Текст выступления врио Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова на Образовательном форуме 2016 года

 

Дорогие друзья!

Большие педагогические советы в преддверии нового учебного года – это одна из лучших традиций российского образования. И я с удовольствием приветствую всех, кто находится в этом зале, а также в студиях муниципальных образований. Воспитателей, учителей, директоров школ, преподавателей вузов и колледжей, работников сферы культуры, здравоохранения и спорта, а также уважаемых родителей.

Хочу поблагодарить всех, работающих с молодым поколением, за профессионализм, подвижничество и приверженность высоким идеалам гуманизма. Труд педагога неизмерим простыми категориями: ведь это – усилия души. Учитель подобен Вифлеемской звезде, ведущей народы к истине, указующей путь из прошлого в будущее.

Уважаемые педагоги!

Ваш труд имеет фундаментальное значение для развития региона. Позвольте от имени Правительства Ульяновской области и от себя лично поздравить вас с началом нового учебного года! Желаю неиссякаемой творческой энергии, благополучия и новых свершений! Ваши успехи эхом множатся в успехах учеников и облекаются в будущие достижения нашего региона.

Именно проектированию будущего, подготовке специалистов для новой экономики и компетенциям нового поколения посвящён педагогический форум в этом году.

И мне хочется поделиться с вами своим видением нашего Ульяновского пути, чтобы мы все одинаково понимали, откуда и куда мы движемся, какие задачи стоят перед регионом и системой образования.

По этой причине мы собрались с вами на этом прекрасном современном заводе. Чтобы своими глазами вы могли увидеть, что такое высокотехнологичное производство, как работают наши новые компании.

Всё, что вы увидели – это пример того, чего мы добились за последние годы. В 2009 году здесь было чистое поле, а сегодня почти 30 резидентов. Эта промышленная зона – одна из образцовых территорий страны. За опытом сюда приезжали представители практически всех регионов России!

Я прошу вас, уважаемые педагоги и родители, прочувствуйте будущее Ульяновской области и осознайте в нём свою собственную роль!

Когда находишься на таких производствах, живо понимаешь какой огромный путь мы прошли за последние 10 лет.

Ещё каких-то 12-15 лет назад стоял вопрос о существовании Ульяновской области как самостоятельного жизнеспособного региона.

Процесс падения промпроизводства в 90-е годы у нас был более затяжным и болезненным, чем в целом по стране. Если в целом по стране экономика достигла дна в 1998 г., то в Ульяновской области падение продолжалось до 2001 года. И потери были гораздо серьезнее. Промышленность снизилась до 40,5% от уровня 1990 года. Закрылись десятки предприятий.

К примеру, последовательно уничтожалось авиастроение. И не только в Ульяновске. Саратовский авиационный завод закрыт в 2011 году. Самарский «Авиакор» продан в частные руки и сегодня практически не работает.

А как обстояли дела в автомобилестроении? Исчезли такие гиганты, как ЗИЛ и «Москвич».

В станкостроении мы понесли очень серьёзные потери. Вспомнить хотя бы наш УЗТС.

Как следствие падения промышленности доля населения с доходами ниже прожиточного минимума достигала в 2000-2001 годах 45% – а это практически половина населения области!

С тех пор регион сильно изменился. Со второй половины 2000-х годов Ульяновская область в своем развитии прошла три качественно различных этапа.

Первый этап – наведение элементарного порядка. Мы преодолели кризис власти. Чётко распределили полномочия и сферы ответственности властей всех уровней, достигли политической стабильности. Это был этап восстановления разрушенного хозяйства. Наводился прядок и в образовании. Мы решили задачи первого этапа за 2005-2006 годы.

Второй этап – это концентрация ресурсов для решения приоритетных вопросов развития региона. Это время формирования основ для прорывного экономического и социального движения вперёд. Мы должны были создать крупные бюджетные резервы, активизировать реализацию приоритетных национальных проектов, в том числе и проекта «Образование».

Мы прошли через трудную, но неизбежную оптимизацию, чтобы не потерять качества образования. Но мы смогли удержать регион и направить его по пути развития. Тогда в школах, например, появились компьютеры и интернет, первые интерактивные доски.

Задачи второго этапа мы смогли решить за 2007 – 2010 годы. Построить новые дома и дороги, развивать сельское хозяйство, сформировать долгосрочную программу сбережения народа.

Третий этап начался с 2011 года. Это было время возвращения Ульяновской области в число экономических и политических лидеров. На основе накопленных ресурсов и реализации долгосрочных социальных программ мы осуществили переход к качественно новому состоянию области. 

Объём промышленного производства с 2011 по 2015 год увеличился на 83%(до 264 млрд. рублей в год). Для сравнения за этот же период рост в среднем по России составил только 68%.

Объём производства продукции сельского хозяйства с 2011 года вырос в 1,8 раза (с 18 млрд. рублей до 32 млрд. рублей в год). Мы вышли на стабильные посевные площади на уровне 1 млн. гектаров. Мы вновь собираем по  миллиону тонн зерна в год, которое идёт, в том числе, и на экспорт.

А сколько построено жилья? В прошлом году мы ввели в эксплуатацию почти 940 тыс.кв.м, что сопоставимо с лучшими советскими результатами, когда Ульяновская область была местом всесоюзных строек. А в начале века мы такой объём жилья вводили за 5 лет!

Возвращаясь к промышленному строительству и новым заводам, скажу, что общий объём инвестиций в 2015 году по сравнению с 2010 годом вырос почти в 2 раза (с 48 до 90 млрд. рублей в год). А по России инвестиции выросли  только на 59%. Мы находимся в числе регионов-лидеров национального рейтинга инвестиционного климата и имеем звание региона – носителя лучших практик. В этом году вопреки всем негативным тенденциям в мировой и российской экономике рост инвестиций в Ульяновскую область продолжается.

Развитие экономики привело к росту областного бюджета. И если раньше мы были глубоко дотационным регионом, то уже несколько лет мы отдаём больше налогов, чем получаем средств из федерального бюджета. Консолидированный бюджет области с учетом расходов территориального фонда обязательного медицинского страхования приближается к 65 млрд. рублей.

Это благоприятно отразилось на качестве жизни простых ульяновцев. Например, за прошедшие 5 лет финансирование здравоохранения выросло с 7 млрд. рублей до более чем 20 млрд.руб. по итогам прошлого года.

Объем финансирования физической культуры и спорта в 2015 году по сравнению с 2005 годом увеличился в 46 раз! Во многих районах мы построили спортивные комплексы, бассейны, ледовые дворцы. Провели Чемпионат мира по хоккею.

Мы много вкладывали и в инфраструктуру образования, в базовую отрасль. За 10 лет ежегодные вложения выросли в 10 раз: с 817 млн. рублей в 2005 году до почти 10 млрд. рублей в 2014 и 2015 годах. А всего, начиная с 2005 года, эта сумма составила практически 115 млрд. рублей. Это колоссальная цифра!

Мы реализовали целый ряд важных для региона программ и проектов. Несколько лет назад по инициативе Президента был запущен проект по строительству и ремонту детских садов.

С 2012 по 2015 год мы направили в дошкольное образование региона 3 млрд. рублей. Возвратили в действующую сеть 45 зданий, ранее используемых не по назначению, построили 10 садиков «под ключ» и отремонтировали 28 детских садов, находившихся в аварийном состоянии. В результате всех мероприятий, проведённых за последние годы, было создано почти 15 тысяч новых мест для малышей. Практически все дети в возрасте от трех до семи лет сейчас могут ходить в детские садики.

Нас радует, что труд и средства, вложенные в развитие системы образования, дают результаты.

Растут баллы ЕГЭ выпускников по основным предметам. В последние годы стабильно высокие результаты у ребят Мелекесского, Радищевского, Барышского, Цильнинского, Новомалыклинского районов.

Лидерами в рейтинге результатов ЕГЭ по сумме баллов по русскому языку и математике профильного уровня в этом году стали Кологреева Александра, выпускница Городской Гимназии г.Димитровграда, Котин Денис, выпускник Авторского лицея Эдварса № 90 г. Ульяновска, Кулакова Виктория, выпускница средней школы № 66 г. Ульяновска.

Растёт количество участников и победителей олимпиад. Высокий рейтинг у школьников не только города Ульяновска и Димитровграда, но и Новомалыклинского, Чердаклинского, Цильнинского, Майнского районов.

В этом году своими успехами нас порадовали Фёдорова Виктория, выпускница 11-го класса Мариинской гимназии г. Ульяновска, победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, Чепасов Анатолий, ученик 9-го класса Гимназии № 13 г.Ульяновска, двукратный призёр всероссийской олимпиады школьников по математике, Салмин Вадим, выпускник Новомалыклинской средней школы, двукратный призёр всероссийской олимпиады школьников по истории.

Нас радуют ребята, молодые специалисты, которые добились первых серьёзных успехов благодаря своим способностям и помощи наставников.

Победителем IV Национального Чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) – 2016 стала студентка «Ульяновского техникума отраслевых технологий и дизайна» Елена Кожинова. В октябре 2017 года она будет представлять Россию на мировом чемпионате профессионализма, который пройдет в Объединенных Арабских Эмиратах.

Молодые ученые, представители наших вузов стали в этом году обладателями Грантов Президента Российской Федерации: Иван Ефремов (Ульяновский государственный университет, в области знаний «Медицина») и Руслан Фёдоров (Ульяновский государственный технический университет, в области знаний «Технические и инженерные науки»).

В этом году победителями Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» стали Маркина Кристина Сергеевна, учитель английского языка, Лингвистической гимназии г.Ульяновска, Краскова Дарья Александровна, учитель английского языка Многопрофильного лицея № 11 имени. В.Г.Мендельсона г.Ульяновска, Чечуков Андрей Владимирович, учитель истории средней школы № 52 г.Ульяновска.

Ещё раз хочу сказать огромное спасибо всем педагогам-новаторам, всем работникам образования, которые открывают и раскрывают таланты в наших детях и в молодёжи.

Особо хочется отметить:

Каллимуллина Ришата Радиковича, учителя истории Новомалыклинской средней школы, победителя областного конкурса «Учитель года» 2016 года,

Савельеву Любовь Алексеевну, учителя английского языка средней школы № 21 г.Ульяновска, руководителя областного клуба интернациональной дружбы,

Игошину Елену Михайловну, заместителя директора, учителя физики Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района, активно работающую с одарёнными и талантливыми детьми.

В этих успехах – будущее нашего региона и нашей страны!

Наш регион активно ловит новейшие тенденции. Помимо компаний традиционной экономики и сильной IT-отрасли у нас появляются совершенно новые исследовательские центры и производства.

Уже три года работает Ульяновский Наноцентр. Он был в числе первых по стране и уже сегодня мы можем говорить о результатах его работы и проектах. Например, проект по удешевлению и упрощению работы с геномом человека компании Тест-ген.

Или другой пример. Это проект по созданию ветропарка на территории Ульяновской области. До 20% всей электроэнергии области к 2020 году будет вырабатываться за счет ветра. А всего на неуглеродную энергетику должно приходиться не меньше трети генерации в регионе. Хочу отметить, что солнечные батареи на станкостроительном заводе DMG Mori уже дают до 20% необходимой ему энергии.

Ещё пример. Сегодня рядом с Авиастаром построен завод Авиакомпозит, который выпускает крылья и другие комплектующие фюзеляжа из композитных материалов. И сегодня наш российский самый современный самолет МС-21 на треть изготовляется из композитных материалов, сделанных на ульяновском заводе.

Как только Президентом было объявлено о реализации Национальной технологической инициативы, мы в Ульяновской области начали работу, чтобы встроиться в её реализацию. Для себя из девяти направлений НТИ мы определили пять: EnergyNet (ЭнерджиНет), то есть энергетика будущего, FoodNet (ФудНет) – всё, что связано с персональным производством и доставкой продуктов питания и воды, HealthNet (ХэлсНет) – персонализированная высокотехнологичная медицина, АutoNet (АвтоНет) – беспилотные автомобили, и AeroNet (АэроНет), всё что касается авиастроения и дронов.

Это и другие направления коренным образом уже в ближайшее десятилетие изменят облик городов, характер общества и структуру экономики.

Биотехнологи, специалисты по нанотехнологиям уже сегодня наряду со специалистами в ИТ-сфере становятся не только самыми востребованными, но и самыми высокооплачиваемыми специальностями.

Именно для этой экономики и для этого общества уже сейчас необходимо готовить людей. Я очень хочу, чтобы именно ульяновцы были востребованными людьми будущего. Это означает, что уже сейчас сфера образования должна работать как проект будущего!

Именно об этом шла речь на президиуме Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в среду. Таким образом, сейчас с образования начинается новый цикл приоритетных проектов.

Выделено четыре главных направления:

  1. Современная образовательная среда для школьника.

2. Модернизация среднего профессионального образования, или рабочие кадры для передовых технологий.

3. Университеты как центры пространства создания инноваций.

4. Современная цифровая образовательная среда.

С этими задачами в сфере образования мы вступаем в четвёртый этап развития Ульяновской области в новейшей истории.

Суть этапа в инвестиционном лидерстве и реальном благополучии граждан. Мы сейчас идем двумя пересекающимися траекториями: во-первых, создаём экономику нового типа, обеспечиваем технологический и социальный прорыв в новую экономику XXI века. Во-вторых, добиваемся лидерства в уровне жизни. При увеличении темпов развития уже через 12 лет уровень жизни в нашей области может быть одним из самых высоких в стране.

Что означает четвёртый этап для сферы образования региона?

У нас начата реализация новой программы – до 2025 года мы должны построить 15 новых школьных зданий. Это очень весомые капиталовложения из федерального и областного бюджета (до 800 млн. руб. на один объект). Количество школьников в ближайшее время увеличиться в регионе на 20 тысяч человек, и мы должны обеспечить условия для их обучения в одну смену.

В этом году мы начали строить школу – детский сад с плавательным бассейном в рабочем посёлке Кузоватово, её смогут посещать 420 ребят. В полном объёме подготовлена проектно-сметная документация для строительства ещё одной школы на 33 класса в городе Ульяновске, в микрорайоне «Искра». Уже через 2 дня мы начнём её строительство.

Мы продолжим укрепление базовых школ с высоким качеством преподавания в районах области. Максимальное количество образовательных организаций обеспечим самыми современными средствами обучения. На 2016 год деньги зарезервированы в бюджете в объёме 63 млн. рублей на ремонтные работы. И в дальнейшем, я уверен, мы сможем эту программу продолжать.

Проекту строительства школ на федеральном уровне дали условное название «Школа нового поколения». А мы в Ульяновске уже работаем над принципиально новой школой – школой НТИ (или так называемой «Умной школой»), которая не будет уступать лучшим учебным заведениям Европы. Это – национальный проект «Образование 2.0».

На базе действующего Наноцентра мы начинаем реализацию знакового проекта экономики будущего – «Большой технологической долины». Его основная задача – создание общего ценностного пространства, где формируется новая экономика: экономика знаний и технологического предпринимательства. На территории технологической долины будет сформировано и особое образовательное пространство: детский сад, школа НТИ, учреждения дополнительного образования и свой университет.

Здесь будет своя единая для жизни, экономики и образования экосреда. Именно в такой среде появились корпорации – мировые лидеры новой экономики: «Самсунг», «Эпл», «Хьюлетт-Паккард».

На территории области в рамках Национальной технологической инициативы будут созданы компании, которые смогут успешно конкурировать на глобальных рынках. Сейчас ключевая задача в сфере образования и науки - сконцентрировать основные ресурсы на реализации Национальной технологической инициативы, которая была предложена Президентом.

Я предлагаю каждому из вас сегодня посмотреть на свою профессиональную деятельность, на наши образовательные проекты в этой логике. Я знаю, что многие сидящие в зале традиционно отмечают задачи, звучащие с этой сцены, в блокноте. Надеюсь, что многие педагоги сегодня ведут записи на электронных гаджетах и транслируют наше заседание в сети. 

Так какие задачи будут актуальны для нашей системы образования в связи с потребностями экономического роста на четвёртом этапе развития области?

Первая задачаформирование творческих способностей детей, начиная с самого раннего возраста.

Эксперты, привлечённые Агентством стратегических коммуникаций к созданию Национальной технологической инициативы, считают, что базовые качества, которые нужно формировать у специалистов будущего – это креативность, способность к сотрудничеству, системное, критическое мышление, IT-грамотность.

Чтобы подготовить человека креативного, изобретающего, начинать нужно с детского сада. У нас действительно много  педагогов в дошкольном образовании, которые  работают в этом направлении.

Кроме того, коллективы сразу нескольких детских садов  города Ульяновска, Барышского, Павловского районов  сейчас создают собственные  программы профориентационной работы с дошкольниками. Это, конечно, прежде всего – программы развития способностей детей через погружение в мир профессий. То, что вы делаете, очень важно для нас. Это то, что может позволить детскому саду стать первой ступенью образования в составе региональных кластеров.

Прошу вас помнить, что настоящий результат возможен только, если вы включите в эту работу родителей ребят. К сожалению, большинство из них считает, что дети «вырастут и сами решат, что делать и где работать». Нужно объяснять мамам и папам, что это самый сложный вопрос – выбор жизненного пути. Зачастую нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь, на что ты способен. И чем раньше состоится этот выбор, тем лучше, потому что просто больше успеешь сделать. (Напомню, что, например, Сергей Павлович Королёв спроектировал свой первый самолёт, когда ему было 17 лет).  

Прошу Министерство образования и науки определить базовые организации дошкольного образования Ульяновской области для развития и внедрения программ ранней профориентации. Ульяновский педагогический университет должен  оказать методическую поддержку в этой работе.

Вторая задача – создание новой технологической культуры среди подрастающего поколения.

Мы перезапускаем сейчас вместе со всей страной в логике Национальной технологической инициативы проект «Кружковое движение».

Это прекрасная  возможность для ребят изучать, в частности, робототехнику, кибернетику, теорию автоматического управления, мехатронику. Многие из кружков уже сейчас развиваются, используя  потенциал университетов, промышленных предприятий и корпораций.

Этот проект поможет нам расширить приток инженерно-технически ориентированных школьников в наши профессиональные учебные заведения.

Сейчас в кружках технической и естественно-научной направленности занимается 14% детей. Планируем увеличить этот показатель к 2020 году в 2–2,5 раза за счёт развития таких проектов, как «Детский полигон инженерных профессий», «Джуниорскиллс», «Школа будущих учёных и изобретателей».

С этого учебного года робототехника в рамках уроков технологии с 5 по 9 класс станет частью школьной программы.  И от вас, уважаемые директора школ, во многом  зависит, как сложится судьба этого нового курса. Нужно формировать в коллективе педагогов уважительное отношение к  робототехнике, ставить задачи по налаживанию связей с программами других смежных областей: физикой, математикой, информатикой. Делать стыковки в программах. Родители тоже должны понимать, что если даже их дети не станут инженерами, конструкторами, то кибернетика как наука будет полезна детям в будущем, чем бы они не занимались. Сегодня все говорят о грядущем роботобуме, автоматизации предприятий и домашнего быта, но мало кто задумывается, что это потребует новых знаний не только от создателей роботов, но и от рядовых пользователей.

Прошу Министерство образования разработать план подготовки учителей по данной отрасли знаний и закупке необходимого оборудования для школ. Учреждениям дополнительного образования необходимо предусмотреть в этом учебном году приобретение комплектов робототехники.

Мы убеждены, что развивать систему просвещения в сфере современных технологий  поможет  открытие  в регионе уникальных центров популяризации науки и инноваций. 

Одним из таких центров будет детский технопарк – интерактивный научный комплекс, где в игровой, увлекательной форме можно будет познать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии, истории и многих других наук. Мы постараемся сделать его максимально доступным для ребят, независимо от того в семьях с каким достатком они растут, какими способностями они обладают.

Кроме того, в технопарке будут читать лекции наши учёные, преподаватели  вузов. Здесь будут постигать новое не только дети, но и их учителя, наставники.

Прошу Министерство образования и науки внедрить опыт учёных и методистов из Башкирского государственного педагогического университета, которые разработали мобильный центр инженерно-технического творчества.

Мы запустим микроавтобусы, оснащенные высокотехнологичным оборудованием прямого цифрового производства (станки с ЧПУ, 3D-принтеры, робототехнические конструкторы) и полным комплектом методического сопровождения. Благодаря таким передвижным центрам у учащихся из муниципальных образований появится возможность ознакомиться с современными технологиями, принять участие в занятиях-погружениях, мастер-классах, каникулярных школах.

Таким образом, наш детский технопарк будет иметь несколько таких мобильных центров и сможет стать ключевым звеном в нашей  региональной системе поддержки талантливых, деятельных ребят, в том числе, на селе.

Третья задача – развитие профильного обучения в школах в соответствии с экономической специализацией региона.

Сейчас решение проблемы организации профильного обучения в городе или районе, как правило, переложено на плечи школы. При этом каждая школа выбирает профили, прежде всего, учитывая свои возможности и ресурсы, а не стратегию развития муниципалитета.

Профилизация должна быть «привязана» к региональным и муниципальным программам развития. Необходимо растить кадры для своей экономики. Не будет кадров – не будет муниципалитета!

Но муниципалитету в одиночку не решить эту проблему. Если бы с Уренокарлинской школой в Карсунском районе не работала наша сельскохозяйственная академия, агротехнологических классов там бы не было.

Современный университет не может себе позволить просто ждать абитуриента в стенах вуза. Так, Технический университет должен закладывать представление об инженерной деятельности, культуре, инженерных проектах уже в восьмом-девятом классах, а может и раньше. Задачи этого вуза сегодня – учить студентов и школьников в командах решать актуальные задачи производств. В данном случае, профильное обучение – это диалог между средним образованием, вузом и высокотехнологичным бизнесом. Именно в этом ключе  мы будем дальше развивать профильное образование.

Прошу Министерство образования и науки провести анализ направленностей профильного обучения и соответствие их региональной и муниципальным стратегиям развития. По результатам анализа дать рекомендации школам по дальнейшему развитию этого направления.

В итоге мы должны сформировать единую систему непрерывного инженерного образования. Уже в этом учебном году в неё  войдут  лицеи и лицейские классы Ульяновска, Димитровграда, Барыша, Инзы, Вешкаймы, Карсуна, Майны, Старой Кулатки. За два ближайших года мы планируем получить около тысячи выпускников этих классов. Нужно сделать всё, чтобы самые  успешные из них поступили в наши вузы.

В условиях конкуренции за абитуриентов со столичными вузами  нам нужно внимательно изучить опыт организации инженерной олимпиады Национальной технологической инициативы. Эта олимпиада как ещё один блок системы отбора, наряду с ЕГЭ и олимпиадами по предметам, была организована в этом году на базе трёх вузов страны (это Московский университет машиностроения, Томский политехнический университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет). Участники Олимпиады НТИ соревновались по знанию физики, математики, информатики и решению в командах  инженерно-конструкторских задач. Победители смогли включить выполненные инженерные проекты в свои портфолио, а вузы-организаторы - учесть эти достижения при поступлении. Нам нужно изучать эту практику и использовать её.

Четвёртая приоритетная задача – нам нужно расширить число участников соревнований инженерно-технической направленности.

Таких, например, которые проходят в рамках нашего молодёжного инновационного форума на базе Ульяновского государственного технического университета. С 14 по 16 сентября 2016 года более 1 000 ребят в возрасте от 12 до 30 лет будут участвовать в фестивале «УлРОБОФЕСТ»; конкурсе инженерного творчества. В этом году в инновационном форуме участвует большая делегация Университетов прикладных наук г. Дармштадт, г. Зиген (Германия). Такие соревнования – лучшая пропаганда инженерных профессий и науки.

Для очень многих мальчишек и девчонок путь в науку может начаться с участия в командных соревнованиях летнего профильного лагеря.  

В этом году совместно с корпорацией «РОСАТОМ» мы проводили  летнюю смену для ребят из 23 регионов России на базе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина. Мальчишки и девчонки не только отдыхали, они решали актуальные для производств технологические задачи. К примеру, компании  ульяновского наноцентра предложили для решения задачи по поиску новых технологий изготовления светопрозрачного бетона, использования  алюминиевой пены.

Сила нового поколения – в незашоренности, в способности предлагать нестандартные решения, и это нужно поддерживать, развивать. От нашего региона в этом замечательном проекте участвовали порядка 30 ребят из Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района, лицея №40 Ульяновска, университетского лицея Димитровграда. Их нужно держать   в своей орбите, создавать адресные программы развития.

Создание такой адресной программы может инициировать преподаватель, как это сделал, например, Самойлов Леонид Михайлович, доктор физико-математических наук Ульяновского государственного университета. Увидев в этом году  высокие результаты Кирилла Ларионова, девятиклассника Городской гимназии Димитровграда по химии на Всероссийской олимпиаде, он пригласил  его в свой математический кружок. Мы знаем, ребята этого кружка очень успешны в олимпиадном движении. Занятия в кружке только усилят позиции юного химика.

Учитель истории и обществознания Новомалыклинской средней школы Чирков Алексей Дмитриевич по собственной инициативе выстраивает такие  персональные программы для своих талантливых учеников. С целью их подготовки ко всем этапам олимпиады он тесно сотрудничает с нашим педагогическим университетом. В результате, на протяжении  трёх последних лет ученики Новомалыклинской школы – призёры Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию.

Министерству образования и науки  и Агентству по развитию человеческого потенциала необходимо внедрить практику создания адресных программ-навигаторов для победителей интеллектуальных и творческих состязаний. Эти программы должны быть межведомственными с включением возможных будущих работодателей, иметь стимулирующий пакет предложений. Чем разнообразнее будут эти предложения, чем раньше мы начнём демонстрировать семье этого талантливого мальчика или девочки заинтересованность и возможности региона, тем лучше будут результаты.

Обязательно такие  индивидуальные программы должны составляться для высоко результативных участников движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс). Это соревнования в мастерстве и одновременно механизм освоения мировых стандартов профессионализма нашими ребятами.

Пятая задача – это модернизация среднего профессионального образования.

Нам необходимо завершить разработку программы развития профессионального образования в горизонте до 2030 года.

Программа будет включать в себя, в частности, продолжение работ по созданию региональных ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики; развитие основанного на практике дуального обучения; распространение самых эффективных федеральных и мировых методик подготовки специалистов.

На данный момент совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» мы проводим всесторонний анализ существующего процесса  подготовки кадров. Кадры, образование, деловой климат – всё это важнейшие элементы глобальной конкурентоспособности региона и России. Важно, чтобы, работая по этим направлениям, мы  видели не только ближайшую перспективу, но и смотрели далеко за горизонт.

Уже сейчас в Ульяновске на базе авиационного колледжа создаётся один из семи в России Межрегиональных центров компетенций. Он будет готовить специалистов для авиационного, автомобильного и агропромышленного кластеров региона, используя самое лучшее оборудование и методики. Здесь будут готовить специалистов по профессиям будущего и чемпионов движения «Молодые профессионалы».

В целом мы поставили задачу превратить авиационный колледж в образовательную организацию мирового уровня! Следовательно, он должен стать и центром траснсфера образовательных технологий по всей региональной системе профобразования.

Шестая интегральная задача, общая для всей системы образования региона – это изучение английского языка, как второго обязательного.

Без этого языка региону будет сложно выжить в глобальном мире, а о трансфере технологий вообще можно будет забыть.

Кроме того, в 2022 году обязательным для сдачи станет ЕГЭ по иностранному языку. Часть учеников в пилотном режиме начнут сдавать ГИА в форме ЕГЭ уже с 2019 года. Вот почему нам нужен английский.

На федеральном уровне разрабатывается программа повышения качества преподавания иностранных языков в школе.

В Ульяновской области в помощь учителям школ запущен обучающий проект «Общение без границ». Нужно подтянуть как уровень подготовки самих учителей, так и среднего балла ЕГЭ у выпускников. «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» разрабатывается соответствующую программу на период до 2020 года.

 

Дорогие друзья!

Как видите, все задачи, которые я перечислил, ориентированы на ускоренное социально-экономическое развитие региона.

А я напомню, что к 2021 году мы планируем ежегодно привлекать не менее 120 млрд. рублей инвестиций ежегодно.  В 1,5 раза увеличить объёмы производства обрабатывающей промышленности. Довести ежегодный сбор зерна до 1,5 млн. тонн, и в целом увеличить сельхозпроизводство за счёт роста в 2 раза производительности труда. Вот для чего нам нужны высококвалифицированные кадры, способные создавать больше валового регионального продукта. Их должна готовить наша система образования.

Но у образования есть ещё одна не менее важная функция, которой мы традиционно уделяем внимание, – воспитательная функция!

Мы с вами должны формировать не только интеллектуальность, креативность, но и нравственные ценности ребят. И выполнить эту задачу мы можем только объединив усилия.

Это ещё одна (седьмая по счёту) задачаукрепление межведомственного взаимодействия.

Я уже говорил в прошлом году об укреплении межведомственного взаимодействия между образованием и культурой. Эта задача не снимается, особенно в сельских районах, где нельзя распылять ресурсы разных министерств по сферам.

В сёлах на базе учреждений образования должны существовать крепкие культурные центры.

В свою очередь учреждения культуры и предлагаемые ими программы должны использоваться в интересах образования.

Есть очень хорошие примеры такой работы, которые необходимо тиражировать во всех районах.

В Измайлово Барышского района проводится танцевальный конкурс «Стартинэйджер», в котором участвуют все ученики посёлка (а с 2016 года он,по сути, стал районным). В селе Акшуат реализован совместный музейный краеведческий проект. В Инзенском районе проводится Молодёжный Кинофестиваль «Первый шаг. Первый кадр». В Карсунском районе организовано движение доброхотства. Нельзя не назвать и совместную общерегиональную акцию «Сад моей истории».

Восьмое, нам необходимо уделять внимание воспитанию здорового образа жизни школьников и их родителей. Очень важно вовлечь в это и преподавателей.

Мы запускаем проект «Школьная медицина и здоровье». Разработана концепция её развития, которая предполагает внедрение в общеобразовательных учреждениях новых здоровьесберегающих технологий.

Будет проводиться мониторинг ситуации учебных заведений, состояния здоровья школьников, внедряться новые программы и курсы. Уже выбраны первые пилотные площадки.

Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос решения кадровой проблемы для школьной медицины. Это процесс не быстрый и весьма затратный. Мы должны поступить аналогично и утвердить меры стимулирования ответственных лиц.

Главное, чтобы эта деятельность носила системный характер и имела методическое руководство. Работа в рамках проекта «Школьной медицины и здоровья» должна предполагать комплексный и межведомственный подход.

Девятое, внедрение инклюзивного образования.

Напоминаю, что Ульяновская область работала в этом направлении в качестве пилотной площадки. А с этого учебного года федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ становятся обязательными. В развитом обществе инвалиды не чувствуют себя оторванными от людей, имеют равные возможности. Особенно важно это для социализации детей.

Чтобы из «пилота» и «мечты» инклюзия стала повседневной реальностью, придётся провести очень много деликатной и сложной работы. И родителям, и учителям, и руководителям учреждений, и местной администрации. Особенно важно, чтобы сами школьники приняли своих особых сверстников как равноправных. А это – самая настоящая воспитательная задача, проверка образовательной системы на готовность к будущему.

Кстати хочу отметить, что новый министр образования считает, что инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями – это лишь один из вариантов формы обучения, выбор которого является свободным. Коррекционное образование никуда не исчезает. И это очень правильно.

И последняя, десятая, самая главная задача сферы образования – воспитание патриотизма.

Сейчас наша страна очень нуждается в такой работе, так как нам брошен исторический вызов со стороны стран, не желающих видеть Россию великой и богатой. Как только мы поднялись из глубокой трясины 90-х годов, как только заявили о своей самостоятельной позиции на мировой арене и стали отстаивать свои национальные интересы, у нас появилась масса недоброжелателей.

Это видно и по экономическому давлению на Россию через игру на нефтяных ценах, и по санкциям и даже по ограничению наших спортсменов участвовать в Олимпиаде. Нам необходимо противопоставить этому нажиму свою волю, свои умения и единство духа.

Роль учителя как проводника патриотических воззрений резко возрастает в таких условиях. Воспитание чувства единства нашего народа, чувства гордости за страну и готовности отстаивать наши национальные интересы – это задача сегодняшней системы образования.

Очень здорово, что у нас развивается патриотическая работа с детьми и молодёжью, волонтёрское движение, активно проводятся массовые, но искренние акции, ведётся работа по сохранению исторической памяти.

И сейчас по инициативе нашего Президента в России созданы «Российское движение школьников» и, в его рамках, движение «Юнармия». В июне этого года в рамках финала областной военно-спортивной игры «Зарница» состоялось вступление в «Юнармию» 22 команд муниципальных образований Ульяновской области. В самое ближайшее время планируется создание в «Юнармии» отрядов десантного профиля. 

Мы должны оказать всемерную поддержку этим движениям, школам области, на базе которых уже созданы первые отряды. Таких школ должно быть больше. А в идеале – все!

Дорогие друзья!

Я хочу благодарить всех педагогов, которые участвуют в воспитательной и патриотической работе. И, в частности, участников общественного движения «За советскую школу!». Спасибо за ваши проекты, предложения и поддержку! Это очень ценная общественная миссия – укреплять воспитательный элемент образования!

Эта работа направлена на формирование единства нашего общества перед лицом внешних угроз. Единства, которое должно существовать, несмотря ни на что. Ни на кризисы, ни на санкции.

Я считаю, что единство сегодня – это объединение всей нации вокруг национального лидера Владимира Путина, который, кстати, назвал на съезде «Единой России» профессию учителя «важнейшей в любом обществе».

Я выскажу личное мнение, но независимым государством мы стали только тогда, когда вернули себе Крым. После Крыма и событий в Донбассе наступил жесточайший внешнеполитический кризис. Началась информационная атака на Президента, на его соратников, на наших спортсменов, на Чемпионат Мира по футболу и даже на Ульяновскую область.

Исходя из того, что угрозы нашей стране более чем реальны, необходимо действовать так, как наши отцы и деды действовали в самые слож­ные этапы истории. Для этого нужно решительно уйти от внутренних конфликтов и противостояний.

Мы должны стать обществом с единой системой ценностей, в основе которой патриотизм и глубокое знание своей истории. И тогда наше общество не поддастся на провокации политических шарлатанов.

«Только в условиях общенационального согласия мы можем идти вперед, добиваясь выполнения намеченных планов, и изменять жизнь к лучшему для наших людей. Стабильность и доверие – это основа, ключевые факторы дальнейшего успешного развития страны», – сказал наш Президент. И я полностью с ним согласен.

России необходима стабильность. Ульяновской области, настрадавшейся в 90-е годы и в начале «нулевых», нужно 20 лет стабильного развития, как когда-то говорил Пётр Аркадьевич Столыпин про Россию. Единство и стабильность необходимы для созидания!

У нас есть Стратегия развития Ульяновской области до 2030 года, которая формировалась как народная стратегия. В ней нашли отражение практически все инициативы и предложения жителей, высказанные во время обсуждения.

На основе Стратегии сформирована наша Народная Программа действий до 2030 года. Это единственно возможная в сегодняшних условиях, реально выполнимая программа экономического, социального и культурного развития Ульяновской области. Она даёт честные и конкретные ответы на все существующие вопросы, на все имеющиеся проблемы.

Большой раздел программы посвящён образованию и повышению престижа профессии педагога. У нас есть отличный задел для того, чтобы опереться и двигаться вперёд.

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Мы много сегодня говорили о тех компетенциях 21 века, которые педагог должен формировать. Это возможно только тогда, когда он сам постоянно растёт, совершенствуется. Нам нужно изучать лучшие существующие национальные системы подготовки роста учителей и создавать свою, более продвинутую. 

Для того, чтобы двигаться вперёд, у педагога должны быть все возможности, а прежде всего, время и силы.

Освобождение учителей от  бесконечных бумажных отчётов – это первое, что нужно сделать. Федеральное министерство образования и науки уже сделало первые шаги в этом направлении.

В частности, подготовлен проект изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому органам государственной власти, субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещается запрашивать от образовательных организаций информацию и документы, размещённые на официальном сайте, а также предоставление данных, подлежащих официальному мониторингу.

Новый законопроект даст возможность оптимизировать и привести в систему подобную отчётность. При этом уменьшится административная нагрузка на школы. Общественное обсуждение нового документа продолжится до начала следующего месяца, и я обращаюсь ко всем присутствующим – примите самое активное участие в его обсуждении.

Кроме того, обращаю ваше внимание, что на форуме «Единой России» в Новосибирске было предложено рассмотреть возможность освобождения на 3-4 года от проверок школы с высокими образовательными результатами и отсутствием претензий по предыдущим проверкам. Это правильный шаг, мы должны освобождать лидеров от ненужной опеки – они достойны доверия!

Следующее: на встречах с учителями достаточно часто слышу пожелания об улучшении качества региональных курсов повышения квалификации. Наверное, целесообразно было бы подключить профессиональное сообщество к выработке конкретных предложений по улучшению ситуации. Необходимо создать несколько рабочих групп по конкретным направлениям подготовки, включив самых авторитетных педагогов и проанализировать ситуацию.

Думаю, что нам нужно быстрее двигаться в сторону саморегуляции, делегировать полномочия и по аттестации, и повышению квалификации самому профессиональному сообществу.

У нас замечательная Педагогическая палата, которой нужно передать больше полномочий от органов власти.

Считаю, что представителям Педагогической палаты необходимо войти в состав аттестационной комиссии по рассмотрению кадровых вопросов. Важно создать рабочую группу с участием членов Педагогической палаты для проектирования региональной системы подготовки и профессионального роста педагогических кадров (в рамках задачи Президента, поставленной им на Госсовете).

Уважаемые друзья!

Нам нужно с вами обязательно строить амбициозные планы, добиваться большего, делать то, что до нас не сделал никто. Это самое трудное, но на этом держится развитие, движение вперёд. Главный фактор успеха – это вера в собственные силы. 

Вопросы образовательной сферы в приоритете у Президента страны.

Я лично со своей стороны всегда буду поддерживать учительство, всегда буду отстаивать интересы наших университетов и организаций среднего профобразования, я всегда буду на стороне интересов наших детей и молодёжи!

Я верю в вас, в успех каждого из вас!

Вы, уважаемые педагоги, своими «умами и волей», как говорил Иоанн Златоуст, созидаете будущее. Честь вам и хвала!

Ещё раз хочу поздравить вас с приближением 1 сентября. Для педагогов именно эта дата является отсчётом нового года.

Я хочу пожелать, чтобы он для вас и ваших воспитанников был успешным. Желаю вам здоровья, счастья и педагогических успехов!