«Будущее начинается сегодня». Выступление Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на на отчетной конференции регионального отделения ВПП «Единая Россия»

29.06.2013 г. Конференция ЕР.


Добрый день, дорогие друзья!

Я искренне рад приветствовать вас сегодня на этом знаковом для нашей области предприятии. Я вспоминаю 2004 год. Это было сразу после первого тура губернаторских выборов. Через полчаса у меня назначена встреча на «УАЗе» с трудовым коллективом. Я стоял возле своей машины. Темный город, аллея завалена снегом, редкие машины, улица была почти пуста...

Меня отвлек звук трамвая. Весь в сосульках, замёрзший, он скрежетал так, словно это был его последний рейс. Я тогда подумал: «ЧТО это? Блокадный Ленинград? Что случилось с городом? Как можно все это исправить?».

Сегодня еду по городу: он полон людей. Люди, да, где-то грустят, где-то задумались, но улыбок больше! Много молодых открытых лиц, много ярких афиш и витрин, много машин и строек, много ярких пятен на когда-то таком грустном лице нашего города.

А представьте себе тот же летний день в 2005 году? Темные толпы на остановках в ожидании редких автобусов, горячая вода – как чудо, стихийные рынки и свалки, тоска и безнадега, которые словно стеной окружали нас, Ульяновскую область.

Представьте себе «Авиастар» и этот цех тогда, в те дни. Долги по зарплате – 9 месяцев, массовые увольнения и пустые цеха в которых только ветер гонял обрывки газет.

И так было не только на «Авиастаре»! Наши ведущие предприятия (гордость не только области, но и страны) медленно умирали. Словно не было бурного экономического роста после кризиса 1998 года. Результатом такой ситуации в экономике был рост безработицы - с 6,6% в 2000 году до 9,5% в 2004. Это в то время, когда в России и ПФО наблюдалась прямо противоположная тенденция снижения безработицы!

Наши политические оппоненты сегодня стараются всячески «забыть» о том, какие задачи нам приходилось решать в 2005 году. Мы выживали. Думали о том, как восстановить элементарный порядок. По-другому и не могло быть с бюджетом в 6,5 миллиардов рублей и огромными долгами перед государством, энергетиками, гражданами... Треть жителей жила за чертой бедности. В более благополучные края выезжали тысячи наших граждан: умных, талантливых, трудоспособных. Население области ежегодно сокращалось на 13-17 тысяч человек. Мы вымирали…

Наверное, многие из нас просто уже забыли, как в 2004-2005 году на полном серьезе обсуждали в Москве перспективы ликвидации Ульяновской области. Вдумайтесь! Родину Карамзина, Пластова, Ленина, Гончарова… Родину «УАЗов», «Русланов» и зенитно-ракетных комплексов… Нашу с вами Родину! Вот что нам досталось, вот что мы должны были устранить из жизни ульяновцев.

А сейчас посмотрите! Посмотрите НА НИХ! (На самолеты в цехе) .Да, их еще предстоит научить летать. Они, словно люди, родившиеся в эпоху перемен, имеют трудную судьбу, и путь их в небо будет тернист. Но за ними пойдут другие. Более сильные, более современные, более умные. И это они понесут на своих крыльях славу нашей великой Авиационной Родины в самые дальние уголки страны и мира. И в этом будет пусть маленькая, но и наша с вами, и партии Единая Россия частица успеха.

Как мы выжили? Как смогли подняться? Рецепт был одновременно простой и сложный. В сложных условиях мы думали не только о выживании. С самого начала мы мечтали и строили планы на будущее. Посмотрите, большая часть проектов, которыми мы сегодня гордимся, были задуманы в то непростое время. Вообще большое видится на расстоянии. Сейчас ощутим и осязаем путь, который мы прошли вместе: Единая Россия, люди, Страна, Ульяновск, сельские районы…

Сегодня и мы, и наша область совсем другие. На нас равняются, заимствуют наши идеи, опыт. И это тоже оценка пройденного. Но я убежден в том, что, как и в начале нашего пути, в текучке дел мы обязаны не уходить от главного: работать на будущее, на завтрашний день, на развитие. А оно в тех проектах и решениях, которые мы принимаем сегодня. И это действительно масштабные, замечательные проекты. «Проекты, которые меняют облик страны, открывают новые перспективы», как сказал наш лидер Владимир Владимирович Путин.

Все предыдущие годы мы работали, часто без выходных, по 12-14 часов в сутки в ущерб семье, в ущерб здоровью. Нарабатывали авторитет и уважение. Это было трудно. Требовало неимоверного напряжения сил. Общее число компаний, с которыми мы выходили на связь за этот период достигает 30 тысяч (!) из более чем 40 стран и 30 отраслей. Проведено около 100 презентаций региона за пределами области!

Результат – за период с 2005 по 2012 в экономику региона было привлечено более 300 млрд. рублей прямых частных инвестиций. Областной реестр инвестиционных проектов насчитывает более 100, из них 20 – это по-настоящему крупные проекты с брендами, известными во всем мире. Еще свыше 300 проектов числятся в муниципальных реестрах. Сегодня все районы области включены в работу по привлечению инвестиций и имеют собственные реестры инвестпроектов. Общий инвестиционный портфель, который мы имеем, составляет почти 200 миллиардов рублей, общая численность рабочих мест, предполагаемая к созданию по всем проектам, превышает 35 тысяч, суммарные ожидаемые налоговые поступления – 11 миллиардов в год.

Сегодня мы можем себе позволить не гнаться за количеством инвесторов, а выбирать себе партнеров. Работать с бизнесом, который нужен нам: высокотехнологичным, нацеленным не только на российские, но и на мировые рынки. С инвесторами, обеспечивающими высокий уровень зарплат для своих специалистов.

Именно для таких инвесторов сегодня мы с нуля выстроили лучшую в России систему поддержки и сопровождения. Неслучайно сегодня наш регион выступает в качестве эксперта на самых знаковых форумах и конференциях.

Какие же проекты будут определять облик нашего региона, его узнаваемость в ближайшие годы?

Индустриальные парки и промышленные зоны.

Это промышленная зона «Заволжье». Один из самых эффективных в стране индустриальных парков. Соотношение вложенных государственных и частных средств на его территории составляет 1 к 20. Общее количество резидентов, с которыми уже подписаны соглашения – 18, 4 проекта полностью реализованы. Именно сюда приходят и размещают производства компании, имеющие известность мировую: «Шэффлер Групп», Gildemeister AG (Германия), Takata Petri AG, «Бриджстоун Корпорейшн». Для большинства названных компаний это будут первые и пока единственные производственные площадки, которые они построят в России.

Мы намерены тиражировать создание индустриальных парков в муниципальных районах: в Новоспасском, Николаевском, Мелекесском, Старокулаткинском, Сенгилеевском, Тереньгульском, Инзенском районах области. Частный индустриальный парк будет создан на территории промышленной зоны «Карлинская» в Ульяновском районе. Уже сейчас на этих площадках 10 компаний реализуют собственные проекты. И это только начало пути…

 

Развитие кластеров.

Будущее области мы связываем в первую очередь с развитием региональных кластеров. Два из них - авиационный и ядерный - вошли в перечень ключевых инновационных кластеров России, утвержденных постановлением Правительства РФ.

 

Авиационный кластер.

Наша конференция проходит на площадке «Авиастара». Считаю это глубоко символичным. Именно мы 8 лет здесь боролись за завод, за трудовой коллектив. За авиастроение, за любовь к авиации. Боролись, когда все партии ушли в сторону и фактически бросили. У меня в те годы в голове постоянно звучали слова Константина Симонова: «Жди меня, и я вернусь». И теперь нам есть чем гордиться!

Как результат: за 8 лет с 2005 по 2012 год на «Авиастаре» было построено всего 16 новых самолетов. В среднем по 2 самолета в год. Порой казалось, что все наши усилия не дают результатов, накатывало разочарование.

Переломить ситуацию нам помогла личная позиция и поддержка отрасли со стороны руководства страны, Президента России Владимира Владимировича Путина. Президент видит в авиапроме основу развития науки и технологий, международной кооперации. При его прямом участии были приняты важнейшие решения по производству нового самолета ИЛ-76МД-90А, по развитию нашей особой портовой экономической зоны, по формированию на базе «Авиастара» Российского Центра транспортного авиастроения. Соглашение о создании такого центра мы подпишем на авиасалоне МАКС-2013 в августе нынешнего года. Это позволит сконцентрировать в Ульяновске на базе Авиастара ресурсы разработчиков, производителей, эксплуатантов транспортных самолётов. Где будут после этого те скептики, которые смеялись над нами, когда мы впервые сказали, что наш город будет авиационной столицей в России?

Кстати, тема состояния и перспектив «Авиастара» была главной во время моей встречи с Владимиром Владимировичем весной этого года. Он сказал, что в постоянном режиме следит за ситуацией на «Авиастаре» и будет и дальше оказывать нам всестороннюю поддержку, лишь бы мы сами верили в успех и оставались единой командой.

Сегодня мы вместе с предприятиями отрасли создаем в регионе уникальный производственно-технический, научно-технический задел, который будет работать на все российское авиастроение.

Только стартовый заказ на самолеты ИЛ-76МД-90А составляет 39 единиц. А общая потребность рынка значительно больше! А ведь есть и другие проекты, которыми будет загружен завод и предприятия отрасли! Запрос на обновление парка авиатехники по всему миру и в России огромный! А ведь есть и другие проекты, которыми будет загружен завод.

Среди других направлений работы, которыми мы занимаемся совместно с предприятиями и бизнесом - создание на «Авиастаре» центров специализации и центров компетенций по производству комплектующих для всей отрасли (их будет несколько). Одним из первых таких центров станет центр по производству композитных материалов для авиации (завод «Аэрокомпозит»).

 »Авиастар» и ульяновские поставщики на условиях кооперации задействованы в производстве наших новых гражданских самолетов SSJ-100 (комплектация и установка интерьеров, покраска) и МС-21 (поставка до 1,5 тысяч комплектующих, составляющих до 15% от стоимости самолета, в том числе уникальное для Росси композитное крыло).

Мы создадим условия для того, чтобы часть производителей и поставщиков комплектующих, работающих за пределами области, смогли расположиться на территории нашего региона. Для этого принято и уже реализуется решение о создании индустриальных парков авиационной направленности.

Несмотря на все сложности, мы будем помогать в продвижении проекта ТУ-204СM. Мое твердое убеждение – его возможности не исчерпаны и России нужны такие самолёты.

Скажу еще о нескольких уникальных проектах (хотя я убежден, такую характеристику заслуживает большая часть авиационных проектов, реализуемых в регионе).

Важную роль в наших планах играет развитие портовой особой экономической зоны – ПОЭЗ. На этой территории будут развиваться три основных вида деятельности: 1) производство авиационной техники, 2) техническое обслуживание, ремонт и модернизация авиационной техники, 3) логистика, складская деятельность (авиационный хаб), оптовая торговля.

Сегодня мы находимся в ситуации, когда резиденты зоны еще не приступили к работе, но при этом потенциал первой очереди ПОЭЗ исчерпан. Мы не можем разместить все компании, изъявившие желание работать на территории портовой зоны. Сейчас там уже разместились первые шесть резидентов. Ещё 11 компаний готовы получить этот статус.

С предложениями по дальнейшему развитию ПОЭЗ я обратился к Президенту РФ и Владимир Владимирович их поддержал! Обсуждал я эту тему с руководством Министерства экономического развития РФ и на Петербургском экономическом Форуме. Во исполнение президентских поручений Минэкономразвития уже подготовило и передало на согласование проект постановления Правительства РФ. Площадь ПОЭЗ будет расширена на 214 га, на ее развитие дополнительно поступит порядка 6 млрд. рублей.

Возможности портовой зоны позволили нам договориться с американскими партнерами о создании в Ульяновске первого в России Центра технического обслуживания гражданских самолетов иностранного производства (судов «Боинг» и «Эйрбас»). Центра мирового уровня, способного составить конкуренцию европейским, крупнейшего за пределами США. Его возможности позволят обслуживать и наши самолеты: SSJ-100, а в перспективе МС-21. Пуск центра откроет огромный рынок. Сегодня только в России и Восточной Европе около 600 узкофюзеляжных самолетов. В течение 10 лет их количество может увеличиться в 2 раза.

На территории ПОЭЗ будет налажено производство самолетов малой авиации, предназначенных для местных перевозок. Предварительные договоренности уже достигнуты с двумя компаниями: чешским авиастроительным холдингом Evektor (самолеты EV-55 Outback) и с канадской Bombardier.

Находимся мы и в коротком списке регионов-претендентов на открытие центра технического обслуживания и ремонта самолетов, принадлежащего ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Окончательное решение по этому вопросу будет принято в ближайшее время.

Продолжением развития аэропортового комплекса «Ульяновск-Восточный» и ПОЭЗ станет «Аэротрополис» - современный город с населением в 150 тыс. человек. Его концепция была недавно защищена на градостроительном комитете. Это город будущего, территория которого разделена на отдельные зоны по функциональному назначению. Деловая зона с Международным конгрессно-выставочным центром, Центром международной торговли, административно-деловой, образовательной зоной, научным парком. Социально-культурная зона с объектами здравоохранения, культуры, гостиницами. Жилая зона со Студенческим городком, социальным и малоэтажным жильём с объектами инфраструктуры.

Для решения кадровой проблемы на предприятиях авиационной промышленности мы планируем реализовать и еще один не имеющий аналогов в ПФО и России проект - до 2015 года открыть самый крупный в округе ресурсный центр международного уровня по подготовке кадров для авиационного кластера.

 

Ядерный кластер.

Это, конечно, проект Центра медицинской радиологии. Объем инвестиций более 15 млрд. руб. Это первый и на сегодня единственный центр такого масштаба в РФ. Более 40 тысяч пациентов смогут ежегодно получать высокотехнологичную помощь при онкологических и сердечно-сосудистых заболеваниях. Запуск центра будет способствовать развитию как отдельных направлений (новый современный медицинский модуль для службы крови), так и развитию всего города Димитровграда (его социальной инфраструктуры, в первую очередь).

Это уникальный научный проект – строительство многофункционального быстрого исследовательского ректора (МБИР). Значимость для развития науки данного проекта трудно переоценить. Уже сегодня к объекту огромный мировой интерес, в том числе со стороны ученых из США, Европы, Японии, Китая и др. стран! Уже сегодня подписываются соглашения о научном сотрудничестве и совместном использовании этого проекта!

Буквально несколько дней назад в активную стадию реализации вошел еще один проект – строительство нового экспериментального реактора малой мощности со свинцово-висмутовым теплоносителем 4 уровня защиты. Прочел сразу же после подписания предварительного договора с застройщиком очередной пакостный комментарий: «При сообщении этой новости глаза ульяновских чиновников буквально горели. От чего именно, правда, не ясно. То ли от запаха больших денег, то ли от открывающихся перед регионом перспектив, о которых, впрочем, было сказано довольно смутно».

Отвечу словами Конфуция: не ищите черную кошку в темной комнате, тем более, если нет ни черной кошки, ни темной комнаты. У нас есть полное понимание, что даст региону этот шаг. Это проект станет прорывным в сфере энергообеспечения удаленных объектов, городов, островных государств. Реактор блочного типа, перемещаемый для сборки и установки в любую точку земного шара. Уже сегодня потребность в реакторах такого типа составляет 500 единиц и именно из Ульяновской области пойдет распространение этих технологий! Это возможность типизации и тиражирования проекта. Это уникальная база для подготовки специалистов – эксплуатантов. База для научных исследований и новых открытий.

В целом по Димитровграду инвестиционный портфель участников ядерно-инновационного кластера превышает 110 млрд. руб. Будет создано более 2,5 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Через 5-6 лет Димитровград станет важнейшим научным и медицинским центром России и не только России!

 

Станкостроение, автомобилестроение, строительная отрасль, ИТ-технологии.

Еще одно направление, с которым мы связываем будущее региона – возрождение станкостроения. Отрасль критически важная для современной России, базовая. Без нее невозможно развитие технологий и компетенций. «Гильдемайстер» – первый в современной России иностранный производитель станков, который открывает собственное производство. И открывает его в Ульяновске.

Будет восстановлено производство на площадях УЗТС. ГК «Росток» будет производить здесь станки для нужд железной дороги. Проектные и строительные работы начнутся в этом году, выход на расчетные мощности запланирован на 2017 год.

Есть и другие предварительные договоренности с партнерами о расширении этого направления в области. Все это позволит нам сформировать полноценный станкостроительный кластер. А это даст нам возможность создать более 500 рабочих мест.

 

Автопром.

Мы организационно, финансово поддерживаем наши предприятия и бренды (в первую очередь УАЗ). Активно создаём новые китайские, японские автозаводы. У нас есть желание строить не менее 1 млн автомобилей в год. Это долгий и трудный путь. Но мы терпеливы, настойчивы и пришли надолго!
Мы активно включились и в процессы локализации. На свои площадки и в Димитровграде, и в Ульяновске мы привлекаем ведущих производителей автокомпонентов: немецких, японских, китайских… И это тоже новые рабочие места, так необходимые нашей молодёжи.

 

Строительный.

Принципиально изменили мы подход и к использованию имеющихся у нас природных ресурсов. Наша область не обладает большими запасами руд и полезных ископаемых. Мы должны бережно и ответственно подходить к использованию ресурсов, которыми обладаем. Мы переступили ту ступень, когда только вывозили сырье. Большинство новых предприятий стройиндустрии, основанных нашими иностранными партерами, производят готовую продукцию из местного сырья непосредственно в Ульяновской области («Хенкель», «ЮНИС», «Хемпель-Рус», «Кварцверке» и др.). Всего в рамках создания строительного кластера в области построено более десятка новых высокотехнологичных предприятий.

Условия для развития высоких технологий созданы нами и по линии наноиндустрии и ИТ-сектора. В этом году будет завершено строительство здания наноцентра. Буквально через 1,5 месяца состоится его торжественное открытие. Но уже сегодня командой наноцентра подготовлено к запуску порядка 20 новых стартапов. В планах наноцентра – запустить около 100 стартапов в ближайшие 7 лет.

Основные направления деятельности наноцентра соответствуют кластерам, которые есть в регионе: ядерные технологии и их приложения в медицине, приборостроение и конструирование, материалы с новыми свойствами (в том числе композиты).

Обращу ваше внимание еще на несколько моментов.

Первый. Ядерные, медицинские, ИТ–технологии, авиастроение – это направления, которые являются сегодня определяющими для нашей страны.

Второй. Развивая эти отрасли, мы получаем мультипликативный эффект. В частности, наши крупные проекты позволяют активно поддерживать и развивать малый бизнес. А это именно та задача, те проекты, которые сегодня наиболее востребованы и о необходимости которых говорит Президент страны.

Третий. На большинстве высокотехнологичных направлений (особенно в наноцентре и ИТ-компаниях) у нас занята молодежь до 30-35 лет.

Сельское хозяйство. Здесь подход иной. Да, инвесторы и инвестиции в отрасль для нас не менее важны. Не менее важны и количественные показатели. Фактически по показателям мы планомерно движемся в сторону лучших симбирско-ульяновских лет. По уровню производства мяса птицы, яйца, сахара, подсолнечного масла, зерна мы приблизились и начинаем превышать показатели лучшего 1990 года. В ближайшие 3 года после выхода на проектную мощность ряда стартовавших в 2012-2013 годах свинокомплексов, мы выведем производство свинины на качественно новый уровень.

Но вместе с тем в качестве главной задачи на ближайшие годы мы видим органическое производство, вопросы безопасности и качества продукции, создания перерабатывающих производств непосредственно в регионе. С 2013 года мы начали проект «Ульяновская область – территория органик». Нами, первыми в России разработан законопроект «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области». Разработана региональная марка качества на лучшие образцы продуктов ульяновских товаропроизводителей.

В этих шагах присутствует не только экономический расчет (диверсификация производства в связи с вступлением в ВТО, поддержка собственного производителя). Главное в них – забота о подрастающем поколении. Мы должны оставить после себя плодородные земли и здоровое потомство. Именно поэтому соглашения с такими инвесторами как Аврора органик (США), ОАО «Молочный комбинат «Воронежский» (Россия) являются знаковыми. Они отражают направление развития отрасли, которое мы хотим задать.

После Международного экономического форума в Санкт-Петербурге мы заключили еще ряд соглашений для АПК региона. Соглашений, которые нацелены на развитие переработки пищевых продуктов, на использование уникального логистического потенциала региона. А также провели интересные переговоры.

Строительство крупнейшего в ПФО комплекса по переработке фуражного зерна в патоку и сиропы с компанией «Юджи Групп». Проектная мощность переработки фуражного зерна 140 тыс. тонн ежегодно.

Рыбоперерабатывающий комплекс «Динамо Фиш» по переработке и хранению рыбопродуктов годовой мощностью более 30 тыс. тонн рыбопродуктов.

Строительство крупнейшего логистического терминала на берегу реки Волги.

Все эти проекты синергетически будут подтягивать и других, более мелких товаропроизводителей продукции растениеводства и животноводства, обеспечивая им сбыт и кормовую базу.

Венцом всей этой работы должно быть создание полноценной комфортной среды проживания. А это значит, что мы ежегодно будем сдавать не менее 1 млн. квадратных метров жилья, новые дошкольные образовательные учреждения, школы, клубы, спорткомплексы. Мы не снизим объёмы работ по газификации, по водоснабжению, по новым теплоисточникам. Мы возвращаем государство в ЖКХ и ТЭК.

Но за всей этой работой мы никогда не забываем очевидную вещь: нашим главным достоянием являются люди. А для проектов сложных, технологичных, инновационных нам нужны люди талантливые. Без них нам не реализовать ни один проект. Это определяющий фактор.

Сегодня мы формируем среду для сохранения талантливой молодежи и ее реализации на территории региона по самым разным направлениям: техническим, научным, гуманитарным, спортивным. Для этого нужна и соответствующая инфраструктура: площадки, стадионы, спортивные комплексы. И мы их создаем и на базе Дворца творчества учащихся в Ульяновске, и на базе загородных лагерей (лагерь «Юность», лицей в Языково, центр в Скугареевке и т.д.), открываем спорткомплексы и ФОК в районах области. Формируем адресные меры поддержки для самых разных групп: от школьников и студентов до молодых специалистов. Убеждаем наши предприятия и организации активно участвовать в этой работе, разрабатывать свои меры поддержки.

Но и этого недостаточно. Вопрос сбережения народа невозможно решить без решения проблем социальных. У нас есть программы развития ключевых социальных отраслей, определяющих качество и условия жизни: здравоохранения, образования (школы, детские сады), культуры, создания благоустроенной внешней среды.