Инвестиционный меморандум Ульяновской области на 2016 год

 

 

1. Текущее состояние инвестиционной активности

 

В 2015 году в экономику Ульяновской области поступило 90,1 млрд. рублей инвестиций, или 104,9% к уровню 2014 года, в том числе небюджетных инвестиций 82,9 млрд. рублей (92% от общего объёма). В 2014 году прогнозировалось, что объём инвестиций в основной капитал по итогам 2015 года составит 89,7 млрд. рублей. Планируемый уровень достигнут.

В 2015 году организациями (без субъектов малого предпринимательства и объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) инвестировано 50,4 млрд. рублей.

По оценке Министерства экономического развития Ульяновской области в перечень наиболее инвестиционно привлекательных направлений в 2015 году вошли:

промышленность (более 15 млрд. рублей инвестиций);

строительство жилья (не менее 6 млрд. рублей инвестиций);

улучшение инфраструктуры, в том числе модернизация коммуникаций, развитие промышленных зон, организация транспортировки природных ресурсов и программа газификации (около 5,3 млрд. рублей инвестиций);

развитие науки и научно-образовательной базы учебных заведений (около 3 млрд. рублей инвестиций);

здравоохранение (не менее 3 млрд. рублей инвестиций);

развитие агропромышленного комплекса (более 1,5 млрд. рублей инвестиций).

К числу компаний, осуществивших наиболее крупные инвестиции в 2015 году, относятся общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» (модернизация цементного производства), общество с ограниченной ответственностью «Дарс-мобайл» (строительство жилых микрорайонов), Федеральное медико-биологическое агентство (строительство высокотехнологичного медицинского центра), общество с ограниченной ответственностью «Аквапарк» (строительство аквапарка в Засвияжском районе г. Ульяновска), общество с ограниченной ответственностью «Бати-Шерна» (строительство логистического комплекса класса «А»), компания «Гильдемайстер» (строительство станкостроительного завода), компания «Бриджстоун» (создание современного экологичного производства шин), компания «Немак Рус» (завод по производству автокомпонентов), компания «Хемпель» (завод по производству лакокрасочных изделий), открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (развитие инфраструктуры портовой особой экономической зоны), компания «Мартур» (производство автокомпонентов), гостиничный комплекс «Хилтон Гарден Инн», общество с ограниченной ответственностью «Памир» (литейное производство).

По показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» Ульяновская область со значением 71,2 тыс. рублей занимает 6 место по Приволжскому федеральному округу (далее – ПФО) и опережает Нижегородскую область (70,1 тыс. рублей), Пензенскую область (65,6 тыс. рублей), Республику Мордовия (64,8 тыс. рублей), Республику Марий Эл (56,6 тыс. рублей), Саратовскую область (55,8 тыс. рублей), Удмуртскую Республику (52,9 тыс. рублей), Чувашскую Республику (44,1 тыс. рублей), Кировскую область (43,3 тыс. рублей).

Несмотря на сложные экономические условия, Ульяновской области удалось не только сохранить положительный тренд, но и занять 1 место среди субъектов ПФО по показателю, отражающему динамику инвестиционной активности. По итогам 2015 года индекс физического объёма инвестиций в основной капитал, освоенных на территории региона, составил 104,9%. Вторая в рейтинге Оренбургская область (103,4%), третья – Пензенская область (100,6%), четвёртое место занимает Республика Мордовия (100,5%), пятое – Республика Башкортостан (100,2%). В целом только 6 из 14 регионов удалось не допустить снижения темпов инвестиционной активности.

Регион интересен не только российским, но и иностранным инвесторам, что подтверждается ростом прямых иностранных инвестиций. По итогам 9 месяцев 2015 года темп их роста составил 102,3%. По динамике иностранных инвестиций в сравнении с 2011 годом Ульяновская область вошла в первую десятку регионов России с показателем 450,4%.

В 2015 году в Ульяновской области зарегистрировано 7484 новых субъекта малого и среднего предпринимательства (общее их количество на сегодняшний день составляет 56765).

Крупные компании-инвесторы создали 4163 рабочих места, а в целом предприниматели – около 18 тысяч. Таким образом, частные организации на территории Ульяновской области создали 81,5% всех новых рабочих мест, появившихся в регионе в 2015 году.

В 2015 году положительное решение о реализации проектов на территории Ульяновской области приняли 13 крупных российских и зарубежных компаний. Количество компаний несущественно сократилось по сравнению с 2014 годом (тогда в регион «пришли» 15 крупных инвесторов), но при этом значительно увеличился объём запланированных новыми инвесторами инвестиций. Если в 2014 году заявленные инвестиции составляли 5 млрд. рублей, то новые проекты 2015 года должны принести 20,5 млрд. рублей. Эти проекты будут направлены на развитие станкостроения, логистики, пищевой промышленности, альтернативной энергетики и других отраслей.

В 2015 году успешно завершилась реализация 12 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 32,36 млрд. рублей (в 2,7 раза больше показателя 2014 года, составившего 12 млрд. рублей) и с суммарным количеством новых рабочих мест в 2846 единиц. Эти проекты в значительной степени отражают приоритеты реального сектора экономики Ульяновской области, поскольку в их числе станкостроительный завод японо-немецкого концерна «ДМГ Мори» (5,5 млрд. рублей, 200 новых рабочих мест), завод по производству автокомпонентов мексикано-немецкой компании «Немак» (3,5 млрд. рублей, 300 новых рабочих мест), цементный завод холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ групп» (15 млрд. рублей, 300 новых рабочих мест), маслоэкстракционный завод российской компании «Якушкинское масло» (0,75 млрд. рублей, 76 новых рабочих мест).

С начала 2015 года строительные работы начались по 7 инвестиционным проектам с суммарным объёмом инвестиций 6,9 млрд. рублей и 1367 новыми рабочими местами. В основном это проекты в сфере производства стройматериалов и коммерческой недвижимости.

На сегодняшний день 39 проектов областного реестра инвестиционных проектов и бизнес-планов находятся в стадии активной реализации. Общая стоимость этих проектов достигает 37 млрд. рублей, а планируемое количество новых рабочих мест – 5,8 тысячи. Кроме того, активно реализуются 48 проектов в социальной сфере (19,2 млрд. рублей, более 1,8 тысячи новых рабочих мест).

Также в Ульяновской области реализуется 899 проектов муниципального уровня стоимостью 5,9 млрд. рублей и с планами создания 4201 нового рабочего места.

Дальнейшее развитие получила региональная инвестиционная инфраструктура. Именно её возможности (и имеющиеся, и потенциальные) позволяют Ульяновской области сохранять конкурентоспособность в условиях нарастающей напряжённости в борьбе за инвесторов.

Завершается проект формирования I очереди портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее – ПОЭЗ «Ульяновск»), на развитие которой за последние годы (2014-2015 гг.) направлено более 4 млрд. рублей.

Наиболее значительным достижением в отношении ПОЭЗ «Ульяновск» в 2015 году стало снятие ограничений для потенциальных инвесторов в видах деятельности будущего предприятия, то есть теперь резидентом ПОЭЗ «Ульяновск» может стать компания любого уровня – международная, российская, ульяновская.

Как результат – в 2015 году подписаны 5 инвестиционных соглашений с будущими резидентами ПОЭЗ «Ульяновск» на общую сумму 5,32 млрд. рублей.

В 2015 году активно развивались проекты промышленного освоения территорий.

Крупнейшей и наиболее оснащённой площадкой для размещения новых производств остаётся индустриальный парк «Заволжье». Сегодня на его территории реализуется 24 инвестиционных проекта (16 иностранных и 8 российских), среди которых крупные машиностроительные, станкостроительные, автомобилестроительные предприятия, предприятия химической промышленности и многие другие. При этом 10 предприятий с общим объёмом инвестиций около 47 млрд. рублей уже введены в строй и выпускают продукцию. Создано свыше 6,5 тысячи новых рабочих мест.

За 2015 год с перспективными резидентами индустриального парка «Заволжье» подписаны 8 инвестиционных соглашений (на общую сумму порядка 4,23 млрд. рублей с созданием около 500 новых рабочих мест). На финальной стадии переговоры ещё с 5 потенциальными инвесторами (с общим объёмом инвестиций свыше 1,05 млрд. рублей и количеством вновь создаваемых рабочих мест свыше 450).

Очевиден прогресс и в рамках развития других индустриальных парков.

В агрологистическом парке «Дега» (Карлинское) в марте открыта первая очередь логистического комплекса компании «Даркат» площадью 7,2 тыс. м2; в I квартале 2015 года подписано инвестиционное соглашение с инвестором – обществом с ограниченной ответственностью «Зеон» по проекту создания логистического центра с общим объёмом инвестиций – 250 млн. рублей и созданием 400 новых рабочих мест.

Достигнута договорённость о реализации инвестиционного проекта компании «Сурская рыба» на территории индустриального парка «Новоспасское». Проектом предусматривается строительство ферм по производству форели с объёмом инвестиций около 950 млн. рублей и созданием 100 новых рабочих мест.

Кроме этого, принято решение приступить к формированию в г. Димитровграде отдельного индустриального парка. От Ульяновской области уже отправлена заявка в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» на получение софинансирования, начались переговоры с заинтересованными частными компаниями и государственными корпорациями, которые могли бы стать резидентами нового индустриального парка. В 2016 году будет разработана проектно-сметная документация на объекты инфраструктуры.

Подтверждён высокий уровень организации двух региональных ведущих кластеров: авиационного и ядерно-инновационного. Они вошли в список лучших в рейтинге, составленном Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Одной из ключевых задач экономической политики Ульяновской области является улучшение регионального делового климата – создание условий не только для старта новых проектов, но и для успешной деятельности бизнеса любого масштаба.

В 2015 году, как и в 2014 году, Ульяновская область вошла в лидерскую группу «А» регионов – участников Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Опыт Ульяновской области по формированию и развитию промышленных зон вновь включён в сборник лучших практик регионального управления в сфере улучшения делового климата. В 2015 году его дополнил опыт создания эффективной сети многофункциональных деловых центров.

В 2015 году на территории Ульяновской области сокращены среднее время регистрации новых организаций (с 15 до 10,5 дня), а также длительность и количество процедур для регистрации прав собственности на земельный участок (с 24 дней до 21 и с 6 процедур до 4). Также до 5 сократилось количество процедур, необходимых субъектам малого и среднего предпринимательства для подключения к электрическим сетям.

В рамках улучшения административной среды необходимо отметить успехи Ульяновской области по внедрению и использованию процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – ОРВ).

Из последних достижений, обусловивших победу Ульяновской области в рейтинге внедрения ОРВ, составленном Министерством экономического развития Российской Федерации, – использование ОРВ в социальной сфере, старт проекта по оценке фактического воздействия (то есть оценке ранее принятых правовых актов). В 2015 году по результатам работы в сфере ОРВ сэкономлено порядка 200 млн. рублей (110 млн. рублей – экономия средств областного бюджета Ульяновской области).

В 2015 году наращивают темпы региональные институты, созданные для оказания организационно-административной поддержки и продвижения бизнеса. Позиции Ульяновской области становятся сильны не только за счёт региональных корпораций развития. В середине декабря 2015 года Центр поддержки экспорта Микрофинансовой организации фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» (далее – Центр) стал вторым в рейтинге эффективности инфраструктур поддержки внешнеэкономической деятельности, составленном Министерством экономического развития Российской Федерации. В 2015 году при содействии Центра на внешние рынки со своей продукцией вышли 11 компаний (география экспорта – Республика Узбекистан, Республика Армения, Республика Словения, Республика Беларусь, Республика Казахстан).

 

2. Цели инвестиционной политики

Ульяновской области на 2016 год

 

Целями инвестиционной политики Ульяновской области на 2016 год остаются дальнейшая диверсификация экономики региона за счёт использования внешних и внутренних инвестиций и формирование благоприятного делового климата на всей территории региона.

 

3. Задачи инвестиционной политики Ульяновской области на 2016 год

 

Задачами инвестиционной политики Ульяновской области на 2016 год являются:

1) достижение объёма инвестиций в основной капитал в сумме не менее 90 млрд. рублей;

2) создание за счёт реализации бизнес-проектов не менее 10000 рабочих мест;

3) привлечение на территорию Ульяновской области не менее 10 крупных инвесторов;

4) сокращение сроков и количества административных процедур, необходимых для начала и осуществления предпринимательской деятельности;

5) сохранение муниципальными образованиями Ульяновской области показателя «инвестиции в основной капитал на душу населения»
(в абсолютных значениях) в значениях 2015 года;

6) развитие инженерной и деловой инфраструктуры;

7) совершенствование нормативной правовой базы Ульяновской области, направленной на формирование благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности;

8) привлечение частного капитала к участию в реализации проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры;

9) построение системы подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики Ульяновской области;

10) модернизация управленческой системы, действующей на территории Ульяновской области.

 

4. Основные направления исполнения задач инвестиционной политики

Ульяновской области на 2016 год

 

В соответствии с Инвестиционным посланием Губернатора Ульяновской области, оглашённым 26 декабря 2015 года, Правительство Ульяновской области определяет 4 основных направления исполнения задач инвестиционной политики на 2016 год согласно Плану реализации Инвестиционного послания Губернатора Ульяновской области на 2016 год (приложение № 1 к Инвестиционному меморандуму).

Данные направления можно охарактеризовать следующим образом:

1) совершенствование систем управления.

В общем объёме инвестиций в основной капитал в Ульяновской области традиционно значительно превалируют частные инвестиции. За последние 5 лет максимальная доля государства в годовом объёме инвестиций в основной капитал имела место в 2012 году и составляла 15% (во все другие годы этот показатель не превышал 7%).

В целях недопущения снижения инвестиционной активности бизнеса, работающего или планирующего работать на территории Ульяновской области, управленческая политика региона должна быть ориентирована на дальнейшее повышение качества инвестиционного климата, бизнес-среды, институциональных условий.

Правительство Ульяновской области будет придерживаться принципа сохранения стабильных условий для ведения бизнеса. Ни в 2016, ни в 2017 годах региональные органы власти не намерены принимать решений, ухудшающих условия для ведения бизнеса: вводить административные барьеры или дополнительные налоги.

2017 год объявлен Губернатором Ульяновской области Годом предпринимательства в Ульяновской области, в связи с чем до октября 2016 года необходимо подготовить план проведения соответствующего комплекса мероприятий, а также акцентировать внимание на ряде принципиальных для бизнеса решений.

Во-первых, активно реализуется пилотный проект введения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь, проведена и реализуется в части применения предупреждения за впервые совершённые правонарушения в рамках Закона Ульяновской области от 28.02.2011 № 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» работа по дифференциации санкций, предусмотренных за совершение административных правонарушений. Это позволит заменять обязательные в соответствии с действующим законодательством существенные штрафы предупреждениями.

Во-вторых, в Ульяновской области будет апробирован механизм специального инвестиционного контракта. Эта процедура будет применена уже в рамках первого инвестиционного контракта с международной компанией «ДМГ Мори», для чего до мая 2016 года должна быть разработана соответствующая региональная нормативная база.

В-третьих, Правительство Ульяновской области продолжает работу по вовлечению бизнеса в реализацию проектов в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, в первую очередь, за счёт использования механизмов государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП). Все необходимые институциональные условия на региональном уровне для этого созданы: сформировано законодательство, создана Комиссия по вопросам государственно-частного партнёрства в Ульяновской области, определён уполномоченный орган власти и организация, отвечающие за это направление (Министерство экономического развития Ульяновской области и Акционерное общество «Корпорация развития Ульяновской области» соответственно).

В связи с этим руководителям отраслевых министерств и ведомств необходимо отобрать и зафиксировать перечень приоритетных проектов, которые могут быть реализованы с помощью механизмов ГЧП, предварительно публично обсудив их, до 01 июня 2016 года разработать конкурсную документацию и запустить конкурсные процедуры.

Правительство Ульяновской области, как и прежде, с пристальным вниманием относится к общественной оценке региональной политики. Поэтому развитие получит апробированный ранее региональный рейтинг клиентоориентированности органов власти, или рейтинг «тайного инвестора». В 2016 году он будет перенастроен в более широком формате – рейтинг предоставления услуг бизнесу органами власти и органами местного самоуправления, инфраструктурными монополиями и кредитными учреждениями.

Кроме этого, для выстраивания диалога с населением и обратной связи в 2016 году планируется разработать и запустить сайт и мобильное приложение для оценки работы власти, которые позволят исследовать мнение населения о деятельности Правительства Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, государственных учреждений Ульяновской области;

2) формирование и применение новых механизмов развития.

В настоящее время в условиях ограниченности ресурсов Правительство Ульяновской области взяло курс на скорейшее повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

В первую очередь, необходимо распространить опыт работы Акционерного общества «Корпорация развития Ульяновской области» на институты развития, действующие при отраслевых министерствах и ведомствах, в том числе использовать проектный принцип в работе с инвесторами и процессе внедрения лучших мировых и российских управленческих практик формирования благоприятного инвестиционного климата.

На 2016 год для ряда отраслевых ведомств устанавливаются S.M.A.R.T.-задачи, решение которых направлено на формирование благоприятного инвестиционного и делового климата Ульяновской области (приложение № 2 к Инвестиционному меморандуму).

Кроме этого, на новый качественный уровень должна выйти работа отраслевых институтов развития, для чего устанавливаются ключевые показатели эффективности деятельности данных организаций (приложение № 3 к Инвестиционному меморандуму).

Ведущая роль в координации деятельности отраслевых министерств и ведомств в сфере инвестиционного развития отводится автономной некоммерческой организации «Агентство передовых инициатив, технологий и проектов».

Дополнительно планируется создать 2 института для реализации проектов, принципиально важных для развития областного центра, – Агентство городских инициатив и Дирекция городского развития, на которые будут возложены реализация знаковых общественных инициатив активных горожан и ответственность за градостроительное развитие города. Создавать эти организации планируется за счёт уже имеющихся кадровых и финансовых ресурсов.

В 2016 году запланировано открытие Центра предпринимательских компетенций («Дом предпринимателя») – мультифункционального центра для бизнеса, куда можно будет обратиться за консультированием по вопросу пользования государственными и муниципальными услугами, включая формирование готового пакета документов для их получения. Здесь же расположится Центр государственно-частного партнёрства, который будет иметь базу предложений для бизнеса от государства начиная от энергосервисных контрактов и заканчивая совместными проектами по строительству социальной инфраструктуры. Также планируется, что Центр предпринимательских компетенций будет предоставлять услуги по подготовке проектов к стороннему финансированию, предоставлению мер государственной поддержки, пользованию информационной базой производственных цепочек и закупок крупных предприятий, то есть аутсорсинговая биржа.

Кроме этого, завершается создание единого финансового центра на базе Микрофинансовой организации фонда «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» – Банка развития и финансирования малого и среднего предпринимательства. В этом финансовом институте будут аккумулированы такие инструменты, как:

займы промышленным предприятиям в сфере импортозамещения до 100 млн. рублей;

специализированные инвестиционные займы до 15 млн. рублей под 13-15% (совместно с акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства»);

государственное поручительство по банковским кредитам;

3) развитие инфраструктуры.

Правительство Ульяновской области считает создание комфортной среды проживания для жителей и гостей региона одной из основных задач.

В Ульяновской области продолжается реализация проектов освоения территорий, в том числе в планах на ближайшее время – создание новых районов современной жилой застройки, отвечающей всем современным требованиям и запросам граждан. До завершения текущего года исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области должны быть разработаны дорожные карты реализации таких проектов, как «Аэротрополис», «Скай Сити» и единой агломерации между городамиУльяновском и Димитровградом.

Комплексность вышеназванных проектов требует эффективного подхода к организации городского пространства. По этой причине Правительство Ульяновской области приступает к разработке Стратегии новой урбанизации и Стратегии развития строительной отрасли Ульяновской области до 2030 года.

Одним из драйверов новой экономики должен стать проект «Технокампус». В 2016 году рядом с обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновский центр трансфера технологий» начнётся строительство первого корпуса инновационно-технологического парка с особой экосредой. В дальнейшем в парке будут сосредоточены инжиниринговые центры, опытные производства, учебные заведения, инфраструктура для жизни и отдыха. Обеспечивать электроэнергией первый этап проекта будет ветропарк, к строительству которого инвестор приступает в первой половине 2016 года.

Разработки резидентов Технокампуса будут вестись в тесной кооперации с европейскими партнёрами и центрами, а также с организациями Ульяновской области.

Задачи по реализации комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение темпов социально-экономического развития Ульяновской области в 2016 году, указаны в приложении № 4 к Инвестиционному меморандуму;

4) развитие кадрового потенциала.

Подготовка высокопрофессиональных кадров для современной промышленности, сельского хозяйства, объектов инфраструктуры, обеспечение кадрами инновационной составляющей в экономике, создание возможностей для непрерывного образования и переподготовки, воспитание творческой составляющей – одни из основных направлений работы Правительства Ульяновской области.

Продолжаются развитие региональной сети ресурсных центров, участие в движении WorldSkills и проекте «Всероссийский конкурс «ТОП 100 лучших инженеров России». Вместе с бизнес-партнёрами (компаниями «Роберт Бош», «Бриджстоун», «ДМГ Мори», «Шеффлер», «Авиастар-СП») созданы новые центры профессиональной подготовки, открываются базовые кафедры на предприятиях.

Благодаря этой работе Ульяновская область по итогам федерального конкурса начинает создание межрегионального центра компетенций по направлению «транспорт и логистика», открыть который предполагается в течение 2 лет.

В декабре 2015 года подписано дополнительное соглашение к Соглашению между автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Правительством Ульяновской области от 04.12.2015 № 225-ДП, согласно которому Ульяновская область начинает участие в новых проектах движения WorldSkills и проекте создания детских технопарков, приобретая, таким образом, ещё одно серьёзное конкурентное преимущество в борьбе за инвестиции и технологии.

При этом подготовка кадров понимается не только как подготовка профессиональная, но и в рамках общегосударственной системы образования. В целях популяризации предпринимательской деятельности в 2016 году предусмотрена реализация таких проектов, как «История Симбирского предпринимательства», «Лига школьного предпринимательства», «Студенческий Бизнес-инкубатор», «Чемпионат деловых игр для молодых предпринимателей «Капитаны Бизнеса», конкурс «Предприниматель года».

 

_____________

Добавлено: 29 марта 2016 года, 16:23