Выступление Губернатора С.И. Морозова перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области 28.11.2013 года

Уважаемый Анатолий Александрович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Дорогие ульяновцы!

 

Начать свое выступление хочу со слов благодарности всему депутатскому корпусу за конструктивный диалог при подготовке бюджета. Без всякого сомнения можно говорить, что документ, который вынесен сегодня, – результат нашего совместного труда.

Коллеги!

Мы принимаем основной финансовый документ в непростых макроэкономических условиях. Общемировая тенденция замедления роста сказывается и на нашей стране, и на нашем регионе.

Вы знаете, что Минэкономики России в течение года несколько раз пересматривало свой прогноз развития на 2014-2016 годы в сторону снижения. По итогам этого года ожидается рост порядка всего 1,8%. Таким образом, в текущем году уровень развития экономики страны впервые упал ниже среднего по миру (2,7%), и вернуться на среднемировой уровень и, тем более, превысить его Россия по оценке не сможет и в 2014 г.

Не внушают оптимизма и другие негативные фактырешение о сокращении расходов федерального бюджета на 5 процентов, а по некоторым статьям - до 10 процентов, изменения в федеральном законодательстве, в результате которых снизилась доходная база субъектов, увеличение доли социальных расходов в региональных бюджетах за счет сокращения бюджетных инвестиций.

Еще один отрицательный момент – стагнация происходит в условиях наращивания внутреннего государственного долга субъектов Российской Федерации. В целом задолженность увеличили 45 субъектов, в том числе наша область.

И если в первом полугодии наша региональная экономика практически не замечала этих проблем, то в августе-октябре влияние всех перечисленных неблагоприятных факторов стало очевидным.

По всем основным показателям по итогам 10 месяцев мы наблюдаем замедление роста. Нам уже пришлось скорректировать ряд прогнозных показателей, которые мы заложили в конце 2012 года. И это не может не тревожить.

Индекс промышленного производства стабильно снижается, начиная с июня, и в октябре составил 102% против 106,9% за январь-май.

Особенно явным нисходящий вектор стал в обрабатывающих производствах, которые на 80% формируют нашу промышленность. Индекс роста со 108% в апреле упал до отметки 100,7% в октябре. Отрицательную динамику уже сейчас  имеют 8 из 11 основных видов обрабатывающих производств. 

И лишь высокие индексы, которые у нас сохраняются в производстве транспортных средств и оборудования (106,3%), производстве машин и оборудования (105,7%), обеспечивают нам показатели по промпроизводству более высокие, чем в среднем по России (102% по области против 100% по РФ) и ПФО.

А вот объем продукции сельского хозяйства хотя и выше прошлогодних, но уже отстает - при среднероссийских 105,3% по области только 102,5%.

Также, по оценке, отстают и инвестиции - 98,8% по России против 95,9% по области. Основной прирост по инвестициям нам дают предприятия и компании, создающиеся с нуля. Тем не менее, по итогам года мы все же рассчитываем на выполнение целевого показателя по инвестициям (80 млрд. руб.), что позволит нам превысить среднероссийские индикаторы.

Уважаемые коллеги!

Несмотря на общее ухудшение социально-экономической обстановки, на протяжении всего текущего года область по темпам роста  налоговых и неналоговых доходов постоянно находилась в первой половине списка субъектов ПФО.

Мы находили ресурсы на развитие и поддержку приоритетных экономических проектов, в полном объёме выполняли все взятые социальные обязательства, в том числе в соответствии с майскими Указами.

Правда, сделать это без увеличения регионального долга мы не смогли. За  10 месяцев он вырос почти на 17% и достиг 10,35 млрд.рублей. Это 6 место по ПФО и 32 по РФ. При этом мы вышли на предельный дефицит бюджета в 15%. Напомню, что год назад мы обозначали для себя планку областного долга суммой не более 9,4 млрд. рублей.

О самом бюджете: основные подходы к формированию, особенности,  базовые параметры.

Принципы и подходы к нашей бюджетной политике, основные параметры бюджета были определены в моем Бюджетном Послании. Они вам уже известны. Поэтому остановлюсь только на самых существенных моментах.

Первое. Так же, как и в предыдущие годы, – это социально ориентированный бюджет. Удельный вес социальных расходов - 78,6%. Особое внимание, как и в 2013 году, мы уделим выполнению социальных обязательств в рамках реализации майских Указов Президента Российской Федерации.

Только на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (педагогам, врачам, специалистам учреждений культуры) дополнительно по сравнению с 2013 годом требуется более 2,6 млрд. руб.

В целом фонд заработной платы на 2014 год по сравнению с 2013 годом вырастет на 37,7% (с 8,9 млрд. руб. до 12,3 млрд. руб.).

Второе. В то же время в бюджетных расходах предусмотрены средства и на поддержку экономического роста, укрепление конкурентоспособности экономики области.

Третье. Бюджет становится программным. Сформировано 17 госпрограмм на сумму 8,5 млрд. рублей. Программные расходы выросли по сравнению с 2013 годом почти в 2 раза. Такой подход позволяет нам комплексно рассматривать каждую сферу, по которой принимается программа, и жестко увязывать расходные обязательства с полученными результатами.

До 2015 года, когда программный принцип начнет действовать в полном объеме, нам необходимо повысить качество принятых программ. Это обеспечит нам максимальный эффект от перехода к новой форме бюджетных расходов. Это работа должна быть проделана отраслями совместно с Министерством экономики.

Четвертое. Получает развитие практика формирования дорожных фондов. Наряду с региональным, начинают действовать муниципальные дорожные фонды.

И последнее. При подготовке проекта бюджета на 2014-2016 годы мы не только обязаны были учесть все риски, но и сформировать комплекс мер, который обеспечит рост экономики и доходов областного бюджета, оптимизировать расходы, реализовать социальную политику и провести институциональные реформы.

Как результат - общий объем доходов мы запланировали почти на 2% больше, чем при принятии бюджета в прошлом году, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 3,5% (и я обращаю особое внимание на этот принципиальный момент). Итого - доходная часть областного бюджета составит 28,9 млрд. рублей. И это при том, что потребность в расходах растет куда более значительными темпами. Как следствие – сохранение предельного размера дефицита в 3,6 млрд. рублей при общих расходах в 32,5 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты!

Еще раз обращаю внимание на то, что мы входим в качественно иные условия работы. Очень непростые. Нас ждет период, который потребует от всех принятия серьезных решений, готовности идти на нестандартные шаги и глубокие перемены. Чтобы быть успешными в новых условиях, нам всем надо качественно меняться. Мышление и наши действия должны быть иными.

У Альберта Эйнштейна есть замечательные слова: «Мы никогда не сумеем достигнуть поставленных целей, если сохраним то же мышление и тот же подход, который привел нас к этой проблеме». Бессмысленно ждать и надеяться, что кто-то все сделает за нас.

Главная цель одновременно простая и сложная – приложить максимум усилий для роста доходов и повышения эффективности расходов.  

Для ее достижения считаю необходимым сосредоточиться на 3-х главных задачах:

  1. Обеспечить экономический рост.
  2. Повысить эффективность нашей бюджетной политики.
  3. Провести институциональные реформы и на региональном, и на муниципальном уровне.

Очень важно, чтобы все, что мы делаем, не сводилось к фрагментарным, единичным (хотя, может быть, и правильным) шагам.

Повышение темпов роста экономики Ульяновской области

Определяя приоритеты на ближайшие три года, мы исходили из того, что и бюджет, и наши действия должны создавать дополнительные условия для экономического роста.

В качестве основных ориентиров на 2014 год для региона мы определили следующие показатели:

- Темп роста ВРП и положительная динамика индекса промышленного производства - не менее 105%.

- Совокупный объем инвестиций - не менее 87 млрд. руб.

- Темп роста оплаты труда - 115% по отношению к предыдущему периоду, а его фактический уровень - не менее 23 тыс. руб.

- Темп роста собственных доходов областного бюджета Ульяновской области - не менее 108%.

- Создание не менее 21 тыс. новых рабочих мест при уровне безработицы по МОТ не выше 6%.

Для того, чтобы достичь обозначенных ориентиров мы намерены двигаться по следующим основным направлениям:

- Совершенствовать нашу инвестиционную политику;

- Содействовать в модернизации и обеспечении заказами действующих предприятий;

- Повысить эффективность и отдачу от бюджетных инвестиций в социальные и инфраструктурные проекты;

- Предпринять дополнительные шаги, чтобы импульс от наших проектов дошел до малого бизнеса.

Первое. Совершенствование инвестиционной политики.

Мы должны выйти на новые нормативные акты по инвестиционному климату. В частности, разработать и принять собственный закон «О развитии государственно-частного партнёрства в Ульяновской области».

Мы уже начали использовать механизм ГЧП, в том числе при строительстве социальных объектов. В здравоохранении – это медицинский центр «Фрезениус», в спорте – Ледовый Дворец, Дворец Легкой атлетики, строительство которых заканчивается. Но той нормативной базы, которая сегодня есть – недостаточно.

Кроме этого мы будем решать две задачи:

1) развивать и усиливать наши точки роста – кластеры: ядерно-инновационный, авиационный, машиностроительный, строительных материалов, кластер информационных технологий и культурно-туристический кластер на базе Музея СССР.

2) формировать новые точки роста по всей территории области.  

Развитие кластеров. Наши усилия начали сегодня приносить нам конкретные результаты.

Ядерно-инновационный кластер. К концу 2014 года завершатся основные работы в Димитровграде по вводу Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии.  В 2015 году он должен начать полноценный прием населения. Проект, не имеющий на сегодня аналогов в нашей стране!

На базе НИИАРА начнется реализация еще 2-х масштабных проектов: создание радиохимического комплекса и строительство единственного в мире многоцелевого быстрого исследовательского реактора (МБИР). Только для их строительства потребуется более 1 тысячи специалистов.

В рамках кластера уже сегодня создаются малые  инновационные предприятия, формируется деловая и социальная инфраструктура. На его развитие в областном бюджете 2014 года заложено 102 млн. руб. При необходимости мы готовы увеличить эту сумму.

Авиационный кластер. В этом году нам удалось убедить федеральное правительство выделить средства на создание ПОЭЗ в полном объеме - 7 млрд. руб., что позволит к 2020 году создать более 50 предприятий и 11 тысяч рабочих мест.

Мы также начали строительство инфраструктуры и до конца следующего года должны ввести первую очередь, что даст возможность приступить к строительству производственных площадей не менее чем 4-м резидентам. Среди них - корпорация «Ростехнологии», которая будет строить завод по производству региональных турбовинтовых самолетов канадской компании Bombardier.

Машиностроительный кластер. Основной площадкой для развития кластера стала промышленная зона Заволжье. В 2014 году здесь будут введены в строй сразу 4 новых производства, и общее количество действующих достигнет восьми. Таким образом, всего за год начнет работать количество предприятий, равное тому, что мы пускали в течение предыдущих 4 лет! Также не менее 4-х резидентов в 2014 году выйдут на строительство.

Для выполнения наших обязательств по развитию заволжской промзоны в следующем году сюда будут направлены средства областного дорожного фонда в размере 100 млн. руб.

Формирование точек роста по всей территории области. 

Мы научились создавать комфортные условия для крупных компаний и серьезных проектов. Но все они привязаны к городам (Ульяновск, Димитровград) или сырьевым центрам (Сенгилей, Тереньга). В муниципалитетах преобладает малый и микробизнес. С 2006 года уже реализованы или находятся в стадии реализации 336 проектов с совокупным объемом инвестиций более 15 млрд.руб. Реестры проектов и инвестиционных предложений сегодня ведутся каждым муниципальным образованием и насчитывают около 700 объектов. 

Но задачу гармоничного развития всей территории нам не решить без увеличения доли капиталоемких проектов и за пределами крупных городов, в сельских районах. А это значит, что мы с особым вниманием должны посмотреть на ситуацию в муниципалитетах области.

Для этого мы продолжим внедрение Стандарта АСИ на муниципальном уровне на всей территории области, включим в него положения, отражающие специфику и полномочия именно муниципальных образований.

В каждом районе и городском округе области реформируем действующие Центры развития предпринимательства. Если сегодня они выполняют консультативные функции для малого и среднего бизнеса, то уже в ближайшее время будут заточены под развитие муниципалитета в целом. Для этого они будут наделены функционалом по инвестиционному маркетингу территорий, по поиску новых инвесторов, бизнес-партнёров и рынков сбыта для действующих предпринимателей. Станут своеобразными филиалами наших институтов развития (Корпорации развития Ульяновской области, Корпорации по развитию предпринимательства, Агентства по развитию сельских территорий).

Отдельная Управляющая компания в следующем году будет создана для Димитровграда и Мелекесского района.

Внимание к муниципалитетам позволит нам перейти к созданию территорий развития в каждом муниципальном образовании. Сейчас абсолютное большинство реализованных инвестиционных проектов размещаются в трех муниципальных образованиях: Ульяновске (26 проектов), Чердаклинском районе (5) и Сенгилее (5). Но уже в 2014 году крупные производства откроются в 11 муниципальных образованиях. В Тереньгульском – сразу три проекта (почти 1,8 млрд. рублей инвестиций и более 300 новых рабочих мест). В Новоульяновске – два проекта (570 млн. рублей инвестиций и сотней новых рабочих мест). Завершится реализация инвестпроектов в Карсунском, Мелекесском, Ульяновском, Новомалыклинском, Старомайнском, Сурском районах, Сенгилеевском.

Мы намерены стимулировать муниципалитеты вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Начиная с 2014 года, мы будем поощрять их за эффективную инфраструктуру, достижение конкретных результатов по привлечению инвестиций через выплату грантов (субсидий). Мы уже заложили под этот шаг в областном бюджете конкретные деньги, хотя пока и небольшие (12 млн. руб., но при необходимости эта сумма будет увеличена).

Кроме этого, мы приступаем к созданию новых 6 зон развития на территории области. Начнется работа по формированию промышленных зон развития: «Новоспасская», «Новоульяновск»,  «Карлинская», «УЦМ» (Ульяновск), «Инза» и «Димитровград». Уже в следующем году планируется завершить все подготовительные работы по «Карлинской» зоне. А к 2016 году мы должны выйти на активную стадию по всем перечисленным проектам.

Наши обязательства на 2014 год по всем промышленным зонам мы закрепили в Государственной программе «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы. Предусмотрено  189,7 млн. руб. 

Учитывая недостаток средств, мы должны привлекать длинные кредиты, искать альтернативные варианты. Например, промзона в Карлинском. Мы подписали соглашение с немецкими партнерами о развитии этой территории. Создаем совместную компанию. Инвестиции немецкой стороны позволят нам начать строительство инфраструктуры.

Второе. Модернизация и обеспечение заказами действующих предприятий.

Сохранение текущих тенденций в мировой и российской экономике приведет к тому, что через 5-10 лет традиционные предприятия в своем нынешнем виде будут абсолютно неконкурентоспособны. Именно поэтому мы создаем условия для их глубокой модернизации и реорганизации.

Отрадно, что понимание необходимости таких шагов есть у всех крупных предприятий, которые определяли нашу экономику в советскую эпоху. Это касается региональных лидеров автопрома (УАЗ, ДААЗ, Моторный завод), предприятий оборонной промышленности (Механический завод, Марс, Патронный завод, Искра), авиа- и авиаприборостроения (Авиастар, УКБП, Утес).

         Летом на производственной площадке ДААЗа сформирован первый региональный индустриальный парк (1,1 млрд. руб. инвестиций). В следующем году объем инвестиций возрастает почти в 2 раза (до 2,2 млрд.руб.), модернизация пойдет еще более активно. Это уже позволило не только сохранить рабочие места, но повысить заработную плату на всех предприятиях площадки на 10-20%. Сделано это было при нашей непосредственной поддержке за счет предоставления налоговых преференций.

Новые производства позволят не только сохранить традиционные компетенции в производстве комплектующих, но и приобрести новые. Так новое предприятие «Автосвет» позволит поставлять всю светотехнику на перспективные модели АвтоВАЗа, в том числе линейку РЕНО-НИССАН.

         По такому же пути в следующем году пойдет УАЗ. В развитие площадки до 2020 года планируется вложить 24 миллиарда рублей. Реализация проекта позволит создать до 2,5 тысячи рабочих мест. Персонал предприятия при нашей поддержке будет перепрофилироваться и переобучаться для направления на новые рабочие позиции или участия в проектах по модернизации предприятия на территории площадки. Поэтому ни о каком массовом увольнении речь не идет.

Программа модернизации продолжается и на Моторном заводе. Улучшается не только сам продукт (двигатель), но и производственная база, включая и ремонт бытовых и административных помещений.

Перевооружение производства идет на «Контакторе». В следующем году мы ожидаем на предприятии 9% рост. В декабре текущего года будут поставлены новые производственные линии, в том числе из Европы, запущены перспективные продукты. При сохранении численности коллектива вырастет заработная плата.

Тот же самый инвестор (компания «Легран») серьезные ресурсы направит на развитие своей второй производственной площадки в Ульяновске. Фактически будет создано новое предприятие по масштабам производства сопоставимое с «Контактором». Новый завод – самый крупный проект Леграна в мире. Сейчас там работают 200 человек. Инвестором уже вложено 200 млн. руб. Ожидаемый рост инвестиций – до 800 млн. руб. 

 Оборонный комплекс. Последние несколько лет он по объемам выпущенной продукции «догоняет» наши предприятия автопрома. Все заводы «оборонки» в 2014 году наметили прием дополнительного персонала и являются участниками федеральных программ по модернизации и техвооружению предприятий ОПК.

Авиастар. Здесь мы уже получаем реальную отдачу. Темпы роста объемов производства на 2014 год планируется не менее 170%. Такой результат складывается из разных проектов.

В первую очередь это контракт с Минобороны на производство модифицированного ИЛ-76. В следующем году будут сданы заказчику два воздушных судна, первый серийный самолет будет передан Минобороны в середине года. Еще 10 Ил-76 (включая первый топливозаправщик) и два Ту-204-300 (для Управделами Президента) будут заложены в производство.

Кроме этого завод исполняет контракт по глубокой модернизации и ремонту «Русланов», участвует в производстве лайнеров Сухой Суперджет (изготовление и установка интерьеров, окраска самолетов).

Принято решение по вхождению «Авиастара» в совершенно новый проект. Министерство обороны планирует взять на вооружение Ил-112. Завод примет участие в качестве основного кооперанта по изготовлению панелей фюзеляжа и отдельных элементов конструкции самолета.

         Предприятие также участвует в кооперации по созданию магистрального самолета МС-21. Уже создан новый цех, куда  поставляется оборудование. В следующем году планируется изготовить и отправить в «Корпорацию «Иркут» первые агрегаты на летный образец самолета.

Под новые проекты ведется прием рабочих. Сегодня на заводе работает около 9000 человек. В следующем году предстоит принять еще 1,5 тысячи.

На Авиастаре предстоит осуществить и еще один проект масштабной реорганизации производственной площадки. Совместно с ОАК будет создан Технопарк под размещение и развитие здесь  поставщиков комплектующих для авиационной отрасли.

Третье. Повышение эффективности и отдачи от бюджетных инвестиций в социальные и инфраструктурные проекты.

Весь этот год мы говорили о том, что Будущее начинается сегодня. Мы вводим в строй, начинаем строительство и проектируем огромное количества новых, в том числе уникальных для нашей области объектов! Без преувеличения можно сказать, что на такие объёмы мы выходим впервые за всю постсоветскую историю развития нашей области.

До конца этого и в течение 2014 года планируется ввести в эксплуатацию более 20 инвестиционных проектов с общим объемом частных инвестиций 22,5 млрд. рублей. Их запуск позволит организовать почти 7 тысяч новых рабочих мест. Это максимальное число рабочих мест, создаваемых за счет инвестпроектов в современной истории области.

Но кроме частных, мы намерены существенно повысить роль и отдачу бюджетных инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях за счёт средств федерального, областного и муниципального бюджетов строятся (ремонтируются), проектируются и планируются к строительству 254 объекта на общую сумму 12,8 млрд. руб.

Все наши социальные отрасли (образование, здравоохранение, культура, спорт) сдают под ключ или начнут строительство самых разных объектов.

Министерство здравоохранения реализует 21 проект. В областном бюджете на 2014 год на софинансирование и проведение работ предусмотрено 164,1  млн. рублей. И это не окончательная сумма.

Самый крупный объект -  федеральный перинатальный центр на территории «Ульяновской областной детской клинической больницы» (более 2 млрд. руб.) Все документы и согласования подписаны. Строительство рассчитано на 2 года и завершится в 2015 году.

Почти 60 объектов строятся по линии Министерства образования и науки. Это в основном реконструкция, капитальный ремонт школ и дошкольных учреждений. Кроме этого, мы продолжим вводить и проектировать абсолютно новые объекты.

В стадии строительства сейчас - 3 дошкольных учреждения. В начале следующего года будет сдан детский сад на 240 мест в городе Ульяновске (микрорайон «Запад-1») и детский сад в Больших Ключищах Ульяновского района. Через год будет введен в эксплуатацию садик с бассейном в Новоспасском.

Еще 5 новых дошкольных учреждений (два в областном центре, по одному в Димитровграде, Барыше, Инзе) и одна новая школа (Тереньга) находятся в стадии проектирования.

Министерство искусства и культурной политики - 35 объектов. И здесь тоже - не только ремонт учреждений культуры и школ искусств, но и работа по новым проектам. В частности, мы направили заявки  в Министерство культуры РФ на строительство сразу двух многофункциональных культурных центров - в Инзе и Сенгилее.

Согласовано выделение федеральных средств для реконструкции здания архива. Наше софинансирование архива  - 110 млн. руб. В 32,5 млн. руб. обойдется ремонт здания Музея современного изобразительного искусства имени А.А.Пластова. Деньги заложены в проекте бюджета.

По линии департамента физической культуры и спорта работа ведется по 30 объектам! Такого не было даже в советский период! Общий объем средств, направляемых на развитие отрасли, составит 672,9 млн. руб. (в 1,6 раза больше по сравнению с первоначальным бюджетом 2013 года).

Сейчас ведётся строительство сразу 11 спортивных объектов – 4 будут введены в эксплуатацию до конца 2013 года. Ещё 7 – в 2014 году. Это крупные спортивные центры (Легкоатлетический манеж «Спартак» и Крытый ледовый дворец «Волга-Спорт-Арена»), ФОКи (в Димитровграде, Новоульяновске, Сенгилее, Инзе, Николаевке, Новой Малыкле, Карсуне, Базарном Сызгане), бассейн в педагогическом университете.

Ещё 8 спортивных объектов находятся на стадии проектирования (ФОКи в Сурском, Ишеевке, Чердаклах, Новой Майне, Центр единоборств и большой спортивный объект с бассейном, игровыми залами в Новом городе в Ульяновске).

Подана заявка на строительство бассейнов на территории Технического университета и на территории УВАУГА, их строительство планируется в 2014 и 2015 годах. Передать области или городу Ульяновску спортивную инфраструктуру при Моторном заводе готова группа компаний ГАЗ.

Ведется подготовительная работа по строительству спортивных сооружений в Кузоватово, Цильне, Старой Кулатке, сразу нескольких специализированных объектов в Ульяновске и Димитровграде.

На территории области пройдут крупные спортивные события, которые требуют от нас подготовки: в следующем году мы принимаем Чемпионат мира по национальным видам спорта, а в 2016 – Чемпионат мира по хоккею с мячом.

Для решения такого объема задач буквально с декабря мы преобразуем Департамент по физической культуре и спорту в Министерство спорта.

Министерство строительства, ЖКХ и транспорта работает по 70 проектам. Только на работы, связанные с газификацией, в 2014-2015 гг. будет потрачено более 2 млрд. руб., из которых более 1,1 млрд. руб. – это средства «Газпрома». Остальные должны быть найдены в областном бюджете, в том числе 350 млн. руб. в 2014 году (сейчас заложено 29 млн.).

На ремонт и содержание дорог будет направлено более 2 млрд. руб. из областного дорожного фонда. Его общий объем в следующем году составит 2,66 млрд. руб. Принципиально важно, что ремонт дорог коснется всех районов области.

На развитие сельской дорожной сети в следующем году будет направлено более 200 млн. рублей. Кроме этого 100 млн. руб. уйдет на ремонт внутриквартальных дорог.

Отдельно скажу про школьные маршруты. Работы будут финансироваться областным бюджетом отдельной строкой. На эти цели будет направляться до 180 млн. рублей ежегодно. В 2015 году вся дорожная сеть по школьным маршрутам будет соответствовать современным параметрам.

Кроме этого мы продолжим наращивать объемы жилищного строительства: будет введено в эксплуатацию более 700 тыс. кв.м. жилья (почти на 100 тысяч кв. метров больше, чем планируется в текущем году).

Строительный сектор, инфраструктура – это важнейшие точки роста для любой экономики. Рубль, вложенный в строительство, дает экономике  дополнительно от 3-х до 5 рублей: прибыль подрядчика, спрос на стройматериалы и оборудование, транспортные перевозки,  налоги и т.д. Строительство любого объекта – это гарантированная занятость и зарплаты огромного числа строителей и юристов, водителей и экономистов, монтажников и экологов, инженеров и бухгалтеров, можно продолжать бесконечно!

Четвертое. О развитии малого бизнеса.

         В условиях, когда мы запускаем такое количество абсолютно новых объектов (и производственных, и социальных), -  мы должны предпринять дополнительные шаги, чтобы этот импульс дошел до малого бизнеса, который бы создавал сопутствующие предприятия.

         Считаю необходимым еще раз вернуться к теме внутренней кооперации, аутсорсинга, сопровождению всех наших больших проектов развитием малого бизнеса. Для поддержки малых и средних предприятий запустим проект электронной бизнес-кооперации. 

Сегодня мы также активно взаимодействуем с федеральным правительством и намерены войти в «пилот» по так называемым «налоговым каникулам». Это решение позволит нам создать дополнительные стимулы (выведет часть предпринимателей «из тени») и увеличит налоговые сборы. О том, что все перечисленные результаты достижимы, говорит и тот опыт, который мы имели в области в период 2010-2012 гг.

Еще один шаг нацелен на увеличение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей. Будет расширено действие Программы микрофинансирования и увеличены сроки предоставления займов до 5 лет. Получит развитие система предоставления гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (будет увеличена капитализация нашего областного Фонда поручительств).

Кроме этого, с целью льготного финансирования инвестиционных и инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства будет создана новая структура – государственная небанковская кредитная организация.

Сохранится и такой формат общения с бизнесом, как проведение недель «предпринимательских инициатив». Вопросы, которые здесь ставились бизнесом, транслировались нами на федеральный уровень, и по ним принимались конкретные решения.

Уважаемые коллеги!

Предстоящие три года министр финансов РФ Антон Германович Силуанов назвал «трёхлеткой сокращения издержек». Очень точное и своевременное определение.

Повышение эффективности бюджетной политики.

Необходимо повысить эффективность социальной политики,  усилить адресный характер социальной помощи. Бюджетные деньги будут работать на социальную справедливость, на семьи и граждан, кто в этом реально нуждается.

Для нас это очень важно, ведь мы оставляем объём бюджетных ассигнований на социальную поддержку практически на уровне прошлогоднего (96,2% от 2013 года). Почти 8 млрд. руб. (четверть расходов областного бюджета) направляется в 2014 г. на социальную политику. И это еще раз подтверждает социально ориентированный характер областного бюджета.

Значительный резерв кроется в повышении эффективности бюджетных расходов и, одновременно, снижении неэффективных расходов.

Общий объем неэффективных расходов области является достаточно большим и составляет более 2 млрд. руб. (оценка регионального Министерства экономики).  К сожалению, этот показатель продолжает расти: за 2012 год только в сферах образования и здравоохранения он вырос по сравнению с 2011 годом на 20%.

Планируется комплексная работа Правительства области по 6 основным направлениям с целью их снижения на 481 млн. руб.

Это - полный переход с 2015 года на программно-целевые инструменты планирования и управления бюджетным процессом.

До середины следующего года мы должны принять все необходимые региональные и муниципальные акты, наладить мониторинг эффективности реализации государственных программ. Информация о результатах оценки реализации программ будет размещаться в сети «Интернет».

Это - совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами.

Будут внесены изменения в Закон Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области». Цель - сокращение  дифференциации между минимально и максимально обеспеченными муниципальными образованиями в 3,2 раза.

Муниципалитеты должны также обеспечить открытость бюджетного процесса и общественное обсуждение своих бюджетов, размещать в свободном доступе на сайтах актуальную информацию.

В пилотном режиме на примере нескольких районов мы в следующем году запустим проект «Народный бюджет». Создадим специальные бюджетные комиссии из числа жителей, которые будут участвовать в выработке решений на каждом этапе бюджетного процесса: разработка бюджета, определение приоритетности расходов, внесение изменений, отчет об исполнении.

Этот шаг в совокупности с действующей системой рейтингования муниципалитетов по качеству управления финансами также позволит эффективно наладить процесс управления финансами. 

Это - повышение эффективности государственных закупок.

Мы будем уходить от выплаты авансов поставщикам, рассчитываться только после выполнения всего объема работ. Это гарантирует нас от финансовых потерь в случае невыполнения или некачественного выполнения работ подрядчиками. По оценкам регионального Минэка, сумма составит не менее 350 млн. руб.

Среди других шагов – формирование перечня товаров и работ,  размещение заказа на которые будет осуществляться на 3-летний период, ограничение закупок дорогостоящих товаров.

Это - оптимизация бюджетных расходов в сфере государственного управления.

Ключевое направление работы - сокращение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Ульяновской области.

Это - совершенствование управления государственными и муниципальными учреждениями.

Такая задача стоит перед каждым отраслевым министерством, имеющим подведомственную сеть. Необходимо в полной мере реализовать идеологию федерального закона №83-ФЗ: обеспечить прозрачность распределения объемов финансирования между учреждениями, создать стимулы для сокращения издержек, условия для привлечения внебюджетных источников финансового обеспечения.

Отдельное внимание уделим оптимизации системы управления и обслуживания этих объектов. Цель - дать им возможность сосредоточиться на главных направлениях и социальных функциях, которые они выполняют.

Это - оптимизация расходов и повышение их эффективности в отраслях.

По Министерству здравоохранения, социальной защиты и спорта, Министерству образования, Министерству искусства и культурной политики запланированы специальные мероприятия. Их реализация даст нам общую сумму экономии бюджетных средств в сумме 732,3 млн. рублей.

Завершить этот раздел хочу словами Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева: «Продуманное использование средств, такой бюджетный рационализм должен стать обязательным для всей бюджетной системы».

Институциональная реформа.

Уважаемые коллеги!

Считаю, что говорить о повышении эффективности работы, об ином мышлении нужно начинать с органов власти. Нам необходимым компактный, малозатратный, профессиональный аппарат для решения актуальных проблем Ульяновской области. Необходимы институты власти, более инновационные и открытые для общества. Которые работают лучше, но стоят меньше. Количество управленческих звеньев, персонал должны быть минимизированы.

Все перечисленные требования легли в основу институциональной реформы, которую сейчас мы проводим в регионе.

Как мы будем двигаться?

Первое. Начат процесс укрупнения и централизации отраслевых структур управления, сокращения управленческих звеньев. Это уже позволило нам сократить количество органов исполнительной власти с 25 до 16 единиц, а количество руководителей высшего звена с 30 до 19.

Идет процесс объединения кадровых и юридических служб в Правительстве. На очереди – финансовые службы.

Укрупнение шло и в структурных подразделениях внутри ИОГВ. Было сокращено руководителей, начиная от начальников отделов и выше, - 58 штатных единиц, при этом число структурных подразделений сократилось на 49.

Второе. В укрупненных блоках возрастают требования к уровню компетенций и профессионализму служащих. В связи с этим активизируется антикоррупционная и кадровая работа.

Третье. Будет завершена работа по совершенствованию мотивации деятельности служащих. В частности, доработана и внедрена система оценки, базирующаяся на ключевых показателях эффективности (KPI).

Четвертое. Наши действия в муниципалитетах предполагают наведение порядка с оплатой труда служащих и глав администраций - как на уровне района, так и на уровне поселения. В дотационных территориях области их зарплаты будут привязаны к численности жителей района и поселения.

Будет отрегулирован и вопрос с численностью служащих в поселениях.

Пятое. Институциональные реформы мы не будем привязывать только к органам власти. Необходимо применять новые подходы и в нашей подведомственной сети, в бюджетных учреждениях социальной сферы (культуры, здравоохранения, профессионального образования) и предприятиях областной и муниципальной собственности.

Для этого мы намерены в будущем году реализовать проект по приглашению успешных менеджеров, частных управляющих компаний, в том числе из-за рубежа, в учреждения и на предприятия (в том числе на условиях концессии). Такое предложение сейчас готовится для наших зарубежных партнеров.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Возвращаясь к бюджету в целом, ещё раз скажу - он сложный.  С такими сложностями мы не встречались. Даже в кризисный период ситуация была иной. Тогда у государства была большая подушка безопасности. Не было такого количества социальных обязательств.

Чтобы покрыть все наши потребности, в течение года мы обязаны наращивать доходы. Задача, которую я ежегодно ставлю перед правительством, – не только в обязательном порядке обеспечить в течение года все плановые показатели выполнения бюджета по доходам, но и постоянно работать над поиском и привлечением доходов дополнительных.    

В прошлые годы нам это удавалось. В 2011 – 2012 годах мы увеличивали доходную часть бюджета в среднем почти на 35% ежегодно от первоначально запланированных цифр (в 2011 году индекс роста составлял 148%, 2012 г. – 125%). В абсолютных цифрах – это более 17 млрд. рублей!

Пусть небольшой, но также рост доходов по сравнению с первоначально запланированными цифрами мы получим и по итогам 2013 года.

В результате с 2011 года (включая текущий год) статья расходов «национальная экономика» дополнительно профинансирована почти на 5,5 млрд. руб.

На решение социальных вопросов дополнительно за три года было направлено 4,7 млрд. руб.

В здравоохранении дополнительные средства составили почти 3,9 млрд. рублей, в образовании расходные статьи были увеличены на 3,3 млрд. руб., культуре – на 300 млн. руб.

Дополнительные средства направлялись на развитие дошкольного образования, газификацию, программу модернизации здравоохранения.

Наша спортивная инфраструктура (новые спортивные объекты) в городе и районах области – все это строилось и строится также во многом за счет дополнительных средств. На эти цели за последние три года было направлено почти 600 млн. рублей сверх первоначально планируемых.

Единственная строка, которая у нас по итогам года финансируется меньше, чем первоначально запланировано, – это общегосударственные вопросы. Проще говоря – содержание органов власти. Это то, на чем мы стабильно последние три года экономим. Ожидаемые расходы по этой статье по итогам этого года будут меньше от запланированных на 150 млн. рублей.  

Увеличение доходов бюджета области.

Конечно, мы рассчитываем на наращивание собственной доходной базы областного бюджета, рост налоговых поступлений, как за счёт запуска наших новых инвестиционных проектов, так и за счет загрузки дополнительных мощностей действующих предприятий.

Но главный резерв сегодня - повышение эффективности налогового администрирования, увеличение собираемости налогов, работа по легализации доходов.

Необходимо выявить все возможные схемы ухода от налогообложения. Эта работа должна быть проведена вместе с налоговой инспекцией, УВД, муниципалитетами, другими заинтересованными организациями.

Надо сформировать жесткую нетерпимость к физическим и юридическим лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Особенно это касается вопроса зарплат в конвертах, легализации объектов налогообложения.

С 1999 по 2012 год объем зарплаты, которую граждане получают в конвертах, увеличился в 17 раз – до 9 трлн.рублей (данные Росстата). При этом доля «серых зарплат» в общем объеме оплаты труда дошла до 35%. Областной бюджет из-за выплат заработной платы в "конвертах" ежегодно недосчитывается около 6 млрд. рублей.

Мы рассчитываем, что изменения в федеральном законодательстве помогут нам решить эту проблему.

Кроме того, и на уровне области нам необходимо откорректировать наше законодательство. Мы будем стимулировать граждан, сообщающих о незаконных схемах и зарплатах в конвертах.

Мы делаем очень много для того, чтобы создать в регионе лучшие в стране условия для бизнеса. Но и бизнес должен осознавать свою ответственность перед государством. Полностью согласен с позицией Президента России Владимира Владимировича Путина в вопросе уплаты налогов: Мы не должны сделать ничего, что ухудшило деловую среду, «наоборот, мы должны стремиться и дальше к улучшению, но всё-таки общие правила должны быть абсолютно справедливыми для всех членов нашего общества, для любого человека, вне зависимости от того, занимается он бизнесом или нет».

Для улучшения взаимодействия с федеральной налоговой службой в ближайшее время сформируем в муниципалитетах службы налоговой помощи (СНП). Они будут заниматься как теми, кто не желает исполнять законы, так и консультировать добросовестных налогоплательщиков. Ни один неплательщик не должен остаться без внимания (и юридические, и физические лица)

Существенным резервом увеличения налоговых поступлений остается взыскание кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц и погашение недоимки по налогам и сборам в консолидированный бюджет.

Общий эффект от реализации данных мероприятий в 2014 году  составит не менее 2 млрд. руб.

Уважаемые коллеги!

Считаю, что все мы: и Правительство области, и депутаты - проделали всю необходимую работу, чтобы главный финансовый документ получился реалистичным, социальным, ориентированным на человека и одновременно работающим на развитие нашей экономики.

Консолидированные действия потребуются от нас и на этапе реализации этого документа.

Еще раз скажу, что бюджет получился одним из самых напряженных за последние годы. Сложность задач должна объединять нас и повышать уровень ответственности каждого на своем конкретном участке работы. На это я и рассчитываю.

Спасибо за внимание.