и «Экспресс-стажировка», Недели контрактных отношений и пр.), также; осуществляется консультирование специалистов заказчиков по проблемным вопросам в сфере закупок

- на официальном сайте ведутся, актуализируются и пополняются разделы «Библиотеки по контрактной системе» и «Библиотеки по 223-ФЗ»;

- ежегодно организуется тестирование заказчиков регионального и муниципального уровня на предмет выявления уровня знаний в сфере закупок;

- проводится анализ проектов муниципальных правовых актов в сфере закупок.

Отдельно хочу остановится на анализе проектов муниципальных НПА.

У муниципалитетов по направлению закупок есть 15 видов актов, затрагивающих различные направления закупочной деятельности. При этом согласно законодательству о контрактной системе издание отдельных из них является правом, а не обязанностью муниципальных образований.

В рамках реализации распоряжения Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» за 10 месяцев текущего года Агентством был проведен анализ 20 проектов муниципальных правовых актов, относящихся к сфере закупок,
и выдано 20 заключений (имеющиеся замечания устранялись в рабочем порядке).

По итогам данной работы необходимо сказать, что все проблемные вопросы снимались оперативно, работали слажено, за что всем специалистам муниципальных образований, ответственным за данное направление, большое спасибо!

Однако, работа в данном направлении не закончена и муниципальным образованиям предстоит еще актуализировать свои НПА.

Так, на федеральном уровне принят ряд положений, требующих внесения изменений в муниципальные НПА, а именно:

1) в части банковского сопровождения контрактов (ПП РФ от 13.09.2023 № 1496) – путем дополнения случаев исключения из такого сопровождения.

2) На сегодняшний день только 2 МО (Радищевский, Цильнинский районы) эту работу провели;

3) в части нормативных затрат и требований к закупаемым товарам – предлагаем скорректировать нормативы цены на служебный автотранспорт с учетом стоимости марок отечественных автомобилей (LADA, УАЗ, AURUS, «Москвич» Evolute и Haval), рекомендованных 20.10.2023 Минпромторгом России для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях.

Пока проектов от МО не поступало.

На региональном уровне приняты «технические» правки в Порядок взаимодействия (ПП УО от 19.10.2023 № 26/540-П), в части исключения отдельных категорий заказчиков из централизованных закупок через уполномоченный орган (это заказчики по ч. 4-5 ст. 15 Закона 44-ФЗ, которые на практике закупку через УО не проводят, бюджетные средства не получают).

Из 24 муниципалитетов области только 1 - МО Радищевский район такой проект подготовили, мы ждем от других МО аналогичных проектов!

Кроме того, на федеральном уровне планируется продление на 2024 год отдельных антикризисных мер в сфере закупок, проект Федерального закона № 475970-8 уже внесен в Государственную думу. В случае его принятия потребуется внесение изменений в муниципальные НПА, касающиеся возможности корректировки существенных условий контрактов по ч. 651 ст. 112 Закона 44-ФЗ.

Также возможно будут новые изменения федерального законодательства в декабре текущего года, поэтому все должны быть готовы оперативно на них отреагировать.

Учитывая изложенное, перед нами стоят две основные задачи:

I. Своевременно актуализировать нормативные правовые акты в сфере закупок в соответствии с положениями федерального законодательства.

Осталось два месяца до завершения года, соответственно, есть возможность внести необходимые изменения. Для этого нужно мобилизовать все силы, чтобы завершить этот процесс в текущем году.

II. Обеспечить осуществление закупочной деятельности с учетом принятых изменений и новых сервисов ЕИС.

Данная задача успешно выполняется заказчиками как регионального, так и муниципального уровня. Этому поспособствовали и пилотные группы, и профильные вебинары, которые были проведены для заказчиков в текущем году.

Но останавливаться на достигнутом пока рано, рекомендуем всем заказчикам и уполномоченным органам МО изучить и протестировать на практике планируемые к обязательному введению в 2024 году сервисы ЕИС.

Функционал заключения ЦИФРОВОГО КОНТРАКТА в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ уже доступен на текущий момент как право, а с 1 апреля 2024 года становится обязательным для всех заказчиков.

Всероссийское совещание Федерального казначейства, посвященное функционалу ГИС ЕИС ЗАКУПКИ – ЦИФРОВОЙ КОНТРАКТ, проходит сегодня.

Ключевые темы мероприятия:

- особенности заключения цифрового контракта;

- практика применения функционала;

- планируемые изменения.

Мы, со своей стороны, всегда готовы сообщать Вам обо всех изменениях в законодательстве о контрактной системе и помогать по возникающим проблемным вопросам в процессе осуществления закупочной деятельности.

Спасибо за внимание!