Доклад Кукановой Екатерины Игоревны, референта департамента правовой и организационной работы Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на тему: «Отдельные вопросы правоприменения в налоговом законодательстве и законодательстве, регулирующим отношения в агропромышленном комплексе»

1. Налоговое законодательство

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 № 306-КГ14-8182 следует, что, поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для её применения должен обосновать налогоплательщик.

Как следует из судебной практики (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2021 г. по делу № А82-20956/2020) основанием для изменения размера налоговой ставки может послужить то, что земельный участок в сельскохозяйственной деятельности не использовался, находился в зарослях леса и кустарников, а на свободной от зарастания древесно-кустарниковой растительностью территории земельного участка наблюдались сорные растения и присутствовали высохшие наземные части растений, не являющихся сельскохозяйственными культурами.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что рассматриваемый земельный участок не использовался для сельскохозяйственного производства, в связи с чем у Общества отсутствовало право применять в рассмотренном случае льготную налоговую ставку в размере 0,3 процента.

Ссылка Общества на фактическое использование земельного участка для выпаса крупного рогатого скота (далее – КРС), правомерно отклонена судами, так как Общество не представило относимые и допустимые доказательства фактического использования им земельного участка для выпаса КРС.

Суды верно указали, что относительная пригодность земельного участка для выпаса КРС сама по себе не свидетельствует о том, что этот земельный участок фактически использовался Обществом в этих целях.

Основанием для изменения налоговой ставки являются, в том числе акты муниципального контроля о проведении проверки соблюдения земельного законодательства.

Как следует из разъяснений ФНС России о применении абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ – налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определённой категории или виду разрешённого использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому). (Письмо ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944, от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@).

 

2. Законодательство в агропромышленном комплексе 

Специалистами Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области разработан и направлен на рассмотрение в Законодательное собрание Ульяновской области проект закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с обеспечением плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ульяновской области» (далее – проект). Данный проект подготовлен в целях приведения используемой в Законе Ульяновской области от 01 мая 2018 года № 38-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с обеспечением плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ульяновской области» (далее – Закон № 38-ЗО) терминологии в соответствие с Федеральным законом от 19.12.2022 № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и Водный кодекс Российской Федерации».

Положениями, изложенными в статье 1 Федерального закона от 19.12.2022 № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и Водный кодекс Российской Федерации» с 01 сентября 2025 года вносятся изменения в Федеральный закон от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» в части замены употребляемых слов «сельскохозяйственный оборот» на слова «сельскохозяйственное производство». Аналогичное словосочетание употребляется в Законе № 38-ЗО.

Кроме того, специалистами Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области разработан и направлен на рассмотрение в Законодательное собрание Ульяновской области проект закона Ульяновской области «О порядке подачи заявок на получение государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий» (далее – законопроект). Данный законопроект подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в редакции Федерального закона от 11.06.2022 № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», согласно которому субъекты Российской Федерации устанавливают порядок подачи заявок на получение государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий на бумажном носителе.

Реализация мер государственной поддержки в сфере сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

1) Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

2) Государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

3) Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»;

4) Государственной программой Ульяновской области развития агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/578-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие агропромышленного комплекса, сельских территорий и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области»;

5) постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2020 № 2140 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на производство и реализацию произведённых и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий»;

6) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 118 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур».

Указанными правовыми актами установлено правовое регулирование предоставления мер государственной поддержки физическим и юридическим лицам.

Законопроектом предлагается определить орган, уполномоченный на получение от физических и юридических лиц на бумажном носителе заявок на предоставление мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий,  а также утвердить механизм подачи заявок на получение мер государственной поддержки на бумажном носителе, который предполагает установить положения о размещении информации о подаче заявок, сроки подачи заявок на бумажном носителе, место подачи заявок, требования к формам заявок и журналам регистрации указанных заявок. 

Основной целью законопроекта является создание механизма правового регулирования отношений, возникающих между исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, уполномоченного на предоставление мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и физическими и юридическими лицами, обратившимися в вышеуказанный уполномоченный орган на стадии подачи заявок на получение указанной государственной поддержки.