"Инвестиционное послание". Речь Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова на расширенном заседании областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 24 декабря 2012 года

Уважаемые коллеги!

8 лет назад когда мы только начинали вместе работать состояние экономики нашего региона было мягко скажем плачевное. Средний уровень оплаты труда был не многим выше прожиточного минимума, большинство базовых предприятий работали на 30-40% от своей мощности, а их сотрудники по полгода находились в административных отпусках. Бизнес на территории региона только зарождался и  был представлен в основном торговлей. Мы все с вами хорошо помним это время. Тогда мы стояли перед очень сложным выбором – оставить все как есть, или стать регионом лидером. Мы пошли по второму пути – более трудному, но более значительному.

Идя по этой сложной дороге, мы, постепенно, методом проб и ошибок, формулировали свою ФОРМУЛУ УСПЕХА: восемь «И»

Вначале это была только одна «И» - «ИНВЕСТИЦИИ». Правительство региона поставило себе цель - диверсифицировать экономику региона, и в качестве основного инструмента было определено привлечение внешних инвестиций. И сейчас по уровню инвестиционного развития мы занимаем ведущее место в России. Но чтобы привлечь инвесторов, стало понятным необходима развитая современная инфраструктура.

Появилась вторая «И» - «ИНФРАСТРУКТУРА».

Мы сформировали конкурентоспособные территориально-производственные кластеры. В первую очередь, это касается авиационного, автомобильного и ядерно-инновационного кластера. Сегодня мы формируем новые кластерные центры развития – кластер креативных индустрий и кластер информационных технологий. Идет развитие инфраструктуры промышленных зон, особой экономической зоны, ядерно-инновационного центра, наноцентра, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов. В активную фазу с этого года вступило формирование портовой особой экономической зоны. И этого оказалось недостаточно. Для того, чтобы сократить разрыв между регионами лидерами потребовалось инновационное развитие.

Третья  «И» - «ИНОВАЦИИ». Это готовность к освоению и внедрению передовых технологий и наработок, мы поставили задачу превратиться в регион, который использует самый передовое мировое знание. Стало очевидным, что инновации невозможны без развития человеческого капитала, то есть интеллекта.

Четвёртая «И» -  «ИНТЕЛЛЕКТ». Приоритетом нашей политики стало развитие человеческого капитала. Это связано с формированием креативной среды региона, позволяющей проявляться и реализовываться нашим талантом.

Но и этого оказалось мало. Пятое «И» - «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ». В условиях глобальной экономики невозможно выйти в число регионов-лидеров не развивая сотрудничество на международном уровне, не встраиваясь в систему международного разделения труда. Мы должны максимально открыться и для своих и для иностранных партнёров, и, как результат стать успешными на зарубежных рынках. 

А это влечёт за собой «ИНТЕГРАЦИЮ» - шестое  «И». Мы понимаем её как включение во все  позитивные международные процессы и не только в сфере экономики, но и в культуре, социальных отношениях.

Важнейшим условием успешности является высокий уровень поддержки наших начинаний жителями Ульяновской области. Это может быть достигнуто только через систему открытости работы органов власти. Мы стремимся вовлекать граждан в совместную работу, в совместную выработку решений. Обеспечиваем им возможности контроля за деятельностью власти. И поэтому появляется седьмое «И» - «ИНТЕРАКТИВ».

А в 2013-й год мы входим  еще с одним «И» - «ИНТЕНСИФИКАЦИЕЙ». Наше признанное уже на официальном уровне лидерство в сфере улучшения деловой среды, инвестиционного климата можно сохранить только в том случае, если мы сможем обеспечить высокие темпы развития по всем вышеназванным «И». 

За эти годы мы прошли очень большой путь. Сегодня на территории действует самое современное и либеральное инвестиционное законодательство, позволяющее инвесторам получать меры государственной поддержки не менее привлекательные, чем в федеральных Особых экономических зонах. 

Нам удалось создать один из самых эффективных индустриальных парков на территории России – Промзону «Заволжье». Право создать единственную в стране аэропортовую зону так же было предоставлено нашему региону.

Мы являемся одним из 3-х регионов на территории которых развиваются сразу 2 высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный. Как результат всего этого – сегодня мы являемся регионом с самым благоприятным деловым и инвестиционным климатом. И это не наше мнение, а мнение ведущих мировых рейтинговых агентств таких как «Всемирный банк» и «Европейский банк реконструкции и развития». Поэтому именно мне как Губернатору Ульяновской области была предоставлена честь выступать на Правительстве РФ с докладом о создании благоприятного инвестиционного климата. Наш опыт был активно использован в работе над Стандартом деятельности органов власти субъектов РФ по улучшению инвестиционного климата - опорного документа, на котором со следующего года будет строиться региональная инвестиционная политика во всей стране.

Но не это главное. Главное то, что наши усилия по достоинству  оценивают наши партнеры из бизнеса. Приведу несколько цифр. Объем инвестиций, привлеченных в экономику региона за этот период вырос более чем в 5 раз.  Темпы их прироста на протяжении ряда последних лет являются одними из самых высоких в России. В прошлом году нам удалось привлечь в регион 61миллиард 700 миллионов рублей. Это был очень серьезный прорыв для нас.

В этом году у нас нет сомнений, что мы сможем преодолеть рубеж в 70 миллиардов рублей. Таким образом, задача, которую мы ставили перед собой 5 лет назад когда принимали первую в истории Ульяновской области «Стратегию привлечения инвестиций» - привлечь 170 млрд руб инвестиций - будет нами перевыполнена в 1,5 раза!

Кроме того, сегодня в структуре инвестиций 93% составляют частные вложения, тогда как раньше этот показатель едва превышал 50%.  И это не просто цифры - это новые предприятия, которых мы построили за этот период более 30. Это новые высокооплачиваемые рабочие места.  Это новое качество менеджмента и социальных стандартов для сотрудников.  Это новые продукты и технологии, позволяющие нам чувствовать себя уверенно в условиях вступления в ВТО! Яркими примерами тому являются высокотехнологичные проекты компаний "Гильдемастер", "Пинкилгтон", "Марс", "Таката", "Аэрокоспозит" и многих других.

Отрадно отметить, что и многие действующие предприятия в этих условиях начали активно реализовывать свои инвестиционные программы. Активно развивается "Авиастар", приступивший к выпуску воздушных судов Ту-204 СМ и модернизированного ИЛ-76, которые являются наряду с SSJ-100 и МС-21 базовыми моделями для крупного государственного заказа.  При этом в изготовлении последних двух ульяновские предприятия так же принимают непосредственное участие.

Активно развиваются площадки ДААЗа, на которой сегодня осуществляется локализация 3 крупнейщих проектов по производству автокомпанентов и УАЗа - опорной точки для локализации проектов азиатских автомобильных компаний (производство автомобилей компании ИСУЗУ уже успешно функционирует). Приятно наблюдать за возрождением площадки УКСМ и бывшего станкостроительного завода "Профиль". 

Успехи в сфере привлечения инвестиций непосредственным образом влияют на основные социально-экономические показатели региона. Пока еще рано говорить об итоговых результатах 2012 года, но по предварительные расчеты весьма оптимистичны. Мы ожидаем, что по итогам 2012 года индекс промышленного производства составит 103,5%. Это означает, что область войдет в число немногих субъектов РФ, темп роста которых на протяжении 3-х последних лет опережает среднероссийский.

В этом году мы констатируем самые высокие позиции по темпу ввода жилья в ПФО – стабильно 1 место в течение всего года. А в целом в целом по РФ мы входим в двадцатку. По итогам года рост объемов строительства составит 16%. По объемам ввода жилья мы должны выйти на показатель в 585 тыс. кв.м. - это максимальный показатель за последние 20 лет.

По итогам года средняя зарплата в области превысит 17 тысяч рублей, что означает рост на 15%.

Мы сохраняем и низкую безработицу, как регистрируемую (0,69% – прогноз по итогам года) так и общую (5,2%). Хочу отметить, что такой низкой безработицы в регионе не было с 1993 года. Это важнейший результат и показатель успешности проводимой политики.

По итогам 2012 года мы рассчитываем увидеть индекс инвестиций в основной капитал на уровне 110%. Это означает, что мы продолжаем наращивать свой инвестиционый потенциал и перекрываем рекордные результаты прошлого года.

Еще раз повторю - все это новые рабочие места, новые налоги, новые возможности.

Но мы не собираемся стоять на месте, так как,  то кто стоит - тот отстает.

Буквально несколько дней назад я подписал Распоряжение о стратегическом планировании в Ульяновской области. В нём я поручил разработать обновлённый проект «Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года». Мы стали жить в новых социально-экономических реалиях, они совершенно иные, чем те, которые были в 2008 году, когда разрабатывался этот документ. Изменилась налоговая база, появились новые приоритетные направления развития. Всё это требует осмысления и иной концептуализации.

Полностью оправдала себя и практика работы на среднесрочную перспективу. Мы полностью выполнили программу развития, на 2010-2012 гг. Сейчас готовится новая среднесрочная программа «Построение современного креативного региона», рассчитанная на 2013-2015 гг.

Ровно неделю назад в рамках расширенного Заседания Совета по инвестициям нами была рассмотрена и одобрена новая «Программа улучшения инвестиционного климата Ульяновской области» на следующие пять лет. Распоряжение об утверждении этой программы я сегодня в Вашем присутствии с большим удовольствием подпишу. В ней определены основные направления деятельности в сфере создания благоприятных условий для развития бизнеса в нашем регионе.  Именно на ее основе блоком развития Правительства Ульяновской области разработан «Инвестиционный меморандум на 2013 год». В нем мы обозначили 10 основных задачи и механизмы их решения на следующий год.

Итак, десять задач в сфере инвестиционной политики на 2013 год.

Первая задача. Необходимо продолжить активную работу по привлечению новых инвесторов на территорию регионаВ этом году нам удалось заключить 10 инвестиционных соглашений с крупными компаниями, являющимися лидерами в своих отраслях.  Минимальный объем инвестиций по данным проектам составляет 40 миллиардов рублей, а в развитии до 70 миллиардов. На следующий год должно быть не меньше 12 таких соглашений. Ключевыми отраслями, где мы активно работам с инвесторами у нас по-прежнему остаются приоритетные, стратегические для развития региона направления: авиа- и автомобилестроение, строительство,  сельское хозяйство, пищевая промышленность, композитные новые материалы, станкостроение.  Это именно те отрасли на которых держится современная экономика, это направления с высокой добавленной стоимостью, где внедряются новейшие технологии.

Вторая задача. Ключевым требованием инвестора является наличие подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных всей инженерной инфраструктурой. Поэтому нам необходимо продолжить работу по созданию зон перспективного развития.

В связи с этим мы должны на следующий год осуществить строительство основных сетей 3-ей очереди промзоны «Завложье», а также провести предпроектную проработку промзон «Карлинская», «Новоульяновск» и «Димитровград».

Кроме того, нам необходимо осуществить строительство инженерных сетей Особой портовой экономической зоны и начать реализацию проектов первых двух резидентов.

Третья задача. Развитие малого и среднего бизнеса.

Получается так, что мы очень много делаем для создания благоприятного инвестиционного климата, при этом «по умолчанию» имеем в виду прежде всего привлечение сторонних инвесторов. В результате, с одной стороны, мы раскрыли над крупными проектами «административный зонтик», сопровождаем их в ручном режиме. С другой стороны, мы имеем целый ряд проектов среднего бизнеса, реализация которых проходит без нашей помощи, без нашего сопровождения этих проектов.

А ведь малый и средний бизнес – это, заметьте, примерно 50%, инвестиций в экономику региона. Таким образом, мы должны создать систему максимального благоприятствования для инвестиционной деятельности не только для крупного, но для малого и среднего бизнеса.  Это на мой взгляд ключевая задача, стоящая перед нами на следующий год.

Как я уже говорил,  в начале этого года Ульяновская область была определена в качестве пилотного региона по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Работа по его внедрению позволила нам взглянуть на многие вещи по-другому. Самым ценным во всем этом процессе стало то, что нам удалось на платформе обсуждения Стандарта выстроить конструктивный диалог между властью и бизнес-сообществом. 

В связи с этим, с целью наиболее эффективной координации деятельности по формированию благоприятного делового климата было принято решение с 1 января 2013 года выделить из структуры Правительства в отдельный блок Министерство стратегического развития и инноваций и передать ему функции развития малого и среднего бизнеса.

Кроме того, нами подготовлен целый ряд инициатив, в части сокращения регламентов административных процедур для бизнеса, которые подкреплены соглашениями с муниципальными образованиями. Я предлагаю придать им такой же статус, как и другим административным регламентам, и определить ответственность за их неисполнение.

Внедрение данных регламентов позволит нам сократить сроки мероприятий по технологическому присоединению к сетям  с 162 дней до 83 дней. А земельный регламент даёт сокращение сроков операций с землёй на 30%.

В целях общественного контроля предлагаю организовать систему обратной связи, в рамках которой предприниматели могли бы сообщать о нарушениях сроков, прописанных в соглашении. А мы уже будем детально разбираться в причинах задержек. С целью максимальной объективности и открытости данного процесса я предлагаю разместить этот ресурс на сайте одной из общественных организаций предпринимателей, например на сайте Ульяновского отделения Торгово-промышленной палаты.

Четвертая задача. Еще одним перспективным направлением на сегодняшний день является вхождение в Россию среднего зарубежного бизнеса и создание совместных предприятий.

И здесь уже я обращаюсь к вам, уважаемые предприниматели. Небольшие по международным меркам компании хотят приходить в Россию, тем более что они чаще всего являются технологическими звеньями в производственной цепочке крупных компаний, уже локализовавшихся здесь. Однако зачастую у них нет необходимых ресурсов для того чтобы открывать с вой бизнес в России с нуля. А, как правило, они просто боятся идти сюда без партнёра. К сожалению, и российский бизнес не ждёт их с распростертыми объятиями, видя в этих компаниях не партнёров, а угрозу. На фоне слияний крупных мировых и российских компаний, введения обязательной международной сертификации качества это как минимум недальновидно. Создавая совместное предприятие с одним из мировых поставщиков, вы не теряете самостоятельности – вы выходите на новые рынки, что особенно актуально в условиях вхождения ВТО. Таким образом, работа в данном направлении будет ключевой на ближайшую перспективу.

Специально для таких проектов нам необходимо построить современные технопарки. Работу по созданию первого такого технопарка я поручаю начать в следующем году.

Пятая задача. Развитие бизнес-среды и социальной инфраструктуры.

Мы должны продолжить работу по превращению Ульяновской области в современный европейский регион. И это прежде всего относится к областному центру Ульяновску. Облик города за последнее время очень сильно изменился.  Однако нам еще много необходимо сделать. Нам удается решить проблему с современными гостиницами, однако, у нас пока еще большой дефицит современных офисных площадей. Нам необходимо диверсифицировать банковскую сеть, привлекая ведущие международные банки. Нам необходимо внедрять систему международных стандартов в сферу услуг.

Шестая задача. Развитие кадрового потенциала.

Нам нужны принципиально новые кадры. Специалисты, владеющих иностранными языками, знакомых с современными методиками управления и международным правом. Нужны рабочие, могущие обращаться со станками с числовым программным управлением как минимум 4-го поколения. Механизаторы, способные работать на современной технике ведущих мировых производителей.  И так далее. Можно перечислять бесконечно. Безусловно, эта государственная задача, но решить её мы сможем только совместно, потому что именно вы можете и должны сформировать заказ, описать требования и создать условия для того, чтоб будущий специалист пришел именно к вам.

Считаю, нам надо активнее использовать подходящий нам мировой зарубежный опыт. Так, именно на принципе партнёрства государства и бизнеса построена дуальная система образования в Германии. У нас уже есть подобный успешный опыт  создания ресурсных центров с компаниями «Бош» и «Фрезениус». Мы готовы идти дальше. В связи с этим я поручаю Министерству образования совместно с Министерством стратегического развития и отраслевыми министерствами подготовить план мероприятий по созданию сети подобных ресурсных центров.

Кроме того, мы не должны забывать, что основы знаний закладываются в школе. И мы также должны приступить к использованию новых подходов в этой сфере, а именно внедрению института международного бакалавриата. В течение следующего года нам необходимо запустить первый пилотный проект. Ответственным за него так же будет Министерство образования, а Министерство финансов должно обеспечить его необходимыми ресурсами.

Седьмая задача. Активизация инвестиционной политики в муниципальных образованиях.

Я хочу специально обратить ваше внимание, что нам необходимо смещать акценты работы – мы должны привлекать больше инвестиций в муниципальные образования, прежде всего в пограничные и южные районы области

Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря подчеркнул, что «нужна своего рода инвестиционная карта России, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время».

Считаю, что мы обязаны проецировать эту идею на уровень муниципалитетов. Нами уже разработана интерактивная карта инвестиционной инфраструктуры региона, которая интегрирована во всероссийскую карту. На ней будут отражены все инвестиционные площадки, объекты инженерной и социальной инфраструктуры. Это будет основным информационным ресурсом для потенциальных инвесторов, и от того, как там будет представлена каждая территория, во многом будет зависеть эффективность дальнейшей работы.

Необходимо найти дополнительные стимулы для привлечения бизнеса на эти территории, а так же активнее продвигать их потенциал. Именно с этой целью нами сформировано Агентство развития сельских территорий.

Кроме того, я поручаю Министру стратегического развития и инноваций, совместно с Министерством экономики и государственно-правовым департаментом проработать механизм предоставления дополнительных мер государственной поддержки для предпринимателей, принявших решение развивать свой бизнес в сельских районах.

В свою очередь, руководство муниципальных образований также должно вести активную работу по привлечению инвесторов и подготовке площадок.  Мы понимаем, что это требует значительных финансовых вливаний, поэтому готовы помогать, но только тем, кто сам готов включатся в эту работу: формировать земельные участки, разрабатывать проектно-сметную документацию.

С целью консолидации усилий по развитию территорий мы приняли решение о создании в каждом муниципальном образовании, специальных рабочих групп, в задачи которых будет координация усилий по реализации инвестиционной политики. Сопредседателями этих групп должны стать представители Правительства области и главы администраций муниципальных образований. В функции комиссий будет входить обеспечение благоприятных условий делового климата в муниципальном образовании, привлечение инвесторов и сопровождение инвестпроектов.

Этот механизм уже успешно апробирован  на международном уровне. Уверен он будет эффективен и у нас. Соответствующее распоряжение я подпишу уже сегодня.

Восьмая задача. Работа отраслевых министерств должна строиться по проектному принципу.

Что это значит?

В деятельности каждого отраслевого министерства необходимо определить ряд комплексных проектов. Начать их тиражировать. Это позволит решать самые проблемные вопросы отрасли в комплексе за счет привлечения финансовых и интеллектуальных ресурсов бизнеса: в качестве примеров можно привести энергосервисный контракт в блоке ТЭК и ЖКХ или внедрение малой альтернативной энергетики там же, система привлечения бизнеса в решение проблем дошкольного образования, аутсорсинг в здравоохранении, индустриальные парки на действующих предприятиях или контракты жизненного цикла в Минпромтрансе и так далее.

Уже сегодня очертания этих проектов просматриваются в ряде отраслей, и бизнес готов участвовать в этих проектах.

Так нам удастся сформировать готовые решения для инвесторов, которые позволят привлечь их в отрасль, а не ломать голову, выискивая каждый раз новые рецепты. Именно запуск подобных пилотов и предлагается поставить в качестве приоритетной задачи для отраслей на следующий год и ближайшую перспективу.

Однако с министров никто не снимает задачу привлечение в свою отрасль прямых инвестиций. С этой целью мы планируем определить на уровне каждого министерства уполномоченного по привлечению инвестиций. По примеру того, как Губернатор является областным инвестиционным омбудсменом. И совсем не обязательно, чтобы этим омбудсменом был чиновник.

Девятая задача. Активная реализация кластерного подхода в развитии региона.

В течение последних трех лет мы вели активную работу по внедрению кластерных подходов к развитию территории. В результате этой работы, как я уже говорил, 2 ульяновских кластера – авиационный и ядерно-инновационный – вошли в число 25 пилотных кластеров Российской Федерации. При этом ядерно-инновационный кластер получил право на дополнительную финансовую поддержку.

Параллельно ведётся работа по формированию и развитию традиционного автомобильного кластера и кластера строительных материалов.  Очень перспективным для нашего региона являются направления, которые также имеют все признаки кластера – IT-технологии и креативные индустрии.  Однако они требуют особой инфраструктуры и среды.  Именно с целью локализации данных направлений прорабатывается проект комплексной застройки в Заволжском районе – микрорайона, построенного по самым современным стандартам. Одним из консультантов проекта согласилась стать всемирно известная компания «Эрнст энд Янг».

Таким образом, задачей на следующий год является предпроектная проработка и разработка проектной документации на объекты инновационной и инженерной инфраструктуры для авиационного и ядерно-инновационного кластеров, а также «упаковка» новых кластеров.

Десятая задача. Последняя по счету, но не по значению - это продвижение региона.

Ведь какие бы замечательные условия мы не создавали для ведения бизнеса, все это будет бесполезно, если об этом никто не будет знать кроме нас. В связи с этим в следующем году мы продолжим вести активную выставочно-ярмарочную деятельность. При этом нам будет необходимо усилить работу по продвижению нашего региона посредством зарубежных специализированных СМИ. Департаменту массовых коммуникаций необходимо предусмотреть в своей системе работы данное направление продвижения региона. 

Вот те основные направления, которые должны стать основой политики развития Ульяновской области на следующий год и ближайшую перспективу. В результате, мы должны построить качественно новую систему работы с инвесторами и сформировать максимально благоприятные условия для развития бизнеса на всей территории региона.