Доклад Витушкиной Валерии Анатольевны, исполняющей обязанности начальника отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования на тему: «О задачах органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере образования в условиях моратория на проведение проверок»

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования определены в ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –№ 273-ФЗ).

Выполнение именно этих полномочий является предметом проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования в отношении ОМСУ.

В условиях моратория на проведение проверок на главный план выходит профилактическая работа, в том числе в форме выездных семинаров-совещаний. По результатам профилактических мероприятий в 2022-2023 гг. в деятельности органов местного самоуправления были выявлены признаки нарушений обязательных требований.

 

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Обеспечение доступности (п. 1 ч. 1 ст. 9)

Муниципальная услуга по постановке на учет, направлению и приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, оказывается
не в соответствие с утвержденным административным регламентом, а равно без учета действующего законодательства.

Административные регламенты содержат утратившие силу нормы права.

 

Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (п. 2 ч. 1 ст. 9) 

Функции по организации деятельности детско-юношеских спортивных школ, в том числе контроль и сопровождение процедуры лицензирования не осуществляются управления образования.

Вместе с тем, положением о соответствующем структурном подразделении (функциональном отраслевом органе), как правило, возложены функции по координации деятельности муниципальных образовательных учреждений.

 

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях (п. 3 ч. 1 ст. 9) 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 к полномочиям органов местного самоуправления отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях.

Эта норма пересекается со статьёй 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующей вопросы установления родительской платы.

В рамках осуществления данного полномочия уполномоченным органом местного самоуправления должно быть издано постановление о размере родительской платы в конкретном муниципальном образовании, установлены льготные категории граждан, в отношении которых снижен размер взимаемой родительской платы или освобожденных полностью от её взимания.

 

Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1 ст. 9) 

Положение о муниципальной комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации не принято либо не актуализировано с учетом изменений, внесенных в постановление Правительства Ульяновской области от 27.01.2014 № 16-П «Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Ульяновской области, муниципальной образовательной организации, а также порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений», постановлениями Правительства Ульяновской области от 05.04.2022  № 153-П, 17.02.2023 № 78-П. Фактически в ряде муниципальных образованиях оценка последствий принятия решения о реорганизации муниципальной образовательной организации не проводится, муниципальная комиссия не создана.

 

Осуществлении полномочий учредителя (п. 4 ч. 1 ст. 9) 

Предусмотренные законодательством об образовании полномочия органом местного самоуправления, осуществляющих функции учредителей муниципальных образовательных организаций, включают в себя такие важные вопросы, как утверждение уставов образовательных организаций, организация бесплатной перевозки обучающихся, льготное питание обучающихся, а также аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителя образовательной организации.

В соответствии с №273-ФЗ полномочия учредителя образовательных организаций осуществляют ОМСУ. Обращаем ваше внимание, что отраслевые (функциональные) органы в соответствии с № 131-ФЗ создаются для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, выполняют вспомогательные функции. Передача полномочий органа местного самоуправления отраслевым (функциональным) органам законодательством не предусмотрена. Поэтому обращаем внимание, что в положениях, регламентирующих деятельность управлений (отделов) образования или культуры, не следует переписывать положения № 131-ФЗ (о наделении полномочиями ОМСУ) и устава муниципального образования о полномочиях ОМСУ.

 

Аттестация руководителей образовательных организаций, кандидатов на должность руководителей образовательных организаций:

- при администрации создается комиссия по аттестации руководителей образовательных организаций, подведомственных только управлению образования;

- аттестация руководителей детских школ искусств, подведомственных муниципальным органам управления культуры
и искусства, не проводится;

- кандидаты на должность руководителей не проходят процедуру аттестации при назначении на должность;

- трудовые отношения с руководителями оформляется распорядительным актом администрации, поэтому она как работодатель несет ответственность за прием на работу руководителя, отвечающего квалификационным требованиям, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н) (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

 Учет детей, подлежащих обучению. Закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района (п. 6 ч. 1 ст. 9) 

В соответствии с ч. 5 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органами местного самоуправления утверждается Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения общего образования. В том числе, необходимо определить, как действовать ОМСУ и родителям в случае перевода ребенка на семейную форму обучения, а также в случае принятия ОМСУ решения о приеме ребенка в первый класс в возрасте ранее шести лет шести месяцев.

Вместе с тем, в ходе федерального государственного надзора фиксируются факты, что Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района утверждено приказами управления образования администрации муниципального образования, являющимся отраслевым (функциональным) органом, не наделенным действующим законодательством полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Обращаю внимание, что распорядительный акт ОМСУ о закреплении муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями издается ежегодно для организации приемной кампании в 1 класс текущего года.