Доклад Поручикова Т.В., Главный советник департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области - О последних изменениях в законодательстве о муниципальной службе в части запретов и ограничений для муниципальных служащих

Конституционный Суд Российской Федерации: не является основанием для увольнения неуказание сведений о судимости при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы.

Непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, не предусмотренных законом, не может свидетельствовать о несоблюдении им установленных Законом о муниципальной службе ограничений, связанных с такой службой. И это не должно повлечь для такого гражданина правовых последствий в виде расторжения трудового договора по пункту 3 части 1 статьи 19 Закона о муниципальной службе.

Уточнены ограничения, связанные с муниципальной службой, несоблюдение которых является основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.

В частности, внесены следующие изменения:

•  муниципальные служащие не могут находиться на муниципальной службе, в том числе, при наличии подданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, который подтверждает их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 13 Закона о муниципальной службе). Исключения из этого правила установлены статьёй 27 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ;

• указанные муниципальные служащие могут продолжить службу на замещаемых ими должностях в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ - с 1 июля 2021 года. Для этого они должны представить в течение 20 дней с 1 июля 2021 года соответствующему должностному лицу документы, подтверждающие их намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. В противном случае они подлежат освобождению от замещаемых должностей
и увольнению со службы (часть 2 статьи 27 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ);

• муниципальные служащие, перечисленные выше и предоставившие документы, подтверждающие их намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства, также обязаны предоставить документы, подтверждающие прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Срок - в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание на территории иностранного государства. По истечении шести месяцев с 1 июля 2021 года муниципальные служащие, которые не представили подтверждающие документы, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (части 3, 4 статьи 27 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ).
Из общего правила есть исключение.

Увеличен предельный срок службы для муниципальных служащих с иностранным гражданством.

До 1 января 2023 года продлён срок, в течение которого муниципальные служащие, сообщившие работодателю о том, что они имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий их право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и предоставившие соответствующие документы, могут продолжать работу на замещаемых ими должностях.

Ранее такой срок составлял шесть месяцев с 1 июля 2021 года (часть 4 статьи 27 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ).

Дополнен перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальными служащими.

В число таких оснований включено приобретение муниципальным служащим статуса иноагента.

Увеличен срок, по истечении которого муниципальные служащие, не подтвердившие прекращение иностранного гражданства (подданства), увольняются.

Срок продлён до 30 июня 2024 года. С этой даты муниципальный служащий, который не представил документы, подтверждающие прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, увольняется со службы. Исключения предусмотрены в части 2 статьи 26 Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ (части 6, 8 статьи 27 указанного Закона).

В Закон о муниципальной службе и Закон о противодействии коррупции внесены изменения, связанные с увольнением по некоторым основаниям, в частности, в целях гармонизации законодательства.

Уточнено, что взыскание в виде увольнения по соответствующим статьям Закона о муниципальной службе применяется, в том числе на основании доклада о результатах проверки, проведённой уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации согласно статье 13.4 Закона о противодействии коррупции.

Определён порядок действий при увольнении (прекращении полномочий) лиц, указанных в частях 1, 2 статьи 13.5 Закона о противодействии коррупции, в период проведения проверки в отношении них или до принятия решения о применении взыскания по итогам такой проверки. В частности, предусмотрено следующее:

• материалы, которые получены в ходе проверки и по её итогам, направляются в органы прокуратуры Российской Федерации. Срок направления - три дня после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица (часть 3 статьи 13.5 Закона о противодействии коррупции);

• суд может изменить основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица по заявлению прокурора (часть 18 статьи 13.5 Закона о противодействии коррупции).

Совершение некоторых коррупционных правонарушений не влечёт увольнение, если действия муниципального служащего были следствием не зависящих от него обстоятельств.

В Закон о муниципальной службе и Закон о противодействии коррупции внесены изменения, устанавливающие, в частности, следующее. Муниципальный служащий освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Законом о муниципальной службе и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, если такое несоблюдение или неисполнение признано следствием не зависящих от него обстоятельств. Порядок такого признания предусмотрен новыми частями 3 - 6 статьи 13 Закона о противодействии коррупции. Например, к ним относятся стихийные бедствия, пожар, эпидемии.

Муниципальный служащий должен обеспечить соблюдение указанных ограничений, запретов и требований, а также исполнение названных обязанностей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, если иное не определено федеральными законами (часть 1.1 статьи 27.1 Закона о муниципальной службе, части 3, 4 статьи 13 Закона о противодействии коррупции).

Следует отметить, что на представление муниципальным служащим заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также таких сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанное правило об освобождении от ответственности не распространяется (часть 5.1 статьи 15 Закона о муниципальной службе).

В связи с вышеизложенными изменениями возникла необходимость внесения соответствующих изменений в Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, с целью приведения в соответствие их с Указом Президента Российской Федерации от 25.01.2024 № 71 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», скорректированы основания установления нарушений со стороны служащих и принятия соответствующих решений.