Инвестиционное послание Губернатора Ульяновской области на 2014 год

 

Уважаемые дамы и господа, партнеры и будущие партнеры!

В соответствии с Законом Ульяновской области «О развитии инвестиционной деятельности на территории области» обращаюсь к вам с Инвестиционным Посланием. Мы одними из первых в стране ввели подобную практику и это моё Второе обращение.

Я обращаюсь к присутствующим в зале, а в вашем лице ко всем нашим зарубежным и российским бизнес-партнёрам, банковскому и предпринимательскому сообществу региона, органам власти, жителям области. Цель моего обращения – довести до Вас наше понимание приоритетов, основных направлений деятельности и шагов по формированию благоприятного инвестиционного климата в нашем регионе в 2014 году.

Сегодня экономика мира и России переживает далеко не лучшие времена, и долгосрочные прогнозы (вплоть до 2030 года) совсем не оптимистичны: нам предрекают и падение темпов экономического роста, и сокращение бюджетов. К сожалению, итоги развития Ульяновской области за 11 месяцев в чем-то подтверждают негативные ожидания.

В то же время – я не склонен драматизировать ситуацию. И вот почему.

Во-первых, у нас уже есть опыт прохождения финансового кризиса и тогда, в 2008 году, мы приняли единственное, на мой взгляд, верное решение, взяв курс на ускоренное развитие региональной экономики.

Как ни удивительно, но именно в этот период, несмотря на трудности, мы начали большую работу по созданию и стимулированию точек роста. Тогда же разработали механизм предоставления налоговых льгот проектам, имеющим приоритетное значение для социально-экономического развития территории.

Убежден, в тяжёлые для экономики времена власть ни в коем случае не должна замирать и ждать, пока проблемы решатся сами собой. Как сказал Президент России в Послании к Федеральному Собранию: «Нужно заниматься делом и искать решения», а не поводы для ревизии целей.

Именно благодаря такому комплексу мер поддержки к нам пришли гиганты мировой индустрии – Сабмиллер, Марс, Гильдемайстер, Шэффлер, Бриджстоун, Исудзу, БАУ Мотор, Джокей Пластик и многие другие.

За 5 лет объем инвестиций в область вырос более, чем в 2 раза - с 35 млрд.рублей в 2007 году до почти 73 млрд. по итогам 2012 года. Сегодня у нас в реестре областных инвестпроектов более 100. И еще около 700 проектов в реестрах муниципальных образований.  

Во-вторых, прошедший год нам также дал немало поводов для оптимизма.

В организационном и законодательном плане нами приняты ряд важных решений: 

- Меры господдержки, которые использовались в отношении строительства производственных объектов, мы распространили и на социальную инфраструктуру.

- В 2013 году мы впервые применили такой механизм государственной поддержки, как залоговый фонд.

- Внесли изменения в законодательство, позволяющие привлекать профессиональные управляющие компании в наши промышленные зоны и индустриальные парки.

- Подписали целый ряд соглашений, позволивших нам сократить административные процедуры и издержки бизнеса до 3-х раз. В целом в этой части мы вышли на показатели, которые запланированы Правительством Российской Федерации к 2018 году.

На территорию области пришли еще несколько знаковых компаний. Состоялся официальный пуск завода автокомпонентов «Таката Петри АГ», Ульяновского нанотехнологического центра, производства композитных авиакомплектующих «Аэрокомпозит».

Мы достигли договорённостей с 15 крупными международными компаниями, лидерами в своих отраслях о размещении производств в Ульяновской области. Минимальный объём инвестиций по запланированным проектам составляет 17 миллиардов рублей, а количество новых рабочих мест достигает трёх тысяч.

Два наиболее серьёзных достижения 2013 года связаны с портовой особой экономической зоной. В августе началось строительство её инженерной инфраструктуры, а спустя 2 месяца вышло постановление Правительства Российской Федерации о развитии территории ПОЭЗ и увеличении финансирования этого проекта почти на 7 миллиардов рублей.

Необходимость увеличения территории ПОЭЗ вызвано отнюдь не нашими непомерными амбициями. Всё дело в том, что уже в прошлом году спрос потенциальных резидентов превысил предложение. Уже в следующем году первые резиденты начнут свою работу.

Не менее активно развивается промышленная зона «Заволжье». В 2013 году новыми резидентами промзоны стали такие международные компании, как, например, мексикано-немецкий «Немак» с проектом по созданию производства автокомпонентов, российская «Юджи Групп» с проектом производства глюкозно-фруктозных сиропов и немецкая «Хермле АГ» по сборке современных станков.

Особо подчеркну, что мы работаем не только с новыми инвесторами, но и активно способствуем развитию уже работающих в регионе компаний. И они также пользуются всей созданной в области инвестиционной инфраструктурой.

Так, компания «Легран» построит новейший завод по производству низковольтного коммутационного оборудования. Кроме того, создаётся производство металлообрабатывающих станков ОАО «Ульяновский завод тяжёлых и уникальных станков» (ГК «Росток»).

На площадке НИИАР началась работа по строительству двух самых современных в мире исследовательских и опытных реакторов.

На площадке Авиастара развернуто производство модернизированных самолетов ИЛ 476. Машина завершает испытания. В следующем году первые транспортники будут переданы заказчику.

Отрадно отметить, что ряд крупных проектов реализуется и в сельских районах: Цементный завод в Сенгилеевском районе, горно-обогатительный комбинат и завод сухих строительных смесей в Тереньгульском, суконно-комвольный комбинат в Барышском. Восстановлено производство на  площадке предприятия «Стройпластмасс».  

Всего в текущем году мы завершили реализацию 18 крупных проектов с общим объемов инвестиций порядка 25 млрд. руб.

Положительным сигналом является и развитие малого бизнеса. В 2013 году (по состоянию на 1 декабря) в Ульяновской области зарегистрировано почти 5,8 тысяч новых субъектов малого и среднего предпринимательства. А их общее количество составило почти 58 тысяч единиц. Субъектами малого и среднего предпринимательства создано более 11 тысяч новых рабочих мест, а  в консолидированный бюджет области от них поступило свыше 1,7 млрд. рублей.

В-третьих (и это самое основное), мы строим «Мировой креативный регион» и под это у нас есть собственная стратегия и тактика развития, формула успеха под названием «Опережающее развитие».

Мы постоянно совершенствуем ее. Сегодня она состоит из 10  «И». В соответствии с принципами, заложенными в этой формуле, мы и намерены строить нашу инвестиционную политику на 2014 год.

Мы ставим перед собой амбициозные цели на следующий  год: продолжить развитие региона как одного из лидеров в сфере привлечения инвестиций и создания благоприятного делового климата, запустить проекты, в совершенно новых, но очень важных для будущего региона сферах.

Я говорю о формировании на базе нашего региона Поволжского финансового центра.

Еще одно направление, в котором мы должны активными и совершить качественный скачок – создание в Ульяновске Поволжского центра культуры, досуга и шопинга. С учетом нашего туристического потенциала и планов по его развитию, реализация этой задачи вполне нам по силам. 

Мы должны сделать наш регион комфортным как для жителей, так и для наших деловых партнеров и гостей области.

Резюмируя, скажу: «Нам нужно сформировать своеобразный «инвестиционный рай» на территории Ульяновской области».

Это очень непростая задача. Но у нас есть понимание: за счет чего мы ее решим, и как будем двигаться.

Первое о чем мы говорим -  это привлечение инвесторов и рост объемов инвестиций.

В количественном выражении на 2014 год задача заключается в следующем:

- По общему объему инвестиций в следующем году выйти на уровень не менее 80 млрд. рублей (такой показатель определен и на текущий год).

- Заключить не менее крупных 15 соглашений с инвесторами. Ключевыми отраслями, в которые мы привлекаем новые проекты, по-прежнему являются авиа- и автомобилестроение, строительство, ЖКХ и энергетика, сельское хозяйство,  переработка и утилизация ТБО, станкостроение, деревообработка, медицина, образование.

- В муниципальных образованиях области запустить в эксплуатацию не менее 180 объектов с количеством рабочих мест более 2,5 тысяч (и это без учета рабочих мест, которые будут созданы в ходе реализации крупных инвестпроектов).

Хочу обратить внимание на такой принципиальный момент как использование механизмов ГЧП.

Мы научились привлекать частные инвестиции в реальный сектор экономики, однако перед нами стоят задачи строительства инженерной инфраструктуры и новых социальных объектов. Здесь обойтись одними бюджетными средствами просто невозможно.

У нас уже есть опыт работы в рамках ГЧП. Государственно-частное партнёрство лежит в основе проектов диализного центра «Фрезениус», офтальмологического центра, строительства Ледового дворца.

Однако существует ряд вопросов, неурегулированных действующим законодательством. В связи с этим в течение трёх месяцев после принятия федерального закона о развитии ГЧП мы обязаны принять аналогичный закон для Ульяновской области.

И здесь я хочу обратиться к депутатам Законодательного Собрания: прошу Вас поддержать работу Правительства области над региональным законом, начиная с этапа его разработки.

Вторая задача. Необходимо улучшать наши «ИНСТИТУТЫ».

Именно правовое поле, действия органов власти почти всегда определяют глобальную привлекательность и конкурентоспособность экономики. Без создания эффективных и действенных с точки зрения развития бизнеса институтов все наши усилия по экономическому развитию будут тщетны. 

Отсюда задача - повышение эффективности инвестиционной деятельности отраслевых ведомств и муниципальных образований.

Что мы здесь будем делать?

На отраслевом уровне.

Все ведомства до 1 марта 2014 года завершат внедрение разработанного в этом году инвестиционного отраслевого стандарта. 

В его рамках:

- определить ключевые направления и сформировать перечень ведущих мировых и российских компаний, потенциальных инвесторов и основных партнеров, 

- разработать и подписать Соглашение о сотрудничестве с Корпорацией развития области и Корпорацией развития предпринимательства, выстроить с ними взаимодействие по главным проектам,

- разработать и утвердить внутри своей отрасли систему сопровождения проектов (соответствующую единому региональному регламенту сопровождения проектов в рамках одного окна), 

На муниципальном уровне.

В 2014 году должны приступить к работе центры развития муниципальных образований, формируемые сейчас на базе муниципальных центров развития предпринимательства. Они будут филиалом региональных институтов развития и стратегическим союзником местных предпринимателей.

Однако, органам местного самоуправления нельзя забывать о своей роли в системе улучшения делового климата. И я не могу не упомянуть об одном её важном элементе - Стандарте деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

В феврале 2013 года мы адаптировали этот Стандарт под муниципальный уровень, и начали его реализацию в муниципальных образованиях. Через два месяца (март 2014) блок развития регионального правительства подведёт итоги этого проекта. Будет проведен своеобразный экзамен на знание требований Стандарта для глав администраций муниципальных районов и городских округов, их заместителей по экономике, а также руководителей поселений.

Одной из основных наших задач в 2014 году, должно стать принятие всеми муниципалитетами нового административного регламента так называемого «первого приёма», который должен упростить процедуру выхода бизнеса на инвестиционную площадку, связанную с выделением земельных участков.

Основная задача этой работы – не допускать случаев потери инвестора на этапе выбора площадки.

Необходимо продолжить и нашу работу по совершенствованию правового поля.

В России наш регион знают и воспринимают как территорию, которая активно занимается снятием административных барьеров и процедур. Как инициаторов введения особого налогового режима для малого и микробизнеса.  

Мы должны в 2014 году внедрить все позитивные наработки, которые у нас есть в этом направлении. Поэтому наиболее значимым должен стать проект по предоставлению налоговых каникул предпринимателям, применяющим патентную и упрощённую системы налогообложения. Надо обеспечить его соответствующей правовой базой в кратчайшие сроки после принятия таковой на федеральном уровне.

Кроме этого, очень важно разработать и утвердить правовые основы для установления квот на закупку продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий.

Чтобы «состыковать» малый бизнес с крупными проектами, дать им возможность кооперироваться между собой, в 2014 году будет запущен проект электронной бизнес-кооперации. Жду от Корпорации развития предпринимательства в январе 2014 года пошаговый план его реализации. 

Наконец, нам необходимо добиться реализации Соглашений, которые мы подписали с основными сетевыми компаниями о существенном сокращении процедур.

Здесь мы столкнулись с одной серьезной проблемой. Договоренности, прописанные в наших соглашениях, зачастую входят в противоречия с внутренними регламентами, утвержденными головными организациями сетевых компаний. И в итоге - соблюдаются исключительно благодаря доброй воле руководителей на местах.

Считаю, что именно на этом нам необходимо сосредоточить наши усилия в 2014 г. Принятые решения должны быть доведены до непосредственных исполнителей, работающих в сетевых компаниях.

Не менее важно, чтобы в этих вопросах жесткую позицию обозначила федеральная власть. Без единых системных мер на территории всей страны мы эту проблему вряд ли сможем решить.

Эти задачи должны быть решены блоком развития регионального правительства совместно с областным Министерствами экономики ТЭК и ЖКК и представителями сетевых компаний и естественных монополий.

Третья задача. Развитие и совершенствование инвестиционной «ИНФРАСТРУКТУРЫ».

Тридцать пятое место по инфраструктурной составляющей в недавно вышедшем рейтинге Инвестиционной привлекательности регионов от РА «Эксперт» нас абсолютно не устраивает.

На развитие инфраструктуры в следующем году в консолидированном бюджете области уже заложено более 200 млн. рублей. Кроме того отдельной строкой идет финансирование строительства инфраструктуры ПОЭЗ. А это несколько миллиардов рублей!

Нам предстоит решить следующие задачи.  

Во-первых, продолжить строительство объектов инженерной инфраструктуры в наших основных точках роста.

Мы должны соблюдать такие темпы строительства инфраструктуры ПОЭЗ, чтобы обеспечить потребности как минимум четырёх её резидентов: «ААР Рус» планирует завершить первую фазу реализации своего проекта, а «Промтех Ульяновск» и «ФЛ-Техникс» – перейти к активной реализации. К реализации своего проекта также планирует приступить корпорация «Ростехнологии», которая будет строить завод по производству региональных турбовинтовых самолетов Bombardier.

В 2014 году нам необходимо обеспечить строительство 3-ей очереди промзоны «Заволжье». Убеждён, справиться с этой задачей Корпорации развития Ульяновской области поможет Сбербанк России, ставший нашим стратегическим партнером в данном проекте.

Во-вторых, нам необходимо продолжать работу по созданию новых зон перспективного развития по примеру зоны «Заволжье» .

Тем более, что сейчас формируются условия для окупаемости этих проектов. Я имею ввиду Послание Федеральному Собранию, в котором Владимир Владимирович Путин сказал про компенсацию затрат на строительство инженерной инфраструктуры.

В связи с этим, нам необходимо активнее использовать механизм государственно-частного партнерства и длинные кредиты.

По такому пути мы пошли при создании промышленной зоны «Карлинское», где в партнеры нам удалось привлечь крупную швейцарскую компанию «Дэга Групп», имеющую серьезный опыт в индустриальном девелопменте. Профиль этой площадки - логистика и локализация высокотехнологичных производств.

В начале 2014 года будет создано совместное предприятие, и мы приступим к проектированию и строительству инфраструктуры промышленной зоны «Карлинская». Нельзя затягивать с этим шагом, так как у нас уже есть потенциальные резиденты для этой площадки.

Аналогичный опыт мы будем внедрять и в других проектах. По промзоне «Новоульяновск» (ее специализация – производство стройматериалов) уже достигнута договоренность и имеется три потенциальных резидента. Найден и партнер по строительству инженерной инфраструктуры. В следующем году мы должны приступить к активной фазе, выйти на строительство.

Есть понимание и еще по 4 зонам: «Новоспасская», «УЦМ» (Ульяновск), «Инза» и «Димитровград».

Мы приглашаем бизнес соседних регионов (Самары, Тольятти, Сызрани, Кузнецка, Пензы, Саранска, Алатыря, других) размещать свои производства на этих площадках и гарантируем максимальную поддержку.

Хотел бы напомнить и об еще одном важном решении. Начиная с 2014 года, мы намерены финансово поощрять муниципалитеты за развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций и уже предусмотрели для этого средства в областном бюджете.

Кроме инвестиционной инфраструктуры мы будем строить и модернизировать инфраструктурные объекты общего пользования.

У нас подписаны соглашения по реконструкции железнодорожного вокзала в Ульяновске, мы приступим к реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта имени Карамзина. Продолжим программу газификации и строительства и ремонта дорог.

Четвертая задача – развитие «ИННОВАЦИЙ». Это готовность к освоению и внедрению передовых технологий и наработок.

Еще раз сошлюсь на рейтинг Инвестиционной привлекательности регионов от РА «Эксперт». Именно по инновационной составляющей мы имеем самую высокую оценку, являемся 18-ми по России (продвинулись на три позиции по сравнению с рейтингом 2012 года).

Сегодня в Ульяновской области созданы и успешно работают около 20 объектов инновационной структуры, среди которых технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и многие другие.

Работает ряд крупных научных учреждений: Ульяновский Государственный университет, Сельскохозяйственная Академия, а также Педагогический и Технический университеты. Последний, кстати, является лидером по количеству патентов среди всех организаций-патентодержателей России и по развитию инновационной инфраструктуры. В этом ряду также стоят Димитровградский филиал инженерно-технологического национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт).

Что будем делать?

Главная задача – привлечь инновационные компании в регион, наращивать число стартапов. Для этого у нас есть и организационные условия, инфраструктура и кадры. Продукция наших предприятий должна выходить на всероссийский и международный уровень.  

Важную роль в реализации такого подхода мы отводим механизму стимулирования экспорта. На следующий год мы заложили в бюджете только на начальный этап для апробации этого проекта 10 млн. руб.

Кроме этого мы понимаем, что важно не только произвести продукцию, но и внедрить ее. Наша областная комиссия по внедрению инновационных разработок должна взять под жесткий контроль внедрение инновационной продукции и увеличить ее долю в закупках для нужд областных структур, в том числе распространить этот подход на областные и муниципальные учреждения и акционерные общества и предприятия.

В связи с этим поручаю внести соответствующее изменение в распоряжение «О мерах по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Ульяновской области», регламентирующее эту процедуру.

Наш регион является одним из 12 членов Ассоциации инновационных регионов России. Необходимо в полном объеме использовать финансовые и интеллектуальные возможности ассоциации. В частности на следующий год должно быть подготовлено и подписано соглашение с инвестиционным фондом АИРР. Это расширит возможности поддержки наших инновационных предприятий.

Кроме того в 2013 году мы приступили к созданию инжинирингового центра в сфере полимерных композитных материалов. Разработана концепция и бизнес план его функционирования. В 2014 году мы обеспечим его создание. Это даст возможность просчитывать свойства продукции на этапе проектирования и производить ее прототипы.

По отдельным проектам задачи выглядят следующим образом:

- на базе ядерно-инновационного кластера запустить центр Коллективного пользования в сфере керамических композитов,

- по проекту СВБР (свинцово – висмутовый быстрый реактор) необходимо начать строительные работы, 

- в рамках Наноцентра – увеличить количество стартапов минимум в 1,5 раза по сравнению с текущим годом и довести их до 20-25. А также удвоить количество технологических команд, работающих в Наноцентре с 11 до 22.

Пятая и шестая задачи тесно взаимоувязаны. Они касаются развития интеграционных связей и интернационализации нашей экономики («ИНТЕГРАЦИЯ» и «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ»).

Невозможно выйти в число регионов-лидеров, не развивая сотрудничество на международном уровне, не встраиваясь в систему международного разделения труда. Поэтому мы понимаем эти задачи как включение во все позитивные международные процессы в сфере экономики, в культуре, социальных отношениях. Мы должны максимально открыться и для своих и для иностранных партнёров, и, как результат стать успешными на зарубежных рынках.

Именно поэтому в качестве главного консультанта мы привлекли Всемирный Банк.

Нам необходимо задействовать самые разные инструменты выхода на мировой рынок. Это:

- Работа с международными офисами Сбербанка России и других российских банков, национальными и международными бизнес объединениями.

- Участие в международных форумах и конференциях.

- Презентация Ульяновской области за рубежом.

- Вступление в международные проекты.

Но кроме этого важно концентрировать имеющиеся ресурсы, повышать уровень взаимодействия предприятий внутри региона. Логика здесь проста - конкуренция на мировом рынке идет не между отдельными предприятиями, а на уровне производственно-территориальных объединений (кластеров). Именно поэтому кластерный подход является важнейшим и для нас.

На сегодняшний день два наших кластера полностью сформированы и формализованы в соответствии с действующим законодательством. Это авиационный и ядерно-инновационный. Они входят в двадцать пять лучших по России.

Для этих кластеров сегодня важно формирование площадок, увеличивающих их потенциал, строительство социальных объектов, привлечение новых членов, а также развитие кадрового потенциала. На решении этих задач Правительство области и мэрии Ульяновска и Димитровграда  должны сконцентрироваться в следующем году.

В Димитровграде мы приступим к строительству специализированного жилого микрорайона – кампуса, соответствующего всем современным требованиям.

В рамках авиационного – запустим проект Смарт Сити в Заволжском районе. До конца 2013 года необходимо разработать и утвердить его концепцию. Здесь нашим партнером является всемирно известная компания Эрнст энд Янг.

Данная площадка также должна стать одним из инфраструктурных элементов нового ИТ кластера, над развитием которого мы сейчас работаем.

Я обращаюсь ко всем молодым людям, специалистам в сфере ИТ технологий и предлагаю принять активное участие в разработке концепции города будущего. Он должен стать комфортным, в первую очередь, для вас.

Кроме того, принципиально важно продолжить развитие кластера машиностроения. Это дает нам возможность завести в регион мировых лидеров и модернизировать действующие предприятия.

Участниками кластера являются уже порядка 10 компаний. Важно начать процедуру формализации и организационного оформления кластера как единого целого. Необходимо отметить что резидентами кластера стали не только производственные компании, но и проектные бюро, инжиниринговые центры, как российские, так и иностранные.

В связи с этим, наша задача в 2014 году окончательно закрепить за собой положение центра компетенций в сфере машиностроения. Отрадно, что партером в данном проекте для нас является ведущий машиностроительный вуз как «Станкин».

В результате мы должны сконцентрировать на территории региона всю цепочку от разработки и изготовления комплектующих до сборки готовой продукции.

Поэтому я приглашаю всех потенциальных партеров к сотрудничеству.

Не менее важны для нас кластер творческих индустрий и туристический кластер (Музей СССР).

Сегодня в Ульяновске эффективно работает бизнес инкубатор «Квартал». Его филиалы надо запустить во всех районах Ульяновска и городе Димитровграде. В 2014 году должно удвоено число людей, вовлеченных в работу «креативных индустрий». А к 2020 их число должно дойти до 60 тысяч человек.

Мы приглашаем всех, кто связывает свою жизнь с творчеством, искусством участвовать в реализации наших проектов.

По Музею СССР – завершить формирование его концепции и приступить к первым проектным работам. И на это мы также уже предусмотрели финансирование.

Важно активнее выходить на международные рынки с целью привлечения партнеров и инвесторов в проекты данных кластеров.

Что касается развития кластера автокомпонентов, то задача заключается в расширении того потенциала, который наработан: через привлечение новых участников и за счет повышения качества  продукции действующих предприятий, сертификации их по международным стандартам. Поэтому задача, которая стоит перед блоком промышленности на следующий год - разработка и внедрение комплекса мер стимулирования для таких предприятий.

В Ульяновской области в 2014 году наряду с УАЗом начнут работать такие мощные сборочные производства как Исудзу и Бау Моторс. В совокупности с тем фактором, что в радиусе 300 км от нашего региона осуществляется сборка более 60% всех автомобилей, выпускаемых на территории РФ, мы становимся важнейшим центром локализации производителей автокомпонентов. И этот факт подтверждается приходом в наш регион компаний НЕМАК, Шэффлер, Бриджстоун и многих других.

Мы приглашаем крупнейшие мировые холдинги на территорию области для размещения своих предприятий и гарантируем максимально благоприятные условия развития.

Но не менее важно вовлечение в кооперацию наших действующих  производственных площадок. Я призываю руководство компаний активнее заниматься сертификацией продукции и повышением ее качества. А промышленному блоку в Правительстве области поручаю разработать и внедрить дополнительные меры по стимулированию таких предприятий.

Седьмая задача. Краеугольным камнем становится сегодня уровень компетенции кадров, творческие способности, качество образования.

Мы приступили к превращению Ульяновской области в  мировой креативный регион, что означает создание такой среды, которая в полной мере позволяла бы проявлять и реализовывать себя талантливым людям.

Не секрет, что качество кадров является одним из ведущих факторов привлекательности региона для инвестиционных партнёров. И поэтому мы должны одновременно с наращиванием материально-технического потенциала экономики заниматься вместе с университетами и другими учебными заведениями развитием образовательного пространства.

В регионе нужно создать полноценный образовательный кластер.

Наши вузы должны войти в число ведущих в стране, а к 2025 году занять места и в мировых рейтингах.

Считаю, что вузам необходимо взять на себя областные учреждения среднего профессионального образования и создать производственные цепочки.

Нашим университетам  нужно усиливать интеграцию с предприятиями региона. Учебные программы и специализация университетов должны быть жёстко увязаны с нашими кластерами в экономике:  авиационным, ядерно-инновационным, стекольно-строительным, автомобилестроительным, кластерами творческих индустрий и  информационных технологий.

Необходимо продолжить работу по созданию ресурсных центров. Сейчас у нас в соответствии с отраслевой и кластерной структурой экономики действует десять таких центров, обеспечивающих кадрами строительство, машиностроение, транспорт и другие ведущие отрасли. Мы планируем наращивать компетенции действующих центров и придать им статус автономных учреждений.

До конца 2014 года мы должны реализовать проект по созданию одиннадцатого ресурсного центра – центра по подготовке кадров для авиастроения. Он станет прекрасным примером участия бизнеса в организации образовательного процесса. Партнёрами проекта готовы стать ЗАО «Авиастар-СП» и немецкий концерн «Гильдемайстер». 

В 2014 году мы подпишем многостороннее соглашение по реализации этого проекта. Соглашение объединит усилия Правительства Ульяновской области, Ульяновского авиационного кластера, Закрытого акционерного общества «Авиастар-СП», Ульяновского государственного университета, а также авиационного и технического колледжей.

Еще одно направление, в котором мы продолжим работать – это создание многофункциональных центров прикладных квалификаций. Буквально в сентябре 2013 года на базе «Димитровградского технического колледжа» создан центр, отвечающий за кадровое обеспечение ядерно-инновационного и транспортно-логистического кластеров. Планируется, что  контингент обучающихся по различным программам здесь составит  почти 1,5 тысячи человек в год. Уже заключены договоры с организациями-партнёрами, в интересах которых будет осуществляться подготовка кадров.

В сентябре 2014 года планируется создание многофункционального центра прикладных квалификаций на базе механико-технологический колледж в Старой Кулатке.

Подчеркну, что, исходя из требований к современному профобразованию, все наши центры должны работать в рамках дуальной системы образования, связывающей учебный и производственный процессы.

Таким образом, перед Министерством образования и науки Ульяновской области я ставлю ряд задач в рамках инвестиционного развития региона в 2014 году.

Во-первых, необходимо разработать региональный пакет нормативно-правовых актов, которые бы четко регламентировали взаимодействие профессиональных образовательных организаций и работодателей при переходе на дуальную систему профессионального образования.

Во-вторых, необходимо совместно с региональными отделениями РСПП и ТПП создать региональный центр сертификации квалификаций. Разработать и внедрить систему оценки качества профессионального образования, включающую общественно-профессиональную аккредитацию программ обучения.

Обращаюсь к нашим предприятиям, руководителям компаний с просьбой более активно поддерживать данный процесс и непосредственно участвовать в этой работе.

В-третьих, необходимо завершить работу по созданию международного бакалавриата на базе многопрофильного лицея № 20 города Ульяновска.

В-четвертых, особое внимание уделить профориентации среди детей и молодёжи, тем более что 2014 год объявлен Годом профориентации и Годом человека труда в Ульяновской области.

Восьмая задача - «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ». Это значит, что мы должны работать быстрее и лучше всех. Производительность труда у нас должна быть на уровне европейских стран. 

Мы ставим перед собой задачу провести совместную работу с их головными компаниями по созданию на базе предприятий центров компетенций. Они должны стать глобальными игроками на российском и международных рынках, а не замыкаться на потребностях региона.

Именно такие планы на сегодняшний день нам предстоит реализовать с «Авиастаром», «Утесом», Моторным заводом, «УКБП», УАЗом и НИИАРом.

Кроме того, мы продолжим работу с крупными предприятиями по созданию индустриальных парков на их площадях. К действующему на ДААЗе должно добавиться еще как минимум два (на площадях Авиастара и УАЗа). Для этого в 2014 году необходимо провести всю подготовительную работу. Соответствующие рабочие группы уже созданы, ключевые этапы и сроки реализации определены. Обращаю на это внимание руководителей этих групп .  

Такой подход позволит нам избежать сокращений при модернизации производств и трудоустроить людей на новые предприятия.

Главным индикатором нашей работы по направлению «интенсификация» является рост производительности труда. Только это может обеспечить высокую конкурентоспособность нашего региона на мировом уровне. Мы поставили для себя цель на следующий год – увеличить производительность труда как минимум на 4,4%.

Девятая и десятая задачи. Выстраивание конструктивного диалога между обществом, властью и бизнесом, вовлечение активных социальных групп в выработку и принятие общественно значимых решений («ИНТЕРАКТИВ» и «ИДЕНТИЧНОСТЬ»).

Важнейшими условиями успешности инвестиционной политики являются высокий уровень поддержки наших начинаний жителями Ульяновской области, приверженность ульяновцев идеям развития региона и гордость за его успехи.

Важно, что у нас и обычные жители и тем более чиновники очень трепетно относятся к частной собственности. Редки случаи порчи чужого имущества, ушли в прошлое какие-либо рейдерские захваты. Инвесторы могут быть спокойны за вложения, сделанные в Ульяновский регион.

Я не могу представить себе ситуацию, когда готовый и полностью соответствующий всем требованиям закона бизнес, не может запустить свой проект из-за отсутствия разрешения какого-то чиновника.

Тем не менее, считаю, что для повышения интерактивности и активизации диалога нам необходимо развивать трёхсторонние обсуждения вопросов развития. От органов власти время требует быть максимально открытыми, а это, значит, понятными и в хорошем смысле предсказуемыми для граждан и для инвесторов.

Важнейшим инструментом повышения доверия должен стать механизм контроля за деятельностью власти со стороны общества. Одними из первых мы создали Палату справедливости и общественного контроля. Уверен, что она станет медиатором в решении спорных вопросов. Для большей объективности и честности конкуренции я призываю частный сектор присоединиться к деятельности этого нового института.

Что касается идентичности. Это своего рода идеологическая основа развития региона. Ульяновская земля и её люди обладают глубокой самобытностью, богатыми культурными и хозяйственными традициями.

Приходящие к нам инвесторы, рассчитывающие на успех, должны с уважением относиться к жителям, истории и природе региона. Только в этом случае новые производства, бренды и товары будут восприниматься ульяновцами как свои. И, поверьте, это – мощнейший фактор успеха. Мы умеем ценить то, к чему причастны. Уверен, что скоро Ульяновская область будет ассоциироваться не только с УАЗом, «Русланом» и «Волжанкой», но и с другими товарами и брендами, которые создаются руками жителей региона.

Чувство идентичности – это ещё и чёткий сигнал для отечественного бизнеса вкладывать деньги не в зарубежные активы, а в собственную страну. Многие успешные предприниматели по всему миру имеют ульяновские корни. Я призываю их вернуться к истокам своего успеха: обустроить город, посёлок и село своего детства за счёт вложений в их экономику. Эти инвестиции обязательно будут успешными.

Одним из важнейших направлений в этом плане сейчас становится консолидация ульяновского малого бизнеса вокруг задачи развития населённых пунктов области. Мы начали трудный разговор о поддержке предпринимательства, о соблюдении всеми сторонами закона, об ответственности власти и бизнеса за развитие местного сообщества.

В 2014 году из чисто идеологических постулатов интерактивность и идентичность должны вырасти в практически применимые для экономики системы мер.

В качестве одной из таких мер взаимодействия в следующем году мы реализуем проект «День инвестора». Он будет проводиться не менее двух раз в год и включать в себя дискуссионные площадки для развития диалога между крупным и мелким бизнесом, экспертным сообществом, населением и органами власти.

Сохраним мы и такое начинание как «Неделя предпринимательских инициатив».

Уважаемые коллеги!

В качестве заключения хочу напомнить, что к Ульяновской области как признанному лидеру в формировании благоприятного инвестиционного климата сегодня приковано пристальное внимание. Именно по этой причине в предстоящем году мы станем объектом подробнейших исследований российских и международных экспертов. Всемирный экономический форум изучит опыт Ульяновской области в части разработки механизмов экономического роста, а наш давний партнёр Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов включил наш регион в пилотный проект по апробации нового рейтинга, оценивающего инвестиционную привлекательность регионов нашей страны.

Вы все должны понимать, какая это ответственность и насколько для нас важно. В совокупности все это определяет и характеризует работу губернаторских команд. 

Добавлено: 27 декабря 2013 года, 14:15