Доклад Артемьев Е.В., начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области

Докладчик

Артемьев Е.В., начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области

 

Тема выступления

О типовых недостатках в положениях о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области

 

При анализе положений о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области выявляются следующие распространённые типовые недостатки:

Отсутствие норм, регулирующих порядок осуществления досудебного обжалования по виду контроля.

Согласно ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) предусмотрено, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Соответственно, в случае, если на муниципальном уровне принято решение о неприменении досудебного прядка в Положении о виде муниципального контроля необходимо предусмотреть норму, соответствующую ч. 4 ст. 39 Федерального закона № 248-ФЗ, т.е. прямо прописать, что при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля досудебный порядок подачи жалоб не применяется.

Отсутствие в Положении о виде муниципального контроля указанной нормы с одновременным отсутствием положений о порядке рассмотрения жалоб не свидетельствует о неприменении досудебного обжалования,
но о неисполнении требований ч. 2 ст. 40 Федерального закона.

 

Отсутствие норм, регулирующих порядок применения системы управления рисками, предусмотренных частью 5 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Соответственно, в случае, если на муниципальном уровне принято решение о неприменении системы управления рисками  в Положении о виде муниципального контроля необходимо предусмотреть норму, соответствующую ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 248-ФЗ, т.е. прямо прописать, что при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля система оценки и управления рисками не применяется.

Отсутствие в Положении о виде муниципального контроля указанной нормы с одновременным отсутствием прочих предусмотренных законом положений, относящихся к системе управления рисками, не свидетельствует о неприменении данной системы, но о недостаточном правовом регулировании вида контроля.

 

Указаны нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие правоотношения в сфере осуществления государственного контроля, но подпадающие под действие 294-ФЗ (см. таблица 1):

 

Что регулирует

Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Федеральным законом
от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

 

/не применяются к контролю, осуществляемому в соответствии
с Федеральным законом  от 31.07.2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации»/

Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Федеральным законом
№ 248-ФЗ /применяются к контролю, осуществляемому

в соответствии с Федеральным законом
от 31.07.2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре)
и муниципальном контроле
в Российской Федерации»/

Предосте-режение

постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166  «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»

 

Не предусмотрено

 

Согласно ч. 4 ст. 49 Федерального закона
№ 248-ФЗ:
 «4. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения
в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля».

Типовые

формы документов

приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона
 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации
от 31.03.2021 № 151
«О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом»

 

План проверок / контрольных (надзорных) мероприятий

постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428
 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения
в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»

Формирование плана проверок / контрольных (надзорных) мероприятий

приказ Генпрокуратуры России от 08.11.2019 № 783 «О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021
№ 294 «О реализации Федерального закона
от 31.07.2020 № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Согласование внеплановых проверок / контрольных (надзорных) мероприятий

приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93

«О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Проверочный лист (список контрольных вопросов)

постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке
и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»

 

постановление Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844
«Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов,
а также случаев обязательного применения проверочных листов»

Программа профилактики

постановление Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»

постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»

 

Аттестация экспертов

постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля,
к проведению мероприятий по контролю»

постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых
к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

 

Работа в ЕРП/ЕРКНМ

Постановление Правительства РФ
от 28.04.2015 № 415  «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»

 

Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий
и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415»

 

По тексту одного положения о виде муниципального контроля в качестве органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, указываются различные наименования - администрация, контрольный орган, уполномоченный орган и т.д.

 

В перечне индикаторов риска содержатся индикаторы, связанные с предостережениями.

 

Ключевые показатели не соответствуют требованиям ч. 2 и 7 ст. 30 Федерального закона № 248-ФЗ, согласно которым:

ключевые показатели видов контроля должны отражать уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности;

не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на:

количестве проведённых профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;

количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлечённых к ответственности;

количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц.

 

Не предусмотрены случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.

Обязательность наличия указанных положений предусмотрена ч. 8 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ.

 

Предусмотрена обязанность контролируемого лица о направлении в контрольный орган уведомления об исполнении предостережения.

Федеральный закон № 248-ФЗ не предусматривает такой обязанности контролируемого лица.

Такая обязанность предусмотрена Федеральным законом № 294-ФЗ и принятым в его исполнении постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения
о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения». Нормы, установленные данными нормативными правовыми актами к осуществлению муниципального контроля не применимы.

В настоящее время ч. 4 ст. 49 Федерального закона предусмотрено, что контролируемое лицо вправе подать в контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения. При этом в Положении о виде контроля должен быть определён порядок подачи и рассмотрения такого возражения.

 

При описании меры профилактики «Информирование» сведения, которые контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своём официальном сайте в сети «Интернет», указаны не  в полном объёме.

Общий перечень таких сведений установлен ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ. Обязательность указания сведений в положении о виде контроля из данного перечня определяется с учётом особенностей регулирования соответствующего вида контроля.

 

Сведения, размещаемые на официальном сайте контрольного органа в рамках информирования (ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ)

Обязательность указания сведения в Положении
о виде контроля при описании меры профилактики «Информирование»

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

обязательно

сведения об изменениях, внесённых в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу

обязательно

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции

обязательно

утверждённые проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования

обязательно в случае применения проверочных листов при осуществлении вида контроля (плановые выездная проверка, рейдовый осмотр, иные плановые и внеплановые КНМ, предусмотренные положением о виде контроля)

руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утверждённые в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

обязательно

перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований

обязательно

порядок отнесения объектов контроля к категориям риска

обязательно в случае применения при осуществлении вида контроля системы управления рисками (СУР не применяется, только если прямо указано в Положении
о виде контроля)

перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска

обязательно в случае, если  положением о виде контроля предусмотрено осуществление плановых КНМ

программу профилактики рисков причинения вреда
и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);

обязательно

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица

обязательно

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований

обязательно

сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц

обязательно в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Меры стимулирования добросовестности»

сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц

обязательно в случае применения при осуществлении вида контроля порядка досудебного обжалования (ДО
не применяется, только если прямо указано
в Положении о виде контроля)

доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа

только в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Обобщение правоприменительной практики»

доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле

обязательно

информацию о способах и процедуре самообследования (при её наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами

обязательно в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Самообследование»

иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда

обязательно

 

Предмет муниципального контроля не соответствует предмету, предусмотренному федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 248-ФЗ предмет муниципального контроля определяется федеральным законом о виде контроля.

Наименование вида муниципального контроля

Норма отраслевого федерального закона, в которой усатнволен предмет муниципального контроля

 

Муниципальный земельный контроль

ч.2 ст. 72 Земельного кодекса РФ

 

Муниципальный лесной контроль

ч. 2 ст. 98 Лесного кодекса РФ

 

Муниципальный контроль
на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте
и в дорожном хозяйстве

ч.5 ст. 3.1 Федерального закона
от 8.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического транспорта»

 
 
 
 
 

Муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения

ч. 2 ст. 33 Федерального закона
от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

 
 

Муниципальный жилищный контроль

ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ

 

 

Муниципальный контроль в сфере благоустройства

п. 19 ч.1 ст. 14, п.25 ч. 1я ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»

 
 
 
 

Муниципальный контроль
за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения

ч. 2 ст. 2314 Федерального закона
от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении»