Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2014 года

 

 1.             Общие сведения

1.1.           Введение

Неэффективное использование энергетических ресурсов – одна из главных проблем Российской экономики. В настоящее время на каждый процентный пункт прироста ВВП в России требуется 0,5% прироста потребления топливно-энергетических ресурсов.

Из установленной мощности существующих энергоблоков 70% приходится на тепловые станции, из которых 63% – газовые, и только 20% – угольные, которые работают с электрическим КПД 25% на ТЭЦ, до 39% на КЭС. На гидроэлектростанциях приходится 20% мощности, 10% производства электроэнергии на атомные электростанции. В европейской части России на газе вырабатывается более 80% электроэнергии.

Национальная структура энергобаланса привела в последнее десятилетие к отставанию в развитии атомного энергопромышленного комплекса. В настоящее время установленная мощность атомных электростанций обеспечивает только 16% производства электроэнергии.

По данным института энергетического проектирования средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии составляет 335 и 140 грамм условного топлива на киловатт час, при аналогичных показателях европейских парогазовых установок 210–250 грамм на киловатт час. Из этого Российская электроэнергетика сжигает «лишние» 40-50 миллиардов кубометров газа.

Снижение энергоёмкости производства на 2,5% в год равносильно производству дополнительно 200 млн. тонн условного топлива. Необходимо отметить, что соотношение затрат между инвестициями в энергосбережении и затрат, необходимых для выработки энергии, соответствующей сэкономленному количеству, составляет 1 к 2,5.

Реализация энергосберегающих мероприятий у потребителей энергетических ресурсов требует в 3-4 раза меньше инвестиций, чем осуществление затрат на соответствующее увеличение производств энергии, в том числе, рост добычи топливно-энергетических ресурсов. Макроэкономический эффект снижения недельной энергоёмкости ВВП на 1% оценивается ростом национального дохода на четыре десятых процента.

1.2.                Описание поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» установлена задача по снижению к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

Государственная политика в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, реализуется в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом установлены основные направления государственного регулирования в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, заключающегося в установлении требований:

– обязанность по учёту используемых энергетических ресурсов;

– требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;

 – обязанности проведения обязательных энергетических обследований;

– обязанности проведения мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;

– требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

– требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности;

– требования к программам в области энергосбережения организаций с участием государства муниципального образования;

– основы функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения;

– обязанности постановления информации в области энергосбережения, энергетической эффективности.

Для достижения поставленных задач, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 321 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Эффективность и развитие энергетики».

 

1.3.                Сведения о текущем состоянии экономики Ульяновской области

Общая оценка социально-экономической ситуации

Ульяновская область является индустриально-аграрной территорией с многоотраслевой промышленностью. Ядром промышленности является машиностроение, представленное приборостроением, станкостроением, автомобилестроением, авиастроением, развиты также текстильная и пищевая отрасли промышленности. Работают предприятия строительной, деревообрабатывающей и лесной индустрии. Области принадлежит одно из ведущих мест в производстве автомобилей и самолётов, металлорежущих станков, сложных приборов и средств автоматизации производства, моторов, трикотажа и других видов продукции.

К основным положительным моментам отчётного периода можно отнести: установление индекса промпроизводства на уровне 100,7% относительно 2013 года, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составил не менее 100% или порядка 80 млрд. рублей, снижение уровня безработицы с 0,52% в 2013 году до 0,46% в 2014 году, увеличение объёма жилищного строительства на 13,4%.

Отрицательным на сегодня является снижение индекса производства продукции сельского хозяйства – 96,5%, увеличение индекса потребительских цен в декабре 2014 года на уровне 111,4%, в том числе по продовольственным товарам – 117,5%.

Промышленное производство

В Ульяновской области в январе – декабре 2014 года полным кругом организаций – производителей отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акциза и других аналогичных платежей) на 215 184,3 млн. рублей, темп роста составил 107,5% к соответствующему периоду прошлого года.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по полному кругу организаций производителей за 12 месяцев 2014 года  составил 24 995,2 млн. рублей (в действующих ценах) или 104,3% к соответствующему периоду 2013 года. Удельный вес по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газ и воды» в общем объёме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг за январь-декабрь 2014 года является значительным и составляет 11,6%.

Инвестиции

Объём инвестиций в основной капитал по итогам 2014 года превысил  82 млрд. рублей, что выше уровня 2013 года на 3,2%.

По состоянию на 01.12.2014 областной реестр включает в себя 290 инвестиционных проекта, в том числе:

– 168 проектов включено в группу индустриальных проектов;

– 122 проектов включено в группу проектов, реализующихся в социальной сфере.

Строительство

В январе-декабре 2014 года предприятиями и организациями Ульяновской области выполнено работ собственными силами по виду деятельности «строительство» на 40623,2 млн. рублей, или 104,3% к январю-декабрю 2013 года.

План ввода жилья на 2014 год – 713 тыс.кв.м, что на 12,3% больше, чем введено в 2013 году (634,0 тыс. кв. м.).

В январе-декабре 2014 года на территории области сдано в эксплуатацию 2564 жилых домов (10891 квартира) общей площадью 718,8 тыс. кв. метров, что составило 113,4% к уровню января-декабря 2013 года.

Сельское хозяйство

Объем  валовой продукции сельского хозяйства всех производителей за январь-декабрь 2014 года в действующих ценах составил 30555,3 млн. рублей, в том числе: продукция растениеводства - 18 003,5 млн. рублей, продукция животноводства - 12 551,8 млн. рублей.

Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт – интегральный показатель развития экономики региона. Это один из основных индикаторов состояния экономики региона, который охватывает все особенности региональной структуры производства и диверсифицированность отраслевой экономики.

В целом структура ВРП Ульяновской области за последние годы достаточно стабильна и из года в год претерпевает лишь незначительные изменения в силу таких форсмажорных обстоятельств, как финансовый кризис, засуха и т.д. Основными составляющими ВРП региона являются промышленное производство (30%), оптовая и розничная торговля (16%), транспорт и связь (10%), сельское хозяйство (7%), строительство (7%).

В 2013 году ВРП составил 260,3 млрд. рублей, что составляет 102% к 2012 году. В 2014 году с учётом замедлении динамики развития отраслей экономики и уточнения базы ВРП 2013 года планируется объем ВРП в размере 270 млрд. рублей или 97% к уровню 2013 года.

Энергоёмкость валового регионального продукта

Одним из основных интегральных показателей эффективности использования энергетических ресурсов в Ульяновской области является энергоёмкость ВРП как составляющая энергоёмкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объёмов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива  к объёму ВРП.

Энергоёмкость ВРП Ульяновской области за 2013 год и её плановое значение на 2014-2018 годы представлена в следующей таблице:

Единица измерения

Значения энергоёмкости ВРП

2013 год

2014* год (оценка)

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

кг у. т. / тыс. руб.

35,04

31,98

31,91

31,25

30,52

29,79

* значение энергоёмкости ВРП за 2014 год будет определено после выхода статистической отчётности по ВРП в феврале-марте 2016 года

 

2.         Сведения о текущем состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области

 

2.1.   Описание системы государственного управления и контроля за состоянием энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере

Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/411-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства в Ульяновской области» на 2014-2018 годы», подпрограммой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области, определены цели и задачи в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Ульяновской области.  

Цели: формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности Ульяновской области;

улучшение уровня жизни населения и повышение качества предоставления коммунальной услуги (водоснабжение) за счёт строительства и реконструкции систем водоснабжения;

качественная подготовка и прохождение отопительного сезона (создание запаса топлива);

улучшение уровня жизни населения и повышение качества предоставления коммунальной услуги (теплоснабжение) за счёт строительства и реконструкции систем теплоснабжения.

Задачи:

обновление основных средств водопроводного хозяйства, обеспечение необходимой технологической надёжности систем питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения за счёт строительства и реконструкции систем водоснабжения;

развитие и модернизация систем водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области за счёт строительства и реконструкции систем водоснабжения;

создание технической возможности для сетевого газоснабжения и развития газификации населённых пунктов Ульяновской области путём реализации мероприятий по строительству межпоселковых и внутри поселковых газопроводов;

обеспечение возможности пользования сетевым природным газом потребителей;

оказание содействия муниципальным образованиям Ульяновской области в организации теплоснабжения населения и объектов социальной сферы;

строительство и модернизация локальных газовых котельных, в том числе путём перевода системы централизованного отопления на систему подомового газового отопления для объектов социальной сферы и жилого фонда;

ремонт тепловых сетей;

внедрение мер государственного регулирования и финансовых механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ульяновской области.

В соответствии с изменениями финансирования областного бюджета, в государственную программу ежегодно вносятся изменения и корректируются  энергосберегающих мероприятия и индикативные показатели государственной программы Ульяновской области.

Начиная с 2015 года в отраслевых государственных программах здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, транспорта Ульяновской области включена цель, направленная на энергосбережение и повышение энергетической эффективности каждой отрасли, а также задачи, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в каждой из отраслей.

Целевые показатели энергосбережение и повышение энергетической эффективности отраслевых государственных программ:

удельный расход электрической энергии на снабжение областных государственных организаций (в расчёте на 1 кв. метр общей площади);

удельный расход тепловой энергии на снабжение областных государственных организаций (в расчёте на 1 кв. метр общей площади);

удельный расход холодной воды на снабжение областных государственных организаций (в расчёте на 1 человека);

удельный расход горячей воды на снабжение областных государственных организаций (в расчёте на 1 человека);

удельный расход природного газа на снабжение областных государственных организаций (в расчёте на 1 человека);

отношение экономии энергетических ресурсов и воды в стоимостном выражении, достижение которой планируется в результате реализации энергосервисных договоров (контрактов), заключённых областными государственными организациями, к общему объёму финансирования отраслевой программы;

количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных областными государственными организациями Ульяновской области.

В настоящее время ведётся работа по разработке методических рекомендаций  по включению в государственные программы (подпрограммы) здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта Ульяновской области информации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

 


ЗНАЧЕНИЯ

целевых индикаторов энергосбережения и повышение энергетической эффективности государственной программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области»  на 2014-2018 годы

 


п/п

Наименование
показателя

Единица измере-ния

Значения целевых индикаторов по годам

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

1

Протяжённость построенных и реконструированных водопроводных сетей

км

0

0

4,6

4,3

145,8

2

Протяжённость введённых в эксплуатацию газораспределительных сетей 

км

1,645

8,5

1,9

1,8

1403,165

3

Количество построенных и модернизированных локальных газовых котельных и систем подомового газового отопления для объектов социальной сферы и жилищного фонда

шт.

0

0

7

7

97

4

Протяжённость отремонтированных тепловых сетей

м

0

0

0

0

3596

5

Количество заключённых энергосервисных договоров (контрактов) на территории Ульяновской области

шт.

2

18

23

27

30

6

Динамика энергоёмкости валового регионального продукта      

кг у. т. / тыс. руб.

31,98

31,91

31,25

30,52

29,79

 

Ожидаемый эффект от реализации государственной программы Ульяновской области 
«Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности  в Ульяновской области»  на 2014-2018 годы


п/п 

Наименование показателя

Промежуточные значения показателя

по итогам

2014 года

по итогам

2015 года

по итогам

2016 года

по итогам 2017 года

по итогам 2018 года

1

Потери воды в сетях водоснабжения (%)

21,4

21,4

21,2

21,1

20,7

2

Сокращение количества водопроводных сетей, требующих замены (%)

0

0

0,2

0,3

4,3

3

Уровень газификации природным газом территории Ульяновской области (%)

61,3

61,5

61,9

64,1

70,0

4

Доля населённых пунктов, обеспеченных сетевым природным газом (%)

57,6

58,06

58,4

65,4

79,2

 

5

Введение в эксплуатацию локальных газовых котельных для объектов социальной сферы и жилищного фонда (шт.)

0

0

7

7

97

6

Увеличение протяжённости отремонтированных тепловых сетей (м)

0

0

0

0

3596

7

Энергоёмкость валового регионального продукта  (кг у. т / тыс. руб.)

31,98

31,91

31,25

30,52

29,79

8

Доля ИОГВ Ульяновской области и государственных учреждений Ульяновской области, заключивших энергосервисные договоры (контракты) на территории Ульяновской области (%)

0,61

3,04

4,57

4,57

4,57

 

2.2. Программно-целевое планирование  

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:

1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;

2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.

Организации бюджетной сферы

Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждений бюджетной сферы Ульяновской области содержат мероприятия направленные на снижение нерациональных потерь энергоресурсов,  обновление инженерно-технических коммуникаций и популяризацию энергосберегающего образа жизни.

Для достижения целей и задач включённых в программы учреждений, отраслевым министерствам и ведомствам, а также муниципальным образованиям рекомендовано:

1. Назначение ответственных лиц за энергосбережение и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов в учреждении.

2. Разработать должностной регламент ответственному за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусматривающий дисциплинарную и материальную ответственность за несвоевременное и ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

3. Разработать Положение об энергосбережении для учреждения и подразделения.

4. Утвердить лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг по учреждению в целом на год, в том числе в разбивке: по месяцам, декадам, дням (приложение №№1,2).

5. Разработать и утвердить перечень мероприятий, направленных на энергосбережение, повышение энергетической эффективности и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов.

6. Проводить или организовывать обучение в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности персонала учреждения, ответственного за проведение мероприятий по энергосбережению и соблюдению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов;

7. Разработать Положение о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов.

8. Принять нормативный или распорядительный документ по мотивации персонала в энергосбережении.

9. Проводить пропаганду энергосбережения через проведение консультаций, размещение информационных стендов, обращений;

10.     Контролировать заключение договоров на поставку энергоресурсов и оказание коммунальных услуг, наличие всей необходимой информации в договоре, подтверждающей договорной объём потребления. Не допускать потребление энергоресурсов и коммунальных услуг без договоров.

11.     Проводить анализ выполнения договорных обязательств поставщиками энергоресурсов.

12.     Осуществлять контроль безопасной эксплуатации и надлежащего технического состояния, экономичной работы энергоустановок, систем отопления, находящихся во владении учреждения.

13.     Определить и наметить технические решения по повышению качества тепло-, водо-, газо-, электроснабжения с учётом снижения потребления энергоресурсов и потребности в финансировании.

14.     Осуществлять ежедекадно (ежедневно) контроль по соблюдению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг.

15.     Проводить ежемесячно анализ фактического потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг учреждением.

16.     Осуществлять финансовый учёт экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организацию рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий.

17.     Определять причины перерасхода потребления топливно-энергетических ресурсов, в случае его выявления по результатам проведённых контрольных мероприятий.

18.     Разрабатывать план мероприятий по устранению причин, повлиявших на перерасход потребления топливно-энергетических ресурсов учреждения.

19.     Принимать меры к устранению нерационального использования энергоресурсов.

20.     Проводить совещания и рассматривать вопросы энергосбережения и исполнения установленных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг.

21.     Налагать весь спектр дисциплинарных взысканий, предусмотренных трудовым законодательством, снижать размер поощрительных выплат и выплат стимулирующего характера на основании и в порядке, предусмотренными документами, устанавливающими систему оплаты труда в соответствующем учреждении, соразмерно допущенным нарушениям в отношении лиц, допустивших перерасход топливно-энергетических ресурсов, а также ответственных лиц за соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов.

22.     Заключать и оплачивать государственные (муниципальные) энергосервисные договора (контракты) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Из 1347 организаций бюджетной сферы Ульяновской области, 1223 организации имеют утверждённые действующие программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением в бюджетных учреждениях осуществляется отраслевыми министерствами с дальнейшим представлением сводной информации в ОГБУ «Центр энергосбережения Ульяновской области».

 

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности

 В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций осуществляющих регулируемые деятельности», Министерством экономического развития Ульяновской области установлены требования к целевым показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы организаций осуществляющих регулируемые деятельности на территории Ульяновской области.

Координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением в организациях осуществляющих регулируемые деятельности на территории Ульяновской области, осуществляется ОГКУ «Центр мониторинга деятельности регулируемых организаций».

Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области во взаимодействии с Министерством экономического развития Ульяновской области ведётся постоянный контроль за правильностью и обоснованностью формирования организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, программ энергосбережения повышения энергетической эффективности, инвестиционных программ, затраты на которые включаются в регулируемые государством тарифы, а также их реализацией, в том числе за сроками и этапами реализации программ, их финансированием в формате шаблонов ЕИАС ежеквартально и ежегодно данные отчёты предоставляются в ФСТ России. Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности данных организаций, согласовываются Министерством экономического развития Ульяновской области при их утверждении.

ОГКУ «Центр мониторинга деятельности регулируемых организаций» за 2014 год собрано и проанализировано:

- 869 шаблонов «Источники финансирования программ энергосбережения и повышения энергоэффективности»;

- 206 шаблонов «О фактическом исполнении установленных требований к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- 91 программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности.

- подготовлено 188 проектов приказов об утверждении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

 

Динамика предоставления отчётности и наличия программ энергосбережения в целом по Ульяновской области за 2014 год


Всего регулируемых организаций

220

Количество  организаций, разработавших программы энергосбережения

208

Согласовано программ энергосбережения

206

Организации, отчитавшиеся по факту выполнения программ в 2014

206

Организации, отчитавшиеся по плану

208

 

У 12 вновь образованных регулируемых организаций программы энергосбережения находятся в процессе разработки.

Проанализированы дела на утверждение нормативов со сложно-функциональными техническими расчётами и подготовлено 36 проектов приказов, из них:

- технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям - 11;

- удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии более – 17.

-  нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии - 8.

 206 из 220 организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ульяновской области полностью выполнили мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. 

 

Сводные данные крупных регулируемых организаций, объем затрат которых, на мероприятия по энергосбережению составляет  более 1 млн. рублей

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

2013 г.

2014 г.

Сумма

2013 г.

2014 г.

Сумма

Передача ЭЭ

ОАО "МРСК-Волги"

58 742,64

28 927,39

87 670,03

25 327,83

28 850,65

54 178,48

ОАО "Ульяновская сетевая компания"

100 168,07

113 725,78

213 893,85

11 736,89

7 925,48

19 662,37

МУП "Ульяновская городская электросеть"

15 207,99

18 057,61

33 265,60

47,64

258,51

306,15

ООО "Инзенский районные электрические сети"

7 217,47

3 318,72

10 536,19

305,03

52,53

357,56

АО "ГНЦ НИИАР"

6 835,00

4 554,10

11 389,10

76,63

148,01

224,64

ООО "Энергохолдинг-Н"

2 841,31

5 236,33

8 077,64

953,99

280,59

1 234,58

ЗАО "Авиастар-ОПЭ"

419,20

755,84

1 175,04

73,01

86,95

159,96

филиал "Приволжский" ОАО "Оборонэнерго"

6,87

1 228,05

1 234,92

0,26

4,83

5,09

ООО "Объединенные электрические сети"

0,00

2 126,20

2 126,20

0,00

689,39

689,39

Производство и передача ТЭ

ОАО "Волжская ТГК"

2 917,05

7 135,43

10 052,48

5 167,99

9 800,53

14 968,52

УМУП Городская теплосеть

16 965,27

5 211,39

22 176,66

1 515,70

183,27

1 698,97

ЗАО "Завод ЖБИ-4"

15 998,00

3 100,00

19 098,00

450,00

2 715,93

3 165,93

УМУП "Теплоком"

6 052,60

1 220,10

7 272,70

244,59

42,83

287,42

УМУП "Городской теплосервис"

4 588,47

3 615,46

8 203,93

2 879,74

10 619,85

13 499,59

ООО "Ресурс"

1 076,20

1 295,00

2 371,20

994,19

308,78

1 302,97

ООО "Газпром трансгаз Самара" (филиал Павловское линейное производственное управление магистральных газопроводов)

510,00

12 244,10

12 754,10

95,00

651,04

746,04

ООО "Тепловая энергия, вода и стоки"

358,00

1 038,90

1 396,90

175,00

202,69

377,69

Несколько видов регулируемой деятельности

ЗАО "Авиастар-СП"

33 765,43

43 680,41

77 445,84

39,86

6 698,10

6 737,96

МУП "Ульяновскводоканал"

6 985,06

15 148,93

22 133,99

3 726,99

3 831,00

7 557,99

ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)

5 086,90

8 556,50

13 643,40

1 015,88

6 375,00

7 390,88

ООО "НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ"

2 677,24

2 819,00

5 496,24

460,89

424,83

885,72

ООО "Комфорт" Вешкаймский район

838,90

1 035,20

1 874,10

172,90

231,80

404,70

 

Экономия потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг в бюджетной сфере

Согласно распоряжения Правительства Ульяновской области от 29.11.2013 №780-пр «О снижении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области на 2014 год», Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, ежемесячно проводится анализ фактического потребления энергоресурсов и коммунальных услуг учреждениями социальной сферы. Фактическое потребление топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг учреждений, финансируемых из бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований, за 2014 год составило 2 277,1 млн. руб. При этом экономия составила в размере 50,0 млн. руб. или 2,1% от установленной потребности 2 327,1 млн. руб.

В целом главными распорядителями средств областного бюджета, за 2014 год фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму 995,0 млн. руб. При этом экономия составила в размере 42,4 млн. руб. или 4,1% от установленной потребности на 2014 год – 1 037,4 млн. руб. Кроме того, учитывая исполнение распоряжения Правительства Ульяновской области от 29 ноября 2013 года №780-пр «О снижении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области на 2014 год», которое обеспечило снижение объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении учреждений, финансируемых из бюджета Ульяновской области не менее чем на 8 % от объёма, планируемого к потреблению в 2014 году, обеспечило сокращение суммы бюджетных расходов в 2014 году на 95,3 млн. руб.

Таким образом, по результатам исполнения распоряжения и ежемесячного контроля за потреблением энергоресурсов Министерством строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области бюджетная нагрузка на областной бюджет Ульяновской области за 2014 год была сокращена на 137,7 млн. руб., что на 83,1 млн. руб. больше чем в 2013 году.

Наибольшая экономия в потреблении топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг определена по Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области – на 21,4 млн. руб. или на 2,7%, а также по Министерству образования и науки Ульяновской области – на 18,2 млн. руб. или на 10,8%, по Министерству физической культуры и спорта  Ульяновской области – на 1,1 млн. руб. или на 4,7%.

Экономия в потреблении топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг по учреждениям, финансируемым из бюджета Ульяновской области, сложилась за счёт проведения энергосберегающих мероприятий и контроля за потреблением энергоресурсов. Во всех органах государственной исполнительной власти назначены ответственные лица за энергосбережение и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов. Всеми областными государственными учреждениями завершена установка приборов учёта. Ведётся работа по утеплению ограждающих конструкций зданий, замене оконных блоков на пластиковые, замене ламп накаливания на энергосберегающие светильники. Учреждениями осуществляется постоянный контроль потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, ведётся контроль за работой энерго- и теплопотребляющего оборудования.

Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в исполнение поручения Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова была разработана Памятка для руководителей бюджетных учреждений по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и соблюдению установленных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов, а также рекомендации по ведению журнала учёта потребления энергоресурсов. Данная информация направлена Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в адрес руководителей исполнительных органов государственной власти. В свою очередь, руководителями исполнительных органов государственной власти информация доведена до руководителей государственных учреждений социальной сферы.

По результатам проведённого анализа фактического потребления энергоресурсов и коммунальных услуг учреждениями социальной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов Ульяновской области, за 2014 год по двадцати одному муниципальному образованию Ульяновской области определена экономия в размере 43,2 млн. руб.

В целом учреждениями социальной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов Ульяновской области, за 2014 год фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму 1 282,1 млн. руб. При этом экономия в потреблении энергоресурсов составила 7,6 млн. руб. или 0,6% от установленной   потребности – 1 289,7 млн. руб.

Распоряжение Правительства Ульяновской области от 29 ноября 2013 года №780-пр «О снижении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области на 2014 год», обеспечило снижение объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении учреждений, финансируемых из бюджетов муниципальных образований Ульяновской области не менее чем на 8 % от объёма, планируемого к потреблению в 2014 году, что обеспечило сокращение суммы бюджетных расходов в 2014 году на 116,5 млн. руб.

Таким образом, по результатам исполнения распоряжения и ежемесячного контроля за потреблением энергоресурсов Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области бюджетная нагрузка на муниципальные бюджеты Ульяновской области на 2014 год была сокращена на 124,1 млн.руб., что на 22,8 млн. руб. больше чем в 2013 году.

Наиболее значительная экономия в потреблении топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг определена по следующим муниципальным образованиям:

-       г.Димитровград – на  19,3 млн. руб. или на 13,1%;

-       Старомайнский район – на 4,4 млн. руб. или на 11,9%;

-       Вешкаймский район – на 4,1 млн. руб. или на 13,4%;

-       Радищевский район – на 3,6 млн. руб. или на 11,1%;

-       Тереньгульский район – на 2,9 млн. руб. или на 13,0%,

-       Новомалыклинский район – на 1,8 млн. руб. или на 9,1%.

Экономия в потреблении топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг по учреждениям, финансируемых из бюджетов муниципальных образований, сложилась за счёт проведения энергосберегающих мероприятий и осуществления учреждениями постоянного контроля потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг. Всеми муниципальными образованиями определены ответственные лица  за энергосбережение и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов учреждений.

Согласно поручению Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова от 11.02.2015г. №4-АС «По итогам аппаратного совещания Правительства Ульяновской области от 09.02.2015» распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 18.02.2015 №77-од «О создании рабочей группы» создана рабочая группа в целях проведения мониторинга исполнения распоряжения Правительства Ульяновской области от 02 сентября 2014 года №574-пр «О снижении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области на 2015 год» и эффективности энергосбережения государственных учреждений Ульяновской области.

В соответствии с протоколом от 19.11.2014 № 249-ПС с заседания областного штаба по вопросам энергетики и жилищно-коммунального комплекса и прохождении отопительного сезона 2014-2015 годов Министерством строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области разработан и утверждён распоряжением от 28.11.2014 №577-од «Порядок и критерии определения рейтинга энергоэффективности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области». Согласно вышеуказанного Порядка рассчитан рейтинг энергоэффективности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области за 2014 год.

 

2.3. Подходы к техническому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Ульяновской области

В целях технического регулирования вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Ульяновской области в 2014 году, подготовлены и утверждены следующие документы:

  1. Распоряжение Правительства Ульяновской области от 29 января 2014 года № 57-пр «Об утверждении плана мероприятий по снижению размеров платы за коммунальные услуги на территории Ульяновской области», данным распоряжением утверждается план мероприятий по снижению размеров платы за коммунальные услуги.
  2.  Распоряжение Министерства строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28 мая 2014 года №294-од «О проведении в Ульяновской области регионального этапа Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES (далее – Конкурса)», данным распоряжением утверждается период проведения конкурса, определено структурное подразделение Министерства ответственное за проведение конкурса, утверждено Положение о проведении регионального этапа Конкурса и состав конкурсной комиссии по отбору проектов регионального этапа Конкурса.
  3. Распоряжение Правительства Ульяновской области от 8 июля 2014 года № 439-пр «О создании рабочей группы по содействию заключению долгосрочных энергосервисных договоров (контрактов) бюджетными учреждениями на территории Ульяновской области» данным распоряжением утверждён состав рабочей группы.
  4. В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 8 июля 2014 года № 439-пр «О создании рабочей группы по содействию заключению долгосрочных энергосервисных договоров (контрактов) бюджетными учреждениями на территории Ульяновской области» утверждено положение и план работы рабочей группы на 2014 год.
  5. Распоряжения Правительства Ульяновской области от 02 сентября 2014 года №574-пр «О снижении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов государственных учреждений Ульяновской области на 2015 год»
  6. Постановление Правительства Ульяновской области от 8 сентября 2014 года № 22/400-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/411-П», данным Постановлением в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области» на 2014-2018 годы, включена подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  7. Утверждена дорожная карта по заключению и реализации энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях Ульяновской области в 2015 году от 16.10.2014 №167-ПЛ.
  8. Министерством экономического развития Ульяновской области разработано типовое технико-экономическое задание для размещения заявки на государственную закупку услуг по энергосервисной деятельности.
  9. Распоряжение Министерства строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28 ноября 2014 года № 577-од «Об утверждении порядка и критериев определения рейтинга энергоэффективности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области», распоряжение принято в целях оценки эффективности реализации политики энергосбережения на уровне исполнительных органов государственной власти и  муниципальных образований Ульяновской области.
  10. Распоряжение Министерства строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 19 декабря 2014 года № 594-од «Об утверждении стандарта (требований) оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области с целью экономии топливно-энергетических ресурсов», данный Стандарт определяет требования к энергопотребляющему оборудованию, используемому в бюджетной сфере Ульяновской области.
  11. Заместителем Председателя Правительства Ульяновской области – Министром строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта  А.В. Букиным утверждена Памятка  по энергосбережению и соблюдению установленных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджетов муниципальных образований Ульяновской области и бюджета Ульяновской области, Памятка направлена на организацию работы по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и соблюдению установленных лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов в учреждениях, финансируемых из бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

2.4. Пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Минэнерго РФ  подготовлен проекте Положения о стандарте по пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности. В настоящее время стандарт не утверждён, тем не менее, в Ульяновской области постоянно ведётся работа по пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности, однако в связи с финансовыми трудностями данную работу не удаётся поднять на должный уровень. Для повышения информированности населения о мерах, принимаемых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе направленных на повышение осведомлённости общества относительно государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проводится работа в соответствии с утверждаемым Губернатором-Председателем Правительства Ульяновской области Планом заседаний Комитетов Координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве (план утверждается на каждое полугодие).

 Информация по вопросам, рассмотренным на заседании Комитетов, доводится до Совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве в каждом муниципальном образовании, а затем обсуждается на собраниях старших по домам с собственниками помещений в многоквартирных жилых домов. Так же в соответствии с Распоряжением Правительства Ульяновской области от 26.01.2015 №29-пр «О проекте «Школы грамотного потребителя» утверждён план мер по реализации данного проекта в рамках которого, проводятся обучающие семинары по энергосбережению. 11.03.2015 на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №8 имени Н.В. Пономаревой был проведён пилотный чемпионат по онлайн игре ЖЭКа среди обучающихся 7-8 классов данной школы. 27.03.2015 проведён областной молодёжный слёт «Будущее ЖКХ – в руках молодёжи», в рамках которого прошла мини конференция с защитой конкурсных работ по направлению «Основные проблемы тепло- и энергосберегающих технологий жилых и производственных зданий и сооружений». 21.05.2015 депутатом Городской Думы, региональным руководителем проекта «Школа грамотного потребителя»  партии «Единая Россия» Ильёй Ножечкиным совместно с представителями Ульяновского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ проведён  семинар по управлению игрой для учащихся 70-й школы.

28 мая в чемпионате по онлайн игре ЖЭКа приняли участие ученики 66 школы. Мероприятия проходило на базе 18 библиотеки. Победитель среди учеников 66 школы примет участие в областном этапе чемпионата.

В целях стимулирования на региональном и муниципальном уровнях реализации проектов по повышению энергоэффективности и пропаганды энергосберегающего образа жизни среди населения, под эгидой Минэнерго России, проведён Всероссийский конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности – ENES 2014. Распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, объявлен и проведён региональный этап конкурса. По результатам регионального этапа, на ENES 2014, Ульяновская область была представлена 4 проектами.

- в номинации «Лучший проект по пропаганде энергосберегающего образа жизни и организации энергоэффективного производства» - Лучший проект по популяризации энергосберегающего образа жизни среди детей дошкольного и школьного возраста, реализованный в учебном заведении МОУ СОШ с. Живайкино МО  «Барышский район».

- в номинации «Лучший проект по энергосбережению и повышению энергоэффективности в государственном медицинском учреждении» – врачебная амбулатория в посёлке Тимирязевский ГУЗ Ульяновская ЦРБ;

- в номинации «Лучший Энергоэффективный дом»» – Многоэтажный многоквартирный жилой дом» – ООО «Группа компаний «АМЕТИСТ»;

- в номинации «Лучший проект по энергосбережению и повышению энергоэффективности в сельском хозяйстве» – ОАО «Тепличное» (с. Баратаевка, Ульяновск);

По результатам открытого интернет голосования  14.11.2014 определены победители, Ульяновские проекты: «Лучший проект по энергосбережению и повышению энергоэффективности в государственном медицинском учреждении» – врачебная амбулатория в посёлке Тимирязевский ГУЗ Ульяновская ЦРБ, заняла первое место в своей номинации, а «Лучший проект по энергосбережению и повышению энергоэффективности в сельском хозяйстве» – ОАО «Тепличное», заняло второе место в своей номинации.

На территории Ульяновской области функционирует филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации (ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) – Ульяновский ЦНТИ. На базе Ульяновского филиала ФГБУ «РЭА» организована постоянно действующая выставка энергосберегающих технологий и оборудования, на которой представлены лучшие российские и зарубежные практики.

За 2014 год, Ульяновским ЦНТИ совместно с представителями ОГБУ «Центр энергосбережения Ульяновской области», организованы и проведены:

- Семинар-совещание «Управление теплоснабжением зданий и сооружений с применением современных энергосберегающих технологий»;

- Семинар-совещание «Применение стандарта ИСО 50001 «Системы энергетического менеджмента» в авиационном кластере Ульяновской области»;

- Семинар «Состояние и перспектива применения энергосберегающих технологий в Ульяновской области».

Ежеквартально и по мере необходимости проведены семинары: «Энергосервисный контракт - основа реализации энергосберегающих мероприятий».

Информационные материалы, выполнение энергосберегающих мероприятий, инвестиционная деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности широко представлена на официальном сайте ОГБУ «Центр энергосбережения Ульяновской области».

 

2.5. Построение системы энергоменеджмента в организациях бюджетной сферы Ульяновской области

В условиях постоянно растущих цен на ТЭР, дефицита средств в областном и местных бюджетах муниципальных образований Ульяновской области особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент – управление и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители. Опыт показывает, что многие организации могут значительно снизить свои энергетические затраты, по крайней мере, на 10-15% путём организации системы энергоменеджмента.

Для внедрения принципов энергетического менеджмента в бюджетных организациях Ульяновской области используется следующая методология:

- разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении Ульяновской области;

- организация финансового учёта экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий в профильных министерствах и ведомствах;

- назначение лиц ответственных за состояние энергосбережения и повышение энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении;

- постоянное обучение персонала и лиц ответственных за энергосбережение и повышения энергетической эффективности;

- разработка и внедрение регионального стандарта (требования) оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области с целью экономии топливно-энергетических ресурсов;

- регулярное проведение совещаний и семинаров по проблемам энергосбережения на уровне Министерства.

С целью внедрения и  создания системы управления энергопотреблением на уровне государственных учреждений Ульяновской области, Распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 19.12.2014 №594-од утверждён стандарт оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области.

В рамках реализации государственной программы РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»,  за счёт средств федерального бюджета, проведено обучение руководителей ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного и муниципального управления в количестве 25 человек и лиц ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях в количестве 230 человек. Дополнительных средств на обучение персонала из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в 2014 году не выделялось.

В соответствии с протоколом от 19.11.2014 № 249-ПС с заседания областного штаба по вопросам энергетики и жилищно-коммунального комплекса и прохождении отопительного сезона 2014-2015 годов Министерством строительства‚ жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области разработан и утверждён распоряжением от 28.11.2014 №577-од «Порядок и критерии определения рейтинга энергоэффективности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области». Согласно вышеуказанного Порядка рассчитан рейтинг энергоэффективности исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области по итогам  2014 года.

При расчёте Рейтинга рассмотрены два блока наиболее важных характеристик для оценки энергоэффективности и энергосбережения исполнительных органов государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области. Первый блок отражает экономическую (количественную) сторону энергоэффективности к нему относятся удельные расходы используемых энергетических ресурсов и воды, динамика их изменения, размер экономии ТЭР, в том числе полученный в результате исполнения энергосервисных контрактов и т.д. Второй блок отражает социальную (качественную) сторону энергоэффективности, это оснащённость приборами учёта, отсутствие отклонений (нарушений) от допустимых параметров микроклимата помещений в течении отчётного периода, наличие утверждённой программы по энергосбережению, назначенного ответственного лица за реализацию программы, системы мониторинга и анализа энергопотребления в подведомственных учреждениях. В результате расчётов, в соответствии с вышеуказанным Порядком, были получены значения рейтинга энергоэффективности по муниципальным образованиям Ульяновской области.

В повестку еженедельных заседаний областного штаба по подготовке и прохождению отопительного сезона включаются  вопросы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных образований и отраслевых ИОГВ.

 

Рейтинг энергоэффективности исполнительных органов  государственной власти и муниципальных образований Ульяновской области за 2014 год

 

Место в рейтинге

Количество баллов

Наименование ИОГВ

1

46

Министерство образования и науки

1

46

Министерство физической культуры и спорта

2

42

Департамент ветеринарии

3

38

Министерство здравоохранения и социального развития, всего

4

36

Министерство искусства и культурной политики

5

34

Министерство экономического развития

 

 

Наименование МО

1

145

Павловский район

2

141

Новомалыклинский район

3

139

г.Димитровград

4

135

Старомайнский район

5

131

Инзенский район

6

128

Базарносызганский район

7

127

Барышский район

8

122

Радищевский район

9

121

Кузоватовский район

10

120

Чердаклинский район

10

120

Тереньгульский район

11

118

Сенгилеевский район

11

118

Майнский район

12

117

Карсунский район

12

117

Сурский район

13

115

Николаевский район

14

111

Ульяновский район

15

109

Цильнинский район

15

109

Вешкаймский район

16

100

г.Новоульяновск

17

87

Старокулаткинский район

18

82

Мелекесский район

19

77

Новоспасский район

20

73

г.Ульяновск

 

2.6. Энергосервисная деятельность в Ульяновской области.

Энергосервисный договор в классическом понимании, как осуществление деятельности по экономии расходов энергетических ресурсов у заказчиков, которые окупаются за счёт полученной экономии, является для Российской Федерации сравнительно новым. В России создано большое число энергосервисных компаний, которые, как правило, специализируются на поставке энергосберегающего оборудования и материалов, проведении энергетических обследований или поставке энергетических ресурсов.

Теоретическая и методическая проработка возможностей реализации энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетном секторе была в достаточной степени проработана в различных субъектах Российской Федерации. Данные вопросы находились с одной стороны в плоскости интересов организаций, которые занимались бюджетным стимулированием энергосбережения и бюджетными отношениями, а с другой стороны проработкой возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) занимались специализированные организации – центры и фонды энергосбережения субъектов Российской Федерации.

В Ульяновской области вопросами развития энергосервисной деятельности, в 2014 году занималось ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области», в настоящее время Фонд переименован в ОГБУ «Центр энергосбережения Ульяновской области» в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

На официальном сайте ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области» в разделе «Энергосервис» размещена и постоянно обновляется информация с методическими материалами по энергосервисной деятельности, в разделе «Инвесторам» размещено приглашение инвесторам и всем заинтересованным лицам, принять участие в реализации мероприятий с использованием энергосервисных контрактов на территории Ульяновской области с информацией по котельным, которые требуют модернизации, сетям наружного освещения, размещены ссылки на инвестиционные паспорта муниципальных образований в которых отражён энергосберегающий потенциал.

В мае 2014 года Министерством строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области заключено соглашение с ООО «Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО» о взаимном сотрудничестве по реновации (реконструкции) и строительству распределительных и внутриквартальных тепловых сетей на территории муниципальных образований Ульяновской области. Целью настоящего Соглашения является реализация пилотных проектов по реновации (реконструкции) и строительству распределительных и внутриквартальных тепловых сетей, оптимизирующих системы теплоснабжения муниципальных образований Ульяновской области и улучшающих ценовые и качественные условия на рынке тепловой энергии для конечных потребителей Ульяновской области.

8 июля 2014 года заключено трёхстороннее соглашение о взаимном сотрудничестве по реализации энергоэффективных проектов на территории Ульяновской области между Министерством строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКК и энергоэффективности Ульяновской области» и ОАО «Ульяновскэнерго», а 25 августа 2014 года заключено аналогичное соглашение с ОАО «Волжская ТГК».

Всего на территории Ульяновской области в учреждениях бюджетной сферы заключено 10 энергосервисных контрактов (далее – ЭСК), на общую сумму 208126,14 тыс. рублей и один контракт в сфере теплоснабжения города Ульяновска (теплоизоляция городских теплосетей), цена контракта 131746,39882 тыс. рублей.

1. Пилотным проектом энергосервисной деятельности в 2013 году стал контракт ГУЗ «Ульяновская ЦРБ» по переводу отопления ФАП в посёлке Тимирязевский Ульяновского района с электрического на газовое на сумму 227 тыс. руб.

Экономия по потреблённым энергоресурсам в 2014 году по сравнению с базовым 2013 годом составила 60%. В денежном выражении 116,35 тыс. руб. Экономия за 2015 год составила 96,4% или 198,36 тыс. руб.

2. 11.08.2014 года заключён ЭСК в ГУЗ «Ульяновская ЦРБ» по переводу отопления ФАП в селе Новый Урень Ульяновского района с электрического на газовое на сумму 788,5 тыс. руб. Работы выполнены, газовое отопление запущено. Экономия по оплате за энергоресурсы за 2014 год по сравнению с базовым 2013 годом составила 34% или 64,58 тыс. руб. в денежном выражении. В 2015 году экономия составила 97% или 122,44 тыс. руб.

3. 20.10.2014 заключён ЭСК ОГКУ «Центр по сопровождению закупок» на сумму 3249,1 тыс. руб. Проведена установка пластиковых оконных блоков, установлены теплоотражающие экраны и произведён монтаж котельного оборудования. Экономия по оплате за электрическую энергию с ноября 2014 года по февраль 2015 составила 37% или 133,62 тыс. руб. соответственно по сравнению с таким же периодом 2013 года. Экономия за март 2015 составила 44% или 35,5 тыс. руб., за апрель 53% или 36,2 тыс. руб.

4. 01.12.2014 заключён ЭСК в ОГБОУ СПО «Ульяновский строительный колледж» по установке системы погодного регулирования на сумму 10422,8 тыс. руб. Экономия за февраль составила 16 %, в денежном выражении 58,7 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, экономия за март составила 49% или в денежном выражении 172,88 тыс. руб. Экономия за апрель составила 50% или в денежном выражении  98,6 тыс. руб.

5. В декабре 2014 года заключён ЭСК в муниципальном образовании «Радищевский район» по модернизации систем уличного освещения в р.п. Радищево на сумму 4 323,814 тыс. руб. и в п. Октябрьский на сумму 1 259,015 тыс. рублей:

– в п. Октябрьский монтажные работы выполнены в марте 2015 года. Установлено 50 светоточек. Экономия за апрель 2015 года составила 57% или в денежном выражении 32 тыс. руб;

– в р.п. Радищево монтажные работы выполнены в апреле 2015 года, произведён монтаж 174 светоточек. Экономия будет определена в конце расчётного периода.

6. Администрацией муниципального образования «Город Димитровград» в феврале 2015 года заключён ЭСК по модернизации уличного освещения в городе Димитровграде на сумму 157 919,092 тыс. руб. Экономия за срок действия контракта 80 984,15 тыс. руб. В настоящее время производятся электромонтажные работы.

7. 28.10.2014 заключён ЭСК в ОГБОУ СПО «Карсунский медицинский техникум» по замене угольной котельной на газовую модульную котельную на сумму 5989,3 тыс. руб. Срок выполнения монтажных работ – III квартал 2015 года. Экономия за срок действия контракта 3 253,24 тыс. руб.

8. В муниципальном образовании «Чердаклинский район» 03.12.2014 заключён ЭСК в МДОУ Чердаклинский детский сад №4 «Родничок» по переводу отопления с электрического на газовое на сумму 6 802,9 тыс. руб. Экономия за срок действия контракта 3 622,55 тыс. руб. Срок выполнения монтажных работ – III квартал 2015 года.

9. В муниципальном образовании «Старомайнский район» 14.05.2015 заключён ЭСК по установке газовой модульной котельной для Большекандалинской СОШ на сумму 17000 тыс. руб. Ожидаемая прибыль за период действия контракта составляет 9 615,36 тыс. руб.

10. По результатам заключённого в 2014 году  энергосервисного контракта Ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК» выполнены работы по восстановлению изоляции тепловых сетей в городе Ульяновске. Энергосберегающий эффект достигается за счёт сокращения потерь тепловой энергии на 42 739 Гкал/год и позволит КЭС Холдингу сэкономить порядка 153 млн. рублей за весь срок контракта. Объем инвестиций составляет 66 980 тыс. руб. Период освоения составляет 1 год, цена контракта 131746,39882 тыс. рублей. Срок действия контракта 5 лет. В настоящее время выполнены работы на 99 участках в Ленинском, Засвияжском и Заволжском районах города, общая протяжённость замены изоляции тепловых сетей составила 20 километров.

2.7. Перспективы энергосервисной деятельности на 2015 год.

В 2015 году в рамках развития энергосервисной деятельности планируется:

– заключение ЭСК ОГКУ «Чердаклинская ЦРБ» в п. Новый Белый Яр. Стоимость контракта составляет 3,5 млн. руб.;

– по муниципальному образованию «Павловский район» готовится конкурсная документация для заключения ЭСК в р.п. Павловка на модернизация систем уличного освещения. Планируемый срок действия контракта 4 года, примерная стоимость 2 миллиона рублей;

– по муниципальному образованию «Мелекесский район» выявлен энергосберегающий потенциал для заключения ЭСК в СДК п. Филиповка, п. Степная Васильевка, п. Лесной по переводу учреждений с электрического отопления на газовое. Ориентировочная стоимость вложений по всем трём объектам составляет 1,4 миллиона рублей;

– по муниципальному образованию «город Ульяновск» в настоящее время проведено обследование 80 учреждений бюджетной сферы на предмет выявления энергосервисного потенциала. Проведен конкурс по 51 бюджетному учреждению единым лотом. Определен победитель. Основным энергосберегающим мероприятием намечена установка системы погодного регулирования в системах теплоснабжения зданий. Минимальный планируемый размер экономии тепловой энергии - 28070,932 Гкал.

Для выявления энергосервисного потенциала, в учреждениях бюджетной сферы разработаны программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ежегодно проводиться обучение персонала, ответственного за проведение мероприятий по энергосбережению и соблюдению лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов. До ответственных лиц учреждений доведены требования по энергосбережению и энергоэффективности, разработана «Памятка» рекомендующая форму журнала по ежедневному учёту потребляемых энергетических ресурсов для выявления и оперативного устранения нерациональных потерь энергоресурсов. В каждом учреждении назначены ответственные лица по энергосбережению, разработаны положения об энергосбережении для учреждений и подразделений.

Основным барьером развития рынка энергосервисных услуг в Ульяновской области является:

– слабая мотивация со стороны руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений к заключению энергосервисных контрактов.

Необходимо отметить, сдерживающими факторами реализации энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях являются:

– отсутствие разъяснений и методических рекомендаций со стороны Минфина России для заказчиков и исполнителей энергосервисных услуг, Федерального казначейства по вопросу планирования расходов на оплату и оплаты энергосервисных контрактов, бухгалтерского, бюджетного и налогового учёта операций, осуществляемых в рамках энергосервисных контрактов;

– законодательные ограничения, препятствующие укрупнению проектов, факторингу и возможности уступки прав требования оплаты по контрактам финансовым организациям, что делает энергосервисные контракты малопривлекательными для финансовых организаций.

Кроме этого Закон № 261-ФЗ не содержит всех возможных условий энергосервисных договоров (контрактов). Поэтому стороны при решении различных вопросов их заключения и исполнения в любом случае вынуждены обращаться к положениям гражданского законодательства, посвящённым тем или иным типам известных договорных обязательств. Соотнесение энергосервисного договора (контракта) с иными предусмотренными законодательством договорными конструкциями является наиболее спорной его характеристикой.  

Правительством Ульяновской области в целях решения вопросов возникающих при подготовке и реализации энергосервисных контрактов организаций бюджетной сферы Ульяновской области:

– совместно с Министерством финансов Ульяновской области проработан вопрос о возможности заключения энергосервисных контрактов на долгосрочный период (свыше трёхлетнего срока бюджетного планирования) и сохранения лимитов потребления ТЭР на уровне года заключения энергосервисного контракта (для учреждений участвующих в энергосервисной деятельности) на весь срок действия энергосервисного контракта как в натуральном выражении, так и в финансовом;

– совместно с Министерством экономического развития Ульяновской области разработано и направлено во все Министерства и Муниципальные образования Ульяновской области типовое техническое задание для размещения заявки на государственную закупку услуг по энергосервисной деятельности;

– распоряжением Правительства Ульяновской области «О создании рабочей группы по содействию заключению долгосрочных энергосервисных договоров (контрактов) бюджетными учреждениями на территории Ульяновской области» №439-пр от 08.07.2014 года, утверждён состав рабочей группы. Заседания рабочей группы проводятся не реже 1-го раза в месяц по утверждённому плану.

В соответствии с п.3. протокола от 13.08 2014 №167-ПС заседания штаба по вопросам энергетики и жилищно-коммунального комплекса и подготовке к отопительному сезону 2014-2015 годов, Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области совместно с субъектами бюджетного планирования и муниципальными образованиями Ульяновской области  подготовлен перечень учреждений социальной сферы и организаций коммунального комплекса Ульяновской области, утверждена дорожная карта по заключению и реализации энергосервисных контрактов в бюджетных учреждениях Ульяновской области в 2015 году от 16.10.2014 №167-Пл.

 

 

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2014 года  (в формате .doc, 161 Кб)

Добавлено: 18 августа 2015 года, 09:45

Изменено: 18 августа 2015 года, 09:48