Доклад Боброва М.С. «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году»

Доклад

Тема: «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году»

 

Докладчик: Бобров М.С.

 

07.06.2023 Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона № 375105-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 8 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году».

Законопроектом предлагаются следующие основные изменения:

1) предусматриваются изменения в статью 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации с целью объединения субсидий юридическим лицам различной организационно-правовой формы (бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, коммерческим организациям) в рамках одной группы видов расходов по различным подгруппам видов расходов. Целью данного объединения является необходимость упрощения процедуры перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляемых на конкурсной основе. Объединение видов расходов, по которым отражаются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, в рамках одной группы видов расходов позволит не вносить изменения в сводную бюджетную роспись, что сократит сроки доведения субсидий до юридических лиц - победителей конкурса;

2) предлагается абзац пятый пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса привести к единообразию с положениями подпункта 15 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации. Законопроектом предусматривается предоставление налоговыми органами финансовым органам по их запросам сведений в разрезе юридических лиц о принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа как при зачете денежных средств в счет конкретных видов налогов, так и при возврате из бюджетов сумм налогов на единый налоговый платеж при уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика;

3) предлагается закрепить с 1 января 2024 г. на постоянной основе в статье 46 Бюджетного кодекса норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных государственных органов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях;

4) предлагается изменение в статью 692 Бюджетного кодекса, предусматривающее введение компетенции Правительства Российской Федерации по установлению общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями всех публично-правовых образований. Предполагается, что установление общих требований Правительством Российской Федерации обеспечит определение одинакового перечня затрат, учитываемых при расчёте финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, единообразный подход к порядку расчёта нормативных затрат, с учётом применения отраслевых и территориальных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг учреждениями всех публично-правовых образований;

5) новой статьёй 1216-1  «Государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг» в Бюджетном кодексе на постоянной основе закрепляются нормы о государственной регистрации условий эмиссии и обращения субфедеральных и муниципальных облигаций. В настоящее время указанные положения закреплены в статье 5 Федерального закона от 02.08.2019 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и имеют временный характер - до 1 января 2024 г.

 

6) предусматриваются изменения в части 4 и 5 статьи 1794 Бюджетного кодекса в части установления целевого использования платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения тяжеловесными транспортными средствами, по аналогии с положением абзаца шестого части 3 статьи 1794 Бюджетного кодекса в отношении федеральных дорог. Предлагается обеспечить направление доходов региональных и местных бюджетов, получаемых за счёт данной платы, на осуществление дорожной деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Кроме того, в целях наполнения региональных и муниципальных дорожных фондов к источникам их формирования предлагается отнести доходы указанных публично - правовых образований от административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;

7) в целях однозначного толкования положений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также положений Федерального закона № 44-ФЗ, законопроектом предлагается внести изменения в статью 241 Бюджетного кодекса в части установления права государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных ими государственных контрактов (контрактов), обеспечить согласование новых условий таких контрактов;

8) в развитие организации централизованных моделей исполнения полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, включая составление бюджетной (бухгалтерской) отчётности, статью 2641 Бюджетного кодекса предлагается дополнить новым пунктом, содержащим положения, направленные на законодательное закрепление права Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации на принятие решения о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений, устанавливаются единые правовые категории (понятия) для обеспечения реализации передачи централизуемых полномочий бюджетных и автономных учреждений, что позволит эффективно урегулировать вопросы централизации бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, дополнения в пункт 6 статьи 2641 Бюджетного кодекса направлены на установление права высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на принятие решения о передаче централизуемых полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу субъекта Российской Федерации;

9) частью 42 статьи 9 Федерального закона № 448-ФЗ установлена возможность внесения объемов привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. В целях устранения имеющейся неопределенности в части механизма реализации вышеуказанной нормы предлагается дополнить ее положением, предусматривающим внесение изменений в программу государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. При этом предлагается приостановить на 2023 год действие пункта 3 статьи 1101 Бюджетного кодекса, согласно которому программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации является приложением к закону о бюджете субъекта Российской Федерации.